Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Проект профилактики аддиктивного поведения среди обучающихся образовательных учреждений "Воспитание здорового образа жизни"

социальный проект

Автор: Беленкова Людмила Егоровна, социальный педагог, МБОУ "Нюрбинская СОШ №2", город Нюрба, Республика Саха (Якутия)



В раздел основное общее образование



Районное управление образования Нюрбинского района РС(Я) Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2


ПРОЕКТ

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

«

Воспитание ЗОЖ»

Составитель:

Беленкова Л.Е.

Социальный педагог МБОУ «НСОШ №2»
г. Нюрба 2016 г. Нюрба 2016

Пояснительная записка
Начало потребления наркотических средств в России связывают со «стартом» социально-экономических преобразований 1990-х гг. Дестабилизация социальных отношений, резкая ломка ценностных ориентаций, привычной идеологической и политической среды, ухудшение материального положения населения в начале и середине 1990-х гг. привели к стрессу, для снятия которого многие стали злоупотреблять алкогольными напитками и наркотическими средствами. Высокие темпы роста численности больных алкоголизмом наблюдались еще в 1980-е гг., пик пришелся на 1998г. – 2,4 млн. человек, и этот высокий показатель сохраняется по сей день. А резкий рост наркотизации населения приходится на 1990-е гг. Численность официально учтенных в России больных наркоманией достигла самого высокого показателя в 2001г. – 393,7 тыс. человек. Что касается детей и подростков в возрасте до 17 лет, то среди них за этот же период число больных алкоголизмом сократилось на 45%, а больных наркоманией удерживалось на относительно высоком уровне – 26,5 тыс. человек. Общее число официально учтенных больных наркоманией в России на конец 2003 г. составило 340 тыс. человек, что на 7% меньше, чем в 2002 г. (365,1 тыс. человек), однако все еще в 3,5 раза больше, чем в 1995г. Вызывает беспокойство вовлеченность несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков. Численность, привлеченных в 2002г. к уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, составила 4,2 тыс. человек. В последние годы Правительством России предприняты серьезные организационные и профилактические мероприятия, направленные на противодействие потреблению наркотических средств и их незаконному обороту, усилению профилактической работы среди населения, прежде всего среди молодежи. В 1998 г. принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных препаратах», которых установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных препаратов, противодействия их незаконному обороту. Реализуется принятая Правительством РФ федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы». В системе мероприятий по профилактике злоупотребления несовершеннолетними и молодежью ПАВ особая роль принадлежит учреждениям образования, в которых в настоящее время обучается в общей сложности почти 29 млн. человек в возрасте до 25 лет – учащиеся школ, гимназий, лицеев, ПТУ, техникумов, колледжей, студентов. Именно на учебные заведения легла сегодня основная нагрузка по проведению первичной, упреждающей профилактики, препятствующей приобщению детей, подростков и молодежи к наркотикам и другим ПАВ.
В принятой Министерством образования «Программе развития воспитания в системе образования Российской Федерации» на 1999-2001 годы» было четко указано, что антинаркотическая профилактика должна стать обязательным, неотъемлемым компонентом всей психолого- педагогической работы с учащимися в образовательных учреждениях. В нашей школе ежегодно проводится акция под девизом «Мы выбираем здоровье». Создан пост по организации ЗОЖ, который состоит из педработников и других специалистов. Целью поста является воспитание здорового образа жизни. Усилиями поста проводится профилактическая работа с учащимися и их родителями в следующих формах: классные и индивидуальные беседы с учащимися, мероприятия просветительского характера для родителей (собрания, индивидуальные беседы, семинары, педагогический всеобуч для родителей) спортивные мероприятия; конкурсы; вечера вопросов и ответов; дискуссии; тренинги; массовые акции (фестивали, декады, конкурсы, социальные рекламы) антинаркотической направленности. Результаты массового опроса детей и подростков свидетельствуют, что учителя достаточно активно ведут беседы о вреде употребления ПАВ. С целью повышения профилактической работы в школе пост руководствуется стандартом первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Низкая эффективность профилактической работы, которая проводится в настоящее время в образовательной сфере объясняется отсутствием системности при реализации намеченных задач, несоответствие ее содержания единым научно-обоснованным требованиям, ее фактическое осуществление вне рамок программно-целевого подхода; недостаточная координация уровня взаимодействия специалистов различного профиля.



