"Основные направления и формы взаимодействия классного руководителя и родительской общественности"
статья
Автор: Шахматова Анна Борисовна, учитель математики, информатики и ИКТ, МБОУ "Лицей № 113", город Новосибирск
В раздел основное общее образование
Основные направления и формы взаимодействия классного руководителя и
родительской общественности
Самое сложное в работе с
детьми - это работа с их
родителями.
Школьный афоризм
Успешность
организации
и
протекания
учебно-воспитательного
процесса напрямую связана с отношениями между преподавательским
составом образовательного учреждения, учащимися и их родителями.
Формирование
же
сотрудничества
между
педагогами,
родителями
и
учащимися зависит, прежде всего, от
того, как складывается взаимодействие
взрослых в этом процессе. От того насколько действия и система взглядов на
учебно-воспитательный процесс педагогов и родителей согласованы и
слажены зависят результаты и воспитания и обучения.
1.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
организуется во время проведения: родительских собраний, в том числе и общешкольных (особенности подросткового возраста, интернет-безопасность, система поощрений и наказаний и т.д.); индивидуальных консультаций, беседы по вопросам обучения и воспитания и т.д.; дистанционного информирования (буклеты, памятки, сообщения на странице класса в электронном дневнике, электронная переписка, смс-оповещения);
Направления взаимодействия
педагогов и родителей
Направления взаимодействия
педагогов и родителей
Психолого-
педагогическое
просвещение
Психолого-
педагогическое
просвещение
Вовлечение
родителей в учебно-
воспитательный
процесс
Вовлечение
родителей в учебно-
воспитательный
процесс
Участие родителей
в управлении
учебно-
воспитательным
процессом
Участие родителей
в управлении
учебно-
воспитательным
процессом
тренинги различной тематики воспитательного характера (как общаться с подростком, как разрешать конфликты и др.); родительских лекторий (либо отдельный блок родительского собрания с приглашением специалистов, либо мероприятие, организованное администрацией образовательного учреждения); «Дня открытых дверей» (посещение родителями уроков математики, классных часов и т.д.). 2.
Вовлечение
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс
осуществляется в следующих формах: совместные выезды на природу, экскурсии; посещение выставок, театральных постановок и др.; организация и проведение внеклассных мероприятий (день именинника, конкурс на самый лучший класс и т.д.); трудовой десант, субботники, подготовка кабинета к новому учебному году; организация и проведение профориентационной работы (посещение мест работы родителей, выступления родителей с сообщениями о своих профессиях); выставки ученических творческих работ, защита учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей (день матери, 8 марта, 23 февраля и т.д.). 3.
Участие
родителей
в
управлении
учебно-воспитательным
процессом
реализуется в рамках: работы родительского комитета; оказание помощи попечительскому фонду развития лицея; работы родителей в работе совета школы. Следует отметить, что если при обучении детей в начальной школе активность и заинтересованность большинства родителей достаточно высоки, то к старшим классам наблюдается спад в вопросах взаимодействия семьи и школы. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В данном случае учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Работу и взаимодействие следует начинать в первую очередь с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Обычно такие родители состоят в родительском комитете класса, и, как показывает практика, состав данного комитета формируется из самовыдвиженцев еще в первом классе и практически не меняется на протяжении всего обучения в образовательном учреждении.
Существует и другой вариант формирования состава родительского комитета, а значит и алгоритм вовлечения родителей в школьную жизнь своих детей. Предложить родителям разделиться на пять групп по годам обучения (с 5-го по 9-й класс). Каждый родитель может выбрать год обучения на свое усмотрение и принять активное участие в работе родительского комитета. Постепенно следует вовлекать остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Проведенные анкетирования и опросники позволяют сделать вывод о том, что рассмотренные выше формы и направления педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в учебно-воспитательный процесс, проводимый школой, способствуют эффективности процесса социализации школьников.
Родительский
комитет
Родительский
комитет
Постоянный
состав
Постоянный
состав
Сменный
состав
Сменный
состав
Психолого-педагогическое просвещение родителей
организуется во время проведения: родительских собраний, в том числе и общешкольных (особенности подросткового возраста, интернет-безопасность, система поощрений и наказаний и т.д.); индивидуальных консультаций, беседы по вопросам обучения и воспитания и т.д.; дистанционного информирования (буклеты, памятки, сообщения на странице класса в электронном дневнике, электронная переписка, смс-оповещения);
Направления взаимодействия
педагогов и родителей
Направления взаимодействия
педагогов и родителей
Психолого-
педагогическое
просвещение
Психолого-
педагогическое
просвещение
Вовлечение
родителей в учебно-
воспитательный
процесс
Вовлечение
родителей в учебно-
воспитательный
процесс
Участие родителей
в управлении
учебно-
воспитательным
процессом
Участие родителей
в управлении
учебно-
воспитательным
процессом
тренинги различной тематики воспитательного характера (как общаться с подростком, как разрешать конфликты и др.); родительских лекторий (либо отдельный блок родительского собрания с приглашением специалистов, либо мероприятие, организованное администрацией образовательного учреждения); «Дня открытых дверей» (посещение родителями уроков математики, классных часов и т.д.). 2.
Вовлечение
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс
осуществляется в следующих формах: совместные выезды на природу, экскурсии; посещение выставок, театральных постановок и др.; организация и проведение внеклассных мероприятий (день именинника, конкурс на самый лучший класс и т.д.); трудовой десант, субботники, подготовка кабинета к новому учебному году; организация и проведение профориентационной работы (посещение мест работы родителей, выступления родителей с сообщениями о своих профессиях); выставки ученических творческих работ, защита учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей (день матери, 8 марта, 23 февраля и т.д.). 3.
Участие
родителей
в
управлении
учебно-воспитательным
процессом
реализуется в рамках: работы родительского комитета; оказание помощи попечительскому фонду развития лицея; работы родителей в работе совета школы. Следует отметить, что если при обучении детей в начальной школе активность и заинтересованность большинства родителей достаточно высоки, то к старшим классам наблюдается спад в вопросах взаимодействия семьи и школы. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. В данном случае учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Работу и взаимодействие следует начинать в первую очередь с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Обычно такие родители состоят в родительском комитете класса, и, как показывает практика, состав данного комитета формируется из самовыдвиженцев еще в первом классе и практически не меняется на протяжении всего обучения в образовательном учреждении.
Существует и другой вариант формирования состава родительского комитета, а значит и алгоритм вовлечения родителей в школьную жизнь своих детей. Предложить родителям разделиться на пять групп по годам обучения (с 5-го по 9-й класс). Каждый родитель может выбрать год обучения на свое усмотрение и принять активное участие в работе родительского комитета. Постепенно следует вовлекать остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Проведенные анкетирования и опросники позволяют сделать вывод о том, что рассмотренные выше формы и направления педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в учебно-воспитательный процесс, проводимый школой, способствуют эффективности процесса социализации школьников.
Родительский
комитет
Родительский
комитет
Постоянный
состав
Постоянный
состав
Сменный
состав
Сменный
состав
В раздел основное общее образование