Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа по физике (ФГОС) - 7 класс"

Методическая разработка

Автор: Грицюк Наталья Николаевна, учитель физики, МБОУ "СОШ №1", г.Тарко - Сале, Пуровский район, ЯНАО



В раздел основное общее образование




Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 1897/, примерной программы основного общего образования по физике /Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011//, с учётом авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника. Физика. 7-9 классы. /Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.Н. Тихонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013./ Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Физика. 7 класс : учебник/ А.В. Перышкин. – 3-е изд.доп. – М.: Дрофа, 2014. Изучение физики в 7 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение
целей:
• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; • формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законов для построения представления о физической картине мира; • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет). Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных
задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися общеучебными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: • воспитание и развитие личности, отвечающей требованием современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических способностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определение образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общая характеристика учебного предмета «Физика».
Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Главная идея программы по «Физике» для 7 класса определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации, воспитания. Физика – наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Основные понятия физики и её законы используются во всех естественных науках. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влияний на качество жизни человечества очень высок.
Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики её можно считать основой всех естественных наук. В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Физика даёт учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму. Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения. Новизна данной программы определяется тем, что направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, обучение в сотрудничестве, исследовательские методы обучения, метод проектов, здоровьесберегающие технологии, игровые методы обучения. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: тест, самостоятельная работа, физический диктант, лабораторные работы, устный опрос, проекты. Типы уроков в соответствии системно-деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.
Описание места учебного предмета «Физика» в учебном плане
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Физика» изучается с 7 по 9 класс. В учебном плане предусмотрено обязательное изучение физики на этапе основного общего образования в объёме 208 ч. В том числе: в 7 классе — 70 ч. (2 часа в неделю); в 8 классе — 70 ч. (2 часа в неделю); в 9 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу 7 класса включены, предусмотренные Примерной программой 11 лабораторных работ. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. Данная программа адресована учащимся 7 класса и учитывает психолого- педагогические особенности и поведенческие навыки данной категории детей. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Социализация учащихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение их в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с окружающим миром. Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере науки. Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о мире; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования, формированием интеллектуальных умений. Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными. Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к миру.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета «Физика»

Личностные, метапредметные результаты.

Личностные УУД:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом
Регулятивные УУД:
умение организовывать свою учебную деятельность;
Познавательные

УУД:
включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникатив

ные УУД:
умение общаться, взаимодейств овать с людьми  знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности;  формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;  свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;  умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
 уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;  уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;  умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов.  формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм- менеджмент)  адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.  понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;  умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;  составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.  способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;  готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;  использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.
Предметные результаты

