"Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе М.М. Разумовской"
рабочая программа
Автор: Казекина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 7, город Тюмень
В раздел основное общее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Тюмени
Рассмотрено
МО гуманитарного цикла Протокол № ___ от ___.____.2016 г. Руководитель МО ______Л.Е. Дружинина
Согласовано
Заместитель директора по УВР ____._______. 2016 г. __________________М.Л. Максимова
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 7 города Тюмени Приказ № _____от ____._____. 2016 г. _____________________Е.А. Склюева
Рабочая программа
по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, с учётом авторской программы курса русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /Авторы программы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Учебник: Русский язык.
8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.; под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ Количество часов за год – 102 Программа разработана учителем высшей квалификационной категории Казекиной Светланой Ивановной 1
2016 -2017 учебный год
Содержание
Раздел Страница 1 Пояснительная записка 3 2 Общая характеристика учебного предмета 3 3 Место учебного предмета в учебном плане 4 4 Результаты освоения учебного предмета 4 5 Содержание учебного предмета 17 6 Тематическое планирование 19 7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 60 2
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку с учётом авторской программы курса русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой, Г.А. Богдановой, В.В. Львова. – М.: Дрофа,2011г.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы. Русский язык входит в образовательную область «Филология». В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание
гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; 3
развитие
речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний
о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МАОУ отводит 102 часа в учебный год для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования на базовом уровне. Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: 102 часа (по 3 часа в неделю).
Раздел 4. Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
Учащиеся должны
знать
определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу 8 класса учащиеся должны
овладеть
следующими
умениями и навыками
: 4
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации.
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По
связной
речи.
Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения - описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложения и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным вопросам.
НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
5
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос
является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой
связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими
критериями
, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Бал
л
Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 6
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится.
Отметка
(«5», «4», «3»)
может ставиться не только за единовременный ответ
(когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время),
но и за рассредоточенный во времени,
т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за
ДИКТАНТ
Отметка
Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2»
7/7, 6/8, 5/9, 8/6 7
В
контрольной
работе,
состоящей
из
диктанта
и
дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.)
задания,
выставляются
две оценки
(за диктант и за дополнительное задание). При
оценке выполнения дополнительных заданий
рекомендуется руководствоваться следующим:
Бал
л
Степень выполнения задания
«5»
ученик выполнил все задания верно
«4»
ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3»
выполнено не менее половины заданий
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Бал
л
Количество ошибок
«5»
ошибки отсутствуют
«4»
1 – 2 ошибки
«3»
3 – 4 ошибки «Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия
грубые/негрубые
ошибки и
однотипные/неоднотипные
ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
8
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки
представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.). Орфографические ошибки бывают: 1) на изученные правила; 2) на неизученные правила; 3) на правила, не изучаемые в школе. Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа. Среди ошибок на изученные правила выделяются
негрубые ошибки
. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами). К негрубым относятся ошибки: 1) в словах-исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами; 4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого; 9
5) в написании ы и и после приставок; 6) в написании собственных имен нерусского происхождения; 7) в случаях трудного различения не и ни: Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,… При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки. В письменных работах учащихся могут встретиться
повторяющиеся и однотипные ошибки
. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся
ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова.
Не относятся к однотипным
ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова. Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола. Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки
- это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом. 10
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки
грубые и негрубые
. К
негрубым
относятся: 1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.); 2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила; 3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения. Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно
фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
11
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления
изложений и сочинений являются: соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность и логичность изложения; правильное композиционное оформление работы. Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; правильность и уместность употребления языковых средств. Показателями
богатства речи
являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. 12
Показатель
точности речи
- умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи
предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи. Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за
грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении
итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо
учитывать
все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается
количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений. 13
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки 14
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между Допускаются: 15
ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. 16
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Раздел 5. Содержание учебного предмета
О языке
Русский язык в семье славянских языков
Повторение изученного в 5-7 классах
Трудные случаи правописания (на основе изученного)
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. 17
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. .
