"Работа над словом-концептом на уроках русского языка"
статья
Автор: Винтоняк Елена Петровна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Соляновская СОШ, п. Соляная, Иркутская область, Тайшетский район
В раздел основное общее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Соляновская средняя общеобразовательная школа
Работа со словом-концептом на
уроках русского языка и
литературы
Учитель I категории Винтоняк Е.П г. Тайшет март,2016
Все, что есть у народа, в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. Л.Н. Толстой
Работа со словом-концептом на уроках русского языка и литературы
Культуру формируют творческие люди, с творческим, эвристическим подходом. Формирование, креативных качеств, прежде всего, возлагается на школу, а именно в этом заключается инновационность содержания ФГОС нового поколения. Ученые, учителя призваны искать и находить методы и приёмы обучения, отвечающие заявленным требованиям ФГОС. Учителя обязаны давать больше возможности ученикам развивать
активный познавательный интерес,
ибо именно он направлен на решение задач духовно-нравственного становления личности, преодоления фрагментарности мышления. Культура - язык – личность - это та триада, которая определяет основу изучения русского языка и литературы. Обучение русскому языку в школе, как показывает практика, сводится к изучению его как системы правил и лингвистических понятий. С появлением в ХХ веке такого направления в языкознании как лингвоконцептология, а шире - лингвокультурология, сам собой решился вопрос об овладении русским языком как явлением культурного наследия. Основными понятиями в ЛК являются КОНЦЕПТ- языковая картина мира и языковая личность. И чем раньше школьники начнут овладевать знаниями, КОНЦЕПТ - языковая картина мира и языковая личность. имеющими общекультурное значение, тем более КОНЦЕПТ - языковая картина мира и языковая личность.четко и ясно будет представлена для них языковая картина мира. О концепте говорилось немало. В активное употребление этот термин входит в начале 90-ых годов. Существует несколько трактовок концепта, но единого мнения в его определении до сих пор не сложилось, потому что концепт многогранен и многозначен. По мнению лингвиста Ю.С.Степанова, концепт – «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека… и посредством чего…рядовой человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее». Некоторые исследователи отмечают, что концепт-это «сжатая история» с переживаниями, с ассоциациями, с оценками. Слово само по себе - это явление культуры, а язык-это дом бытия. Русский язык-это метафизический язык, это основа национальной культуры. Изучать русский язык - это значит изучать русскую культуру, становится причастным к её продолжению. Именно об этом необходимо помнить учителю словесности и именно это вкладывать в пытливые умы своих учеников. В связи с введением в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе такого вида работы, как написание сочинения - рассуждения на концептуальную тему. Например: «Что, по вашему мнению, значит милосердие, самовоспитание, сострадание, дружба».
Школьник, отвечающий на эти вопросы, будет руководствоваться, в первую очередь, своими представлениями об этих словах, будет отталкиваться от своих ассоциаций и эмоций, симпатий и антипатий. Но вслед за этим в его сознании возникнут образы, связанные с тем, что об этих понятиях известно культуре (национальной или мировой), искусству слова. За одним и тем же словом одного и того же языка в умах разных людей могут возникать разные концепты. Действительно, что концепт - это предмет эмоций, оценок, переживаний, это столкновение различных мнений.
Этапы работы над словом-концептом
1.
Создать его
ассоциативный портрет(задания:
какие образы рисуются в вашем сознании, когда произносим слово-концепт, какие эмоции вызывает у вас это слово, опишите их, напишите несколько словосочетаний, предложений, связанных с вашими ассоциациями.)
2.