Цель:

Создание психолого-педагогических условий для снижения

тенденции развития аддиктивного поведения обучающихся путем

системного и комплексного подхода, усиления системы

взаимодействия специалистов.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и проанализировать степень эффективности системы взаимодействия специалистов по организации профилактики аддиктивного поведения обучающихся в теории и практике педагогической деятельности и выявить тенденции развития аддиктивуного поведения школьников. 2. Разработать систему взаимодействия специалистов для создания условий обеспечения личностно-ориентированной профилактики аддиктивного поведения учащихся как совокупности структурно-содержательной и организационной деятельности образовательных учреждений. 3. Осуществить опытно-поисковую проверку эффективности выявленных нами психолого-педагогических условий при системе взаимодействия специалистов по организации профилактики аддиктивного поведения обучающихся и разработать методические рекомендации по итогам проведенных работ. 4. Подготовить группы волонтеров по пропаганде здорового образа жизни из числа учащихся старших классов. 5. Привлечь внимание общественности и СМИ к проблемам табакокурения и зависимости от психотропных веществ в молодежной среде. 6. Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью. 7. Выработка навыков противостояния негативным явлениям социальной среды. 8. 8. Повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного Повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия ПАВ. действия ПАВ.

Основные направления работы.
1. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков 2. Создание досуговой альтернативы у учащихся, развитие творческого потенциала 3. Научно–исследовательская работа по проблемам профилактики аддиктивного поведения подростков 4.Учебно-воспитательная работа с учащимися
Условия реализации проекта.
Деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами имеет системный характер и должна осуществляться в комплексном виде профилактических программ. Проект предписывает минимум мер и параметров, которые должны обеспечить качество и эффективность программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. - системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся с охватом всех основных значимых других лиц; - программно – целевой подход; - сочетание инициирующих и поддерживающих воздействий; - обучающие циклы («тренинг тренеров», «равные – равным»); - формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ - мониторинг и оценка эффективности профилактической программы. Основными целевыми группами , в отношении которых осуществляются профилактические воздействия, являются: 1) учащиеся; 2) педагогические работники; 3) члены семей учащихся; 4) значимые другие лица учащихся, взаимодействующие с ними в различных формах досуговой активности.
1 блок « Спорт и ЗОЖ»

Цель: Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом
.
Участники блока: Учащиеся, учителя, родители. Данный блок дает старт акции – «Мы выбираем здоровье». - В начале учебного года 10 сентября в Парке культуры и отдыха все учащиеся школы и учителя участвуют в марафоне бега и спортивной ходьбы приуроченной ко дню Здоровья. - На уроках физической культуры по учебной программе проводятся уроки направленные по профилактике ПАВ. - Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. - Соревнования внутри классов и спортивных секций. - Зимние спортивные игры в стиле «Большие гонки». - Туристический слет «Факел». - Военно-патриотический клуб «Снежный барс». - Эстафета «Мама, папа и я»
2 блок «Наглядная агитация»

Цель: Профилактика наркомании среди подростков методом наглядной

агитации, привлечение внимания общественности к проблемам ПАВ.
Основой блока являются конкурсы: - конкурс граффити «Скажем наркотикам – нет!»; - конкурс рисунков «Мы выбираем ЗОЖ» - разработка и оформление учебно-методических, рекламных материалов и рекомендаций по вопросам ЗОЖ. - конкурс видеоматериалов по пропаганде здорового образа жизни среди подростков. - создание фильмов по проблемам аддиктивных форм поведения среди подростков.
3 блок «Волонтерское движение».

Цель: Привлечение добровольцев для работы по пропаганде ЗОЖ из

числа учащихся старших классов, их отбор и подготовка.
Из числа активистов ученических советов и совета старшеклассников сформировать группу в составе 10-15 человек, который пройдет курс обучения по пропаганде здорового образа жизни на базе центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Данная группа составит школьный совет волонтеров по пропаганде здорового образа жизни. Волонтеры проводят среди учащихся беседы, лекции, дискуссии и тренинговые занятия. Ребята будут работать не только внутри своего учебного заведения, но и привлекаться для работы по реализации проекта в районе. Также их силами будет проведен улусный семинар по подготовке волонтеров, акция «Чистая книга», распространение печатной продукции по профилактике правонарушений и др.
4 блок «Творческий блок «Спасибо – нет!»