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
Односоставные простые предложения
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно- личные, неопределенно-личные, безличные). .
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обращениями, вводными словами
(словосочетаниями, предложениями), междометиями
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. 18
Предложения с обособленными членами
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Раздел 6. Тематическое планирование
Раздел
программ
ы
Темы программы
Всего
часов
В т. ч. на
изучение
нового материала
развитие речи
Контро
льные
работы
Кол-во
часов
Кол-во часов
Кол-во
часов
О языке Русский язык в семье славянских языков
1
19
Повторение изученного в 5-7 классах (9 часов) Трудные случаи правописания (на основе изученного)
8
6
1
1
Синтаксис и пунктуация (93 ч.) Словосочетание и предложение
4
3
1
Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения
21
15
5
1
Односоставные предложения
14
10
2
2
Неполные предложения
1
1
Предложения с однородными членами
12
7
4
1
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями
9
6
2
1
Предложения с обособленными членами
22
13
7
2
Прямая и косвенная речь
10
7
2
1
Всего часов
102
68
23
10
20
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
в 8 классе из расчёта 3 часа в неделю
№
ТЕМА
Количе
ство
часов
Дата
по
план
у
Дата
по
факту
СТАНДАРТ
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ,
УМЕТЬ УЧЕНИК
1 четверть
1
Вводный урок о русском
языке. Русский язык в
1 02.09 . Отражение в языке культуры и истории
Знать
роль русского языка как национального языка 21
семье славянских языков.
Цель: введение понятия о русском языке как славянском, формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст, закрепление орфографических навыков знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями. народа русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.
Уметь
объяснить с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом. 2
Повторение орфографии и
морфологии.
Буквы н, нн в суффиксах
прилагательных,
причастий и наречий.
Цель: закрепить умение различать части речи, контроль знания теоретических положений о написании н-нн, закрепление умения применять правило по алгоритму 1 03.09. Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Знать
основные признаки частей речи.
Уметь
анализировать языковой материал. 3
Слитное и раздельное
написание НЕ, НИ с
разными частями речи.
Цель: формирование навыка написания не с разными 1 05.09. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать
основные правила написания не с разными частями речи.
Уметь
аргументировать выбор написания; 22
частями речи, формирование умения аргументировать выбор написания Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 4
Слитное и раздельное
написание НЕ, НИ с
местоимениями и
наречиями.
Цель: закрепить умение различать части речи, закрепление навыка написания не-ни, формирование навыка самоконтроля 1 08.09. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать
основные правила написания не с разными частями речи.
Уметь
аргументировать выбор написания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 5
Употребление в тексте
частицы НИ.
Цель: знакомство с морфологическими признаками самостоятельных и служебных частей речи, морфологическим разбором закрепление навыка написания не-ни, закрепление умения писать омонимичные конструкции. 1 09.09. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 6
Дефисное написание слов.
Цель: систематизация материала о правописании
дефиса в словах
различных частей речи; углубление 1 12.09. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь
определять условия 23
сведений с помощью таблиц выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 7
Слитное, полуслитное и
раздельное написание
наречий и соотносимых с
ними словоформ других
частей речи.
Цель: закрепление умения различать омонимы разных частей речи, закрепление умения грамматического анализа. 1 15.09. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь
определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 8
Кр
Контрольная работа № 1 по
теме “Повторение
изученного в 5–7 классах”.
Цель: выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования навыков грамматического письма 1 16.09.
Знать
основные нормы русского литературного языка.
Уметь
применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. 9
Рр
Развитие речи. Речь и ее
разновидности. Текст, его
тема и основная мысль.
Стили речи. Средства
выразительности в речи.
Цель: формирование и закрепление умения 1 19.09. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-
Знать
основные признаки стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского 24
определять стиль речи, тему и основную мысль текста, формирование умения составлять лингвистический рассказ с опорой на таблицу делового), языка художественной литературы. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. литературного языка.
Уметь
различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. 10
Анализ контрольной
работы по теме
“Повторение изученного в
5–7 классах”.
