Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Размышления об изучении литературы"

эссе

Автор: Цой Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ №4", г.Стрежевой, Томская область



В раздел основное общее образование



Солнце проснулось и, заглянув в моё окно, озарило улыбкой сразу всё вокруг. Солнечные зайчики запрыгали по стене …заигрались… Натягивать одеяло теперь бесполезно – утро пробилось в мой дом сквозь стекло. И я, слегка прищурив глаза, говорю: - С добрым утром, милый город – сердце 43 тысяч людей! Да-да! Я не ошибаюсь! Мой город – сердце тысяч людей. Тех, кто приехал сюда 50 лет назад, и тех, кто родился здесь, и тех, как я, приехавших следом за своими выросшими детьми и позвавшими сюда внучками… Это наш город, наш до мозга костей! Мы сюда собрались из всех волостей. Мой город не стареет…он юный, и молодеет с каждым днём, хорошеет. Он такой же, как мои ученики: Порою серьёзный, порой шаловливый, Задумчивый, нежный…но все мы семья - И значит, мой город, как все мы –счастливый! Я могу говорить о городе бесконечно, гулять по шумным или пустынным улицам, читая объявления, приклеенные на заборах, стенах домов, подъездных дверях или на стволах деревьев… И, пожалуй, последнее меня огорчает в «интерьере» города больше всего. Да, это беспорядочная эстетика, как серая заплатка на белом бальном платье или немытая посуда на праздничном столе…Почему мы позволяем себе портить интерьер нашего общего дома...Ведь в конце концов придётся засучив рукава броситься отмывать, отчищать то, что не задумываясь, успели испортить мы сами… «Человек свободен, он за всё платит сам. За веру, за неверие, за любовь, за страх… он за всё платит сам. И поэтому Он свободен! - ухмыляясь, неудачно процитировал Горького мой ученик,-Придёт время, Человек поймёт, что жить в чистом доме гораздо приятнее, чем в ночлежке Костылёва». И «когда же придёт настоящий день»? - с намёком на другого автора, прищурив глаза, вступает в беседу умница Алиса. «Наше дело убрать мусор, а там уж другие придут за нами. Мы пойдём другим путём!» - вступает в разговор Никита. «Стоп! Последняя фраза не цитата из произведения. Это историческая данность – ленинское обещание изменить мир» … Я смотрю на ребят и радуюсь: зачитали! Наконец-то мои ученики возвращаются к мысли классика «любите книгу – источник знаний». Душа моя ликует. Нет, не напрасен наш труд учительский. Пусть сегодня ещё не все «засыпают к утру над распахнутой книгой», и не пишут сочинения сами, но он придёт, этот день вернётся, когда Книга снова станет лучшим подарком… Кого из нас, педагогов, не возмущает экранизация многих произведений, которую часто трудно соотнести с произведением автора? А сколько фильмов основаны
на эротике, на которую автор литературного произведения даже не намекал!? А просмотрев такой фильм до прочтения произведения, любопытный подросток разочаровывается, а любознательный возмущается! Как же могло такое произойти, что самая читающая в мире страна за короткий срок (меньше чем одно поколение!) читать почти перестала? И современная молодежь не только не знает произведений русской классики, но и практически не читает книг? Не отсюда ли берет свое начало потрясающая безграмотность наших учеников, их неумение самостоятельно излагать свои мысли, элементарно рассуждать? Кто виноват в этом? Нам в наследство досталась величайшая в мире художественная литература, в которой на протяжении тысячи лет хранится и постоянно пополняется особый русский культурный код. Сила русской литературы на протяжении веков состояла в том, что она всегда ставила перед читателями самые широкие нравственные, философские, социальные, общественные проблемы и пыталась разрешить их в острых конфликтах, раскрывающих характер и духовный мир человека. Действенность литературы в том, что она связана с жизнью людей, постоянно обогащает их духовный мир, воспитывает культуру чувств и духовных переживаний, способна помочь формированию высоконравственной личности. Можно ли воспитать в современном русском человеке культуру чувств и духовных переживаний, не способствуя формированию высоконравственной личности, если у молодежи отсутствует элементарная потребность в чтении классической художественной литературы? Просиживая часами за компьютером, современные школьники получают однобокое развитие. В Интернете есть всё! Не хватает души… А именно литература не даёт возможности развитию духовная деградация. Именно в Интернете нынешние молодые коллеги мои ищут оправдание незнанию художественных произведений тем, что «… в XXI веке трудно себе представить русского писателя, который бы писал в стиле Толстого или Достоевского, использовал такие тяжеловесные и сложные синтаксические конструкции. Сознание современного подростка устроено таким образом, что ему трудно даже дочитать такое предложение до конца, трудно понять и усвоить смысл прочитанного». Не могу с этим не согласиться, и с тем, что многие пролистывают страницы с пейзажным описанием или описанием интерьера! Но не верю, что современному читателю не интересно читать только поэтому… Динамика жизни современного человека значительно ускорилась, книги сегодня читают не так, как в прошлые времена, когда читали не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой. Сегодня в моде у молодежи другие писатели, те, что проще и в какой-то степени ближе, понятнее, энергичнее и эротичнее… Мне, воспитанной на образах русской и мировой классической литературы, писательская манера многих современных писателей кажется слишком простой, местами даже примитивной. Но, по моему мнению, у ребят
сегодняшних есть возможность понять и отличить искусство истинное от ложного. Только так можно «найти себя». Пусть на столе у каждого будет любимая книга, особенно у не очень-то читающей ныне молодежи. Между коллегами всё чаще слышу ропот, дескать, стоит пересмотреть школьную программу по литературе в сторону уменьшения часов на изучение русской классики и больше изучать современных авторов… Но вот сумеет ли такая литература воспитать культуру чувств современного подростка, еще вопрос. Большой вопрос… В Царскосельском лицее урок литературы был каждый день, поэтому все мальчики и стали эрудитами, поэтами, первопроходцами новых земель, офицерами, учившими во время ссылки якутов чтению и письму, разуму и уму. Мои ученики, читая «Записки охотника» и повести Тургенева, всю перемену не выходили из класса, а 11-классники с восхищением зачитывались бунинскими «Тёмными аллеями»… Как хочется верить, что наши современные ученики «Белинского и Гоголя с базара понесут», будут вместе с Наташей Ростовой восхищаться луной, вместе с Василием Тёркиным поддерживать дух бойцов в трудную минуту. Сможет ли современная литература воспитать культуру чувств и переживаний современного школьника, покажет время…


В раздел основное общее образование