"Тесты, упражнения, диктанты, задачи по химии. 8 класс"
методическая разработка
Автор: Муравьёва Ия Михайловна, учитель химии, Республика Коми ГВ(сменное)ОУ "Республиканский центр образования", Лозымский филиал, с. Лозым, Сыктывдинский район, Республика Коми
В раздел основное общее образование
1
И.М. Муравьева
8 класс
Лозым – Сыктывкар 2015
2
Муравьева
И.М.
Тесты,
упражнения, диктанты, задачи
по
химии.
8 класс / И.М. Муравьева. – Сыктывкар, 2015
Практика проведения уроков с включением игровых форм показывает постепенное повышение интереса к предмету, повышение познавательной активности школьников. Обучающимся предоставляется возможность в необычной и привлекательной форме получать теоретические и практические знания. Любые игровые действия на уроках должны быть мотивированы, а также спланированы и управляемы. Характер и игровые ситуации определяются содержанием темы, возрастными особенностями учащихся, их интересами. Тестовые задания позволяют не только проверить знания учащихся, но и повышают интерес к учебному процессу. В данном сборнике представлен материал из опыта работы: тесты, упражнения, расчеты по химическим формулам и др. Рекомендуется учителю химии и биологии.
© Муравьева И.М. 2015
3
Тесты для проверки знаний и умений по химии
ТЕМА
:
АТОМНО
–
МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
Задание: Выбрать ответы, из первых букв составить слово 1. Мельчайшие химически неделимые частицы вещества а) молекулы л) атомы 2. Вещества, образованные атомами одного вида о) простые в) сложные 3. Свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов л) окисляемость м) валентность 4. Явления, при которых из данных веществ образуются другие с) физические о) химические 5. Химические реакции, идущие с выделением теплоты н) экзотермические п) эндотермические 6. Кем были разработаны основные положения атомно-молекулярного учения а) Д.И. Менделеев о) М.В. Ломоносов 7. Кому принадлежит высказывание « огненная материя при нагревании присоединяется с металлом, увеличивая его массу». с) Р. Бойль к) М.В. Ломоносов 8. Ввел современное обозначение химических элементов. и) Д. Дальтон О) Я. Берцелиус 9. При каких явлениях молекулы сохраняются? б) химических в) физических Ответ: Ломоносов
4
Т
ЕМА
:
П
ОНЯТИЕ
«
ВЕЩЕСТВО
»
В ФИЗИКЕ И ХИМИИ
А.
Какое из перечисленных слов лишнее? 1. А) мяч б) резина в) сапоги г) шина 2. А) вода б) медь в) глюкоза г) гвоздь 3. А) ручка б) проволока в) алюминий г) льдина 4. А) карандаш б) графит в) железо г) сода
Б.
Выпиши цифры физические тела: вещества: 1. кирпич 2. поваренная соль 3. мел 4. железная кнопка 5. вода 6. сахар 7. проволока 8. свеча 9. стакан 10. зеркало 11. стекло 12. медь.
5
ТЕМА
:
Ф
ИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Задание: Выбрать пункты для физических и для химических явлений
А.
1. При скисании молока образуется простокваша. 2. В морозильнике вода в стакане замерзает. 3. При смешивании соды с раствором уксуса образуются пузырьки углекислого газа. 4. При сжигании древесины остается зола. 5. При растворении сахара вода становится сладкой. 6. При распиловке древесины остаются опилки. 7. Весной снег растает. 8. При температуре 120 градусов порошок серы плавится. 9. Высота Эйфелевой башни в Париже в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 см. 10. Приготовление пудры из сахара.
Б.
1. Испарение воды. 2. Плавление парафина. 3. Ржавление железа. 4. Сгорание угля. 5. Выделение тепла. 6. Выделение газа. 7. Изменение цвета. 8. Изменение агрегатного состояния. 9. Изменение формы тела. 10. Выпадение осадка при сливании двух прозрачных растворов в один стакан.
6
Химические диктанты на понятия
А.
1. Химические явления. 6. Сложные вещества. 2. Физические явления. 7. Химический элемент. 3. Атомы. 8. Молекулярные. 4. Молекулы. 9. Немолекулярные. 5. Простые вещества. 10. Вещество. 1. Мельчайшие химически неделимые частицы вещества. 2. Мельчайшие частицы вещества, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества. 3. Явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяются только агрегатное состояние или форма. 4. Явления, при которых из данных веществ образуются другие. 5. Вещества, которые образованы атомами разного вида. 6. Вещества, которые образованы атомами одного вида. 7. То, из чего состоит физическое тело. 8. Определенный вид атомов. 9.вещества, состоящие из атомов или других частиц. 10. Вещества состоящие из молекул. В обычных условиях это газы, жидкости или летучие вещества. Ответ: 1-3, 2-4, 3-2, 4-1, 5-6, 6-5, 7-10, 8-7, 9-9, 10-8
Б.
1. Экзотермические 2. Эндотермические 3. Соединения 4. Разложения 5. Замещения 6. Обмена
7 7. Атомы 8. Молекулы 9. Простые вещества 10. Сложные вещества 1. Мельчайшие химически неделимые частицы вещества. 2. Мельчайшие частицы вещества, состав и свойства которых такие же, как у данного вещества. 3. Реакции, идущие с выделением теплоты. 4. Реакции, идущие с поглощением теплоты. 5. Вещества, образованные атомами одного вида. 6. Вещества, образованные атомами разных видов. 7. Химические реакции, протекающие между простым и сложным веществами, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. 8. Химические реакции, при которых из нескольких более простых веществ получается одно сложное вещество. 9. Химические реакции между сложными веществами, в х оде которых они обмениваются составными частями. 10. Химические реакции, когда из одного сложного вещества получается 2 или несколько более простых веществ. Ответ: 1-7, 2-8, 3-1, 4-2, 5-9, 6-10, 7-5, 8-3, 9-6, 10-4.
8
Тест по теме «ВАЛЕНТНОСТЬ»
1. Валентность меди в соединениях равна 2. а) CuCl 2 б) Cu 2 O в) CuO 2. Правильно составлена формула: а) Ca 2 O б) CaO в) CaO 2 3. Неправильно составлена формула: а) KO б) K 2 O в) KCl 4. Валентность азота равна 4: а) N 2 O б) NO в) NO 2 г) N 2 O 5 5. Валентность серы равна 4: а) SO 3 б) H 2 S в) Na 2 SO 3 6. Отношение масс элементов в оксиде меди (2): а) 1:2 б) 2:4 в) 4:1 г) 1:4 7. Какое из веществ легче? а) O 2 б) CO в) CO 2 8. Правильно составлена формула соединения кальция с хлором(I): а) СaCl 3 б) CaCl в) CaCl 2 9. Масса трех молекул водорода равна: а) 2 б) 3 в) 6 10. Валентность фосфора равна 5: а) PH 3 б) P 2 O 5 в) H 3 PO 4 Ответ: 1- а, в; 2 – б; 3-а; 4-в; 5-в; 6-в; 7-б; 8-в; 9-в; 10- б,в.