Понятие о синтаксисе
и пунктуации.
Словосочетание и
предложение как единицы
синтаксиса.
Словосочетание.
Цель: углубить представление о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения, формировать умение вычленять словосочетание из 1 22.09. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Знать
основные нормы русского литературного языка.
Уметь
применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Знать
основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.
Уметь
вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью. 25
предложения. 11
Виды связи слов в
словосочетании. Основные
виды словосочетаний.
Цель: познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; учить делать разбор словосочетаний, вычленять их из предложений, правильно строить словосочетания. 1 23.09. Синтаксические связи слов в словосочетании
Знать
основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи, строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.
Уметь
определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. 12
Кр
Входная контрольная
(тестовая) работа.
1 26.09. 26
Цель: выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования навыков разбора и анализа словосочетаний. 13
Употребление
словосочетаний в речи.
Цель: познакомить с цельными словосочетаниями и их употреблением в речи , закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их 1 29.09. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать
строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.
Уметь
вычленять словосочетания из предложений; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи. 14
Предложение и его типы.
Цель: познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения 1 30.09. Предложения простые и сложные. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения двусоставные и односоставные,
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, различать односоставные и 27
распространенные и нераспространенные двусоставные предложения. 15- 16
Главные члены
предложения. Подлежащее
и способы его выражения.
Синтаксический разбор
предложения.
Цель: обобщение сведений о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения 2 03.10. 06.10. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. 17
Сказуемое и способы его
выражения.
Цель: знакомство со способами выражения , видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых 1 07.10. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать
основные признаки выражения сказуемого.
Уметь
различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. 28
18
Тире между подлежащим
и сказуемым.
Цель: углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении 1 10.10. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь
находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием. 19
Согласование главных
членов предложения.
1 13.10. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь
находить подлежащее и сказуемое; верно в речевом отношении согласовывать подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием 20
Рр
Развитие речи. Повторение.
Типы речи. Способы и
средства связи
предложений в тексте.
Цель: формирование умения 1 14.10. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Знать
признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста.
Уметь
извлекать 29
определять типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений, формировать умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца информацию из различных источников; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст. 21
Рр
Контрольная работа № 2.
Сочинение – рассуждение
на тему «Легко ли быть
молодым?»
1 17.10. Сочинение- рассуждение
Уметь
строить связный текст по предложенной теме. 22
Рр
Совершенствование написанного сочинения с точки зрения содержания, стиля, типа речи, языковых средств и норм литературного языка. 1 20.10. Нормы русского литературного языка. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.
Уметь
совершенствовать текст сочинения в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые 30
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. 23
Второстепенные члены
предложения.
Согласованное и
несогласованное
определение. Приложение.
Цель: повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения , обобщить и углубить сведения об определении: 1) различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения. Цель: знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать 1 21.10. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать
основные единицы языка, их признаки, определение, приложение.
Уметь
находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления.
Уметь
распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки 31
синтаксический разбор простого предложения препинания при приложении. 24
Дополнение. Прямое и
косвенное дополнение.
Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнения, формировать умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме. 1 24.10. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать
определения всех второстепенных членов предложения, их признаки, отличия.
Уметь
отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении.
2 четверть
25
Прямое и косвенное
дополнение.
Цель: формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнения, формировать умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме. 1 05.11. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать
определения всех членов предложения, их признаки, отличия.
Уметь
отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении. 26- 27
Обстоятельство.
Цель: формирование умения находить в предложении и 2 07.11. 10.11. Второстепенные члены предложения и способы их
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамматические, 32
характеризовать обстоятельства, формировать умения и определять способы его выражения. выражения. орфографические, пунктуационные).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 28
Обстоятельство,
выраженное
сравнительным оборотом.
Цель: формирование умения узнавать сравнительный оборот и ставить запятые, закрепить умения различать синтаксические конструкции с союзом как. 1 12.11. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. 29
Порядок слов в
предложении
1 14.11. Прямой, обратный порядок слов 30
Рр
Развитие речи. Репортаж
как жанр публицистики.