Создать
словесный портрет
( выяснение ЛЗ слова, его этимологии , поиск близких по значению слов, однокоренных слов) Задания: Дайте собственное определение слову – концепту, сравните ваше определение со статьей в словарях, в чем сходство вашей точки зрения и значения , данного в словаре, в чем различие, можно ли дополнить словарную статью вашим представлением о слове- концепте, многозначное ли слово, составьте 2-3 предложения, используя многозначность предложенного слова- концепта. 3.Выяснения
этимологии слова
(задания: выяснить этимологическое значение слова в словаре, знакома ли вам история происхождения слова, расскажите, что вас поразило в этимологии слова, напишите сочинение –этюд о происхождении слова) 4.Собственно т
ворческий
, в котором школьники пытаются осмыслить значение слова с точки зрения его
бытования в УНТ, в несвободных словосочетаниях, в крылатых
выражениях
.(задания: найти пословицы и поговорки со словом- концептом, сравнить пословицы разных народов с одним и тем же словом-концептом, какое представление создалось у наших предков о слове «работа», «добро и зло», напишите рассказ на основе пословиц) Выясняя смысл пословиц, рассуждая о их значимости, сравнивая пословицы разных народов, мы пытаемся приобщить школьников к духовному, культурному опыту народа, стараемся пробудить интерес к сокровищнице слова и , конечно же, к распространению и использованию пословиц в речи.
Во фразеологии
скрыты самые точные , яркие , насыщенные смыслом представления о словах- концептах (задания: объясните смысл фразеологизма, в связи с чем появился данный фразеологизм, нарисуйте словесную , образную картинку фразеологизма, составьте текст на основе фразеологизма ) Поэтапно складывая, как пазлы, все имеющиеся представления о слове - концепте, школьники формируют своеобразную копилку о нём. С каждым этапом смыслы
нарастают, обогащаются. На данном этапе совершенно уместным будет
привлечение к
анализу концепта смежных видов искусств: музыка, живопись, декоративно-
прикладное творчество. Такая интеграция способствует целостному восприятию и
пониманию концепта. Г. Гейне однажды произнес фразу, которая стала крылатой:
«Музыка начинается там, где кончается слово..» Мы можем добавить, что музыка
продолжается в
слове, живет в нем. 5.
Работа с текстом.
Текст в данном случае являет собой образец эстетического, нравственного, культурного объекта. В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Все представления о миропонимании вложено в художественный текст.
Анализируя художественный текст
, мы приходим к пониманию о том, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В этом смысле роль концепта неоспорима. Это сложный этап. Существует бесконечное множество исследований по анализу текста, но самое важное , что необходимо донести до юных читателей, -это ценность переживаемых чувств, эмоций, которыми наполнен художественный текст. Проводя исследовательскую работу над текстом, необходимо определиться с целью изучения концепта в данном тексте. Возможно, нам необходимо будет определить именно авторское понимание данного концепта, а возможно, что наше понимание совпадет или не совпадет с авторской позицией. На уроках мы пытаемся объяснить, что существуют
мировоззренческие концепты
, о которых человек говорит, размышляет, исходя из личного опыта, отталкиваясь от впечатления , оставленного от прочитанной книги, от просмотра фильма, спектакля и прочее. Есть и другие концепты – это
художественные,
рожденные пониманием определенного автора Они могут преобразовываться, изменяться, углубляться, обогащаться в связи с различными этапами жизни и творчества писателя или поэта
Как реализуется работа над словом-концептом на уроках русского языка?
По цели, содержанию, характеру используемого материала, уроки со словом-концептом делятся на три вида: 1.Специальные уроки, посвященные изучению слова-концепта; 2.Уроки, где изучаются языковые единицы на материале слова-концепта; 3.На определенном этапе урока. Специальные уроки проводятся как уроки развития речи, защита рефератов, уроки- конференции, деловые игры. Мною были проведены такие уроки: русский язык в 5 классе «Биография слова хлеб» на основе рассказа К.Г. Паустовского « Теплый хлеб», урок развития речи 6 класс «Энциклопедия слова добро» по рассказу В.Г. Распутина « Уроки французского», урок развития речи 11 класс «Память» ( от анализа текста к сочинению – рассуждению)», урок литературы в 8классе «Поговорим о любви»на примере рассказов А.П.Чехова « О любви», И.А. Бунина « Кавказ», А.И. Куприн « Куст сирени». Структура «Урока одного слова» предполагает такие этапы работы, как 1.Представление слова - темы (с использованием видео- и компьютерных ресурсов, любого типа наглядности); 2.Постановка цели, мотивационный момент ( постановка вопросов, усиливающих заинтересованность и мотивацию учащихся); 3.Создание проблемной ситуации (формулирование проблемного вопроса по слову- теме; представление слова в необычном контексте); 4.Этимологический этап (сведения о происхождении, истории и пути слова во времени, обращение к этимологическим источникам и словарям); 5.Лексикографический этап (сопоставление лексикографической информации по разным словарям, сравнение объема словарной статьи в толковом словаре и в других словарях и энциклопедиях); 6.Культуроведческий этап (воссоздание культурного фона слова, изменения значения и смысла слова в истории и культуре, сведения об истории, о трансформации графического, фонетического облика); 7.Литературный этап (поиск, отбор и систематизация литературного и фольклорного материала, иллюстрирующего функционирование слова в тексте); 8.Презентация слова (подбор иллюстративного материала, иллюстрирование функционирования слова в тексте, видеоматериалы, музыкальный фон, ролевая игра, чтение стихов и лирических зарисовок); 9.Анализ текста (анализ текста/контекста, в котором представлено слова- ключ: составление цепочки ключевых слов, организация диалога с текстом, подготовка комментариев к тексту); 10.Этап творческой работы (сочинения- рассуждения по тексту, эссе, ключевому слову, лингвокультурный проект, ассоциативный эксперимент и др.