Цель: Формирование социально – активной позиции молодежи, развитие

творческих способностей.
Участники смотра: учащиеся 9 – 11 классов школ, учащиеся лицея, студенты техникума, воспитанники клубов по месту жительства. - Основой блока является смотр агитбригад по профилактике правонарушений «Спасибо нет!». - Одним из направлений блока являются ролевые игры, дискуссии, тренинги по профилактике правонарушений, которые проходят на заседаниях ученического совета, улусного совета старшеклассников. В рамках блока пройдет подведение итогов акции, им станет фестиваль «Молодежь выбирает ЗОЖ». Фестиваль традиционно проводится 1 июня в Парке культуры и отдыха. В организации и проведения фестиваля будут задействованы все участники акции « Мы выбираем здоровье». В парке культуры и отдыха организуются мини-площадки всех блоков акции – марафона, которые покажут результаты своей деятельности в творческой форме: - показательные выступления воспитанников спортивных школ района; - выставка плакатов «Молодежь против наркотиков». - деятельность практических площадок по технике граффити и брейк – данса; - выступления агитбригад «Спасибо нет!». - деятельность волонтерских групп по распространению печатного материала по пропаганде здорового образа жизни. Финалом дня будет фестиваль творческих коллективов «Молодежь выбирает здоровье».
5 блок «Социально – психологической поддержки детей и подростков».

Цель: Оказание медико-психологической помощи детям, подросткам,

переживающим кризисные состояния, находящимся в конфликтных

ситуациях в микро и макросредах; профилактика и предупреждение

девиантного поведения у данной категории населения
. Центр блока предназначен для оказания квалифицированной медико – психологической помощи детям и подросткам, в том числе анонимной. Работу обеспечивают медработник школы, психологи, соцпедагоги, юристы работающие по договору. Работа блока строится в виде консультаций. Проводятся беседы и лектории специалистов: врача-гинеколога, врача- косметолога, юриста, психолога, врача-нарколога. Методико – психологическое направление Центра является мощным и приоретным в системе многопрофильной социальной помощи детству и подростку.
Сквозной блок «Взаимодействие со средствами массовой

информации»

В ходе акции организовано тесное сотрудничество со СМИ: - освещение деятельности блоков акции; - публикации по проблемам профилактики правонарушений; - массовые выступления по пропаганде здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Предполагаемые конечные результаты проекта:
- Формирование у подростков мотивации к здоровому образу жизни; - Формирование духовно-нравственного, творческого потенциала подростков; - Снижение риска приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ; - Вовлечение большего числа учащихся в активную общественную жизнь; - Увеличение числа публикаций и выступлений по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ; - Снижение числа проявлений асоциального поведения среди подростков. Использованная литература 1. Жарков Г.В. Клуб интеллектуальных и творческих игр как форма психологической реабилитации девиантных подростков \\ Социальная профилактика и здоровье.2003.2003. №3 2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е.,Шурухт., «Обучение жизненно важным навыкам».изд. «образование – культура». Санкт-Петербург.2002. 3. Научно –методический журнал «Классный руководитель». М. 2007г. №6. 4. Научно-методический журнал «Классный руководитель».М.2006.№ 7 5. Тростанецкая Г.Н., «Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи». М. 2004. 6. Паршиков А.Т., Виноградов П.А., Моченое В.П., Изаак С.И. Концепция подростков и молодежи среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры. – м.:,2002 7. Стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М.2006г. Мин.образования и науки РФ. 8. Шереги. Ф.Э. «Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции и профилактика». М.2004. 9. Ялтонский.В.М., Сирота Н.А.,Базовые теоретические концепции профилактики. М.,2004.
Приложение № 1.
Программа подготовки волонтеров

Введение.
Важной особенностью проведения любой профилактической активности и программы является вовлечение добровольцев в процесс профилактики. Необходимо понять, что процесс профилактики злоупотребления психоактивными веществами – это постоянный и интенсивный процесс и участвовать в нем должны и учащиеся, и учителя, представители всех заинтересованных служб. Профилактическая программа –это инициация интенсивной профилактической деятельности в школе, которая не должна прекращаться никогда. Формы школьной профилактической активности должны быть самыми разнообразными в зависимости от ресурсов тех, кто ее осуществляет. Например, учителя могут проводить беседы, а учащиеся проводить диспуты, участвовать в сборе и распространении информации, организовывать спортивные мероприятия как альтернативу употребления ПАВ.
Цели волонтерского движения:
- формирование здорового жизненного стиля у детей, подростков; - формирование у школьников стойкой негативной установки по отношению ПАВ как способу решения своих проблем или проведения досуга; - ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение учащихся в работу по профилактике ПАВ.
Задачи волонтерского движения:

1.
Создание и развитие волонтерского движения, проводящего работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в школе.
2.
Мониторинг уровня и качества информированности учащихся о проблемах, связанных с распространением наркотиков, а также эффективности работы волонтеров.
3.
Формирование и закрепление в школьной среде ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентированных на здоровый жизненный стиль.
4.
Организация мероприятий, способствующих ориентации молодежи на здоровый и безопасный образ жизни.
5.
Формирование и развитие у школьников личностных ресурсов, стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.
6.
Привлечение к профилактической работе родителей, школьников а также учителей.
Занятия проводятся по модели динамической развивающей формы организации взаимодействия и общения всех участников. Используется комплексный анализ информации, самоанализ, рефлексия, ролевое и имитационное поведение, «мозговой штурм», «генерация альтернатив», выбор наиболее оптимальных решений, поведенческий тренинг. Ведущими элементами являются: обсуждение профессиональных задач высокого уровня проблемности, включая педагогические, юридические и ведомственные проблемы; выявление проблем личности и рассмотрение их в контексте психолого-педагогических и социально –психологических проблем; поведенческий тренинг; ролевые игры; коммуникативное поведение. Группа, проходящая обучение. Является инструментом психотренинговой и педагогической работы.
Группа работает по следующим правилам:
1. Необходимость обсуждения всего, что происходит в группе, и высказывания всеми членами группы собственного мнения по этому поводу (правило обратной связи). 2. Необходимость использования эффектов эмпатии и социальной поддержки. 3. Необходимость взятия ответственности за работу группы каждым ее членом. 4. Возможность открыто проявлять свои эмоциональные реакции. 5. Запрет на оценочные суждения, разрешение высказывать только собственное отношение к происходящему. Не абсолютизируя его. 6. Работа в системе «здесь и сейчас».
Информирование о действиях и последствиях употребления

психоактивных веществ.
В процессе профилактической программы приглашенные специалисты, специально обученные сотрудники и волонтеры должны давать ученикам информацию о действии и последствиях употребления наркотиков и других психоактивных веществ, однако информация должна носить строго определенный характер. Следует давать объективную информацию, не делая акцента на эйфоризирующих эффектах употребления наркотика, не используя приемы чрезмерного устрашения. Слушатели должны получать информацию в доступной и строгой форме. Программа рассчитана на 34 учебных часа, состоит из 17 занятий пол 90 минут каждое. Основная форма обучения – групповая работа. Также предусматривается самостоятельная работа (выполнение домашних заданий)

Темы занятий:
1. Знакомство. Представление программы. 2. Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем. 3. Развитие копинг – стратегии «Разрешение проблем». Тренинг навыков проблеморазрешающего поведения. 4. Развитие стратегии «Разрешение проблем», тренинг навыков проблеморазрешающего поведения (продолжение). 5. Развитие стратегии «Разрешение проблем», тренинг навыков проблеморазрешающего поведения (продолжение) 6. Развитие копинг – стратегий «Разрешение проблем» и «Поиск социальной поддержки». Тренинг навыков проблеморазрешающего и социально – поддерживающего поведения. 7. Тренинг разрешения проблем и принятия решения. 8. Развитие когнитивной оценки проблемной и /или стрессовой ситуации. 9. Развитие стратегии поиска социальной поддержки. Тренинг навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки. 10. Развитие копинг – стратегии поиска социальной поддержки. Тренинг навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки (продолжение). 11. Модификация копинг – стратегии избегания и тренинг адекватных форм стратегии избегания. 12. Развитие Я – концепции. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективности. 13. Развитие Я – концепции. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективности (продолжение). 14. Развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной социальной компетентности, тренинг коммуникативных навыков. 15. Информация о наркотиках и психоактивных веществах. 16. Развитие личностного контроля над ситуацией. Тренировка навыков противодействия давлению среды. 17. Подведение итогов и определение целей на будущее.