9
ТЕМА: СОСТАВ ВЕЩЕСТВА. ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ
Задание : Соединить точки с правильными ответами 1.Только простые вещества. а) H 2 , N 2 , P 4 (2–3) б) Zn, H 2 O, SO 2 (1–2) 2. Только сложные вещества. а) H 2 O, K 2 S, N 2 (5–6) б) CH 4 , N 2 O 5 , H 2 O (7–8) 3. Количество атомов элемента в молекуле показывает а) индекс (4–6) б) коэффициент (4–7) 4. Закон постоянства состава вещества был сформулирован ученым а) Я. Берцелиус (6–7) б) Ж. Пруст (6–8) 5. Атом водорода легче атома кислорода в а) 8 раз (2–5) б) 16 раз (2–4)
.
1
.
2
.
3 .5
.
4
.
6
.
7
.
8
10
ТЕМА: КИСЛОРОД. ВОЗДУХ
Задание : Соединить точки с правильными ответами
.
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
10
.
11 1. Доля кислорода по объему в атмосферном воздухе: а) 78% (2–3) б) 21% (1–2) 2. Кислород в промышленности получают из: а) разных оксидов (1–8) б) воздуха (1–7) 3. К оксидам относятся а) H 2 O; O 3 ; SO 2 ; CH 4 (2–9–5) б) SO 3 ; N 2 O 5 ; FeO; CO 2 (3–4–5) 4. Кислотные оксиды: а) SO 3 ; P 2 O 5 ; Сl 2 O 7 (2–8) б) CuO; ZuO; K 2 O (3–8) 5. Какое соответствие правильное: а) СaO Ca(OH) 2 CaCl 2 (4–9) б) СuO Ca(OH) 2 СuCl 2 (5–10) 6. При сжигании сложного вещества образуется сернистый газ и вода. а) CS 2 (10 –11) б) H 2 S (6 – 11) 7. При горении какого вещества образуется вода и углекислый газ? а) ацетилена – С 2 H 2 (7–8) б) сероводорода – H 2 S (8–9) 8. Первым экспериментально было доказано состав воздуха ученым а) А. Лавуазье (6–10) б) М. Ломоносов (5–6).
11
ТЕМА: КИСЛОРОД. ВОЗДУХ
Задание : Выбрать правильные ответы с правой колонки к вопросам левой колонки. 1. Постоянные составные части воздуха. А. Азот. 2. В выдыхаемом воздухе содержание газов Б. Кислород. не изменяется. В. Углекислый газ. 3. Чистые вещества. Г. Вода. 4. Относятся к смесям. Д. Аргон, неон, гелий. 5. Поддерживает горение. Е. Воздух. 6. Тлеющая лучинка вспыхивает. 7. Горящая лучинка гаснет. 8. Газ необходим для фотосинтеза. 9. Необходим для сгорания топлива. 10. Молекулы одноатомны. Ответ: 1–а,б,д. 2–а,д. 3–а,б,в,г,д. 4–е. 5–б. 6–б. 7–в. 8–в 9–б. 10–д.
ТЕМА: КИСЛОРОД
Задание: Выбрать к утверждениям соответствующие уравнения реакции и расставить коэффициенты 1. На подводных лодках кислород получают за счет реакций надпероксида калия и пероксида натрия с углекислым газом, образующимся при дыхании. 2. В живых организмах при окислении глюкозы (сложного соединения, состоящего из атомов углерода, водорода и кислорода) выделяется необходимая для их жизнедеятельности энергия.
12 3. Известняк, в состав которого входит кальций, образуется из двух оксидов. 4. Бытовой газ содержит метан (соединение углерода с водородом). Сгорая, метан реагирует с кислородом воздуха и превращается в углекислый газ и пары воды. 5. При грозе азот и кислород в воздухе частично соединяются друг с другом с образованием оксида азота и выделением энергии. 6. При грозе кислород превращается в озон ( трехатомный кислород), который быстро разлагается на молекулы кислорода. Поэтому после грозы легче дышать. 7. При горении с металлами кислород образует оксиды металлов. 8. Ортофосфат кальция образован из оксида кальция и оксида фосфора. а) N 2 + O 2 NO + Q б) CH 4 + O 2 CO 2 + H 2 O + Q в) O 2 O 3 г) C 6 H 12 O 6 + O 2 CO 2 + H 2 O + Q д) Fe + O 2 FeO + Q е) CaO + CO 2 CaCO 3 ж) Na 2 O 2 + CO 2 O 2 + Na 2 CO 3 + Na 2 O з) CaO + P 2 O 5 Ca 3 (PO 4 ) 2 Ответ: 1– ж; 2–г; 3–е; 4– б; 5–а; 6– в; 7– д; 8–з.
13
ТЕМА: КИСЛОРОД. ВОЗДУХ
Задание: Соединить точки с правильными ответами
.
1
.
2
.
3
.
7
.
8
.
5
.
9
.
10
.
4
.
6
.
11
.
12 1. Что легче – кислород или воздух? кислород–1–3; воздух–1–2. 2. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде или кислородом, который входит в состав воды? растворённым – 7–8; в составе воды – 3–5. 3. Окисление веществ идёт быстрее в чистом кислороде или на воздухе? на воздухе – 9–10; в чистом кислороде –8–10. 4. Кому принадлежит открытие кислорода как простого вещества? А. Лавуазье –1–4; Д. Пристли –1–5. 5. Кто первым доказал, что воздух не чистое вещество, а смесь газов? А. Лавуазье –11–12; Р. Бойль – 4–6. 6. Кислород – это вещество простое – 2–9; сложное – 2–8. 7. Масса атома кислорода по отношению к молекуле кислорода больше в 2 раза—10–12; меньше в 2 раза—10–11. 8. Кислород по-латински «оксигениум». Назвали так, потому что: был получен из оксидов – 4–5; образует оксиды – 5–9.
14
ТЕМА: ВОДОРОД
Задание: Соединить точки с правильными ответами
.
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
18
.
19
.
16
.
17 1. Впервые водород в чистом виде был получен ученым Т. Парацельс —1–2–3; Г. Кавендиш—1–7–13. 2. Водорода больше в атмосфере в верхнем слое —2–8–14; в нижнем слое —3–8–9. 3. Для получения водорода в лаборатории применяют кислоту уксусную —7–14; соляную —7–8. 4. В воде водород растворяется хорошо —10–11–12; плохо—11–12–15. 5. Смесь водорода с кислородом называется горючий газ — 5–10; гремучий газ —5—18. 6. Чистый газ горит спокойно водород — 5–6; кислород—3–4. 7. При получении газ собирают в опрокинутый верх дном сосуд кислород —9 –10; водород—18–19. 8. При горении водорода в цилиндре с хлором образуется хлороводород. Это: газ—15–16–17; жидкость—15–17–18. 9. Газ образует атмосферы и тела планет–гигантов Юпитера, Урана, Сатурна, Нептуна. кислород—6–18; Водород—6–19.
