"Формирование УУД на уроках музыки"
Методическая разработка
Автор: Волчкова Наталья Анатольевна, учитель музыки, МОУ ИРМО "Пивоваровская СОШ", Иркутский район, село Пивовариха
В раздел основное общее образование
Н.А.Волчкова
Волчкова Наталья Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»
учитель музыки
УЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК
ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Образование как социальное явление зависит от требований общества. На смену традиционным знаниям, умениям, навыкам приходит федеральный государственный стандарт нового поколения. Основным нововведением является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в течение всей его жизни. Как учитель музыки я стараюсь эффективно применять современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности. В начале урока я использую проблемные вопросы с помощью которых мы совместно с учениками определяем тему урока. Благодаря проблемному вопросу ученик находит ответ, опираясь на имеющиеся знания путем сравнения, сопоставления, обобщения. Активно использую работу в группах, где дети стремятся реализовать свой творческий потенциал, выражают и отстаивают свою эстетическую позицию; в формировании духовно- нравственных ценностей. Учатся слушать других, высказывают свою точку зрения, договариваются и приходят к общему мнению. Считаю, что уроки музыки - это благотворная почва для реализации межпредметных связей. В мою практику работы вошли интегрированные уроки с литературой в 4 классе «Что за прелесть эти сказки», «Пушкин в музыке и литературе», 5 классе с изобразительным искусством «Образ богатырей», «Небесное и земное в звуках и красках», историей «Кантата Александр Невский», «Борис Годунов». На уроках ученики участвуют в мини-проектах, где дополнительно собирают
информацию: о стиле, жанрах, композиторах, эпохе, музыкальных инструментах, используют компьютерные технологии и электронно- образовательные ресурсы. В классе есть дети которые участвуют в долгосрочных проектах работают на опережение. Им предлагается тема которую они готовят за несколько уроков до изучения данной темы. Применение проектной, исследовательской технологии дает возможность формировать самостоятельную деятельность учащихся. Исходя из этого учитель становится организатором самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, реализует принцип учебно-педагогического сотрудничества в классе. В ходе урока так же используется индивидуальная работа в зависимости от возможностей ребенка: проверочная работа, кроссворд, тест где дети могут оценить свои знания. Во внеурочной деятельности на концерте исполняя песни русских и зарубежных композиторов дети передают эмоционально-осознанное отношение к музыкальному искусству, оценивают свое выступление и других коллективов. Мы тесно сотрудничаем с детским садом, где дети показывают музыкальные спектакли, знакомят с композиторами и инструментами. Передают свои знания маленьким слушателям. В заключении хотелось бы отметить творчески подходя к развитию способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были, лишь положительные эмоции.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. 2. Асмолов А.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов [и др.] // Федеральный государственный образовательный стандарт. — Режим доступа — URL: (дата обращения 20.05.2012)
3. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 9 — С. 20—25. 4. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с. 5. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов / Л.Г. Петерсон // Начальная школа. — 2008. — № 11. — С. 9—14. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с. — (Стандарты второго поколения).
УЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК
ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Образование как социальное явление зависит от требований общества. На смену традиционным знаниям, умениям, навыкам приходит федеральный государственный стандарт нового поколения. Основным нововведением является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в течение всей его жизни. Как учитель музыки я стараюсь эффективно применять современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности. В начале урока я использую проблемные вопросы с помощью которых мы совместно с учениками определяем тему урока. Благодаря проблемному вопросу ученик находит ответ, опираясь на имеющиеся знания путем сравнения, сопоставления, обобщения. Активно использую работу в группах, где дети стремятся реализовать свой творческий потенциал, выражают и отстаивают свою эстетическую позицию; в формировании духовно- нравственных ценностей. Учатся слушать других, высказывают свою точку зрения, договариваются и приходят к общему мнению. Считаю, что уроки музыки - это благотворная почва для реализации межпредметных связей. В мою практику работы вошли интегрированные уроки с литературой в 4 классе «Что за прелесть эти сказки», «Пушкин в музыке и литературе», 5 классе с изобразительным искусством «Образ богатырей», «Небесное и земное в звуках и красках», историей «Кантата Александр Невский», «Борис Годунов». На уроках ученики участвуют в мини-проектах, где дополнительно собирают
информацию: о стиле, жанрах, композиторах, эпохе, музыкальных инструментах, используют компьютерные технологии и электронно- образовательные ресурсы. В классе есть дети которые участвуют в долгосрочных проектах работают на опережение. Им предлагается тема которую они готовят за несколько уроков до изучения данной темы. Применение проектной, исследовательской технологии дает возможность формировать самостоятельную деятельность учащихся. Исходя из этого учитель становится организатором самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, реализует принцип учебно-педагогического сотрудничества в классе. В ходе урока так же используется индивидуальная работа в зависимости от возможностей ребенка: проверочная работа, кроссворд, тест где дети могут оценить свои знания. Во внеурочной деятельности на концерте исполняя песни русских и зарубежных композиторов дети передают эмоционально-осознанное отношение к музыкальному искусству, оценивают свое выступление и других коллективов. Мы тесно сотрудничаем с детским садом, где дети показывают музыкальные спектакли, знакомят с композиторами и инструментами. Передают свои знания маленьким слушателям. В заключении хотелось бы отметить творчески подходя к развитию способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были, лишь положительные эмоции.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. 2. Асмолов А.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов [и др.] // Федеральный государственный образовательный стандарт. — Режим доступа — URL: (дата обращения 20.05.2012)
3. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 9 — С. 20—25. 4. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с. 5. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов / Л.Г. Петерсон // Начальная школа. — 2008. — № 11. — С. 9—14. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с. — (Стандарты второго поколения).
В раздел основное общее образование