Из опыта работы
Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Исследование слова-концепта « добро» Дата проведения: 14.03.2014 Цели урока:
обучающая
: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа слова.
развивающая
: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой.
воспитательная:
воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова.
Тип урока
:
Развитие речи
урок- исследование
Методы обучения
: исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы, обучение в сотрудничестве.
Здоровьесберегающие
компоненты
урока
: -смена видов деятельности; -динамическая пауза; -игровой компонент; -рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности
: коллективная, индивидуальная, групповая
Приёмы:
работа с дополнительным материалом, групповая деятельность учащихся
Форма урока
: коллективно- творческая работа
Глоссарий:
энциклопедия, доброта
Оборудование:
исследовательский лист, словари: В. И Даля « Словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегова « Толковый словарь», Л.А. Войнова « Фразеологический словарь русского языка», распечатки текстов, Школьный СО словарь В. И Круковер, словарь антонимов Л.А.Введенская, словарь синонимов Л.Г. Бабенко(см. приложение).
Рабочие группы
: историки, лингвисты, мудрецы, знатоки.
Задачи исследовательской группы
№1 « Лингвисты» Группа №1№1 « Лингвисты» 1. Проанализировать значение слова добро в словаре В. И. Даля, выписать лексическое значения этого слова 2. Проанализировать лексическое значение слова добро в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова
3. Подобрать родственные слова. 4. Слова синонимы к слову добро 5. Антонимы к слову добро №2 «Историки» 1. Прочитать притчу о милосердном самарянине 2. Пересказать притчу о милосердном самарянине. 3. Ответить на вопрос: « Кто из этих троих был
ближний
попавшемуся разбойникам?» 4. Выписать ответ Иисуса законнику, объяснить смысл Группа №3 №3 «Знатоки» 1.Какой урок доброты преподала Катерина Петровна герою рассказа В.П Астафьев« Конь с розовой гривой». ( пересказ с. 80 « Литература. 6 класс.В. П. Полухина) 2.Что заставило В. Распутина написать рассказ « Уроки французского» ? ? С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты» 3. Что такое духовная память, духовный опыт человека? С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты» №4 « Мудрецы» 1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом доброта. 2. Дать объяснение следующим фразеологизмам: по доброй воле; от добра добра не ищут; в добрый час; добрый малый; люди боброй воли. 3. Привести примеры пословиц
Рабочий лист ученика
Тема урока: Исследуем слово «____________________________» 1. Составь кластер 2.ЛЗС « ___________________» - _______________________________________________________________________ 3.Однокоренные слова:__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4.Синонимы к слову «______________»_______________________________________________________ _______________________________________________________________________ 5.Антонимы к слову « ________________»_________________________________. 6.Фразеологизмы:________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 7. Пословицы______________________________________________________________ 8. Слово «_____________________» в художественных произведениях: _______________________________________________________________________ 9. Домашнее задание: Написать сочинение рассуждение :« Что такое добро?» _____________________________________________________________________________
Заключение
Всесторонний анализ слова дает учащимся представление о его богатстве, многосторонности, о жизни в культуре народа и об отражении культуры в каждом слове. Знание о национальной культуре народа, о своих истоках, корнях народа, воспитывает преемственность поколений, бережное отношение к языку. Это становится наиболее актуальным сейчас, в начале 21 века, когда новое поколение все более отдаляется от культурных традиций своей страны, принимая за образец культуру Европы и Америки. Знание о культурном прошлом народа формирует духовно богатую языковую личность, уважающую исторические традиции своей страны. Работа над словами-концептами формирует навыки работы учащихся со словарями, справочной, художественной литературой. Изучение и усвоение концептов раскрывает