15
ТЕМА: ВОДА. РАСТВОРЫ
Задание: Соединить точки с правильными ответами .6 .7 .1 .3 .4 .2 .5 1. При разложении воды электрическим током образуются газы: 2 объема водорода и 1 объем кислорода —1–2. 1 объем водорода и 2 объема кислорода—1–5. 2. Метод определения состава веществ путём их разложения на более простые синтез —2–3; анализ —2–5. 3. Вода обладает теплоёмкостью высокой—4–5; низкой—4–7. 4. Уравнение реакции фотосинтеза в растениях 6 CO 2 + 6H 2 O = C 6 H 12 O 6 + 6O 2 (1–3 –4) CO 2 + H 2 O H 2 CO 3 (3– 5 – 1) 5. Какая из природных вод содержит меньше примесей? речная —3–5; колодезная — 3–2; дождевая — 3–7. 6. В какой воде содержание кислорода меньше? колодезная —1–6; прокипячённая —6–7. 7. Дождевая вода мягкая—3–6; жесткая—1–6.
16
ТЕМА: ОКСИДЫ
Задание: Выбрать буквы – составить слово 1. В какой строчке только основные оксиды: а) Aq 2 O; SO 2 ; CuO; CO 2 ; Na 2 O (в) б) KaO; Al 2 O 3 ; Fe 2 O 3 ; MgO (м) 2. В какой строчке только кислотные оксиды: а) ZnO; Al 2 O 3 ; SO 2 ; P 2 O 5 ; H 2 O (а) б) SO 3 ; N 2 O 5 ; SiO 2 ; CO 2 ; Cl 2 O 7 (о) 3. При горении сероуглерода (CS 2 ) образуются 2 оксида: а) CO 2 и SO 3 (к) б) CO 2 и SO 2 (л) 4. При горении метана (CH 4 ) образуются оксиды: а) CO 2 и H 2 O (ц) б) CO и H 2 O (т) 5. При растворении оксида серы (4) в воде образуется кислота: а) серная – H 2 SO 4 (ю) б) сернистая – H 2 SO 3 (е) 6. Гидроксид натрия образован из двух оксидов: а) NaO и H 2 O (и) б) Na 2 O и H 2 O (о) 7. Серная кислота образована из оксидов: а) SO 3 и H 2 O (д) б) SO 2 и H 2 O (б) Ответ: «молодец»
17
ТЕМА: КИСЛОТЫ
Задание: Выбрать буквы – составить название вещества – в переводе с лат. означает «указатель» 1. Из каких двух оксидов состоит азотная кислота – HNO 3 ? а) H 2 O NO 2 (а) б) H 2 O N 2 O 5 (и) 2. Раствор соляной кислоты реагирует с металлами: а) Fe Ca Na (д) б) Pt Au Ag (в) 3. При взаимодействии металлов с растворами кислот выделяется газ: а) O 2 (а); б) CO 2 (у); в) H 2 (и) 4. Реакцией нейтрализации является: а) кислота + оксид (л) б) кислота + основание (к) 5. Какая реакция реально осуществима? а) CaCl 2 + HCl (п) б) CaCO 3 + HCl (т) 6. Реакции между двумя сложными веществами, в ходе которых они обмениваются составными частями а) нейтрализации (с) б) обмена (н) 7. Растворы кислот окрашивают лакмус в: а) красный цвет (р) б) синий цвет (к) 8. Какое вещество отсутствует в схеме Ca + ? СaSO 4 + H 2 а) SO 3 (а) б) H 2 SO 4 (о) 9. Какое вещество отсутствует в генетической связи P P 2 O 5 ? Ca 3 (PO 4 ) 2 а) H 3 PO 4 (а) б) Ca(OH) 2 (б) Ответ: «индикатор»
18
ТЕМА: СОЛИ
Задание: Выбрать буквы – составить название вещества – нитрат серебра в быту 1. В результате превращений образуется кислота металл – оксид металла – гидроксид металла (у) неметалл – оксид неметалла – гидроксид неметалла (и) 2. При какой химической реакции образуется соль и водород? металл + неметалл (а) кислота + металл (л) кислота + основной оксид ( с) кислота + основание (н) 3. При какой химической реакции образуется только соль ? металл + неметалл (я) кислота + металл (о) кислота + основание (ю) 4. Какая соль образуется в результате превращений CaS CaO P P 2 O 5 ? a) CaSO 4 (т) б) Ca 3 (PO 4 ) 2 (п) 5. Из каких оксидов образована соль – карбонат кальция? a) CaO и CO 2 (с) б) СaO и CO (к) Ответ: Ляпис – самая известная соль серебра. Первоначально, во времена алхимиков, эту соль называли «адский камень». Ляпис обладает прижигающим и вяжущим действием. Применяется в медицине. основной оксид + кислотный оксид (е)
19
ТЕМА: ОСНОВАНИЯ – ГИДРОКСИДЫ ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ
Задания: 1. Заполнить таблицу Химические символы Формула оснований Название Классификация Na O H NaOH Гидроксид натрия Щелочь Ca O H Al O H Ba O H III Fe O H III Cr O H K O H 2. Написать, из каких двух оксидов образованы основания Образец: Na 2 O NaOH H 2 O Ca(OH) 2 Fe(OH) 3 KOH Be(OH) 2 Al(OH) 3 AgOH Fe(OH)2 Mg(OH) 2
20
ТЕМА: СОСТАВ И ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АТОМА.
ПСХЭ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Задание-тест 1. Физический смысл порядкового номера химического элемента в ПСХЭ: А) число энергетических уровней в атоме Б) заряд ядра атома В) относительная атомная масса. 2. Физический смысл номера периода в ПСХЭ: А) заряд ядра атома Б) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома В) число электронов в атоме Г) число энергетических уровней в атоме. 3. Свойства химических элементов периодически повторяются т. к. А) возрастает заряд ядра атома Б) возрастает атомная масса химического элемента В) возрастает число энергетических уровней в атоме Г) строение внешних энергетических уровней атомов периодически повторяется. 4. Атом состоит из: А) ядра, электронов и протонов Б) ядра, электронов и нейтронов В) ядра и электронов. 5. Изотопы химического элемента отличаются друг от друга: А) по числу электронов Б) по числу нейтронов В) по числу протонов Г) по положению в ПСХЭ. 6. В главных подгруппах ( А – группах) ПСХЭ Д.И.Менделеева с увеличением зарядов ядро не изменяется
21 А) радиус атома Б) число энергетических уровней В) общее число электронов Г) число электронов на внешнем энергетическом уровне. 7. В А–группах с увеличением с заряда ядра атома усиливаются свойства А) металлические б) неметаллические 8. В периодах с увеличением заряда ядра атома усиливаются свойства веществ А) металлические б) неметаллические 9. Запас энергии электронов в атомах – это А) изотопы б) радиоактивность в) квант 10. Валентность элементов определяется: А) числом электронов в атоме Б) числом электронов на наружном энергетическом уровне В) числом энергетических уровней в атоме Г) числом протонов в ядре атома. Ответ: 1б, 2г, 3г, 4в, 5б, 6г, 7а, 8б, 9в, 10в
22
ТЕМА: СТРОЕНИЕ АТОМА
Задание : Заполнить таблицу Поряд ковый номер Знак элемен та Заряд ядра Число прото нов Число нейтронов Число электро нов A Электронная формула 8 O +8 8 16 – 8 = 8 8 16 1S 2 2S 2 2P 4 3 5 9 20 13 и т.д
ТЕМА: ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Задания : 1) Пользуясь рядом ЭО составить формулы 2) Указать степени окисления элементов 3) Указать тип химической связи № п/п Химические элементы Формулы и степени окисления Химическая связь 1. I Ca и Cl +2 –1 СaCl 2 ионная 2 I J и Ca 3 II H и S 4 I F и O и т.д.