Учащийся научится

Учащийся получит возможность

научиться

Тема 1: «Введение»
 распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений; понятия «вещество», «тело», «материя»; физические приборы, физические величины, погрешность измерений, международная система единиц СИ, научный метод познания;  описывать научный метод познания, цели и задачи физики;  анализировать физические явления, цену деления прибора;  различать основные физические понятия  использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности в практической деятельности;  применять научный метод познания к объяснению окружающего мира;  приводить примеры практического перевода единиц измерения из одной системы в другую для решения практических жизненных задач;  различать цену деления бытовых приборов.
«вещество», «тело», «материя»;  решать задачи на перевод величин в систему СИ.
Тема 2: «Первоначальные сведения о строении вещества»
 распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении) и объяснять свойства газов, жидкостей, твердых тел;  описывать молекулярное атомистическое строение вещества, используя понятия «молекула», «атом», основные положения МКТ;  анализировать свойства газов, жидкостей, твердых тел используя знания о молекулах, основных положений МКТ;  различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей, твердых тел; решать задачи на определение размеров молекул и атомов используя «метод рядов».  использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности в практической деятельности, для сохранения здоровья;  приводить примеры практического доказательства основных положений МКТ, использования физических знаний о тепловых явлениях;  различать свойства газов, жидкостей и твердых тел;  приемом поиска новых примеров, доказательств характера движения и взаимодействия молекул.
Тема 3: «Взаимодействие тел»
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел;  описывать механические явления используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность, сила, сила трения;  анализировать механические явления и процессы используя физические законы и принципы: закон всемирного тяготения, равнодействующая сила , закон Гука; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;  различать основные признаки равномерного, неравномерного движения, силу тяжести и вес тела, виды силы трения и физические характеристики планет, понятия инерция и инертность, скалярные и векторные величины;  решать задачи используя физические законы (закон всемирного тяготения, принципы сложения сил, закон Гука) и формулы связывающие физические величины(путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, вес тела):на  использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности в практической деятельности;  применять научный метод познания к объяснению окружающего мира;  приводить примеры практического перевода единиц измерения из одной системы в другую для решения практических жизненных задач;  различать цену деления бытовых приборов.
основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчеты;  на перевод величин в систему СИ.
Тема 4: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, плавание тел;  описывать изученные свойства тел и механические явления используя физические величины: давление твердых тел и жидкостей, сила давления; при описании правильно трактовать физический смысл величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы связывающие данную физическую величину с другими величинами;  анализировать механические явления и процессы используя физические законы и принципы: закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;  различать основные особенности передачи давления жидкостями и газами; условия плавания тел в жидкостях и газах;  решать задачи используя физические законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда) и формулы связывающие физические величины (масса, плотность вещества, сила, сила давления, вес тела) на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчеты и переводить величины в систему СИ.  использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности в практической деятельности, при обращении с приборами и техническими устройствами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологии;  приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;  различать границы применимости законов и ограниченность использования законов (законов Архимеда, Паскаля);  приемам поиска и формулировки доказательств, выдвинутых гипотез, и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;  находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тема 5: «Работа и мощность. Энергия»
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, центр тяжести тела;  описывать изученные свойства тел и механические явления используя  использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности в практической деятельности, при обращении с приборами и техническими устройствами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологии;
физические величины: механическая работа, механическая мощность, момент силы, механическая энергия (потенциальная, кинетическая), КПД простого механизма;  правильно трактовать физический смысл величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы связывающие данную физическую величину с другими величинами;  анализировать механические явления и процессы используя физические законы и принципы: условия равновесия сил на рычаге, условие равновесия твердого тела, правило моментов, «золотое правило» механики;  различать виды простых механизмов, понятие кинетической и потенциальной энергии и их особенности; понятие полезной и полной работы;  решать задачи используя физические законы (закон сохранения энергии, закон равновесия сил на рычаге и «золотое правило» механики) и формулы связывающие физические величины (сила, плечо силы, момент сил, механическая работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, КПД простого механизма) на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчеты.  приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использование простых механизмов, условия равновесия твердых тел и «золотого правила» механики;  различать границы применимости закона сохранения полной механической энергии и «золотого правила» механики;  приемам поиска и формулировки доказательств, выдвинутых гипотез, и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;  находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Содержание учебного предмета «Физика»

Введение (3 часа).
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Фронтальные лабораторные работы: 1. Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. Фронтальные лабораторные работы: 2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 часа).
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Фронтальные лабораторные работы: 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 часа).
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Фронтальные лабораторные работы: 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия (13 часов).
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. Фронтальные лабораторные работы: 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение (4 часа)
Повторение и обобщение пройденного материала.
Учебно-тематический план



п/

п

Наименование разделов

и тем

Всего

часов

В том числе на:

лабораторно-

практические

работы

контрольные

работы

зачёты
1 Введение 3 1 - - 2 Первоначальные 6 1 - 1
сведения о строении вещества 3 Взаимодействие тел 21 5 2 1 4 Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 2 1 1 5 Работа и мощность. Энергия 13 2 1 1 6 Повторение 4 - - -
ВСЕГО

70

11

4

4
Распределение учебных часов по разделам и темам данной программы отличается от распределения часов представленных в авторской программ е А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника. При составлении программы внесены изменения количества часов, отведенных на изучение тем данного курса: увеличено на 1 час изучение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» за счет резервных часов, в теме «Работа и мощность. Энергия» объединены темы уроков «Центр тяжести тела» и «Условия равновесия тел» для проведения контрольных работ по темам, что способствует систематизации и обобщению знаний по основным вопросам курса.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

учащихся (КТП. Приложение).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Список рекомендуемой учебно-методической литературы (для учителя)

1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 1897.
2.
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.Н. Тихонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
4.
Физика. 7 класс : учебник/ А.В. Перышкин. – 3-е изд.доп. – М.: Дрофа, 2014.
5.
Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.
6.
Физика. 7 кл.: дидактические материалы / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2013.
7.
Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – М.: Дрофа, 2013.
8.
Физика. 7 кл.: тесты / Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. – М.: Дрофа, 2011.

