Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Программа социально-педагогической профилактики противоправного поведения обучающихся в МБОУ "Нюрбинская СОШ №2"

Программа социального педагога

Автор: Беленкова Людмила Егоровна, соц, МБОУ "Нюрбинская СОШ №2", город Нюрба, Республика Саха (Якутия)



В раздел основное общее образование




Министерство образования РС(Я)

РУО Нюрбинского района РС(Я)

МБОУ «Нюрбинская СОШ №2»

Программа

социально-педагогической профилактики

противоправного поведения обучающихся в МБОУ

«Нюрбинская СОШ №2»

Выполнила Беленкова Л.Е.

социальный педагог

МБОУ «НСОШ №2»

2
Программа
Социально-педагогической профилактики противоправного поведения обучающихся МБОУ «Нюрбинская СОШ №2
Актуальность
В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия явлений предыдущих лет еще не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным. Особую тревогу вызывает рост количества детей употребляющих алкоголь, ПАВ, растет количество курящих детей. В Республике Саха (Якутия) остается проблема детей, оказавшихся без образования, не снижается число правонарушений, увеличивается количество преступлений совершаемые несовершеннолетними Обеспечение полноценного образования и воспитания предполагает создание условий направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних.
1.

Обоснование необходимости создания программы
Причины правонарушения несовершеннолетних– это следствие дефектов в системе его взаимосвязей с микросредой:
3 - Неблагоприятные условия семейного воспитания, - Отрицательное влияние стихийно-группового общения, - Недостатки в учебно-воспитательной работе. В школе создан банк данных: 1. неблагополучные семьи. 2. дети «группы риска», состоящие на внутришкольном учете, 3. несовершеннолетние, состоящие на учете ПДН, КДН 4. малообеспеченные семьи, 5. многодетные семьи, 6. дети-сироты. Встает вопрос о необходимости личностно-ориентированного обучения и воспитания, о развитии психолого-педагогической и социальной поддержки детей и их родителей, о создании условий для всестороннего раскрытия индивидуальности ребенка. Педагоги должны помочь воспитаннику в решении основных задач: - получить хорошее образование; - овладеть умениями и навыками в трудовой деятельности; - развить творческие способности; - реализовать физические возможности; - научиться жить в обществе. Школа имеет большой потенциал и возможности в работе по профилактике правонарушений безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
3. Нормативно – правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон № 120 от 21 мая 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 2. Федеральный закон № 124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4 3. Закон Республики Саха (Якутия) З № 70 – II , принятый Государственным собранием (ИЛ ТУМЭН) от 11 февраля 1999 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха ( Якутия)». 4. Закон Республики Саха (Якутия) З № 24 от 1 июня 1994 года «О правах ребенка». 5. Закон Республики Саха (Якутия) 60 З№ 457 – II от 17 октября 2002 года «О внесении изменений в закон РС(Я) «О правах ребенка»». 6. Постановление Республики Саха (Якутия) № 743 от 30 декабря 2005 года «Положение об общественном наркологическом посте (Наркопост) образовательного учреждения». 7. Федеральный закон № 32 от 2 января 2000 года «Семейный кодекс». 8. Федеральный закон № 829 от 17 июля 1996 года «Положение о приемной семье». 9. Закон Республики Саха (Якутия) З № 174 – III от 17 октября 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Саха (Якутия) «О приемной семье и семейном детском доме»». 10. Закон Республики Саха (Якутия) З № 696 – III от 25 апреля 2006 года «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». 11.Комплексная программа Муниципального образования «Нюрбинского района» «Профилактика правонарушений в муниципальном образовании». 12. Комплексная программа Муниципального образования «город Нюрба» «Профилактика правонарушений в муниципальном образовании на 2013 по 2016 годы». 13. Устав МБОУ- Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2.
4.