перед учащимися богатство лексики русского языка, ее красоту, влияет на развитие мировоззрения. Новая методика направлена на формирование орфографической зоркости, на развитие творческих способностей учащихся, на выработку умения дать философское и психологическое объяснение понятий и явлений, с которыми они встречаются. Работа над концептом носит творческий и индивидуальный характер. Творческие задания увлекают учащихся, они с удовольствием выполняют их, и работы получаются нестандартными, интересными. «Уроки одного слова» или элементы данного типа учебного типа занятия помогают почувствовать и воспринять учащимся слово как концепт русской культуры
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается
. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, и веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться...
Но мы обязаны стремиться!
Нам не дано предугадать
Литература
1.Львова С.И. Аксиологические основы современного школьного курса русского языка // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сб. науч. тр.: вып. 4 / сост., отв. ред. Т.В. Симашко. – М.; Архангельск, 2009. – с. 444 - 448. 2.Мишатина Н.Л. Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся VII – IX классов: дис. канд-та пед. наук: 13.00.02. – Санкт-Петербург, 2000. – 223 с. 3.Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс] / URL: 4.Методическая газета для учителей –словесников « Русский язык» №17 2005 год 5. Методическая газета для учителей –словесников « Русский язык» №14 2008год
Работа со словом-концептом на
уроках русского языка и
литературы
Учитель I категории Винтоняк Е.П г. Тайшет март,2016
Все, что есть у народа, в его быте и понятиях, и все, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. Л.Н. Толстой
Работа со словом-концептом на уроках русского языка и литературы
Культуру формируют творческие люди, с творческим, эвристическим подходом. Формирование, креативных качеств, прежде всего, возлагается на школу, а именно в этом заключается инновационность содержания ФГОС нового поколения. Ученые, учителя призваны искать и находить методы и приёмы обучения, отвечающие заявленным требованиям ФГОС. Учителя обязаны давать больше возможности ученикам развивать
активный познавательный интерес,
ибо именно он направлен на решение задач духовно-нравственного становления личности, преодоления фрагментарности мышления. Культура - язык – личность - это та триада, которая определяет основу изучения русского языка и литературы. Обучение русскому языку в школе, как показывает практика, сводится к изучению его как системы правил и лингвистических понятий. С появлением в ХХ веке такого направления в языкознании как лингвоконцептология, а шире - лингвокультурология, сам собой решился вопрос об овладении русским языком как явлением культурного наследия. Основными понятиями в ЛК являются КОНЦЕПТ- языковая картина мира и языковая личность. И чем раньше школьники начнут овладевать знаниями, КОНЦЕПТ - языковая картина мира и языковая личность. имеющими общекультурное значение, тем более КОНЦЕПТ - языковая картина мира и языковая личность.четко и ясно будет представлена для них языковая картина мира. О концепте говорилось немало. В активное употребление этот термин входит в начале 90-ых годов. Существует несколько трактовок концепта, но единого мнения в его определении до сих пор не сложилось, потому что концепт многогранен и многозначен. По мнению лингвиста Ю.С.Степанова, концепт – «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека… и посредством чего…рядовой человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее». Некоторые исследователи отмечают, что концепт-это «сжатая история» с переживаниями, с ассоциациями, с оценками. Слово само по себе - это явление культуры, а язык-это дом бытия. Русский язык-это метафизический язык, это основа национальной культуры. Изучать русский язык - это значит изучать русскую культуру, становится причастным к её продолжению. Именно об этом необходимо помнить учителю словесности и именно это вкладывать в пытливые умы своих учеников. В связи с введением в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе такого вида работы, как написание сочинения - рассуждения на концептуальную тему. Например: «Что, по вашему мнению, значит милосердие, самовоспитание, сострадание, дружба».