23
ТЕМА: ОКИСЛИТЕЛЬНО–ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Задание : Указать номера, показывающие процессы I. ОКИСЛЕНИЕ II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ 1) C 0 C +4 6) S +4 S +6 2) S 0 S –2 7) S 0 S +4 3) H 0 H + 8) Cu 0 Cu +2 4) O 0 O –2 9) S –2 S 4 5) Cl 0 Cl – 10) Cu +2 Cu 0
ТЕМА: РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ
Задание : Вычислить относительную молекулярную массу, отношение масс элементов, массовые доли химических элементов в сложном веществе
ТЕМА: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ
Задание : Заполнить таблицу m раствора m растворимого вещества m растворителя Массовая доля (%) 1. 200 20% 2. 400 50% 3. 5 4,5 4. 200 5% 5. 200 180 Формула вещества Валентность Mr Массовая доля Отношение масс элементов Me Нем. Ме Нем. K 2 O CuO AlCl 3 FeS CuS
24
ТЕМА: РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ
I.
Моль – единица количества вещества
Задание : Заполнить таблицу Вещество Mr M г/моль (моль) m(г) N число частиц Fe 1,0 S 32,0 O2 0,25 H2O 36,0 CO2 18 х 10 23 И т.д.
II.
Молярный объем. Закон Авогадро.
Относительная плотность газов
Задание : Заполнить таблицу Формула газа М г/моль (моль) m(г) V (л) (н.у.) N число частиц Д H 2 He 0,25 NH 3 3,0 HCl 2,0 NO 2 44,8 12х10 23 CO 2
25
ТЕМА: ГАЛОГЕНЫ
Задание : определить вещество Даны простые вещества: Cl 2 (хлор), F 2 (фтор), Br (бром), J(иод). Какой из них: 1. Жидкий галоген 2. Твёрдое вещество с металлическим блеском 3. Наиболее сильный окислитель 4. Способен возгоняться 5. Обладает наибольшей электроотрицательностью 6. Желто–зелёного цвета 7. Применяется в медицине как антисептическое и кровоостанавли- вающее средство. 8. Применяется для стерилизации питьевой воды и обеззараживания сточных вод. 9. Соединения галогена с серебром используется в фотографической промышленности. 10. В медицине применяется как успокаивающее средство нервной системы 11. Вода горит в струе галогена светло–фиолетовым пламенем. 12. При недостатке этого химического элемента у человека наблюдается заболевание «зоб». 13. Наиболее химически активен. 14. Бром и иод получают при действии на их соединения галогеном. 15. Образует наиболее прочную галогеноводородную кислоту. Ответ: Cl 2 : 6, 8, 14, 15 F 2 : 3, 5, 11, 13 Br 2 : 1, 9, 10 J 2 : 2, 4, 7, 12
26
ТЕМА: ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Задание : Соедини точки с правильными ответами
16 17 ® 15 ® ® 18® ®14 ®13 12 ®9 ® ®10 ®8 ®11 ®4 ®6 ®7 ®3 ®5 1 ® ®2 1. В состав гормона щитовидной железы входит элемент: Бром 5 – 9 – 10 Йод 8 – 9 – 10 Фтор 9 – 10 – 14 2. Недостаток элемента в крови вызывает заболевание – анемия: Медь 1 – 2 – 3 Кальций 3 – 5 – 6 Железо 3 – 4 – 5 3. Элементы – важные составные части для образования кислоты в желудке: Калий и йод 3 – 11 – 12 Калий и хлор 1 – 2 – 5 Натрий и хлор 5 – 6 – 7 4. Элементы – главные компоненты костей и зубов: Кальций и фосфор 4 – 8 – 13 Кальций и кремний 4 – 11 – 12 Магний и фосфор 4 – 9 – 10
27 5. Недостаток элементов в организме вызывает заболевание «рахит»: Кальций и фосфор 11 – 12 – 8 Кальций и кремний 11 – 12 – 18 Магний и фосфор 1 – 2 – 6 6. Соли этого элемента усиливают и учащают сердцебиение: Калий 1 – 2 – 5 Натрий 1 – 2 – 6 Кальций 1 – 2 – 3 7. Соли этого элемента вызывают противоположное действие на работу сердца: Калий 15 – 16 – 17 Натрий 9 – 13 – 14 Кальций 12 – 13 – 18 8. Добавка элемента в зубную пасту предупреждает кариес зубов: Бром 13 – 16 – 17 Йод 13 – 17 – 18 Фтор 13 – 14 – 15 9. В процессе свертывания крови важную роль играют соли: Магния 14 – 15 – 18 Кальция 13 – 18 – 17 Фосфора 13 – 16 – 17
28
ТЕСТ ПО ТЕМАМ:
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
1 вариант Выписать номера уравнений по названиям химических реакций Уравнения химических реакций А) реакции соединения: Б) разложения: В) замещения: Г) обмена: Д) нейтрализации: Е) окислительно – восстановительные 1) H 2 + O 2 = H 2 O 2) CuO + HCl = CuCl 2 + H 2 O 3) KBr +Cl = KCl + Br 2 4) KClO 3 KCl + O 2 5) CaCO 3 + HCl = CaCl 2 +H 2 O CO 2 6) H 2 S = H 2 + S 7) Fe 2 O 3 + C = Fe + CO 2 8) AgNO 3 + HCl = AgCl + HNO 3 9) Pb 2 O 3 + H 2 = Pb + H 2 O 10) CaCO 3 = CaO + CO 2 11) Al + Cl = AlCl 3 12) AlBr 3 + Cl 2 = AlCl 3 + Br 2 13) MgCO 3 = MgO + CO 2 14) N 2 + H 2 = NH 3 15) CO + O 2 = CO 2 16) HCl + KOH = KCl + H 2 O 17) Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + H 2 O 2 вариант Выписать номера уравнений химических реакций, показываю- щие химические свойства А) оксидов: Б) оснований: В) кислот: Г) солей:
29 Муравьева Ия Михайловна учитель химии, биологии
ГВ(сменное)ОУ «Республиканский центр образования», Лозымский филиал
Тесты, упражнения,
диктанты, задачи по химии
8 класс
Учебное издание В помощь учителю химии Сыктывкар – Лозым 2015
И.М. Муравьева
8 класс
Лозым – Сыктывкар 2015
2
Муравьева
И.М.
