Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование материала этнокультурологической направленности как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках русского языка и литературы"

описание опыта работы

Автор: Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ "ШИСОО", с. Самбург Пуровского района ЯНАО



В раздел основное общее образование



Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
Описание опыта работы по теме

«Использование материала этнокультурологической направленности

как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках

русского языка и литературы» (слайд 1)

ИПМ-I

Актуальность темы
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. В.А.Сухомлинский Самбург – национальный поселок и в школе-интернате 90% обучающихся – это дети коренных малочисленных народов Севера. Для большинства учеников русский язык не является родным, поэтому русский язык – один из самых трудных предметов. Из-за сложности материала, подлежащего изучению, к 6-7 классу интерес к изучению предмета пропадает у большинства детей.
(Слайд 2)
Работая в школе-интернате, я столкнулась со такими проблемами:  ослабевает интерес к русскому языку и литературе: учащиеся мало читают, многие не выезжают за пределы села, нет возможности посещать музеи, выставки, театры, отсюда бедная, невыразительная речь;  дети коренной национальности теряют интерес к духовным и нравственным ценностям своего народа;  в силу особенностей характера дети КМНС очень скромны, застенчивы, не уверенны в себе. Передо мной встала проблема выбора приемов и методов обучения, позволяющая практически разрешить эти проблемы и формирующая условия для успешного обучения. Поиск решения данной проблемы привёл к необходимости выдвинуть гипотезу
(слайд 3)
: внедрение в изучение русского языка и литературы материалов этнокультурологического содержания может повысить интерес к предмету, оказать положительное влияние на воспитание гармонично развитой личности если:  планировать урок как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся;  оптимально сочетать групповую и индивидуальную формы учебной работы;  дидактический материал к урокам составлять на основе местного материала. 1
Роль народной педагогики, традиций и обычаев воспитания северных народов в практике школ-интернатов округа использует далеко не все имеющиеся возможности традиционных средств обучения и воспитания. Прежде всего, это объясняется недостатком необходимой литературы для педагогов образовательных учреждений Крайнего Севера. Имеющиеся учебно-методические пособия слабо освещают вопросы по использованию материалов культуры, истории, этнопедагогики коренных малочисленных народов Севера.
Актуальность данной работы

(слайд 4)
определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом местного материала, т.е. использовать национальную и региональную лексику, а также краеведческие материалы и обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения. Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время, когда особенно возросла самостоятельность отдельных округов и регионов. Таким образом, можно сделать вывод, что речь идёт об интеграции в учебный процесс национально-регионального компонента. Интеграция национально-регионального компонента
(слайд 5)
, может осуществляться по двум направлениям: 
первое направление
связано с включением краеведческого материала из разных предметных областей истории, географии, литературы, культуры народов Ямала в программу изучения русского языка. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и культурными и научными достижениями народов Крайнего Севера; 
второе направление
выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические справки и современные тенденции развития региона. Развитие познавательного интереса учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей. В результате ученики умеют: приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию; переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения; работать в команде и самостоятельно; критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами. Использование материала этнокультурологической направленности при обучении русскому языку повышает эффективность педагогического процесса, но в тоже время требует учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, определенного уровня их языковой подготовки.
ИПМ-II

Теоретическая интерпретация опыта
2
Развитие познавательного интереса обучающихся к русскому языку и литературе через включение в содержание материала этнокультурологической направленности, т.к. прочно запоминается то, что действительно значимо и интересно для учащихся. Но собранной воедино теории по этому вопросу нет, литература разрознена, сайты в Интернете дают скудную информацию, поэтому мне стало интересно составлять дидактический материал к урокам, используя произведения местных авторов, факты истории и биографии знаменитых людей Ямало-Ненецкого автономного округа, происхождение собственных имен и географических названий. Предлагаемый в описании опыта работы дидактический материал включает в себя предметно-информационную
(слайд 6)
, деятельностно- коммуникативную и ценностно-ориентированную составляющие и построен на основе педагогической технологии многоуровневого планирования результатов обучения, предложенной В.В. Гузеевым и опирающейся на теории Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина, что позволяет создать условия для реализации субъектности учащегося. Современные подходы к решению данной проблемы получили широкое освещение в психолого-педагогических трудах И.Н.Закатовой, нашли свое отражение в нормативно-методических документах, а также в практической работе педагогов школ округа. Методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе. Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику ЯНАО.
ИПМ-III