Занятие 1

Ход занятия: Знакомство. Представление программы
. Цели: Дать возможность участникам группы познакомиться друг с другом и с ведущим; представить цели и задачи программы; создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки. Задачи ведущего: Установить доверительные, поддерживающие отношения в группе будет легче, если открыто проявлять свои чувства, оказывать поддержку, подчеркивать важность соблюдения установленных вместе с группой правил, использовать игровые ситуации, проявлять творческую активность.
1. Знакомство.
- Назвать свое имя, сказать несколько слов о себе, о своих ожиданиях от занятий. (проводить в игровой форме).
2. Представление программы.
- Программа ориентирована на то, чтобы участники лучше узнали себя, получили представление о своих возможностях, приобрели навыки эффективного преодоления проблем, смогли развить свои личностные ресурсы, наладить взаимоотношения с окружающими людьми. Она поможет научиться укреплять свое физическое и психическое здоровье, активно и эффективно решать возникающие проблемы, избегать употребления наркотиков или других психоактивных веществ, которые препятствуют личностному развитию, вызывают стойкую зависимость и множество отрицательных физических, психических и социальных последствий. В процессе работы будут обсуждаться многие стороны жизни. Поэтому отношения в группе должны быть абсолютно доверительными. (Важно создать атмосферу поддержки, чтобы каждый участник мог чувствовать себя комфортно, быть искренним и открытым для общения.
3. Установление правил работы в группе.
Общепринятые правила групповой работы. - полная конфиденциальность полученной в группе информации. - открытость и искренность. - возможность свободно высказывать свои соображения, мнения, чувства как позитивного, так и негативного характера. - участие, активность, заинтересованность всех членов группы, обязательность выполнения всех упражнений и домашних заданий. - обязательное посещение всех занятий без опозданий. - участие в создании и поддержании теплой, дружеской атмосферы в группе, чтобы каждый участник мог рассчитывать на помощь и сочувствие окружающих во время занятий, несмотря на возможные разногласия.

4. Ознакомление с процессом групповой работы.
- В процессе занятий будете получать и осмысливать новую информацию. - Человек учится понимать других, вставать на их позицию и сочувствовать им, соответственно улучшаются его отношения с другими людьми, повышается способность находить и получать поддержку, самому выбирать друзей , строить процесс общения. Человек учится управлять своим поведением, эффективно разрешать проблемы, преодолевать стресс. Научившись развивать эти качества в себе, он сможет обучить этому и других – друзей, членов семьи, соседей. - Человеческие отношения не бывают стабильными, они постоянно меняются. Часто эти изменения зависят от нас самих. Существует множество «моделей собственного мира». Каждый может научиться создавать такой мир, который бы его устраивал, чувствовать себя комфортно и жить полноценной жизнью.
5. Установление в группе доверительной комфортной и поддерживающей

обстановки.
Проводится дискуссия по методу «мозгового штурма». Цель- преодолеть возможные тревогу и недоверие, нередко возникающие в начале групповой работы, установить контакт между членами группы, выявить темы, волнующие участников. - Возьмите лист бумаги и напишите на нем любой вопрос, на который тебе хотелось бы получить ответ в ходе групповой работы. После заполнения листы бумаги нужно свернуть и отдать ведущему. - Я перемешиваю листы и раздаю по одному каждому участнику, следя за тем, чтобы никто не получил свой собственный листок. Каждый участник должен ответить на полученный им вопрос. Затем группа активно обсуждает возможные варианты ответов и записывает их на доске либо на листе ватмана. - Таким образом, рассматривается каждый заданный вопрос. Из всех предложений путем совместного обсуждения выбираются наиболее подходящие. Нужно способствовать тому, чтобы участники выдвигали идеи, предлагали как можно больше вариантов.
6. Домашнее задание
- Задание направлено на развитие навыков социально-поддерживающего поведения. «Озаглавьте чистый лист бумаги «Поддерживающее поведение». Напишите на этом листе любые вопросы, которые, как вам кажется, могли бы задать друг другу члены вашей группы, ваши друзья или родные, если бы находились в проблемной или стрессовой ситуации. Постарайтесь ответить на эти вопросы, представляя конкретного человека, стараясь выразить сочувствие и поддержку именно ему».

Занятия 2

Тема: Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем.