Школьник, отвечающий на эти вопросы, будет руководствоваться, в первую очередь, своими представлениями об этих словах, будет отталкиваться от своих ассоциаций и эмоций, симпатий и антипатий. Но вслед за этим в его сознании возникнут образы, связанные с тем, что об этих понятиях известно культуре (национальной или мировой), искусству слова. За одним и тем же словом одного и того же языка в умах разных людей могут возникать разные концепты. Действительно, что концепт - это предмет эмоций, оценок, переживаний, это столкновение различных мнений.
Этапы работы над словом-концептом
1.
Создать его
ассоциативный портрет(задания:
какие образы рисуются в вашем сознании, когда произносим слово-концепт, какие эмоции вызывает у вас это слово, опишите их, напишите несколько словосочетаний, предложений, связанных с вашими ассоциациями.)
2.
Создать
словесный портрет
( выяснение ЛЗ слова, его этимологии , поиск близких по значению слов, однокоренных слов) Задания: Дайте собственное определение слову – концепту, сравните ваше определение со статьей в словарях, в чем сходство вашей точки зрения и значения , данного в словаре, в чем различие, можно ли дополнить словарную статью вашим представлением о слове- концепте, многозначное ли слово, составьте 2-3 предложения, используя многозначность предложенного слова- концепта. 3.Выяснения
этимологии слова
(задания: выяснить этимологическое значение слова в словаре, знакома ли вам история происхождения слова, расскажите, что вас поразило в этимологии слова, напишите сочинение –этюд о происхождении слова) 4.Собственно т
ворческий
, в котором школьники пытаются осмыслить значение слова с точки зрения его
бытования в УНТ, в несвободных словосочетаниях, в крылатых
выражениях
.(задания: найти пословицы и поговорки со словом- концептом, сравнить пословицы разных народов с одним и тем же словом-концептом, какое представление создалось у наших предков о слове «работа», «добро и зло», напишите рассказ на основе пословиц) Выясняя смысл пословиц, рассуждая о их значимости, сравнивая пословицы разных народов, мы пытаемся приобщить школьников к духовному, культурному опыту народа, стараемся пробудить интерес к сокровищнице слова и , конечно же, к распространению и использованию пословиц в речи.
Во фразеологии
скрыты самые точные , яркие , насыщенные смыслом представления о словах- концептах (задания: объясните смысл фразеологизма, в связи с чем появился данный фразеологизм, нарисуйте словесную , образную картинку фразеологизма, составьте текст на основе фразеологизма ) Поэтапно складывая, как пазлы, все имеющиеся представления о слове - концепте, школьники формируют своеобразную копилку о нём. С каждым этапом смыслы
нарастают, обогащаются. На данном этапе совершенно уместным будет
привлечение к
анализу концепта смежных видов искусств: музыка, живопись, декоративно-
прикладное творчество. Такая интеграция способствует целостному восприятию и
пониманию концепта. Г. Гейне однажды произнес фразу, которая стала крылатой:
«Музыка начинается там, где кончается слово..» Мы можем добавить, что музыка
продолжается в
слове, живет в нем. 5.
Работа с текстом.
Текст в данном случае являет собой образец эстетического, нравственного, культурного объекта. В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Все представления о миропонимании вложено в художественный текст.
Анализируя художественный текст
, мы приходим к пониманию о том, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В этом смысле роль концепта неоспорима. Это сложный этап. Существует бесконечное множество исследований по анализу текста, но самое важное , что необходимо донести до юных читателей, -это ценность переживаемых чувств, эмоций, которыми наполнен художественный текст. Проводя исследовательскую работу над текстом, необходимо определиться с целью изучения концепта в данном тексте. Возможно, нам необходимо будет определить именно авторское понимание данного концепта, а возможно, что наше понимание совпадет или не совпадет с авторской позицией. На уроках мы пытаемся объяснить, что существуют
мировоззренческие концепты
, о которых человек говорит, размышляет, исходя из личного опыта, отталкиваясь от впечатления , оставленного от прочитанной книги, от просмотра фильма, спектакля и прочее. Есть и другие концепты – это
художественные,
рожденные пониманием определенного автора Они могут преобразовываться, изменяться, углубляться, обогащаться в связи с различными этапами жизни и творчества писателя или поэта
Как реализуется работа над словом-концептом на уроках русского языка?