Система работы педагога
Региональная направленность содержания образования по словесности направлена на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, отраженного в фольклоре и литературе народов Крайнего Севера. Кроме того, при изучении русского языка рассматривается язык как культурно-историческая среда. Это приводит к необходимости пересмотреть содержание школьных уроков, использовать новые виды деятельности учителя и учащихся. Главной методической задачей уроков словесности с использованием материала этнокультурологической направленности является подключение к занятиям житейского и речевого опыта учащихся. 3

Цель
использования материала этнокультурологической направленности на уроках русского языка
(слайд 7)
– это развитие познавательного интереса учащихся, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Исходя из этой цели, ставлю перед собой
задачи:
 повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе;  способствовать развитию творческого потенциала учащихся;  создать условия для формирования у детей адекватной самооценки;  способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. Работая над материалом этнокультурологической направленности и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов
(слайд 8)
:  системность,  доступность,  наглядность,  учет индивидуальных способностей и запросов обучающихся;  разнообразие материала,  связь материала в учебной и воспитательной работе,  взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала. В основе опыта лежит культуроведческое наполнение учебной программы по русскому языку и литературе национально-региональным содержанием. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно- сопоставительного анализа с краеведческим материалом способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению языка. Материал этнокультурологической направленности используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов. Национально-региональное содержание в школе-интернате и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы развития познавательного интереса к урокам русского языка и литературы, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Бесспорно, что глубокое знание учителями местных особенностей культуры создает благоприятные условия
для воспитательного влияния на

детей
. Продуманность педагогических ситуаций, рассчитанных на поднятие национальных традиций, предполагает создание соответствующей моральной и психологической обстановки в школе. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка
воспитывает интерес к малой родине,
расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного 4
образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д. Использование материала этнокультурологической направленности на уроках русского языка также даёт блестящую возможность реализовывать идею
межпредметных связей
, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Межпредметная интеграция активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории округа, района, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что ведет к его эффективности. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им ближе. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
ИПМ-IV