Цель: дать представление о репортаже как о жанре, 1 17.11. Основные жанры публицистического стиля
Знать
основные понятия о репортаже как о жанре, отличать репортаж от других жанров. 33
формировать умение отличать репортах от других жанров, формировать умения сжатия текста 31
Рр
Развитие речи. Репортаж
-повествование.
Цель: формировать умение отличать репортаж от других жанров, формировать умения самостоятельно анализировать и создавать текст - репортаж 1 18.11. Основные жанры публицистического стиля
Знать
основные понятия о репортаже как о жанре, отличать репортаж от других жанров. 32
КР
Контрольная работа № 3 по
теме “Главные и
второстепенные члены
предложения».
1 21.11. 33
Анализ контрольной
работы по теме “Главные и
второстепенные члены
предложения».
1 24.11. 34- 35
Интонация простого
предложения.
Виды односоставных
предложений.
Определенно-личные
предложения.
Цель: введение понятия об интонации и ее элементах; знакомство с особенностями смысловых значений 2 25.11. 28.11. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения двусоставные и односоставные
Знать
понятия об интонации и ее элементах. умения правильно читать фразы в соответствии с пометами, составлять лингвистический рассказ об интонации.
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
опознавать 34
односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений. 36
Рр
Развитие речи.
Контрольная работа №4.
Сочинение в жанре
репортажа.
Цель: закрепление навыка создания текста с сохранением его типологической формы, основных лексических и синтаксических особенностей. 1 01.12. Сочинение в жанре репортажа
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста. 37
Рр
Совершенствование написанного сочинения в жанре репортажа с точки 1 02.12. Нормы русского литературного
Уметь
совершенствовать текст сочинения в соответствии с темой, 35
зрения содержания, стиля, типа речи, языковых средств и норм литературного языка. языка. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм. основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. 38
Неопределенно-личные
предложения.
Цель: знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно- личные предложения по их значению и структурным особенностям 1 05.12. Предложения двусоставные и односоставные
Знать
различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.
Уметь
находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения 36
аналогичными односоставными определенно-личными. 39
Обобщенно-личные
предложения.
Цель: формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять их в речи, уметь объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи, закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и по схеме. 1 08.12. Предложения двусоставные и односоставные
Знать
различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки обобщенно-личных предложений.
Уметь
находить обобщенно-личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными. 40- 42
Безличные предложения.
Цель: знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях 3 09.12. 12.12. 15.12. Предложения двусоставные и односоставные
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.
Уметь
находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей 37
среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. 43- 44
Кр
Контрольная работа за 1
полугодие и её анализ.
1 16.12. 19.12. 16.12. 19.12.
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки. 45
Назывные предложения.
Цель: знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте 1 22.12. Предложения двусоставные и односоставные
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.
Уметь
находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени. 38
46
Особенности строения
полных и неполных
предложений.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
предложений.
Цель: знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы 1 23.12. Предложения полные и неполные
Знать
особенности и функции неполных предложений.
Уметь
находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений. 47
Односоставные
предложения и
употребление их в речи.
Цель: систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений 1 26.12. Предложения двусоставные и односоставные
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.
Уметь
определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам. 48
Кр
Контрольная работа № 5 по
теме «Виды односоставных
предложений».
Цель: выявление уровня 1 29.12.
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них. 39
усвоения изученного материала; продолжение формирования навыков грамматического письма
Уметь
определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам. 49
Анализ контрольной
работы № 5 по теме «Виды
односоставных
предложений».
1 30.12.
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки.
3 четверть
50
Осложненное предложение.
Углубление понятия об
однородных членах
предложения.
Цель (на всю тему): знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены (в т. ч. 1 19.01 . Однородные члены предложения.
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию. 40
распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами; правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и пунктуационный разбор, уместно использовать предложения с однородными членами в тексте 51
Знаки препинания при
союзной и бессоюзной
связи.