По цели, содержанию, характеру используемого материала, уроки со словом-концептом делятся на три вида: 1.Специальные уроки, посвященные изучению слова-концепта; 2.Уроки, где изучаются языковые единицы на материале слова-концепта; 3.На определенном этапе урока. Специальные уроки проводятся как уроки развития речи, защита рефератов, уроки- конференции, деловые игры. Мною были проведены такие уроки: русский язык в 5 классе «Биография слова хлеб» на основе рассказа К.Г. Паустовского « Теплый хлеб», урок развития речи 6 класс «Энциклопедия слова добро» по рассказу В.Г. Распутина « Уроки французского», урок развития речи 11 класс «Память» ( от анализа текста к сочинению – рассуждению)», урок литературы в 8классе «Поговорим о любви»на примере рассказов А.П.Чехова « О любви», И.А. Бунина « Кавказ», А.И. Куприн « Куст сирени». Структура «Урока одного слова» предполагает такие этапы работы, как 1.Представление слова - темы (с использованием видео- и компьютерных ресурсов, любого типа наглядности); 2.Постановка цели, мотивационный момент ( постановка вопросов, усиливающих заинтересованность и мотивацию учащихся); 3.Создание проблемной ситуации (формулирование проблемного вопроса по слову- теме; представление слова в необычном контексте); 4.Этимологический этап (сведения о происхождении, истории и пути слова во времени, обращение к этимологическим источникам и словарям); 5.Лексикографический этап (сопоставление лексикографической информации по разным словарям, сравнение объема словарной статьи в толковом словаре и в других словарях и энциклопедиях); 6.Культуроведческий этап (воссоздание культурного фона слова, изменения значения и смысла слова в истории и культуре, сведения об истории, о трансформации графического, фонетического облика); 7.Литературный этап (поиск, отбор и систематизация литературного и фольклорного материала, иллюстрирующего функционирование слова в тексте); 8.Презентация слова (подбор иллюстративного материала, иллюстрирование функционирования слова в тексте, видеоматериалы, музыкальный фон, ролевая игра, чтение стихов и лирических зарисовок); 9.Анализ текста (анализ текста/контекста, в котором представлено слова- ключ: составление цепочки ключевых слов, организация диалога с текстом, подготовка комментариев к тексту); 10.Этап творческой работы (сочинения- рассуждения по тексту, эссе, ключевому слову, лингвокультурный проект, ассоциативный эксперимент и др.
Из опыта работы
Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Исследование слова-концепта « добро» Дата проведения: 14.03.2014 Цели урока:
обучающая
: учить детей творческому освоению жизненного материала, который их окружает, подвести детей к самостоятельному созданию художественного образа слова.
развивающая
: совершенствовать работу в группе, паре, на основе сотрудничества, товарищеского взаимоуважения и помощи; развивать монологическую речь учащихся; аналитическое чтение; умение работать со справочной литературой.
воспитательная:
воспитание положительного отношения к знаниям; воспитание доброты и чуткости через эмоциональное восприятие слова.
Тип урока
:
Развитие речи
урок- исследование
Методы обучения
: исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы, обучение в сотрудничестве.
Здоровьесберегающие
компоненты
урока
: -смена видов деятельности; -динамическая пауза; -игровой компонент; -рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности
: коллективная, индивидуальная, групповая
Приёмы:
работа с дополнительным материалом, групповая деятельность учащихся
Форма урока
: коллективно- творческая работа
Глоссарий:
энциклопедия, доброта
Оборудование:
исследовательский лист, словари: В. И Даля « Словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегова « Толковый словарь», Л.А. Войнова « Фразеологический словарь русского языка», распечатки текстов, Школьный СО словарь В. И Круковер, словарь антонимов Л.А.Введенская, словарь синонимов Л.Г. Бабенко(см. приложение).