Тесты,
упражнения, диктанты, задачи
по
химии.
8 класс / И.М. Муравьева. – Сыктывкар, 2015
Практика проведения уроков с включением игровых форм показывает постепенное повышение интереса к предмету, повышение познавательной активности школьников. Обучающимся предоставляется возможность в необычной и привлекательной форме получать теоретические и практические знания. Любые игровые действия на уроках должны быть мотивированы, а также спланированы и управляемы. Характер и игровые ситуации определяются содержанием темы, возрастными особенностями учащихся, их интересами. Тестовые задания позволяют не только проверить знания учащихся, но и повышают интерес к учебному процессу. В данном сборнике представлен материал из опыта работы: тесты, упражнения, расчеты по химическим формулам и др. Рекомендуется учителю химии и биологии.
© Муравьева И.М. 2015
3
Тесты для проверки знаний и умений по химии
ТЕМА
:
АТОМНО
–
МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
Задание: Выбрать ответы, из первых букв составить слово 1. Мельчайшие химически неделимые частицы вещества а) молекулы л) атомы 2. Вещества, образованные атомами одного вида о) простые в) сложные 3. Свойство атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов л) окисляемость м) валентность 4. Явления, при которых из данных веществ образуются другие с) физические о) химические 5. Химические реакции, идущие с выделением теплоты н) экзотермические п) эндотермические 6. Кем были разработаны основные положения атомно-молекулярного учения а) Д.И. Менделеев о) М.В. Ломоносов 7. Кому принадлежит высказывание « огненная материя при нагревании присоединяется с металлом, увеличивая его массу». с) Р. Бойль к) М.В. Ломоносов 8. Ввел современное обозначение химических элементов. и) Д. Дальтон О) Я. Берцелиус 9. При каких явлениях молекулы сохраняются? б) химических в) физических Ответ: Ломоносов
4
Т
ЕМА
:
П
ОНЯТИЕ
«
ВЕЩЕСТВО
»
В ФИЗИКЕ И ХИМИИ
А.
Какое из перечисленных слов лишнее? 1. А) мяч б) резина в) сапоги г) шина 2. А) вода б) медь в) глюкоза г) гвоздь 3. А) ручка б) проволока в) алюминий г) льдина 4. А) карандаш б) графит в) железо г) сода
Б.
Выпиши цифры физические тела: вещества: 1. кирпич 2. поваренная соль 3. мел 4. железная кнопка 5. вода 6. сахар 7. проволока 8. свеча 9. стакан 10. зеркало 11. стекло 12. медь.
5
ТЕМА
:
Ф
ИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Задание: Выбрать пункты для физических и для химических явлений
А.
1. При скисании молока образуется простокваша. 2. В морозильнике вода в стакане замерзает. 3. При смешивании соды с раствором уксуса образуются пузырьки углекислого газа. 4. При сжигании древесины остается зола. 5. При растворении сахара вода становится сладкой. 6. При распиловке древесины остаются опилки. 7. Весной снег растает. 8. При температуре 120 градусов порошок серы плавится. 9. Высота Эйфелевой башни в Париже в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 см. 10. Приготовление пудры из сахара.
Б.
1. Испарение воды. 2. Плавление парафина. 3. Ржавление железа. 4. Сгорание угля. 5. Выделение тепла. 6. Выделение газа. 7. Изменение цвета. 8. Изменение агрегатного состояния. 9. Изменение формы тела. 10. Выпадение осадка при сливании двух прозрачных растворов в один стакан.
6
Химические диктанты на понятия
А.
1. Химические явления. 6. Сложные вещества. 2. Физические явления. 7. Химический элемент. 3. Атомы. 8. Молекулярные. 4. Молекулы. 9. Немолекулярные. 5. Простые вещества. 10. Вещество. 1. Мельчайшие химически неделимые частицы вещества. 2. Мельчайшие частицы вещества, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества. 3. Явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяются только агрегатное состояние или форма. 4. Явления, при которых из данных веществ образуются другие. 5. Вещества, которые образованы атомами разного вида. 6. Вещества, которые образованы атомами одного вида. 7. То, из чего состоит физическое тело. 8. Определенный вид атомов. 9.вещества, состоящие из атомов или других частиц. 10. Вещества состоящие из молекул. В обычных условиях это газы, жидкости или летучие вещества. Ответ: 1-3, 2-4, 3-2, 4-1, 5-6, 6-5, 7-10, 8-7, 9-9, 10-8
Б.
1. Экзотермические 2. Эндотермические 3. Соединения 4. Разложения 5. Замещения 6. Обмена
7 7. Атомы 8. Молекулы 9. Простые вещества 10. Сложные вещества 1. Мельчайшие химически неделимые частицы вещества. 2. Мельчайшие частицы вещества, состав и свойства которых такие же, как у данного вещества. 3. Реакции, идущие с выделением теплоты. 4. Реакции, идущие с поглощением теплоты. 5. Вещества, образованные атомами одного вида. 6. Вещества, образованные атомами разных видов. 7. Химические реакции, протекающие между простым и сложным веществами, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. 8. Химические реакции, при которых из нескольких более простых веществ получается одно сложное вещество. 9. Химические реакции между сложными веществами, в х оде которых они обмениваются составными частями. 10. Химические реакции, когда из одного сложного вещества получается 2 или несколько более простых веществ. Ответ: 1-7, 2-8, 3-1, 4-2, 5-9, 6-10, 7-5, 8-3, 9-6, 10-4.
8
Тест по теме «ВАЛЕНТНОСТЬ»
1. Валентность меди в соединениях равна 2. а) CuCl 2 б) Cu 2 O в) CuO 2. Правильно составлена формула: а) Ca 2 O б) CaO в) CaO 2 3. Неправильно составлена формула: а) KO б) K 2 O в) KCl 4. Валентность азота равна 4: а) N 2 O б) NO в) NO 2 г) N 2 O 5 5. Валентность серы равна 4: а) SO 3 б) H 2 S в) Na 2 SO 3 6. Отношение масс элементов в оксиде меди (2): а) 1:2 б) 2:4 в) 4:1 г) 1:4 7. Какое из веществ легче? а) O 2 б) CO в) CO 2 8. Правильно составлена формула соединения кальция с хлором(I): а) СaCl 3 б) CaCl в) CaCl 2 9. Масса трех молекул водорода равна: а) 2 б) 3 в) 6 10. Валентность фосфора равна 5: а) PH 3 б) P 2 O 5 в) H 3 PO 4 Ответ: 1- а, в; 2 – б; 3-а; 4-в; 5-в; 6-в; 7-б; 8-в; 9-в; 10- б,в.