Профилактические мероприятия ведутся по направлениям:

5 - выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права и отстающих в учебе; - определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников; - составление плана педагогической коррекции асоциального поведения личности и устранение причин ее нравственной деформации и отклонений в поведении; - вовлечение учащихся состоящих в «группы риска» в различные виды положительной деятельности ( кружки, секции по интересам); - просвещение родителей о профилактике правонарушений несовершеннолетних. Успех профилактических мероприятий во многом зависит от единства работы школы и общественных организаций села. В соответствии с проектом школа проводит следующую работу: - создание нормативно-правовой базы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, выявление детей состоящих в «группе риска»; - создание комиссии по профилактике правонарушения среди несовершеннолетних; - работа социально-психолого-медицинской службы с детьми и их родителями по коррекции поведения; - работа комиссии по профилактике правонарушения; - сотрудничество с КДН, ПДН; - занятости учащихся; - гуманизация педагогического процесса: введение новых технологий и дисциплин, направленных на развитие здорового образа жизни, формирование у обучающихся правовых знаний и умений. Моделью выпускника школы должна стать личность, способная строить жизнь, достойную человека.
6
5.

К работе программы по профилактике правонарушения

несовершеннолетних привлечены:
- Родители; - Начальники микрорайонов (туелбэ); - Инспекторы ПДН, КДН; - Участковый инспектор микрорайона; - Управление социальной защиты семьи; - Специалисты отдела опекунства и попечительства; - Центр занятости; - Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений МО «Нюрбинский район»; - Ученическое самоуправление; - Детская организация «Баргарыы»; - Общественные организации.
6.

Общая характеристика содержания программы и основных

видов деятельности по его реализации.
Программа по разработке и реализации мер профилактики правонарушений несовершеннолетних находится в числе приоритетных направлений деятельности школы.
Цель:
создание системы социальных, правовых и педагогических мер профилактики правонарушения, формирование правовой культуры и развитие навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- повышение социального статуса воспитания в системе образования; - своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально- психолого- педагогической помощи; - установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций;
7 - контроль за школьниками с девиантным поведением и неблагополучными семьями; - организация досуга и летнего отдыха несовершеннолетних; - проведение исследовательской работы: наблюдений, мониторинга, диагностирования и коррекции; - введение здоровьесберегающих технологий и дисциплин, направленных на развитие правовых знаний и здорового образа жизни.
1. Диагностико – аналитический.

Цель:
Выявление и систематизация личностных особенностей учащихся, социально-бытовых условий жизни детей и семьи, формирование ученического коллектива. Социально-психолого-медицинская служба школы выявляет причины правонарушения обучающегося: субъективные (личные), социальные (средовые), материальные, затем с учениками проводится диагностика по следующим направлениям: - сбор общих данных о ребенке; - наблюдение за детьми «группы риска»; - медицинское обследование состояния здоровья школьника; - уровень тревожности; - качество знаний, умений, навыков; - уровень развития внимания, памяти и мышления; - карта наблюдения и сопровождения учащихся; - изучение воспитанности школьников и коммуникативных склонностей; - диагностирование и коррекции по темам; - социализация личности; - мотивация учебной деятельности; - отношение к школе; - готовность к выбору профессии; - занятость кружками и секциями.
8
2.

Планирование учебно-воспитательного процесса по

аналитическим данным.

Начальное звено:

Цель:
способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Задачи:
- Создание и поддержание психологического климата в коллективе; - Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии обучающихся; - Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, родителям, педагогам в решении конкретных проблем;
Среднее звено:

Цель:
создание индивидуальной траектории развития ученика
Задачи:
- Подбор эффективных педагогических средств, форм, способов организации обучения и воспитании; - Формирование доверительных отношений, рациональное построение совместной деятельности (учебной, трудовой, досуговой и т.д.)
Старшее звено:

Цель:
создание системы в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Задачи:
- выявление учащихся группы риска; - определение причин отклоняющегося поведения и их устранение; - вовлечение учащихся состоящих в «группе риска» в различные виды положительной деятельности.
9 Способствовать развитию речи, формированию и выработке навыков и умений грамотного анализа, контроля и прогнозирования своих психических состояний, коммуникативных ситуаций, поступков и поведения, активизации творческого потенциала каждого учащегося
3.