9.
Физика. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост.: М.В. Бойденко, О.Н. Мирошкина. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
10.
Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс / Сост. Н.И. Зорин. – 3-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2014.
11.
Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Физика. 7-11 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / Д.А. Квашнин, Е.Г. Квашнин. – М.: Просвещение-регион, 2011.
12.
Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 7 класс / О.И. Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
13.
Дружинин Б.Л. Развивающие задачи п физике для школьников 5-9 классов. – М.: ИЛЕКСА, 2013.
14.
Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
15.
Физика. 7-9 классы: технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки / авт.-сост. Т.И. Долгая, В.А. Попова, В.Н. Сафронов, Э.В. Хачатрян. – Волгоград: Учитель, 2015.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы (для учащихся)

1.
Физика. 7 класс : учебник/ А.В. Перышкин. – 3-е изд.доп. – М.: Дрофа, 2014.
2.
Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3.
Познаем наномир: простые эксперименты: учебное пособие / В.А. Озерянский, М.Е. Клецкий, О.Н. Буров. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронные учебные издания (для учителей и учащихся)

1.
Мультимедийное приложение к учебнику А.В. Перыкина «Физика. 7 класс».
2.
Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы (под редакцией Н.К. Ханнанова).
3.
Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
4.
Физика. 7-8 классы (карточки).
5.
Физика. 7-9 классы. Тематические тесты.
6.
Открытая физика 1.1.
7.
Живая физика. Учебно-методический комплект.
8.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (физика).
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса физики в 7 классе

Технические средства обучения (средства ИКТ)

1.
Автоматизированное рабочее место педагога:  персональный компьютер  комплекс интерактивный с программным обеспечением  проектор короткофокусный с настенным креплением  документ-камера Ken-a-vision с программным обеспечением  устройство многофункциональное (принтер/ сканер/ копир)  система контроля качества знаний PROClass (25 пультов и 25 чипов) с базовым программным обеспечением
 привод оптический внешний DVD-RW (USB)
2.
Автоматизированное рабочее место учащегося:  нетбук влаго- и ударозащищенный (25 шт.)  база для подзарядки и хранения нетбуков  гарнитура компактная (наушник + микрофон) (25 шт.)  Wi-Fi-точка доступа (радиус действия в помещении до 100 м)
Печатные пособия (таблицы)

1.
Международная система единиц (СИ).
2.
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3.
Физические постоянные.
4.
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
5.
Порядок решения количественных задач.
6.
Броуновское движение. Диффузия.
7.
Манометр.
8.
Строение атмосферы Земли.
9.
Атмосферное давление.
10.
Барометр-анероид.
11.
Виды деформаций I.
12.
Виды деформаций II.
13.
Траектория движения.
14.
Относительность движения.
15.
Работа силы.
16.
Комплект портретов для кабинета физики.
ЦОР

1.
Библиотека – все по предмету «Физика». – proshkolu. ru
2.
Видеоопыты на уроках. – fizika- class. narod. ru
3.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – school- collection. edu. ru
4.
Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – class- fizika. narod. ru
5.
Цифровые образовательные ресурсы. – openclass. ru
6.
Электронные учебники по физике. – fizika. ru
7.
Видеоуроки по предметам (Физика) . interneturok
Учебно-практическое и учебно - лабораторное оборудование

1.
Барометр – анероид.
2.
Ведерко Архимеда.
3.
Желоб Галилея.
4.
Магдебургские полушария
5.
Манометр жидкостной
6.
Прибор для демонстрации давления в жидкости
7.
Прибор для изучения плавания тел
8.
Прибор для наблюдения равномерного движения
9.
Трубка Ньютона универсальная
10.
Цилиндр с отпадающим дном

11.
Цилиндры свинцовые со стругом
12.
Шар для взвешивания воздуха
13.
Шар Паскаля
14.
Лабораторный комплект по механике
15.
Весы рычажные учебные лабораторные
16.
Трибометр лабораторный
Модели