Цель: различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом
и
, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями 1 20.01. Знаки препинания в простом и в сложном предложениях
Знать
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Уметь
правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. 41
52
Средства связи между
однородными членами
предложения. Знаки
препинания при различных
союзах.
Цель: закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах с различными союзами, формирование умения различать различные конструкции с союзом и. 1 23.01. Знаки в простом и в сложном предложениях
Знать
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Уметь
правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. 53
Однородные и
неоднородные определения.
Цель: углубление понятия “однородные и неоднородные определения”; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно 1 23.01 . Однородные члены предложения.
Знать
правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.
Уметь
составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения. 54- 55
Рр
Развитие речи.
Контрольная работа № 6.
Сжатое изложение
2 26.01. 27.01. Изложение содержания прослушанного
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов; 42
публицистического стиля.
Цели: формирование умения передавать лексические и синтаксические особенности текста, закрепление умения различать на письме однородные и неоднородные определения, формирование умения употреблять в речи однородные члены предложения. текста (сжатое) основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). 56
Обобщающие слова при
однородных членах
предложения.
Цель: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах 1 30.01. Знаки препинания в простом предложении
Знать
правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь
правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. 57
Рр
Совершенствование написанного сжатого изложения с точки зрения 1 02.02. Нормы русского литературного
Уметь
совершенствовать текст сочинения в соответствии с темой, 43
содержания, стиля, типа речи, языковых средств и норм литературного языка. языка. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм. основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. 58
Рр
Развитие речи. Статья в
газету. Понятие о жанре.
Строение текста.
Цели: введение понятия о статье как о жанре, 1 03.02. Создание текстов разных стилей и жанров
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). 44
формирование умения работать с газетной статьей, формирование умения анализировать статью
Уметь
работать с газетной статьей, определять способы и средства связи предложений в тексте; пользоваться при построении текста цепной или параллельной связью; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст. 59- 60
Обобщение по теме
“Предложения с
однородными членами”.
Пунктуация и
синтаксический разбор.
Цель: систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи 2 06.02. 09.02. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Уметь
разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами. 45
61
Кр
Контрольная работа № 7 по
теме “Предложения с
однородными членами”.
Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма и оформления знаков препинания на письме. 1 10.02.
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфография и пунктуация).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки. 62
Анализ контрольного
диктанта по теме
“Предложения с
однородными членами”.
Предложения с
обращениями.
Синтаксический и
пунктуационный разбор.
Цель: повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением 1 13.02. Обращения. Синтаксический и пунктуационный разбор
Уметь
находить обращения в художественных произведениях XIX–XX вв., определять их роль. 63- 64
Предложения с вводными
словами, словосочетаниями
и предложениями.
2 16.02. Вводные, вставные слова и конструкции.
Знать
основные единицы языка, их признаки; вводные слова и 46
Цель (общая для всей темы): познакомить с вводными словами, словосочетаниями, обращениями, словами- предложениями; формировать умение различать их, правильно расставлять знаки препинания, соблюдать правильную интонацию в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разборы, использовать в речи обращения, вводные слова, вводные предложения с учетом содержания стиля высказывания, различать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования слов- предложений в речи 17.02. предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь
выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах. 65
Вводные конструкции и
знаки препинания при них
(обобщение). Вводные
слова и синонимические
конструкции.
Цель: знакомство с особенностями слов- 1 20.02. Вводные, вставные слова и конструкции. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Знать
основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь
выражать 47
предложений, знаками препинания в таких предложениях, их ролью в тексте, контроль и самоконтроль усвоения темы определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах. 66
Вставные конструкции.
Предложения с
междометиями и словами
ДА, НЕТ.
Цель: дать понятие о вставных конструкциях и знаках препинания при них, формировать умение выразительно читать вслух и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями 1 23.02. Вводные, вставные слова и конструкции.
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
правильно ставить знаки препинания; находить в тексте; использовать выразительные интонации 67- 68
Рр
Развитие речи.