Организация коррекционно-воспитательной работы с

учащимися и их родителями или лицами их заменяющими.

Цель:
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, развитие способности адаптироваться в окружающем мире. 1. Обновление информационной базы содержания образования; 2. Внедрение новых педагогических технологий: индивидуальное сопровождение в образовательном процессе учащихся; 3. Ведение КТД.
Начальное звено:
- «Полезные привычки», «Азбука общения»; - «Неделя здорового образа жизни»; - «Основы безопасности жизнедеятельности».
Среднее звено:
- «Неделя здорового образа жизни»; - «Основы безопасности жизнедеятельности»; - Групповые и факультативные занятия по интересам обучающихся; - «Профессиональное самоопределение».
Старшее звено:
- Неделя «Здорового образа жизни» (5-11 классы); - «Основы безопасности жизнедеятельности» (5-11 классы); - «Профессиональное самоопределение» (9-11 классы); - Групповые и факультативные занятия по интересам обучающихся;
10 - «Моя профессиональная карьера». 4. Развитие дополнительного образования в форме кружков, секций; 5. Привлечение учащихся через НПК к исследовательским методам и творческим проектам.
Система воспитательной работы в школе развивается по

направлениям:
- Познавательное; - Трудовое; - Гражданско-патриотическое; - Духовно-нравственное; - Спортивно-оздоровительное; - Эстетическое; - Укрепление школьных традиций. В школе функционирует библиотека, читальный зал, действуют спортивные секции, ведется туристическая и военно-спортивная работа, имеется возможность выбора факультативных занятий и кружков. Разработана система профилактических мер: 1. Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении; 2. Профилактика по борьбе ПАВ и наркомании среди подростков; 3. Профилактика правонарушений, курения, антиалкогольной пропаганде; К профилактической работе привлечены медицинский работник школы и работники городской поликлиники. Они пропагандируют здоровый образ жизни, проводят лектории, беседы. Консультации среди учащихся, родителей и педагогов. - Вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции; - Привлечение школьников к работе ученического самоуправления;
11 - Социально-психолого-медицинское обследование учащихся и проведение коррекционных занятий; - Содействие в оказании психологической, юридической, материальной помощи; - Проведение профилактических бесед, лекций, консультаций, классных часов, тематических вечеров, диспутов, конференций; - Контроль за состоянием успеваемости и посещаемости учащихся; - Анализ выполнения профилактических программ; - Профилактика дорожно-транспортного травматизма; - Профилактика курения, наркомании и алкоголизма; - Профилактика правонарушений и преступлений; - Тематические родительские лектории; - Совместные патронажные работы социально-опасным семьям; - Организация летнего труда и отдыха «трудных» школьников; - Сотрудничество с органами отдела семьи, опеки и попечительства, КДН и ЗП, ПДН; - Совместные профилактические рейды по микрорайонам; В основу коррекционно-воспитательной работы положены принципы: - Гуманизации; - Системности; - Непрерывности; - Индивидуальности. Школа и общественность должны защищать интересы и права детей.
4.

Анализ проделанной работы.
Включает в себя анализ уровня сформированности потребностей к самовоспитанию, саморегуляции и самоконтролю в поведении и во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Ребенок должен принять решительные меры к разрыву нежелательных связей. Стать помощником педагогов, наставником для других «трудных» ребят.
12
5. Конечным результатом работы программы
«Профилактики правонарушений несовершеннолетних» является построение адаптивной модели обучения и воспитания. - Создание системы профилактической работы в школе; - Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического самоуправления, детской организации «Баргарыы», общественной организации; - Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы; - Уменьшение числа учащихся состоящих на учете ВШК, ПДН, КДН, СОП; - Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; - Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков. - Создание здоровой и безопасной среды в школе.
13

Срок реализации программы: 2015- 2020 г.г.