9
ТЕМА: СОСТАВ ВЕЩЕСТВА. ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ
Задание : Соединить точки с правильными ответами 1.Только простые вещества. а) H 2 , N 2 , P 4 (2–3) б) Zn, H 2 O, SO 2 (1–2) 2. Только сложные вещества. а) H 2 O, K 2 S, N 2 (5–6) б) CH 4 , N 2 O 5 , H 2 O (7–8) 3. Количество атомов элемента в молекуле показывает а) индекс (4–6) б) коэффициент (4–7) 4. Закон постоянства состава вещества был сформулирован ученым а) Я. Берцелиус (6–7) б) Ж. Пруст (6–8) 5. Атом водорода легче атома кислорода в а) 8 раз (2–5) б) 16 раз (2–4)
.
1
.
2
.
3 .5
.
4
.
6
.
7
.
8
10
ТЕМА: КИСЛОРОД. ВОЗДУХ
Задание : Соединить точки с правильными ответами
.
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
10
.
11 1. Доля кислорода по объему в атмосферном воздухе: а) 78% (2–3) б) 21% (1–2) 2. Кислород в промышленности получают из: а) разных оксидов (1–8) б) воздуха (1–7) 3. К оксидам относятся а) H 2 O; O 3 ; SO 2 ; CH 4 (2–9–5) б) SO 3 ; N 2 O 5 ; FeO; CO 2 (3–4–5) 4. Кислотные оксиды: а) SO 3 ; P 2 O 5 ; Сl 2 O 7 (2–8) б) CuO; ZuO; K 2 O (3–8) 5. Какое соответствие правильное: а) СaO Ca(OH) 2 CaCl 2 (4–9) б) СuO Ca(OH) 2 СuCl 2 (5–10) 6. При сжигании сложного вещества образуется сернистый газ и вода. а) CS 2 (10 –11) б) H 2 S (6 – 11) 7. При горении какого вещества образуется вода и углекислый газ? а) ацетилена – С 2 H 2 (7–8) б) сероводорода – H 2 S (8–9) 8. Первым экспериментально было доказано состав воздуха ученым а) А. Лавуазье (6–10) б) М. Ломоносов (5–6).
11
ТЕМА: КИСЛОРОД. ВОЗДУХ
Задание : Выбрать правильные ответы с правой колонки к вопросам левой колонки. 1. Постоянные составные части воздуха. А. Азот. 2. В выдыхаемом воздухе содержание газов Б. Кислород. не изменяется. В. Углекислый газ. 3. Чистые вещества. Г. Вода. 4. Относятся к смесям. Д. Аргон, неон, гелий. 5. Поддерживает горение. Е. Воздух. 6. Тлеющая лучинка вспыхивает. 7. Горящая лучинка гаснет. 8. Газ необходим для фотосинтеза. 9. Необходим для сгорания топлива. 10. Молекулы одноатомны. Ответ: 1–а,б,д. 2–а,д. 3–а,б,в,г,д. 4–е. 5–б. 6–б. 7–в. 8–в 9–б. 10–д.
ТЕМА: КИСЛОРОД
Задание: Выбрать к утверждениям соответствующие уравнения реакции и расставить коэффициенты 1. На подводных лодках кислород получают за счет реакций надпероксида калия и пероксида натрия с углекислым газом, образующимся при дыхании. 2. В живых организмах при окислении глюкозы (сложного соединения, состоящего из атомов углерода, водорода и кислорода) выделяется необходимая для их жизнедеятельности энергия.
12 3. Известняк, в состав которого входит кальций, образуется из двух оксидов. 4. Бытовой газ содержит метан (соединение углерода с водородом). Сгорая, метан реагирует с кислородом воздуха и превращается в углекислый газ и пары воды. 5. При грозе азот и кислород в воздухе частично соединяются друг с другом с образованием оксида азота и выделением энергии. 6. При грозе кислород превращается в озон ( трехатомный кислород), который быстро разлагается на молекулы кислорода. Поэтому после грозы легче дышать. 7. При горении с металлами кислород образует оксиды металлов. 8. Ортофосфат кальция образован из оксида кальция и оксида фосфора. а) N 2 + O 2 NO + Q б) CH 4 + O 2 CO 2 + H 2 O + Q в) O 2 O 3 г) C 6 H 12 O 6 + O 2 CO 2 + H 2 O + Q д) Fe + O 2 FeO + Q е) CaO + CO 2 CaCO 3 ж) Na 2 O 2 + CO 2 O 2 + Na 2 CO 3 + Na 2 O з) CaO + P 2 O 5 Ca 3 (PO 4 ) 2 Ответ: 1– ж; 2–г; 3–е; 4– б; 5–а; 6– в; 7– д; 8–з.
13
ТЕМА: КИСЛОРОД. ВОЗДУХ
Задание: Соединить точки с правильными ответами
.
1
.
2
.
3
.
7
.
8
.
5
.
9
.
10
.
4
.
6
.
11
.
12 1. Что легче – кислород или воздух? кислород–1–3; воздух–1–2. 2. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде или кислородом, который входит в состав воды? растворённым – 7–8; в составе воды – 3–5. 3. Окисление веществ идёт быстрее в чистом кислороде или на воздухе? на воздухе – 9–10; в чистом кислороде –8–10. 4. Кому принадлежит открытие кислорода как простого вещества? А. Лавуазье –1–4; Д. Пристли –1–5. 5. Кто первым доказал, что воздух не чистое вещество, а смесь газов? А. Лавуазье –11–12; Р. Бойль – 4–6. 6. Кислород – это вещество простое – 2–9; сложное – 2–8. 7. Масса атома кислорода по отношению к молекуле кислорода больше в 2 раза—10–12; меньше в 2 раза—10–11. 8. Кислород по-латински «оксигениум». Назвали так, потому что: был получен из оксидов – 4–5; образует оксиды – 5–9.
14
ТЕМА: ВОДОРОД
Задание: Соединить точки с правильными ответами
.
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
18
.
19
.
16
.
17 1. Впервые водород в чистом виде был получен ученым Т. Парацельс —1–2–3; Г. Кавендиш—1–7–13. 2. Водорода больше в атмосфере в верхнем слое —2–8–14; в нижнем слое —3–8–9. 3. Для получения водорода в лаборатории применяют кислоту уксусную —7–14; соляную —7–8. 4. В воде водород растворяется хорошо —10–11–12; плохо—11–12–15. 5. Смесь водорода с кислородом называется горючий газ — 5–10; гремучий газ —5—18. 6. Чистый газ горит спокойно водород — 5–6; кислород—3–4. 7. При получении газ собирают в опрокинутый верх дном сосуд кислород —9 –10; водород—18–19. 8. При горении водорода в цилиндре с хлором образуется хлороводород. Это: газ—15–16–17; жидкость—15–17–18. 9. Газ образует атмосферы и тела планет–гигантов Юпитера, Урана, Сатурна, Нептуна. кислород—6–18; Водород—6–19.