Цель:
Дать представление о жизненных навыках, событиях и проблемах; Провести практическую отработку навыков преодоления проблем.
Ход занятия:
- Жизненные навыки – это умения, которые позволяют людям контролировать свою жизнь, нести за нее ответственность, успешно взаимодействовать с другими людьми и оказывать определение и решение проблем, принятие решений и разрешение конфликтов. - Обычно люди стараются справиться с проблемами тремя основными способами: 1) пытаясь изменить восприятие проблемы; 2) пытаясь изменить ситуацию, породившую ее; 3) пытаясь справиться со стрессом, который эта проблема порождает.
1. Дать краткий обзор информации, полученной на предыдущем

занятии,
организовать обсуждение домашнего задания: Задание было направлено на развитие навыков социально-поддерживающего поведения. «Поддерживающее поведение». - Какие поддерживающие вопросы написали, которые, как вам кажется, могли бы задать друг другу или вашим друзьям, родным, если бы находились в проблемной или стрессовой ситуации.
2. Дискуссия на тему: «Жизненные трудности и их преодоление».
- Вспомните, пожалуйста, основные проблемные ситуации. Которые возникали у вас в течение последних шести месяцев и свое поведение в этих ситуациях.
3. Ролевые игры. Демонстрация разных типов копинг – поведения
. - Разыграть сценки, демонстрирующие способы совладения со стрессом. (Желательно записывать ролевые игры на видеомагнитофон для последующего обсуждения и получения обратной связи.
4. Обсуждение основных стратегий поведения.
- На примере разыгранных ситуаций организовать обсуждение основных стратегий, используемых человеком для совладения со стрессом (
разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание).
Выделяются более и менее эффективные стратегии. - Напишите на листе бумаги еще по 1-2 примера преодоления стрессовых ситуаций. Совместными усилиями определяются основные копинг-стратегии в этих примерах. Используя метод «мозгового штурма», разрабатывать и записывать на листе бумаги навыки поведения, способствующие эффективному преодолению стресса.
5. Домашнее задание.


-
Возьмите лист бумаги. Назовите его «Измерение моих навыков». Запишите навыки, которые у вас уже сформированы и которые вы хотели бы в себе развить» Приложение №2
Использованные анкеты и опросники по исследованию приобщения

подростков по употреблению ПАВ.
1. Сколько тебе лет? 2. Пол. 3. Твое семейное положение? 4. Мучает ли тебя сейчас какая-то трудная и неразрешимая проблема? 5. Если да, с чем она связана? 6. Беспокоит ли тебя мысль, что ты чем- то хуже других? 7. Ты испытываешь подавленное настроение? 8. Думал ли ты когда-нибудь серьезно о самоубийстве? 9. В сложной ситуации ты обычно, что делаешь? 10. К кому ты обратишься за помощью, если у тебя возникнут жизненные проблемы? 11. Как чаще всего ты проводишь свободное время? 12. Где ты провел эти летние каникулы? 13. Кто из домашних уделяет тебе, твоему досугу наибольшее внимание? 14. Есть ли у тебя друзья среди твоих ровесников? 15. Как ты относишься к курению табака? 16. Пробовал ли ты курить? 17. Если ты пробовал курить, то в каком возрасте впервые это было? 18. Если ты куришь – то, пытался ли отказаться от курения? 19. Как ты думаешь, почему твои ровесники начинают курить? 20. Приходилось ли тебе когда-нибудь пробовать наркотические или другие психотропные вещества? 21. Кто впервые предположил попробовать психоактивные вещества (ПАВ) 22. Если приходилось употреблять наркотические средства, где в первый раз это произошло? 23. Употребляешь ли ты какие-либо наркотические или другие психотропные вещества в настоящее время? 24. Какие обстоятельства толкают подростка на первую пробу наркотиков или другие психотропные вещества? 25. Знаешь ли ты, что употребление любых наркотических или токсических веществ представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни? 26. Знаешь ли ты, что незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт наркотических средств и психотропных веществ является преступлением и за это предусмотрена уголовная ответственность?
27. Считаешь ли ты, что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма? 28. Как часто употребляются в вашей семье алкогольные изделия? 29. Кто больше беседует с тобой о вреде потребления ПАВ? Приложение № 4 1. Рисунки, занявшие призовые места в конкурсе рисунков «Мы выбираем ЗОЖ». 2. Состав поста по формированию ЗОЖ МБОУ «НСОШ № 2» 2016-2017 учебный год.

