Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Социально- педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова"

доклад

Автор: Сивцева Саргылана Ивановна, педагог-психолог, МБОУ "Хатын-Арынская средняя общеобразовательная школа им.И.Е.Винокурова", Аппаны



В раздел основное общее образование




Тезис к докладу «Социально- педагогическая поддержка детей, находящихся в

трудной жизненной ситуации на примере МБОУ «Хатын-Арынская СОШ

им.И.Е.Винокурова»

Максимовой В.И. зам.директора по ВР и Сивцевой С.И. педагога-психолога.
Актуальность: Особое значение поддержка приобретает в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При этом их основная отличительная особенность заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически, в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуется в полной мере права, необходимые для их полноценного развития. Цель: исследование приемов и способов социально-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; Задачи: - раскрыть понятия «трудная жизненная ситуация», «педагогическая поддержка»; - исследовать взаимосвязь личностных факторов и социального статуса подростков; - показать приемы и способы социально-педагогической поддержки детей; 1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:  семья, в которой дети под опекой;  семья, в которой есть дети-инвалиды;  семья беженцев;  семья временно находящаяся на территории России (из стран СНГ в основном);  малообеспеченная семья. 2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:  - смерть одного из родителей;  - развод родителей;  - одинокая семья;  - многодетная семья, если дети школьного возраста; Диагностировались учащиеся 5-9 классов в возрасте от 12 до 15 лет. Общее число испытуемых составило 100 человек; из них: 42 человека – мальчики; и 58 человек - девочки. Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности и самооценки с социальным статусом подростков. Гендерные различия исследования уровня личностной тревожности Тревожность низкая умеренная высокая Всего чел % чел % чел % Девочки 35 60.3 10 17.2 13 22.4 58 Мальчики 10 23.8 15 35.7 17 40.5 42 Всего 45 45 25 25 30 30 100 Гендерные различия исследования самооценки подростков Самооценка занижена адекватная завышена Всего чел % чел % чел % Девочки 17 29.3 19 32.8 22 37.9 58 Мальчики 12 28.6 10 23.8 20 47.6 42 Всего чел 29 29 42 100 Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки подростка
Самооценка Уровень тревожности занижена адекватна завышена Всего % % % низкий 8 17.7 17 35.6 21 46.7 45 умеренный 7 28 7 28 11 44 25 высокий 14 46.3 6 20 10 33.3 30 Всего 29 29 29 29 42 42 100 Данные соотношения уровня тревожности с социальным статусом подростков Категория социального статуса Уровень тревожности высокий средний низкий Всего чел чел % чел % чел % I 7 33.3 5 23.8 9 42.8 21 II 5 14.7 8 23.5 21 61.8 34 III 8 27.3 10 34.4 11 37.9 29 IV 10 62.5 2 12.5 4 25 16 Всего чел 30 25 45 100 Данные соотношения уровня самооценки и социального статуса подростков. Категория социального статуса Уровень самооценки высокий адекватный низкий Всего чел чел % чел % чел % I 11 52.5 6 28.5 4 19 21 II 16 57.1 11 52.4 7 20.5 34 III 13 54.9 9 31 7 24.1 29 IV 2 12.5 3 18.7 11 68.8 16 Всего чел 42 29 29 100 Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных позволил сделать следующие выводы: 1. в нашей выборке отмечается преобладание уровня личностной тревожности – 45% 2. гендерные различия по показателям личностной тревожности показали, что у девочек в нашей выборке доминируют низкие показатели эмоциональной нестабильности – 60,3%, а у мальчиков, наоборот, высокие – 40,5% и умеренные – 35,7% 3. исследование самооценки свидетельствуют о преобладании завышенных представлений о себе – 42% опрошенных, что свидетельствует о недостаточной сформированности Я – концепции в этом возрасте. 4. рассмотрение гендерных особенностей при исследовании самооценки показали, что завышенная самооценка характерна для представителей обоих полов в нашей выборке, но
при этом у мальчиков отмечена более выраженная тенденция к завышенным представлениям о себе. 5. в исследовании было выявлено, что у подростков с высоким уровнем личностной тревожности, преобладает заниженная самооценка (46,7%), а при умеренном и низким уровнях тревожности – завышенная самооценка (44% и 45,7% соответственно). 6. исследование межличностных отношений показали, что в данной выборке преобладают подростки с социальным статусом предпочитаемых – 34,0% и принимаемых – 29,0% 7. наличие в данной социальной группе большого количество “звезд” (21%) и отвергаемых (16%) свидетельствует о нестабильности группы и стихийности протекающих в них социальных процессов 8. при этом среди «звезд» доминируют низкотревожные (42,8%), а среди отвергаемых – высоко тревожные (62,5%) 9. среди подростков с социальным статусом «предпочитаемых» и «принимаемых» доминируют низкотревожные (61,8% и 37,9% соответственно). 10. анализ результатов взаимосвязи самооценки с социальным статусом показал, что в нашей выборке преобладает в категории «звезд» и «принимаемых» высокий уровень самооценки (52,5% и 57,1%), а у детей относящихся к категории «не принимаемых» преобладает заниженная самооценка (68,8%) 11. можно сделать общее заключение о том, что поставленная экспериментальная гипотеза исследования, в общем, подтвердилась, т. е взаимосвязь существует между уровнем личностной тревожности и самооценкой с социальным статусом подростков на 95% уровне доверительности. Статистической взаимосвязи между уровнем тревожности и самооценки выявлено не было. Отсюда делаем вывод: 1. Наиболее эффективными способами педагогической поддержки являются: консультирование, беседы, факультативы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции. Наиболее эффективными приемами педагогической поддержки являются: доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных. 2.Педагог не всегда самостоятельно может оказать необходимую помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: педагог тесно связан с органами социальной защиты, если и ребенку и семье нужна материальная поддержка (ходатайство на оказание материальной помощи), тесно связан с работниками Центров дополнительного образования, чтобы помочь ребенку открыть свои таланты или на время забыть о семейных неурядицах, тесно связан с медицинскими работниками, школьным врачом, ПМПК, если ребенка по состоянию здоровья нужно отправить на санаторное лечение или обучение в специализированной вспомогательной школе.


В раздел основное общее образование