Контрольная работа №8 .
Изложение по тексту
публицистического стиля.
Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста 2 24.02. 27.02.
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов; основные нормы русского литературного языка.
Уметь
определять тему, основную мысль, тип и стиль речи; соблюдать нормы построения текста. 69
Обобщение по теме
“Обращение, вводные
слова и вставные
1 02.03. Применение знаний и умений по синтаксису в
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными 48
конструкции”.
Цель: проверить знание теоретического материала по данной теме; обобщить изученное; формировать навыки постановки знаков препинания, использовать в речи практике правописания. словами, предложениями и обращениями.
Уметь
применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения. 70
Кр
Контрольная работа № 9 по
теме “Обращение, вводные
слова и вставные
конструкции”.
Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма 1 03.03.
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль. 71
Понятие об обособлении.
Цель (на всю тему): знакомство с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, 1 06.03. Обособленные члены предложения.
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены. 49
соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; производить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с обособленными членами; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте 72
Обособление определений.
Обособление определений
с обстоятельственным
оттенком.
Цель: усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений 1 09.03. Обособленные члены предложения.
Знать
правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.
Уметь
выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. 73- 74
Обособление
согласованных
распространенных и
2 10.03. 13.03 Применение знаний и умений по синтаксису в
Знать
правила обособления согласованных 50
нераспространенных
определений.
Цель: усвоение общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений; формирование умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами практике правописания. распространенных и нераспространенных определений.
Уметь
правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. 75
Рр
Развитие речи.
Портретный очерк. Типы
речи, композиция,
языковые особенности.
Цель: дать понятие об элементах портретного очерка, о связи между частями текста портретного очерка, формировать навык редактирования 1 16.03. Основные жанры публицистического стиля (очерк) Создание текстов разных стилей и жанров.
Знать
жанровые особенности портретного очерка.
Уметь
определять способы и средства связи предложений в тексте; пользоваться при построении текста цепной или параллельной связью; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст. 51
76- 77
Рр
Развитие речи.
Контрольная работа №10 .
Изложение (портретный
очерк) с творческим
заданием.
2 17.03. 20.03.
Знать
основные элементы портретного очерка.
Уметь
создавать текст публицистического стиля. 78
Обособление приложений.
Цель: усвоение грамматических условий обособления приложений; формирование умения правильной постановки знаков препинания при выделении обособленных приложений; умения производить синтаксический и пунктуационный разборы 1 23.03. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания
Знать
правила обособления приложений.
Уметь
выявлять условия обособления; правильно обособлять определения интонационно и на письме; графически обозначать условия обособления.
4 четверть
79
Рр
Совершенствование написанного изложения с точки зрения содержания, стиля, типа речи, языковых средств и норм литературного языка. 1 03.04.
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; 52
анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста 80
Обобщение по теме
“Обособление определений
и приложений”.
Цель: систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений с обособленными членами 1 06.04. Применение знаний и умений по синтаксису и пунктуации в практике правописания
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
Уметь
производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления. 81
Кр
Контрольная тестовая
работа № 11 по теме
“Обособление определений
и приложений”.
Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков тестовой культуры 1 07.04.
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки. 82
Анализ контрольной
тестовой работы № 11 по
теме “Обособление
определений и
1 10.04.
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. 53
приложений”.
Цель: систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений с обособленными членами
Уметь
производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления. (
Я
), (
К
) Продуктивный 83
Обособление дополнений.
Цель: знакомство со способами обособления дополнений, их ролью в речи 1 13.04. Знаки препинания в простом предложении
Знать
правила обособления дополнения.
Уметь
выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления. 84- 85
Обособление обстоятельств.
Обособление
деепричастных оборотов и
одиночных деепричастий
(текущий контроль).
Цель: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и 2 14.04. 17.04. Знаки препинания в простом предложении
Знать
правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.
Уметь
выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. 54
деепричастных оборотов 86- 87
Рр
Развитие речи.
