"Мир профессии"
Внеклассный урок
Автор: Родина Ирина Константиновна, воспитатель, ГБОУ РЛИ, с. Месягутово, Башкортостан
В раздел основное общее образование
Тема:
«Мир профессий».
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни
один ветер не будет попутным
Сенека Древнеримский философ
Цель:
1. Выявить профессиональную эрудированность воспитанников. 2. Расширить представление об огромном многообразном мире профессий. 3. Сориентировать воспитанников на правильный выбор профессии с учетом их способностей и психологических особенностей.
Задачи:
1. Профессиональное самоопределение воспитанников. 2. Побуждать воспитанников к осознанному профессиональному выбору. Форма проведения: интерактивный час общения. Оборудование: мультимедийное сопровождение в виде презентации, выставка буклетов «Куда пойти учиться?».
Ход:
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным
Сенека Древнеримский философ
Воспитатель.
Здравствуйте, ребята. Давайте в начале нашей беседы послушаем мелодии песен. Слушайте внимательно, после прослушивания вы должны будете ответить на вопросы. (прослушивание мелодий песен)
Воспитатель.
Как называются эти песни? О чем эти песни? О каких профессиях поются? О чем мы будем говорить на этом занятие? Какова же цель занятия? 1
Воспитатель.
На занятии мы с вами отправимся в удивительный мир профессии. Скоро вы получите первый документ об образовании, для вас этот документ станет билетом в самостоятельную жизнь. Поднимите руки, те, кто выбрал профессию, а кто не определился? А кого этот вопрос еще не интересует? Я надеюсь, что занятие, которое мы сейчас проведем, поможет вам при выборе профессии. Высшие учебные заведения – университеты, академии, такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Сделать правильный выбор будущей профессии, это значит выбрать работу, которая будет нужна людям и обществу.
Воспитанник.
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» и получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то, наверное, пошел бы по иному пути.
Воспитатель.
Почему же так много молодых людей ошибаются в своем выборе? Как вы считаете? (примерные ответы воспитанников).
Слайд 13.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда: Слайд 14.
«Человек – художественный образ»
«Человек – природа»
«Человек – техника»
«Человек – человек»
«Человек – знаковая система»
Задание: подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.
Слайд 15, 16, 17, 18, 19.
«Человек – художественный образ»
Скульптор Художник 2
Искусствовед Портной Фотограф Композитор Артист Режиссер Дирижер и т.д.
«Человек – природа»
Геолог Метеоролог Пекарь Эколог Зоотехник Агроном Ветеринар Садовод Микробиолог и т.д.
«Человек – техника»
Машинист Электромонтер Монтажник Слесарь-сантехник Каменщик Техник-строитель Водитель 3
Бортинженер Конструктор
«Человек – человек»
Проводник Секретарь Официант Парикмахер Адвокат Врач-эпидемиолог Журналист Учитель Гид-переводчик и т.д.
«Человек – знаковая система»
Оператор ЭВМ Программист Экономист Астроном Химик Бухгалтер Нотариус Чертежник Оператор связи Фармацевт и т.д.
Воспитатель.
Вы назвали очень много профессий. А какие самые забытые вы можете назвать? (примерные ответы воспитанников) 4
Забытые профессии
Конюх Камердинер Трубочист Бондарь Ямщик и т.д.
Воспитатель.
Некоторые профессии отмирают, а другие появляются.
Задание:
Подумайте и перечислите самые востребованные профессии и почему вы так думаете? - А какие новые профессии в мире появились? (ответы воспитанников) В мире новых профессий.
ПРОМОУТЕР
Представитель компании по сбыту. Поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение проектов фирмы, продвигает для продажи все производимые фирмой товары, работает с сетью магазинов, содействует продаже товаров.
МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ
Ведет работу с персоналом организации. Обеспечивает комплектование предприятия работниками. Организует обучение персонала. Координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.
МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ
Сотрудник специализированного магазина – продавец, посредник между производителем и потребителем. В обязанности специалиста входят консультации клиентов о качестве, свойствах и ассортименте реализуемого товара. 5
МЕНДЖЕР ПО ТУРИЗМУ
Разрабатывает туристические маршруты, выбирает страны, города, гостиницы и т.д., так же разрабатывает экскурсионные маршруты, определяет объекты для осмотра, изучает и анализирует туристическую индустрию.
ДИСТРИБЬЮТОР
Проводит анализ локального рынка (покупательной способности населения в своем регионе). Занимается микро-маркетингом, работает с конкретными людьми: рекламирует товар, используя знания психологии личных продаж.
МЕРЧЕНДАЙЗЕР
Специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Поддерживает положительный имидж своей фирмы, обеспечивает выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживает ее постоянное наличие в продаже, корректирует розничные цены на товары и консультирует продавцов по поводу оптимального размера торговых поставок.
МАРКЕТОЛОГ
Исследует, прогнозирует и формирует спрос на товары и услуги. Изучает его количественные и качественные характеристики. Определяет пути улучшения потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта.
АУДИТОР
Проводит внутренний и внешний (независимый) контроль и анализ финансовой отчетности предприятий различных форм собственности, её соответствие правовым актам и нормам налогообложения, законность совершаемых операций. 6
Дает рекомендации специалистам с целью предупреждения просчетов и ошибок, способных повлечь за собой ущерб репутации предприятия.
Воспитатель.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии, их в мире около 50 тысяч, но, выбирая себе специальность мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает. Если у человека есть мечта, он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет, но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. - Может быть немного разобраться вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами.
Задание:
Используя три геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг) - нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. (Время выполнения 30 секунд) Посчитайте количество треугольников. А теперь давайте посмотрим ключ к тесту. 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией. 5 треугольников – ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. 4 треугольника – разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. 3 треугольника – тип ученого. Рационален, активен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. 2 треугольника – интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. 1 треугольник – изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. 7
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (площадь классной комнаты). А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего занятия: «хочу», «могу», «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: Слайд -
хочу
- это всё, что мне нравится, к чему лежит душа. -
могу
- это всё, что мне по силам, по способностям. -
надо
- это всё, что нужно для общества, страны. Вместе получается формула осознанного выбора профессии.
Воспитатель.
А теперь хочется послушать тех ребят, кто уже выбрал профессию. (выступление 2-3 воспитанников)
Воспитатель.
В итоге хочется сказать, самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
Воспитанник.
Чтение стихотворения. Слайд Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. 8
Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь.
Воспитатель.
Как вы понимаете последние две строчки? Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь. (ответы воспитанников) В конце нашего занятия я хочу вам раздать памятки, которые помогут в выборе будущей профессии. 9
В раздел основное общее образование