Тезисы проекта: Первичной профилактики злоупотребления психоактивными

веществами среди учащихся «Воспитание ЗОЖ»
Наравне сохраняющейся в наши дни тенденцией к употреблению детьми и Наравне сохраняющейся в наши дни тенденцией к употреблению детьми и подростками некоторых наркотических веществ продолжает нарастать тенденция к подростками некоторых наркотических веществ продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению нашей молодежью алкогольными напитками. «Детский и подростковый злоупотреблению нашей молодежью алкогольными напитками. «Детский и подростковый алкоголизм» - этим термином, пожалуй, не удивишь сегодня тех, кто в той или иной мере алкоголизм» - этим термином, пожалуй, не удивишь сегодня тех, кто в той или иной мере имеет отношение к работе с подрастающим поколением. Алкоголь прочно укрепился в имеет отношение к работе с подрастающим поколением. Алкоголь прочно укрепился в молодежной субкультуре, он оказывает сильное воздействие на поступки молодых людей, молодежной субкультуре, он оказывает сильное воздействие на поступки молодых людей, становится постоянным спутником их жизни. Алкоголь несет в себе потенциал столь становится постоянным спутником их жизни. Алкоголь несет в себе потенциал столь разрушительного влияния на здоровье и судьбу каждого подростка, что сомневаться в разрушительного влияния на здоровье и судьбу каждого подростка, что сомневаться в необходимости применения решительных мер противодействия этой угрозе не необходимости применения решительных мер противодействия этой угрозе не приходится. приходится. В принятой Министерством образования «Программе развития воспитания в системе образования Российской Федерации» на 1999-2001 годы» было четко указано, что антинаркотическая профилактика должна стать обязательным, неотъемлемым компонентом всей психолого-педагогической работы с учащимися в образовательных учреждениях. В нашей школе ежегодно проводится акция под девизом
«Мы выбираем здоровье».

Цель проекта:
создание на базе школы среду, способствующую формированию потребностей в здоровом образе жизни, осуществление профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Задачи:
1. Изучить причины приобщения учащихся к употреблению психотропных веществ, вызывающие снижение показателей здоровья учащихся школы. 2. Подготовить группы волонтеров по пропаганде здорового образа жизни из числа учащихся старших классов. 3. Привлечь внимание общественности и СМИ к проблемам табакокурения и зависимости от психотропных веществ в молодежной среде. 4. Воспитание у детей бережного отношение к своему здоровью. 5. Выработка навыков противостояния негативным явлениям социальной среды. 6. 6. Повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного Повышение знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия ПАВ.
Основные направления работы: Пропаганда здорового образа жизни среди подростков, создание досуговой альтернативы у учащихся, развитие творческого потенциала, научно–исследовательская работа по проблемам профилактики аддиктивного поведения подростков, учебно-воспитательная работа учащимися. Принципы программы; Добровольность, открытость, безоценочность, выполнение инструкций к упражнениям и заданиям, право отказа от выполнения упражнения и задания. Проект проходит в течение года в форме акции «Мы выбираем здоровье» и включает в себя пять блоков.
1 блок « Спорт и ЗОЖ».
Цель: Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.
2 блок «Наглядная агитация»
Цель: Профилактика наркомании среди подростков методом наглядной агитации, привлечение внимание общественности к проблемам ПАВ.
3 блок «Волонтерское движение».
Цель: Привлечение добровольцев для работы по пропаганде ЗОЖ из числа учащихся старших классов, их отбор и подготовка
4 блок «Творческий блок «Спасибо – нет!».
Цель: Формирование социально – активной позиции молодежи, развитие творческих способностей.
5 блок «Социально – психологической поддержки детей и подростков».
Цель: Оказание медико-психологической помощи детям, подросткам, переживающим кризисные состояния, находящимся в конфликтных ситуациях в микро и макросредах; профилактика и предупреждения девиантного поведения у данной категории населения
Сквозной блок «Взаимодействие со средствами массовой информации».
В ходе акции организовано тесное сотрудничество со СМИ:
Предполагаемые конечные результаты проекта:
- Формирование у подростков мотивации к здоровому образу жизни; - Формирование духовно-нравственного, творческого потенциала подростков; - Снижение риска приобщения детей и подростков к употреблению ПАВ; - Вовлечение большего числа учащихся в активную общественную жизнь; - Увеличение числа публикаций и выступлений по профилактике правонарушений и пропаганде ЗОЖ; - Снижение числа проявлений асоциального поведения среди подростков.


В раздел основное общее образование