"Организация работы со слабоуспевающими учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, на уроке"
опыт работы
Автор: Самолюк Анжелика Александровна, учитель математики, МБОУ "СОШ п. ОРОТУКАН", Магаданская область
В раздел основное общее образование
Организация работы со слабоуспевающими учащимися, имеющими ограниченные
возможностями здоровья, на уроке
Даже самый трудный ребенок хочет стать хорошим. Только он нуждается в помощи, признании, уважении и любви окружающих, которую он ждет от нас». Л.С. Выготский Одним из положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей в получении образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, и их успешной социализации. Первым шагом на этом пути является их обучение в стенах общеобразовательного учреждения. Однако в последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа слабоуспевающих детей с ОВЗ. В нашей школе такие учащиеся тоже есть. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано? Школой определяются способы обучения детей данной категории в условиях общеобразовательного класса, а специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, и, как следствие, в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число слабоуспевающих. В этом учебном году в общеобразовательных классах школы обучаются 42 ученика с ОВЗ. В целом их количество в течение 5 лет колеблется от 22 до 42 человек. Основной формой работы с такими детьми является индивидуальная работа, что невозможно в условиях общеобразовательного класса, лишь на отдельных уроках или их этапах учащиеся с ограниченными возможностями здоровья включаются в коллективную или фронтальную работу, а в результате становятся слабоуспевающими. Кроме этого, нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Ученик с ОВЗ выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно, не способствует его личностному становлению и развитию. Очевидно, что часть вины за такое большое количество слабоуспевающих
ложится на плечи педагогов. Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы - не потерять, не упустить учащихся с ОВЗ. Для этого, впрочем, как и всегда, с учётом нашей профессии, необходимо ответить, как минимум, на три вопроса: кого учить? чему учить? как учить? Давайте посмотрим ещё раз на особенности учащихся данной категории. Особенность учащихся с ОВЗ - низкий уровень знаний, низкий уровень интеллектуального развития, отсутствие познавательного интереса, несформированность элементарных организационных навыков, учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения, т.к. у них отсутствует адекватная самооценка, что приводит к отсутствию системы в знаниях. Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития
Причины: Педагогическая запущенность. Частые заболевания. Пропуски занятий. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. Проявляется в неумении устанавливать причинно-следственные связи. Учитывать все признаки предмета или явления.
2. Несформированность учебных навыков
Ребенок не умеет учиться: работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т.д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью
Характеризуется отвлекаемостью; подвижностью; неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса
Обусловлено тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.
5. Несформированность произвольной сферы
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных заданий.
6. Низкий познавательный интерес
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить "эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
проявляется в утомляемости, истощаемости, медленном темпе работы. Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень знаний, после чего "возвратить” ученика на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам. Продумать и осуществить индивидуальный план обучения. Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы: 1. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. 2. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. 3. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику: - Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем выполняемых заданий. - Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет. Проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. Перфокарты. Карточки-тренажеры. Творческие задания. "Карточки-информаторы”, "карточки-конспекты”. Учитель должен 1.
Знать психическое развитие ребёнка
: - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный); - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное); - память (вербальная, невербальная), стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке 2.
Проявлять:
- разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика, уметь встать на позиции ученика «НЕТ насмешливому тону!», уметь вести непринуждённый диалог, стремиться к внешней занимательности, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении
3. Применять
- опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль - конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения, при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно-развивающий
аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
4. Рационально распределять учебный материал
(трудное сначала!), применять частую смену видов деятельности на уроке, многократно проговаривать и закреплять материал урока, стремиться к алгоритмизации деятельности В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: 1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. 4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. 5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. 7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. 8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они
были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: При закреплении. При проверке домашнего задания. При самостоятельной работе. При разумном и грамотном его применении творятся чудеса педагогики. Слабоуспевающих становится меньше, а неуспевающих нет вовсе. Полезна также инклюзия. Сегодня она составляет актуальное направление развития общего образования России и подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогической общественностью широко обсуждается вопрос инклюзивного образования детей с ОВЗ. И не случайно. По данным различных источников около 15% от общего числа школьников составляют те, кто имеют индивидуальные потребности в обучении и их число, к сожалению, с каждым годом не уменьшается. В нашей школе почти 25% учащихся имеют особые образовательные потребности. В целях достижения качественных результатов образования и эффективной социальной адаптации детей с ОВЗ необходима не интеграция, а именно
инклюзия
– не простое включение, а изменение образовательного учреждения, предполагающее создание необходимого медико-психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ на уровне общеобразовательного класса. Главный вопрос, возникающий у педагогов в этой связи:
«Как организовать инклюзивное обучение?».
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для детей с ЗПР должны быть обязательно предусмотрены в учебных планах классов инклюзивного обучения. Задача активизации работы по коррекционному сопровождению учащихся решается через систематическую работу с предметными методическими объединениями учителей, групповое и индивидуальное консультирование как родителей, так и учащихся. Коррекционно-развивающая работа включает:
- коррекцию психологических особенностей детей
(проведение индивидуальных, групповых консультаций, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы,
характерологических особенностей; занятий в рамках элективного курса «Психология конфликта»);
- педагогическую коррекцию, осуществляемую в нескольких направлениях
: использование коррекционных техник в течение уроков и занятий (динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, многократное повторение учебного материала, концентрация внимания: пауза перед заданием, корректировка объема; социально-бытовая ориентировка) апробирование и отбор оптимальных методов, средств, способов, приёмов, форм обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (разработка системы упражнений по коррекции познавательных процессов учащихся, форм, способов и приёмов организации урочной и внеурочной деятельности, совершенствование контроля знаний учащихся 1-9 классов). Цель индивидуальных и групповых коррекционных занятий состоит в повышении уровня общего сенсорного, интеллектуального развития; коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики; подготовки к восприятию трудных тем учебной программы; восполнении пробелов предшествующего обучения и др. Важно, чтобы работа на индивидуально-групповых занятиях была направлена на общее развитие школьников, а не только на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. В коррекционной работе на первый план выдвигается коррекция социального опыта и межличностных отношений в классе. Совместное обучение в полной мере не решает всех вопросов взаимодействия обычных детей и детей с отклонениями в развитии. У каждого ребенка с особенностями в развитии должен накапливаться свой собственный опыт социальных отношений. Важно воспитать в таком ребенке человека, умеющего быть и оставаться индивидуальным, чувствовать личную ответственность за свою деятельность, свое поведение, иметь свою точку зрения. Подготовка к независимому самостоятельному образу жизни возможна в общеобразовательном учреждении за счет привлечения учащихся с психофизическими нарушениями к совместной внеклассной, внеурочной деятельности с обычными детьми, в которой они могли бы проявить свои человеческие качества, свои творческие способности, не относящиеся к образовательному процессу и не связанные с интеллектуальной деятельностью. Для этой цели учащиеся с ОВЗ посещают в
музыкальной школе - отделение хореографии, танцевальное и художественное, в ДЮСШ - секции бокса, фитнеса. ОФУ; при РЦДТ - кружки бисероплетения и моделирования из бумаги. Любые педтехнологии, если они дают положительный результат, одобряются. И метод проектов, и технология "полного усвоения”, и личностно-ориентированное обучение. А в заключение хочется сказать следующее: Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю. Любите нас такими, какие все мы есть. Пусть недостатков в нас не счесть. но мы же просто дети. Мы вашим станем продолженьем, надеждой вашей и судьбой, Тревогой, счастьем, вдохновеньем. Но, чтобы вдруг не стали мы бедой, Своим примером день за днем Быть благодарными учите И человеческой любви огнем Любовь ответную будите….
В раздел основное общее образование