15
ТЕМА: ВОДА. РАСТВОРЫ
Задание: Соединить точки с правильными ответами .6 .7 .1 .3 .4 .2 .5 1. При разложении воды электрическим током образуются газы: 2 объема водорода и 1 объем кислорода —1–2. 1 объем водорода и 2 объема кислорода—1–5. 2. Метод определения состава веществ путём их разложения на более простые синтез —2–3; анализ —2–5. 3. Вода обладает теплоёмкостью высокой—4–5; низкой—4–7. 4. Уравнение реакции фотосинтеза в растениях 6 CO 2 + 6H 2 O = C 6 H 12 O 6 + 6O 2 (1–3 –4) CO 2 + H 2 O H 2 CO 3 (3– 5 – 1) 5. Какая из природных вод содержит меньше примесей? речная —3–5; колодезная — 3–2; дождевая — 3–7. 6. В какой воде содержание кислорода меньше? колодезная —1–6; прокипячённая —6–7. 7. Дождевая вода мягкая—3–6; жесткая—1–6.
16
ТЕМА: ОКСИДЫ
Задание: Выбрать буквы – составить слово 1. В какой строчке только основные оксиды: а) Aq 2 O; SO 2 ; CuO; CO 2 ; Na 2 O (в) б) KaO; Al 2 O 3 ; Fe 2 O 3 ; MgO (м) 2. В какой строчке только кислотные оксиды: а) ZnO; Al 2 O 3 ; SO 2 ; P 2 O 5 ; H 2 O (а) б) SO 3 ; N 2 O 5 ; SiO 2 ; CO 2 ; Cl 2 O 7 (о) 3. При горении сероуглерода (CS 2 ) образуются 2 оксида: а) CO 2 и SO 3 (к) б) CO 2 и SO 2 (л) 4. При горении метана (CH 4 ) образуются оксиды: а) CO 2 и H 2 O (ц) б) CO и H 2 O (т) 5. При растворении оксида серы (4) в воде образуется кислота: а) серная – H 2 SO 4 (ю) б) сернистая – H 2 SO 3 (е) 6. Гидроксид натрия образован из двух оксидов: а) NaO и H 2 O (и) б) Na 2 O и H 2 O (о) 7. Серная кислота образована из оксидов: а) SO 3 и H 2 O (д) б) SO 2 и H 2 O (б) Ответ: «молодец»
17
ТЕМА: КИСЛОТЫ
Задание: Выбрать буквы – составить название вещества – в переводе с лат. означает «указатель» 1. Из каких двух оксидов состоит азотная кислота – HNO 3 ? а) H 2 O NO 2 (а) б) H 2 O N 2 O 5 (и) 2. Раствор соляной кислоты реагирует с металлами: а) Fe Ca Na (д) б) Pt Au Ag (в) 3. При взаимодействии металлов с растворами кислот выделяется газ: а) O 2 (а); б) CO 2 (у); в) H 2 (и) 4. Реакцией нейтрализации является: а) кислота + оксид (л) б) кислота + основание (к) 5. Какая реакция реально осуществима? а) CaCl 2 + HCl (п) б) CaCO 3 + HCl (т) 6. Реакции между двумя сложными веществами, в ходе которых они обмениваются составными частями а) нейтрализации (с) б) обмена (н) 7. Растворы кислот окрашивают лакмус в: а) красный цвет (р) б) синий цвет (к) 8. Какое вещество отсутствует в схеме Ca + ? СaSO 4 + H 2 а) SO 3 (а) б) H 2 SO 4 (о) 9. Какое вещество отсутствует в генетической связи P P 2 O 5 ? Ca 3 (PO 4 ) 2 а) H 3 PO 4 (а) б) Ca(OH) 2 (б) Ответ: «индикатор»
18
ТЕМА: СОЛИ
Задание: Выбрать буквы – составить название вещества – нитрат серебра в быту 1. В результате превращений образуется кислота металл – оксид металла – гидроксид металла (у) неметалл – оксид неметалла – гидроксид неметалла (и) 2. При какой химической реакции образуется соль и водород? металл + неметалл (а) кислота + металл (л) кислота + основной оксид ( с) кислота + основание (н) 3. При какой химической реакции образуется только соль ? металл + неметалл (я) кислота + металл (о) кислота + основание (ю) 4. Какая соль образуется в результате превращений CaS CaO P P 2 O 5 ? a) CaSO 4 (т) б) Ca 3 (PO 4 ) 2 (п) 5. Из каких оксидов образована соль – карбонат кальция? a) CaO и CO 2 (с) б) СaO и CO (к) Ответ: Ляпис – самая известная соль серебра. Первоначально, во времена алхимиков, эту соль называли «адский камень». Ляпис обладает прижигающим и вяжущим действием. Применяется в медицине. основной оксид + кислотный оксид (е)
19
ТЕМА: ОСНОВАНИЯ – ГИДРОКСИДЫ ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ
Задания: 1. Заполнить таблицу Химические символы Формула оснований Название Классификация Na O H NaOH Гидроксид натрия Щелочь Ca O H Al O H Ba O H III Fe O H III Cr O H K O H 2. Написать, из каких двух оксидов образованы основания Образец: Na 2 O NaOH H 2 O Ca(OH) 2 Fe(OH) 3 KOH Be(OH) 2 Al(OH) 3 AgOH Fe(OH)2 Mg(OH) 2
20
ТЕМА: СОСТАВ И ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АТОМА.
ПСХЭ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Задание-тест 1. Физический смысл порядкового номера химического элемента в ПСХЭ: А) число энергетических уровней в атоме Б) заряд ядра атома В) относительная атомная масса. 2. Физический смысл номера периода в ПСХЭ: А) заряд ядра атома Б) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома В) число электронов в атоме Г) число энергетических уровней в атоме. 3. Свойства химических элементов периодически повторяются т. к. А) возрастает заряд ядра атома Б) возрастает атомная масса химического элемента В) возрастает число энергетических уровней в атоме Г) строение внешних энергетических уровней атомов периодически повторяется. 4. Атом состоит из: А) ядра, электронов и протонов Б) ядра, электронов и нейтронов В) ядра и электронов. 5. Изотопы химического элемента отличаются друг от друга: А) по числу электронов Б) по числу нейтронов В) по числу протонов Г) по положению в ПСХЭ. 6. В главных подгруппах ( А – группах) ПСХЭ Д.И.Менделеева с увеличением зарядов ядро не изменяется
21 А) радиус атома Б) число энергетических уровней В) общее число электронов Г) число электронов на внешнем энергетическом уровне. 7. В А–группах с увеличением с заряда ядра атома усиливаются свойства А) металлические б) неметаллические 8. В периодах с увеличением заряда ядра атома усиливаются свойства веществ А) металлические б) неметаллические 9. Запас энергии электронов в атомах – это А) изотопы б) радиоактивность в) квант 10. Валентность элементов определяется: А) числом электронов в атоме Б) числом электронов на наружном энергетическом уровне В) числом энергетических уровней в атоме Г) числом протонов в ядре атома. Ответ: 1б, 2г, 3г, 4в, 5б, 6г, 7а, 8б, 9в, 10в
22
ТЕМА: СТРОЕНИЕ АТОМА
Задание : Заполнить таблицу Поряд ковый номер Знак элемен та Заряд ядра Число прото нов Число нейтронов Число электро нов A Электронная формула 8 O +8 8 16 – 8 = 8 8 16 1S 2 2S 2 2P 4 3 5 9 20 13 и т.д
ТЕМА: ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Задания : 1) Пользуясь рядом ЭО составить формулы 2) Указать степени окисления элементов 3) Указать тип химической связи № п/п Химические элементы Формулы и степени окисления Химическая связь 1. I Ca и Cl +2 –1 СaCl 2 ионная 2 I J и Ca 3 II H и S 4 I F и O и т.д.