Использование дидактического материала (слайд 9)
Обучение в школах-интернатах, несмотря на XXI век, продолжает оставаться узкопредметным, что не способствует созданию в сознании учащихся целостной картины мира, и как следствие, целостной личности. Разрешить названное противоречие, по крайней мере, отчасти, может межпредметная интеграция в образовательном процессе. Мною был создан и успешно апробирован дидактический материал интегрированного характера. Были интегрированы не только содержание, но и технологии учебного процесса. Все карточки интегрированного характера универсальны по содержанию, в них могут быть заложены от 2 до 7 предметов гуманитарного цикла (русский язык, культура народов Ямала, литература, история, обществознание, мировая художественная культура и др.). К текстам прилагаются задания. Карточки имеют одинаковую структуру: 1-3 задания минимального уровня планируемых результатов обучения; 1-2 задания общего уровня; 1 задание продвинутого уровня. Время выполнения заданий может быть указано на карточке, а может быть рассчитано самим учеником. При работе с дидактическим материалом могут применяться как индивидуальные, так и групповые формы обучения, развивающие навыки сотрудничества. Карточки могут быть предъявлены учащимся, как на печатной основе, так и в электронном варианте. Выполненная учеником работа оценивается по следующим критериям: задания минимального уровня соответствуют оценке «3» (удовлетворительно), задания общего уровня 5
соответствуют оценке «4» (хорошо), задания продвинутого уровня соответствуют оценке «5» (отлично). В процессе педагогической деятельности были разработаны 4 вида карточек
(слайд 9)
, которые соответствуют этапам усвоения учебного материала: информатор; редактор; самоконтроль; контрольная работа. Рассмотрим содержательно-технологическую модель каждого вида карточек.
Карточка - информатор
используется при изучении нового материала и содержит текст, позволяющий расширить или углубить знания учащегося по теме. Предлагаемые задания репродуктивного и реконструктивного уровня способствуют более прочному запоминанию и глубокому осознанию нового учебного материала. Определяя основную мысль, ученик может самостоятельно сформулировать её или воспользоваться цитатой из текста. При выполнении задания продвинутого уровня ребёнок имеет возможность найти и аргументировать несколько вариантов ответов и выразить своё собственное отношение к данной информации.
В карточке - редакторе
предлагаемый текст может содержать несколько видов ошибок: фактические, терминологические, хронологические, орфографические, пунктуационные, речевые. Виды и количество ошибок можно указать заранее как опору деятельности, а можно не указывать. Ученик имеет право выбрать тот или иной вариант, что позволяет учитывать уровень его притязаний.
Карточка - самоконтроля
является приложением к карточке редактирования. Поиск ошибок и корректирование их намного полезнее для ученика, чем просмотр уже исправленных учителем ошибок. Такая деятельность обеспечивает развитие субъектности, рефлексивное управление ребёнка самим собой, процессом обучения.
В карточке - контрольной работе
логика развертывания материала общая, основанная на технологии развивающего дифференцированного обучения. При составлении данного вида карточек рекомендуется следующее соотношение заданий минимального, общего и продвинутого уровней планируемых результатов обучения 3 : 2 : 1. Задания выполняются в предложенной последовательности, начиная с минимального уровня. Опыт применения таких карточек показывает, что использование дидактического материала позволяет
(слайд 10)
:  достичь общего для всех учащихся базового уровня минимума знаний;  применение карточек способствует более прочному усвоению знаний за счёт неоднократного закрепления материала в различных контекстах и осуществления смены учебной деятельности;  способствует формированию у школьников умений планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;  технология применения таких карточек способствует развитию творческого потенциала, как педагога, так и обучающихся. Универсальность карточек дидактического материала интегрированного характера позволяет использовать их не только при очной 6
форме получения образования, но и в дистанционной форме. Карточки применялись для учащихся, которые уезжали на соревнования, в тундру на каникулы. Модели карточек дидактического материала интегрированного характера
Русский язык, 6 класс Тема: Имя числительное как

часть речи

Карточка – Информатор
1. Прочитайте текст. Спишите, раскрывая скобки. 2. Запишите исторические даты словами. Какую часть речи вы использовали? 3. (Запишите имя героя. Подготовьте небольшой рассказ об этом человеке. 4. Определите основную мысль (идею) текста и запишите её. 5. Задайте 3 – 4 вопроса по содержанию текста.
Текст
Восстание …. (П,п)иеттомина вызвало тревогу не только в губернском городе (Т,т)обольске и в административном центре (З,з)ападной (С,с)ибири – (О,о)мске. Весть о движении хантыйской и ненецкой бедноты во главе с (Н,н)енянгом дошла до (П,п)етербурга. Февральским днем 1841 г. принес эту весть в (З,з)имний дворец (Н,н)иколаю военный министр граф (Ч,ч)ернышев. 22.02.1841 г. в (О,о)мск полетело из (П,п)етербурга указание генерал – губернатору (З,з)ападной (С,с)ибири о том, что император 01.02. по поводу возникших… (По М.Е.Бударину.)
Русский язык, 7 класс Тема: Знаки препинания при

