Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Психолого-педагогические компетенции учителя в профессиональной деятельности. ФГОС".

статья

Автор: Тюхтеева Наталья Ефимовна, учитель технологии, МАОУ ОЦ "ГОРНОСТАЙ", город Новосибирск



В раздел основное общее образование



Н.Е. Тюхтеева МАОУ ОЦ «Горностай», г. Новосибирск
Психолого-педагогические

компетенции

учителя,

как

элемент

его

профессионализма.
Содержание 1. Основы теории педагогической и психологической компетенции педагога 2.Повышение уровня психологической компетенции педагога 3.Заключение 4.Список литературы
1.Основы

теории

педагогической

и

психологической

компетенции

педагога
. В рамках реализации ФГОС в образовании происходят перемены, которые способствуют изменениям профессионального подхода учителя в своей деятельности. В документе образовательного стандарта определены психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. Профессионально значимые качества учителя длительное время изучаются и рассматриваются учеными (Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили (учитель с большой буквы, автор теории гуманной педагогики) Г.Г.Горелова, Л.Н. Захарова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, В.М. Соколова, Л.И.Рувинский), что определяет содержание профессиональной компетентности, выявляются педагогические, психологические, социальные условия для развития данной компетентности.
«Компетенция
(от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудника». Ученые психологи имеют различные подходы к определению компетентности, так И.Д. Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую и специальную. Ключевые компетентности связываются с успешностью
личности в быстроменяющемся современном мире, базовые определяют специфику предметной и метапредметной областей образования. Существуют другие определения
педагогической и психологической
компетенции учителя: 1.«под профессиональной компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность педагога трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач» (Сорокина Т. М.) 2. «под психолого-педагогической компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с обучающимися, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся ». (Лукьянова М. И.) Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: 1. педагогический такт - это соблюдение учителем принципа меры в общении с обучающимися в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход; 2. наблюдательность; 3.способность и желание работы с детьми; 4.заинтересованность в результате своей работы; 5.умение исходить из мотивации обучающихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; 6.организаторские способности - умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность; простота, ясность и убедительность речи, умение увлечь, умение стимулировать детскую активность; 7. управление психическим состоянием обучающихся на уроках, создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика. 8.учет специфики возрастного психофизического состояния обучающихся.
Важное профессионально значимое личностное качество педагога – это эмпатичность: "постижение эмоционального состояния, сопереживание другому человеку". Это умение учителя эмоционально откликнуться на проблемы ученика, представить себя на его месте и понять его позицию. Принять ученика таким, как он есть; и дать знать ему, что учитель понимает его.
2.Повышение уровня психологической компетенции педагога.
Педагогическая профессия является творческой, преобразующей и управляющей. В профессиональной психолого-педагогической компетенции важной является личность учителя, которая должна иметь мотивацию в своей профессиональной деятельности, обладать педагогическими способностями, уметь управлять психологическими процессами , обладать педагогическим самосознанием, иметь индивидуальный стиль, проявлять креативность в своей работе. Отечественными психологами установлено, что для повышения уровня данной компетенции необходимо: 1. знание индивидуальных особенностей, уровня учебной мотивации школьников и полноты усвоения учебного материала; 2.умение анализировать педагогические ситуации с целью совместного решения общих профессиональных задач (низкая успеваемость, конфликтные ситуации в классе, в коллективе и др.); 3. взаимоотношение между учеником и учителем полностью зависит от того, как высок уровень организаторских способностей педагога, как он осуществляет рефлексию своей деятельности и деятельности учащихся. 4. формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки с целью повышения профессионализма; 5. совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и профессиональной самореализации с целью развития профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ
педагогической деятельности учителя, приемы умственного тренинга , приемы дискуссий и приемы мозгового штурма и др.). 6. учитель должен так организовать содержание и способы взаимодействия участников образовательного процесса, так выстроить связи и отношения с обучающимися, чтобы получить в итоге развитие важнейших способностей и позитивной мотивации в обучении. Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выделили следующие элементы, так же способствующие повышению уровня психолого- педагогической компетентности учителя: 1.активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике. 2.социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного обучащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения. 3.аутопсихологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер. 4.владение способами и приемами психической саморегуляции.
В данном вопросе очень важна поддержка, оказываемая учителям

психологической службой образовательного учреждения:
В нашем учебном заведении «Образовательный центр гимназия №6 «Горностай» психологическая служба оказывает помощь педагогическому коллективу, выполняя следующие задачи.
Задача психологической службы школы
: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения.

Просветительная функция
состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.
Развивающая функция
заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.
Корректирующая функция
программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя. В нашей гимназии уделяется внимание формированию и развитию психолого- педагогической компетенции учителя. Ведется сотрудничество с известным учителем и исследователем педагогической психологии Ш.А. Амонашвили – основателем гуманной педагогики. Проводятся для учителей обучающие мастер-классы, семинары; в этом году встреча состоялась в Грузии. Фраза известного педагога «Урок – это жемчужина, которая дарится, а не дается" раскрывает сущность педагогики Шалвы Александровича.
3.Заключение.
Таким образом, в развитии психолого-педагогической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту и самосознанию. Четкому определению своей профессиональной позиции. Психологическая компетентность формируется в течении периода профессиональной деятельности учителя, где можно прогнозировать профессиональный и личностный рост специалиста. При применении знаний основ психологической компетентности педагога учитель разберется в психологических причинах профессиональных затруднений раньше, чем их почувствуют ученики, родители и коллеги; появится решение – меняться самому. Предложения: 1.Реализовать методические рекомендации по использованию модели повышения уровня психологической компетентности педагога.
2. Проверить эффективность разработанной методики в учебном процессе (в течение учебного года) . Провести анализ проделанной работы, поделиться опытом на методическом совете учителей технологии.
Литература 1.Введение в специальность: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов // А.И.Рувинский, В.А.Кан-Калик, Д.М.Гришин и др. - М. : Просвещение, 1988. - 208 с. 2.Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября 3.Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как часть педагогической культуры учителя: Дис. канд.пед.наук. - Ростов н/ Д, 1995. - 173 с. 4.Концепция прогноза развития образования до 2015 года// Ю.Громыко, В.Давыдов,В.Лазарев, В.Рубцов, В.Слободчиков // Народное образование. - 1993. 5.Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая лаборатория”) – М.: 2013.


В раздел основное общее образование