Контрольная работа №12.
Сочинение (портретный
очерк).
Цель: закрепление умения 2 20.04. 21.04.
Знать
основные элементы портретного очерка.
Уметь
создавать текст публицистического стиля. 88
Обособление обстоятельств,
выраженных
существительными с
предлогами.
Цель: знакомство со способами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; формирование умения правильной постановки знаком препинания при них 1 24.04. Знаки препинания в простом предложении
Знать
правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Уметь
выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом. 89
Рр
Совершенствование написанного изложения с точки зрения содержания, стиля, типа речи, языковых средств и норм литературного языка. 1 27.04.
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические 55
и пунктуационные).
Уметь
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста 90- 91
Обособление уточняющих
членов предложения.
Цель: знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте 2 28.04. 01.05. Знаки препинания в простом предложении
Знать
правила обособления уточняющих членов предложения.
Уметь
выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выра зительно читать предложения с уточняющими членами. 92
Кр
Контрольная работа
№13.Тест.
Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков тестовой культуры 1 04.05.
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки. 56
93
Способы передачи чужой
речи. Предложения с
прямой речью.
Цель: дать представление о разных способах передачи чужой речи, формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора 1 05.05. Способы передачи чужой речи.
Знать
основные способы передачи чужой речи.
Уметь
определять способ передачи чужой речи. 94
Знаки препинания в
предложениях с прямой
речью.
Цель: формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью, разорванной словами автора 1 08.05. Знаки препинания при прямой речи
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.
Уметь
находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции 95
Диалог. Прямая речь.
Цель: закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом., формирование умения преобразовывать прямую 1 11.05. Знаки препинания при диалоге
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, и при диалогах
Уметь
находить подобные 57
речь в косвенную. предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции. 96
Употребление косвенной
речи.
Цель: работать над умением правильно строить предложения с косвенной речью, уместно использовать ее для передачи чужой речи 1 12.05. Способы передачи чужой речи.
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.
Уметь
находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, Конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции. 97
Цитаты, способы
цитирования и их
оформления на письме.
Цель: формировать умение уместно пользоваться различными способами цитирования 1 15.05. Знаки препинания при цитировании
Знать
основные способы цитирования.
Уметь
находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях. 98 99
Обобщающий урок по
курсу русского языка в 8
классе.
2 18.05. 19.05. Основные синтаксические нормы
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, 58
Цель: систематизировать изученный материал по синтаксису и пунктуации; проверить усвоение грамматического материала современного русского литературного языка. пунктуационные).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению. 100
Кр
Итоговая контрольная
работа № 14.
Цель: выявить уровень усвоения темы; продолжить формирование навыков грамотного письма 1 22.05. Поисковая
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль. 101 – 102
Рр
Развитие речи. Творческая
мастерская – «Мы делаем
газету».
Цель: обобщение и закрепление знаний по развитию речи за курс 8 класса. 2 25.05. 26.05.
Знать
основные газетные жанры.
Уметь
создавать текст различных стилей. 59
60
Раздел 7.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для обучения учащихся основной школы русскому языку необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный материал. Поэтому кабинет русского языка оснащён полным комплектом демонстрационного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы. К – комплект Д – демонстрационный
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1 Комплект технических средств обучения, компьютер с мультимедиапроектором 1 1 2 Диски с уроками Кирилла и Мефодия Диски с аудио- и видеозаписями К Д 3 Словари, справочники Д
Программа
Программы курса русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /Авторы программы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 61
Учебник
Русский язык 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях// М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.; под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010
Дидактически
е средства для
обучающихся
1. И.В. Миловидова. Тесты по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 8 класс» М. Экзамен, 2007 2. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М. Творческий центр «Сфера» 2008 3. Д.А. Хаустова. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 8 класс. – М.: «Экзамен», 2014 4. М.Ю. Никулина. Русский язык. Экспресс – диагностика. 8 класс. –М.: «Экзамен», 2013 62
63
64
В раздел основное общее образование