Программные мероприятия



Мероприятия

Звено

Срок исполн-я

Ответственные

I

Организационные мероприятия по выполнению программы
1.1 Создание муниципальной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений. Для всех сентябрь Адм-ция МО 1.2 Создание внутришкольной комиссии по профилактике правонарушений Для всех сентябрь Адм-ция 1.3 Создание общественной организации ЮДП Старшее октябрь участковый инспектор
II

Нормативно- правовое обеспечение профилактики

правонарушений
2.1 Изучение нормативных документов: - Права детей; - Кодекс школьника РС(Я); - Права и обязанности родителей; - Правила поведения учащихся Нюрбинского р-на РС(Я). - ознакомление родителей с «Правилами поведения учащихся на территории Нюрбинского района» под личную роспись 5-11 классы
15 3 Разработка и включение в школьную программу специальных курсов по различным трудовым специальностям. 9-10 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 4 Организация профориентационной работы и обучение выпускников средней школы. 9, 11 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 5 Оказание адресной помощи, бесплатное питание в школьном буфете детям из многодетной семьи, детям инвалидам, детям сиротам, детям из малообеспеченных семей. 5-11 классы В теч. учеб. года НСОШ №2 6 Организация проведения комплексных оздоровительных, физкультурно-спортивных и агитационно-пропагандиских мероприятий (спартакиад, фестивалей, летних и зимних игр, походы, день здоровья и спорта, экскурсии и т.д). 5-11 классы В теч. учеб. года МБОУ НСОШ №2 7 Реализация комплексных мер по стимулированию участия учащихся в деятельности общественных организаций правоохранительной направленности в форме добровольных народных дружин и ЮДП. 8-10 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 участ.инспектор инспектор ПДН 8 Возродить движения юных помощников полиции, юных инспекторов безопасности дорожного движения, секции и кружки по изучению уголовного и административного законодательства, правил дорожного движения. 8-10 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 участ.инспектор инспектор ПДН
16 9 Организовать проведение практических занятий и семинаров по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 7-11 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 10 Организовать военно-патриотический клуб для учащихся. 8-11 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 11 Создать на базе библиотеки информационные центры по проблемам детства и юношества. 5-11 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 12 Организовать проведение семинаров и лекций для школьников и их родителям о профилактике употребления алкоголя, ПАВ и курения. 5-11 классы В теч. учеб. года Адм-ция МО НРБ МБОУ НСОШ №2 Отдел молодежи 13 Разработать систему мониторинга детей, употребляющих алкоголь, психо-активные вещества. 7-11 классы В теч. учеб. года Адм-ция МО НРБ МБОУ НСОШ №2 14 Пропаганда патриотизма, здорового образа жизни подростков и их ориентацию на духовные ценности. 5-8 классы В теч. учеб. года Адм-ция МБОУ НСОШ №2 15 1. Создать банк данных: - Список учащихся; - Социальный паспорт семьи; 5-11 классы
I четверть
Кл. руководители Соц педагог Медработник
17 - Социальный паспорт класса; - Учет детей инвалидов, детей сирот, детей из многодетной семьи, детей из малообеспеченных семей, детей состоящих ПМПК; - Учет состояния здоровья учащихся; - Внутришкольный учет «группы риска»; - Состоящие на учете ПДН, КДН и ЗП; - Учет неблагополучных семей; - Охват посещения кружками и спортивными секциями; - Медосмотр учащихся. Мониторинг группы здоровья учащихся; 2. Изучение нормативных документов: - Права детей; - Кодекс школьника РС(Я); - Права и обязанности родителей; - Правила поведения учащихся на территории Нюрбинского р-на РС(Я). - Личная подпись родителей об ознакомлении с «Правилами поведения учащихся на территории 5-11 классы Зам.дир.по ВР Классные руков. Соц педагог Зам.дир.по ВР Школьный инспектор по правам Инспектор ПДН Отв.секр.КДНиЗП Кл. руководители