однородных членах

Карточка – Редактор
1. Прочитайте текст. Докажите, что это текст. 2. Найдите в тексте ошибки и исправьте их:  фактические (2), хронологические, терминологические (1), орфографические (5), пунктуационные (2), речевые (1). 3. Запишите отредактированный вариант. 4. Сопоставьте события. 5. Определите значения события. 1.Весна мчиться по степи несет с собой теплое дыхание – вот, вот расвернет и разкинет зеленный платок закружится в зеленых кисах, на оттаявшей земле. 2.И так будет много его – на всю большую – большую степь хватит этого света. 3. Бессонное солнце будет лить и лить свет свой. 4.Стаи полетят на озера. 5.И тогда будет ночь стоять без конца, без начала. 6.Под ним покроется тундра голубыми не забудками, яркими, как небо осенью. 7. Огромный белый день будет полон шума от крыльев птиц и птичьего крика… 7
(По Л.В.Лапцую.) Дидактический материал в виде карточек
(слайд 11)
не единственный способ развития познавательного интереса к русскому языку и литературе с использованием материала этнокультурологической направленности. При изучении темы «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа» Гашин Андрей, ученик 5 класса, подготовил исследовательский проект «Населенные пункты ЯНАО». На территории нашего региона таких населенных пунктов имеется восемь: Лабытнанги, Шурышкары, Мужи, Лопхари и другие. Учащийся в своем проекте отразил перевод названий данных населенных пунктов. Эта работа помогает в изучении вышеназванной темы урока и используется учителями- предметниками на уроках этнокультурологического и эстетического направлений. На уроках русского языка при изучении собственных имён существительных говорим о топонимах ЯНАО; здесь же выясняем, что общего между именами собственными, обозначающими населенные пункты нашего региона, связанных со словом «Сале». Особое внимание уделяем топонимам Пуровского, Тазовского, Ямальского районов: Тарко - Сале, Яр - Сале, Салехард, Тибей - Сале и др. Богачева Юлия и Клюкина Алена, ученицы 6 класса, подготовили презентацию на тему «Сале» в названиях городов и поселений» для использования на уроках русского языка и культуры народов Ямала. Данная исследовательская работа нашла отражение в создании информационного буклета «Знаешь ли ты топонимы ЯНАО?». Буклет разработан учащимися этого же класса. В 2011 году ученикам 5б класса было предложено составить творческий проект «Азбука в стихах» для учащихся первых классов. Работа проходила в три этапа: 1) изучение литературы и подборка названий северных растений, соответствующих буквам алфавита; 2) сочинение четверостиший на названные объекты; 3) эстетическое оформление проекта. Цель проекта состоит в том, чтобы учащиеся первых классов не только познакомились с алфавитом, но и больше узнали о растительном мире Ямало-Ненецкого автономного округа. Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому включаю на уроках отрывки из художественной литературы северных поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края. Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае учащиеся, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны 8
правописания, обращают внимание на то, как каждое из этих предложений по-разному описывает явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки: «Иногда, во время дежурства в стаде, я разговаривал с прирученными оленями, которые охотно откликались на свои клички. У каждого из них была своя песня, и они будто знали свои песни: подойду к самому смирному из них, запою его песню. А он умиленно смотрит на меня, шевеля ушками, помотает головой, осторожно тычет свою мордочку мне в грудь, внимательно вслушиваясь в слова и мелодию своей песни. К песням подбирались самые добрые, ласковые слова: «Мой прирученный олень - авка — хороший, добрый олень, он самый лучший в стаде, красив и статен, он и масти самой ценной и красивой» Леонид Лапцуй Работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, пробуждает в них чувство слова. Действительно, поэтический текст обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается не столько разумом, сколько сердцем и ученики начинают ощущать, что такое поэтический текст. Для лингвистического анализа на уроках русского языка использую не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие у народов Севера, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей. Анализ текстов особенно важен в классах среднего звена; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. При многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности, данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение. Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу провожу 9
систематически (начиная с пятого класса) на уроках русского языка, использую тексты рассказов известных писателей – Н.Н.Ядне, Р.П.Ругина, Л.В.Лапцуяя П.Я.Явтысыя и других писателей народов Севера. Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщаю, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов местных поэтов: Север, Север, грязь и слякоть, Белесое солнце в лохмотьях туч. Осень седая тихонечко плачет, Качая в ладошках гаснущий луч. Вяль Л. При изучении глаголов приходим к выводу, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет: Ямальский воробей Купался в луже, Он кашлял и чихал – Наверно, был простужен. Голубев А. При изучении прилагательных подчеркиваю, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее: Тускло-розовым светом искрясь, как луна, Стало тело утиного пуха нежней, Потому что проснулась большая душа В ледяном, несгибаемом теле твоём. А проснулась она, потому что проник В стылый северный край человечий язык. Лапцуй Л. При изучении местоимений и союзов отмечаю их роль как средств связи частей текста: О край родной! Ты островок, Но в братстве – Ты материк, которому цвести. Своим ты огнедышащим богатством, Как новым солнцем, Мир весь освети! Ругин Р. При изучении причастий и деепричастий обращаю внимание учащихся на их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты: И юный ненец, севший за штурвал Послушного гиганта самолёта, 10
Он видит, как помолодел Ямал, Познавший радость творческой работы! Лапцуй Л. Холодный серп луны – ночник нетленный, Попав невольно в этот переплет, Лениво смерит взглядом небосвод, Отдав себя в объятия Вселенной. Матюшенко Е. При изучении темы числительных дети дома подбирают материал и составляют предложения с какими-либо числами, характеризующими село, район, регион. Например: «Нашему округу, со дня основания, в одна тысяча девятьсот девяносто пятом году исполнилось … лет? Самбургская школа- интернат образована в …году. Что вы знаете 501-ой стройке?» и ряд других предложений. Богатый языковой материал можно использовать при изучении темы «Словообразование». Это и сложные слова и образование слов, означающих название людей по профессии, по месту жительства и т.д. (многонациональный, оленевод, чумработница, краеведческий, Тарко – Сале, совхоз и др.). Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о жизни Н.Н. Ядне :
Нина Николаевна Ядне
родилась в Антипаютинской тундре Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа в многодетной семье ненца-оленевода. В поселке Тазовский окончила среднюю школу- интернат. Училась в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Позже окончила Ленинградский государственный пединститут им. А. И. Герцена. Три года работала в школах-интернатах округа, с 1971 по 1974 год - рабочая в управлении механизации, а с 1974 года более 20 лет была начальником отдела кадров управления механизации в городе Надым. Тексты подобного содержания подготовлены мной о представителях различных сфер деятельности. При работе над новой лексикой использую материал малого фольклорного жанра: пословицы, поговорки, приметы из «Народного календаря» для различных видов работ, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений, предлагаю учащимся подобрать русский эквивалент к ненецким пословицам и поговоркам.
ИПМ-V