23
ТЕМА: ОКИСЛИТЕЛЬНО–ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Задание : Указать номера, показывающие процессы I. ОКИСЛЕНИЕ II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ 1) C 0 C +4 6) S +4 S +6 2) S 0 S –2 7) S 0 S +4 3) H 0 H + 8) Cu 0 Cu +2 4) O 0 O –2 9) S –2 S 4 5) Cl 0 Cl – 10) Cu +2 Cu 0
ТЕМА: РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ
Задание : Вычислить относительную молекулярную массу, отношение масс элементов, массовые доли химических элементов в сложном веществе
ТЕМА: СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ
Задание : Заполнить таблицу m раствора m растворимого вещества m растворителя Массовая доля (%) 1. 200 20% 2. 400 50% 3. 5 4,5 4. 200 5% 5. 200 180 Формула вещества Валентность Mr Массовая доля Отношение масс элементов Me Нем. Ме Нем. K 2 O CuO AlCl 3 FeS CuS
24
ТЕМА: РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ
I.
Моль – единица количества вещества
Задание : Заполнить таблицу Вещество Mr M г/моль (моль) m(г) N число частиц Fe 1,0 S 32,0 O2 0,25 H2O 36,0 CO2 18 х 10 23 И т.д.
II.
Молярный объем. Закон Авогадро.
Относительная плотность газов
Задание : Заполнить таблицу Формула газа М г/моль (моль) m(г) V (л) (н.у.) N число частиц Д H 2 He 0,25 NH 3 3,0 HCl 2,0 NO 2 44,8 12х10 23 CO 2
25
ТЕМА: ГАЛОГЕНЫ
Задание : определить вещество Даны простые вещества: Cl 2 (хлор), F 2 (фтор), Br (бром), J(иод). Какой из них: 1. Жидкий галоген 2. Твёрдое вещество с металлическим блеском 3. Наиболее сильный окислитель 4. Способен возгоняться 5. Обладает наибольшей электроотрицательностью 6. Желто–зелёного цвета 7. Применяется в медицине как антисептическое и кровоостанавли- вающее средство. 8. Применяется для стерилизации питьевой воды и обеззараживания сточных вод. 9. Соединения галогена с серебром используется в фотографической промышленности. 10. В медицине применяется как успокаивающее средство нервной системы 11. Вода горит в струе галогена светло–фиолетовым пламенем. 12. При недостатке этого химического элемента у человека наблюдается заболевание «зоб». 13. Наиболее химически активен. 14. Бром и иод получают при действии на их соединения галогеном. 15. Образует наиболее прочную галогеноводородную кислоту. Ответ: Cl 2 : 6, 8, 14, 15 F 2 : 3, 5, 11, 13 Br 2 : 1, 9, 10 J 2 : 2, 4, 7, 12
26
ТЕМА: ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Задание : Соедини точки с правильными ответами
16 17 ® 15 ® ® 18® ®14 ®13 12 ®9 ® ®10 ®8 ®11 ®4 ®6 ®7 ®3 ®5 1 ® ®2 1. В состав гормона щитовидной железы входит элемент: Бром 5 – 9 – 10 Йод 8 – 9 – 10 Фтор 9 – 10 – 14 2. Недостаток элемента в крови вызывает заболевание – анемия: Медь 1 – 2 – 3 Кальций 3 – 5 – 6 Железо 3 – 4 – 5 3. Элементы – важные составные части для образования кислоты в желудке: Калий и йод 3 – 11 – 12 Калий и хлор 1 – 2 – 5 Натрий и хлор 5 – 6 – 7 4. Элементы – главные компоненты костей и зубов: Кальций и фосфор 4 – 8 – 13 Кальций и кремний 4 – 11 – 12 Магний и фосфор 4 – 9 – 10
27 5. Недостаток элементов в организме вызывает заболевание «рахит»: Кальций и фосфор 11 – 12 – 8 Кальций и кремний 11 – 12 – 18 Магний и фосфор 1 – 2 – 6 6. Соли этого элемента усиливают и учащают сердцебиение: Калий 1 – 2 – 5 Натрий 1 – 2 – 6 Кальций 1 – 2 – 3 7. Соли этого элемента вызывают противоположное действие на работу сердца: Калий 15 – 16 – 17 Натрий 9 – 13 – 14 Кальций 12 – 13 – 18 8. Добавка элемента в зубную пасту предупреждает кариес зубов: Бром 13 – 16 – 17 Йод 13 – 17 – 18 Фтор 13 – 14 – 15 9. В процессе свертывания крови важную роль играют соли: Магния 14 – 15 – 18 Кальция 13 – 18 – 17 Фосфора 13 – 16 – 17
28
ТЕСТ ПО ТЕМАМ:
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ И ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
1 вариант Выписать номера уравнений по названиям химических реакций Уравнения химических реакций А) реакции соединения: Б) разложения: В) замещения: Г) обмена: Д) нейтрализации: Е) окислительно – восстановительные 1) H 2 + O 2 = H 2 O 2) CuO + HCl = CuCl 2 + H 2 O 3) KBr +Cl = KCl + Br 2 4) KClO 3 KCl + O 2 5) CaCO 3 + HCl = CaCl 2 +H 2 O CO 2 6) H 2 S = H 2 + S 7) Fe 2 O 3 + C = Fe + CO 2 8) AgNO 3 + HCl = AgCl + HNO 3 9) Pb 2 O 3 + H 2 = Pb + H 2 O 10) CaCO 3 = CaO + CO 2 11) Al + Cl = AlCl 3 12) AlBr 3 + Cl 2 = AlCl 3 + Br 2 13) MgCO 3 = MgO + CO 2 14) N 2 + H 2 = NH 3 15) CO + O 2 = CO 2 16) HCl + KOH = KCl + H 2 O 17) Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + H 2 O 2 вариант Выписать номера уравнений химических реакций, показываю- щие химические свойства А) оксидов: Б) оснований: В) кислот: Г) солей:
29 Муравьева Ия Михайловна учитель химии, биологии
ГВ(сменное)ОУ «Республиканский центр образования», Лозымский филиал
Тесты, упражнения,
диктанты, задачи по химии
8 класс
Учебное издание В помощь учителю химии Сыктывкар – Лозым 2015
В раздел основное общее образование