18 Нюрбинского р-на РС(Я)». 3. Планирование работы классных руководителей с учащимися (тематические классные часы). 4. Участие во Всероссийском беге «Кросс наций». 5. Участие в улусной школьной спартакиаде. 6. Декада по профилактике правонарушения несовершеннолетних: - Классные часы; - Беседа для учащихся «Правила поведения учащихся на территории Нюрбинского р-на РС(Я)» с участием инспектора ПДН . и ответственного секретаря КДН. - График рейдов с общественностью по микрорайонам 6. Проведение родительских собраний по классам: - Адаптация пятиклассников (5 кл.); - Правила поведения учащихся ( 6 кл, 7 кл, 8 кл); - Психолого-педагогическая харахтеристика «трудных подростков» (8 кл.); - Ошибки семьи и школы, способствующие появлению 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-6 классы 5-11 классы 8 классы 5-11 классы ЗВР Учителя физкультуры Учителя физкультуры З ВР Классные руководители Социальный педагог ПДН,КДН, школа Педагог-психолог Соц педагог психолог
19 «трудных подростков» (8 кл.); 7. Индивидуальные беседы и консультации. 8. Патронажная работа (посещение на дому). 9. Дневник наблюдения внутришкольного учета. 10. Проведение общего школьного родительского собрания по профилактике правонарушений несовершеннолетних «Права и обязанности родителей» с участием инспектора ПДН и ответственного секретаря КДН 11. Организация акции милосердия 12. Инструктаж по технике безопасности: - правил дорожного движения - правил противопожарной безопасности. 13. Оформление классного уголка по профилактике здорового образа жизни и ТБ. 14. Контроль за успеваемостью и посещением уроков. 15. Контроль за посещением кружков и секций. 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы соцпедагог психолог ЗВР, соцпедагог Педагог-психолог Соц педагог Медработник Зам.дир. по ВР Кл. руководители Классные руководители Соц педагог Адм-ция МО
20 16. Совещание классных руководителей «О профилактике правонарушений среди обучающихся» 17. Открытие спортивного сезона. 18. Обеспечение бесплатным питанием в школьной столовой детей из многодетной семьи, детей сирот, детей из малообеспеченных семей. 1. Проведение диагностики по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, ПАВ. 2. КТД, посвященное Всемирному дню борьбы со СПИДом: - Классные часы; - Конкурс плакатов, санбюллетеней; - Просмотр фильмов по теме; 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 7-11 классы 6-11 классы
II четверть
Зам.дир. по ВР Кл. руководители Зам.дир. по ВР Кл. руководители Педагог-психолог Соц педагог Зам.дир. по ВР Кл. руководители МО кл. руков. Зам.дир. по ВР Учителя физкультуры Соц педагог
21 16 - Участие в районном конкурсе плакатов «СПИДу скажем: Нет!»; - Спортивное соревнование «Папа,мама и я – спортивная семья»; 3. Совещание классных руководителей по проблемам вредных привычек учащихся. 4. Родительский всеобуч: - За здоровый образ жизни 5. Индивидуальные беседы и консультации. 6. Патронажная работа (посещение на дому). 7. Дневник наблюдения внутришкольного учета. 8. Уроки ОБЖ. 9. Инструктаж по технике безопасности: 10. Контроль за успеваемостью и посещением уроков. 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы Медработник Соц педагог Зам.дир. по ВР Медработник Зам.дир. по ВР Спец. НРБ «Кустук» Учителя физкультуры Зам.дир. по ВР Медработник Спец.НРБ Педагог-психолог Соц педагог
22 17 11. Контроль за посещением кружков и секций. 12. Список детей на «Д» учете. Список на бесплатное питание в школьной столовой. 13. Полугодовой отчет по профилактике правонарушения несовершеннолетних. 1. Профориентационная работа: - элективные курсы; - диагностика и анкетирование; - встреча со специалистами разных профессий; - встреча со студентами; 2. Месячник по профилактике правонарушений несовершеннолетних: - Классные часы - Индивидуальные беседы; - Патронажная работа; - Инструктаж по ТБ; 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы 5-11 классы
III четверть
Медработник Зам.дир. по ВР Кл. руководители Учитель ОБЖ Зам.дир. по ВР Кл. руководители Педагог-психолог Соц педагог Зам.дир. по ВР Кл. руководители Медработник Зам.дир. по ВР Педагог-психолог Соц педагог