Результативность обучения (слайд 12)
При использовании данного материала удалось повысить интерес к уроку русского языка и литературы. Таким образом, подтверждена мысль о том, что прочно запоминается только то, что действительно интересно и воздействует на эмоции. В итоге подростки сами заинтересовались подбором иллюстраций и разработкой упражнений, поэтому данную методическую 11
разработку можно считать совместным трудом учителя и учеников. В результате совместной деятельности образовался сплоченный коллектив. И самое важное для меня как для педагога - мне удалось найти контакт со «сложными» подростками.
Адресная направленность
Так как содержание материала этнокультурологической направленности на уроках русского языка тесно связано межпредметными отношениями с литературой, историей, культурой народов Ямала, изобразительным искусством, опытом могут воспользоваться учителя предметов социально- гуманитарного и эстетического цикла. Мной разработаны и апробированы конспекты уроков, накоплен краеведческий и дидактический материал. Таким образом, удалось вовлечь каждого ученика в процесс самоуправления своим развитием. Выбранная система удовлетворяет запросам всех участников образовательного процесса.
Продуктивность
опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний по русскому языку и литературе и практическими умениями. Анализ анкет показывает положительное отношение к предметам. Воспитание через использование национально-регионального материала формирует у школьников толерантное отношения к другой культуре; ценностное отношение к себе, окружающим и миру; активную жизненную позицию.
ИПМ-VI

Заключение (слайд 13)
Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального материала в базовую и дополнительную части гуманитарного образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным. Ценным в опыте является и то, что система работы позволяет формировать гуманное, толерантное и дружелюбное отношение к людям иной национальности.
Список используемой литературы (слайд 14)
1. Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3. – с. 57-61. 2. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19. 3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М., 1983. 4. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. – М., 1992. 12
5. Вкус ягоды ямальской. Литературно-художественный альманах поэтов и прозаиков города Губкинского. Вып.1-4 6. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11. 7. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996. 8. Лапцуй Л. Рождение Ямала //Мифология, фольклор и литература Ямала /Хрестоматия.5-7 классы/Сост. Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.- С.147 9. Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ. Текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. – 1997. - № 3. – с.51-56. 10.Львова С.И., Ляпина С.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. //Русская словесность. – 1999. – № 2. – с.43-46. 11.Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. //РЯШ. – 1994. - № 4. – с.11-14. 12.Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.43-47. 13.МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). – М., 2000. 14. Федорова Л.В. Северные родники. Сыктывкар.-1995. 13


В раздел основное общее образование