1.
Броуновское движение
2.
Поршневой жидкостный насос
3.
Гидравлический пресс
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физика»
Личностными результатами учащихся , формируемыми при изучении предмета «Физика», являются: • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода; • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в седьмом классе являются: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Общими предметными результатами обучения физике в седьмом классе являются: • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Частными предметными результатами обучения физике, на которых основываются общие результаты, являются: • понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию; • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, объема газа от давления при постоянной температуре; • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии; • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии условиями поставленной задачи на основании использования законов физики; • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г.Тарко-Сале Пуровского района
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__5__ от « 25 »__05__ 20 16 г. «Согласовано» Зам. директора по ОП ______/________ __ «Утверждено» директор МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале ___________ Т.С. Дойникова Приказ№__187_от __31.08.2016_________

Рабочая программа
(физика) «7» класс Автор-составитель: Грицюк Наталья Николаевна учитель физики МБОУ «СОШ№1» г.Тарко-Сале
Тарко-Сале

2016

Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов отводимых на освоение каждой темы Дата проведения урока
I

Физика и физические методы изучения

природы.

3
1 Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Понятие Физического тела, вещества, материи, явления, закона. 6.09.16 2 Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц. 7.09.16 3 Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». 13.09.16
II

Первоначальные сведения о строении

вещества.

6
4 Строение вещества. Молекулы. 14.09.16
5 Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». 20.09.16 6 Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул и температура тела. 21.09.16 7 Взаимное отталкивание и притяжение молекул. 23.09.15 8 Три состояния вещества. 27.09.15 9 Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. 28.09.16
III

Взаимодействие тел.

21
10 Механическое движение. Понятие материальной точки. 4.10.16 11 Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. 5.10.16 12 Расчёт скорости, пути, времени движения. 11.10.16 13 Расчёт скорости, пути, времени движения. 12.10.16 14 Расчёт скорости, пути, времени движения. 18.10.16 15 Инерция. 19.10.16 16 Взаимодействие тел. 25.10.16 17 Масса тела. Единицы массы. 26.10.16 18 Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» 8.11.16 19 Плотность вещества. 9.11.16 20 Лабораторная работа №4 «Определение плотности вещества» 15.11.16 21 Лабораторная работа №5 « Измерение объёма тела по его плотности и массе». 16.11.16 22 Расчёт массы и объёма вещества по его плотности. 22.11.16 23 Расчёт массы и объёма вещества по его плотности. 23.11.16 24 Контрольная работа №1 6.12.16 25 Сила. Сила – причина изменения скорости. 7.12.16 26 Явление тяготения. Сила тяжести. 13.12.16 27 Сила упругости. 14.12.16 28 Единицы силы. Связь между силой и массой тела. 20.12.16 29 Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение силы динамометром». 21.12.16 30 Графическое изображение силы. Сложение сил. 27.12.16 31 Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. 28.01.16
IV

Давление твёрдых тел, жидкостей и

газов.

21

32 Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. 17.01.17 33 Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». 18.01.17 34 Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». 24.01.17 35 Закон Паскаля. Кратковременная контрольная работа №2 25.01.17 36 Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. 31.01.17 37 Давление. Закон Паскаля. 1.02.17 38 Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов. Водомерное стекло. 7.02.17 39 Вес воздуха. Атмосферное давление. Причины появления атмосферного давления. 8.02.17 40 Измерение атмосферного давления. 14.02.17 41 Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. 15.02.17 42 Манометры. 21.02.17 43 Действие жидкости и газа на погружённые в них тела. 22.02.17 44 Архимедова сила. 28.02.17 45 Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое тело». 1.03.17 46 Плавание тел. 7.03.17 47 Плавание судов. 14.03.17 48 Воздухоплавание. 15.03.17 49 Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел. 21.03.17 50 Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел. 22.03.17 51 Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел. 4.04.17 52 Контрольная работа №3 5.04.17
V

Мощность и механическая работа.

13
53 Механическая работа. 11.04.17 54 Мощность. 12.04.17 55 Решение задач. 18.04.17 56 Рычаги. 19.04.17 57 Момент силы. 25.04.17 58 Лабораторная работа №8 «Выяснение условий равновесия рычага» 26.04.17 59 Блоки. «Золотое правило» механики. 2.05.17 60 Лабораторная работа №9 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» 3.05.17 61 Повторение вопросов по применению блоков. Решение задач. 10.05.17
62 Энергия. Виды энергии. 16.05.17 63 Превращение одного вида энергии в другой. 17.05.17 64 Решение задач. 23.05.17 65 Контрольная работа №5 24.05.17
VI

Повторение
66 Повторение 30.05.17 67 Повторение 31.05.17 68 Повторение


В раздел основное общее образование