23 - Беседа для учащихся с 5 – 11 класс «Будь законопослушным»; - Контроль за успеваемостью и посещением уроков; - Контроль за посещением кружков и секций; 3. КТД, посвященное Дню защитника Отечества: - классные часы; - уроки мужества; - смотр строя и песни; - военно-спортивное соревнование ; - конкурс «Мистер школы» 4. Участие в районной военно- спортивной игре «Снежный Барс». 5. Профилактика суицида: - Совещание с классными руководителями; - Беседа для родителей; - Классный час «Как прекрасен этот мир»; 6. КТД, посвященное Международному женскому Дню 8 марта: - Конкурс для девочек «Мисс Ум, Красота,Грация» (5 -11 кл.); 9-11 классы 9-11 классы 5-11 классы 5-11 классы Старшее Старшее Среднее Старшее Зам.дир. по ВР Педагог-психолог Соц педагог Зам.дир. по ВР Кл. руководители Зам.дир. по ВР Учителя физкультуры «Кустук»
24 7. Родительское самоуправление «Родительский дом-начало начал». 1.Участие во Всероссийском межведомственной операции «Подросток»; 2. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: - Индивидуальные беседы; - Патронажная работа; - Инструктаж по ТБ; - Беседа для учащихся с 5– 11 класс «»; - Контроль за успеваемостью и посещением уроков; - Контроль за посещением кружков и секций; - Дневник наблюдения внутришкольного учета. - Беседа для родителей «Роль семьи в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»; 3. Совместные рейды с общественностью по микрорайонам. 5-11 классы 5-11 классы 5-7 классы старшее 5-11 классы
IV четверть
Руководитель Педагог-психолог Соц педагог Зам.дир. по ВР Кл.руководители Зам.дир. по ВР Родком школы Педагог-психолог Соц педагог Зам.дир. по ВР Педагог-психолог Соц педагог Зам.дир. по ВР
25 4. КТД, посвященное Дню Победы: - классные часы; - тимуровские работы; - военно-спортивная игра «Зарница»; 5. Организация летнего труда и летнего отдыха детей. 6. Годовой отчет работы социального педагога, классных руководителей по профилактике правонарушения несовершеннолетних. Кл. руководители
26
Выводы .
Итак исследование показало, что причинами отклонений в поведении несовершеннолетних являются: нарушение структуры семьи, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей или недолжным исполнением родительских обязанностей. В результате исследования можно сделать вывод, что в компетенции ОУ входит: - оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОУ, принятие мер по их воспитанию и полчению ими основного общего образования - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей - обеспечение организации в ОУ общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних - осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних - межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Заключение:
Таким образом, противоправное поведение – это поведение, противоречащее установленным в государстве правовым нормам, влекущее за собой правовое воздействие. Такое поведение – следствие неудачного процесса социализации личности. Для более успешной социализации необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия
27 на каждого отдельного трудновоспитуемого обучающегося. В этой связи целесообразно использовать Программу социально-педагогической профилактики противоправного поведения среди обучающихся школ. Перевоспитание подростка с противоправным поведением происходит при настойчивой, системной и профессиональной работе всех специалистов. Ежедневная кропотливая работа, совместная работа всего коллектива, семьи, привлечение социума, профессионально-грамотная работа социального педагога, психолога, других педагогов должны привести к положительным результатам. Самыми эффективными приемами являются опора на положительные качества личности, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, пробуждение самосознания. Материалы исследования показали, что изменение поведения ребенка в позитивную сторону может быть только при успешной социализации ребенка. Можно сделать вывод, что: - школьники с отклонениями в поведении нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения; - педагоги должны быть вооружены методами социальной работы, социальной профилактики, социальной реабилитации; - нужно системное взаимодействие профилактических органов; - использовать в просветительской работе специалистов других сфер; - необходим всеобуч родителей в воспитании их детей; - специалистам применять новые технологии в профилактической работе. Разработанная нами программа социально-педагогической профилактики противоправного поведения среди обучающихся предполагает позитивную социализацию обучающихся и может быть использована в работе школ и социальных педагогов.
28


В раздел основное общее образование