Рабочие группы
: историки, лингвисты, мудрецы, знатоки.
Задачи исследовательской группы
№1 « Лингвисты» Группа №1№1 « Лингвисты» 1. Проанализировать значение слова добро в словаре В. И. Даля, выписать лексическое значения этого слова 2. Проанализировать лексическое значение слова добро в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова
3. Подобрать родственные слова. 4. Слова синонимы к слову добро 5. Антонимы к слову добро №2 «Историки» 1. Прочитать притчу о милосердном самарянине 2. Пересказать притчу о милосердном самарянине. 3. Ответить на вопрос: « Кто из этих троих был
ближний
попавшемуся разбойникам?» 4. Выписать ответ Иисуса законнику, объяснить смысл Группа №3 №3 «Знатоки» 1.Какой урок доброты преподала Катерина Петровна герою рассказа В.П Астафьев« Конь с розовой гривой». ( пересказ с. 80 « Литература. 6 класс.В. П. Полухина) 2.Что заставило В. Распутина написать рассказ « Уроки французского» ? ? С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты» 3. Что такое духовная память, духовный опыт человека? С. 86 « Литература. 6 класс.» В. П. Полухина статья « Уроки доброты» №4 « Мудрецы» 1. Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом доброта. 2. Дать объяснение следующим фразеологизмам: по доброй воле; от добра добра не ищут; в добрый час; добрый малый; люди боброй воли. 3. Привести примеры пословиц
Рабочий лист ученика
Тема урока: Исследуем слово «____________________________» 1. Составь кластер 2.ЛЗС « ___________________» - _______________________________________________________________________ 3.Однокоренные слова:__________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4.Синонимы к слову «______________»_______________________________________________________ _______________________________________________________________________ 5.Антонимы к слову « ________________»_________________________________. 6.Фразеологизмы:________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 7. Пословицы______________________________________________________________ 8. Слово «_____________________» в художественных произведениях: _______________________________________________________________________ 9. Домашнее задание: Написать сочинение рассуждение :« Что такое добро?» _____________________________________________________________________________
Заключение
Всесторонний анализ слова дает учащимся представление о его богатстве, многосторонности, о жизни в культуре народа и об отражении культуры в каждом слове. Знание о национальной культуре народа, о своих истоках, корнях народа, воспитывает преемственность поколений, бережное отношение к языку. Это становится наиболее актуальным сейчас, в начале 21 века, когда новое поколение все более отдаляется от культурных традиций своей страны, принимая за образец культуру Европы и Америки. Знание о культурном прошлом народа формирует духовно богатую языковую личность, уважающую исторические традиции своей страны. Работа над словами-концептами формирует навыки работы учащихся со словарями, справочной, художественной литературой. Изучение и усвоение концептов раскрывает перед учащимися богатство лексики русского языка, ее красоту, влияет на развитие мировоззрения. Новая методика направлена на формирование орфографической зоркости, на развитие творческих способностей учащихся, на выработку умения дать философское и психологическое объяснение понятий и явлений, с которыми они встречаются. Работа над концептом носит творческий и индивидуальный характер. Творческие задания увлекают учащихся, они с удовольствием выполняют их, и работы получаются нестандартными, интересными. «Уроки одного слова» или элементы данного типа учебного типа занятия помогают почувствовать и воспринять учащимся слово как концепт русской культуры
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается
. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, и веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться...
Но мы обязаны стремиться!
Нам не дано предугадать
Литература
1.Львова С.И. Аксиологические основы современного школьного курса русского языка // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сб. науч. тр.: вып. 4 / сост., отв. ред. Т.В. Симашко. – М.; Архангельск, 2009. – с. 444 - 448. 2.Мишатина Н.Л. Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся VII – IX классов: дис. канд-та пед. наук: 13.00.02. – Санкт-Петербург, 2000. – 223 с. 3.Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс] / URL: 4.Методическая газета для учителей –словесников « Русский язык» №17 2005 год 5. Методическая газета для учителей –словесников « Русский язык» №14 2008год
В раздел основное общее образование