"Основные трудности в обучении грамматике английского языка и пути их преодоления"
статья
Автор: Чусовитина Оксана Николаевна, учитель английского языка, МБОУ СОШ № 177, город Новосибирск
В раздел основное общее образование
Основные трудности в обучении грамматике и способы их
преодоления
Для определения основных способов преодоления трудностей при обучении грамматике иностранного языка, считаю рациональным представить классификацию трудностей при обучении грамматике иностранного языка. Типичными трудностями в обучении
грамматике
иностранного языка Л.И. Логинова называет: 1. Трудности употребления грамматических структур, отличных от родного языка. 2. Трудности в понимании значения порядка слов в английском предложении. 3. Трудности построения грамматических конструкций. На основании работы С.С. Куклиной можно выделить три группы трудностей в обучении грамматике иностранного языка:
Первая группа
: трудности в осуществлении операции вызова. Заключается в трудности выбора подходящего грамматического явления в соответствии с целями коммуникации (в английском языке примером могут служить настоящее простое время ( Present Simple) и настоящее длительное время ( Present Continuous). Трудность заключается в выборе нужного времени в зависимости о ситуации общения).
Вторая группа
: трудности в осуществлении операции сочетания. Заключается в трудности сочетания выбранного грамматического явления с другими (в английском языке примером могут служить употребление правила согласования времён).
Третья группа:
трудности в осуществлении операции построения грамматической конструкции (в английском языке примером может служить построение грамматической структуры времени Past Perfect Continuous: I
have been working for 5 hours, when he came (Я работал уже пять часов, когда он пришёл). Проанализировав доступную нам учебно-методическую литературу (труды И.Л. Бим, Е.И. Пассова, В.М. Филатова), мы считаем возможным выделить следующие способы преодоления трудностей при обучении грамматике английского языка. - Организация процесса обучения
на деятельностной основе
(такой способ организации работы рассматривали в сво их работах Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, а применительно к иностранному языку - И.Л. Бим). В процессе усвоения грамматических структур больше мес та должно быть отведено аналитической работе с языковым материалом. На раннем этапе обучения аналитическая дея тельность учащихся может быть сначала предметно-символической, то есть с помощью овеществленного грамматического материала в виде кубиков, цветных фишек, символизирую - щих то или иное понятие. Ребенку, еще не владеющему грам матическими понятиями «не достаточно смотреть и размыш лять, ему необходимо взять предмет в руки». - Организация процесса обучения
с помощью различных моделей
предложения
, отражающих реальный мир. Вводится яркая и образная симво- лика: глагол — движение, символизирующий энергию, кото рая передается с помощью костра; существительное — материя в виде большой пирамиды. У глаголов и существи тельных есть друзья и помощники — наречия, местоимения, артикли, прилагательные, которые также получают свое сим - волическое изображение и цветовую гамму. - Организация процесса обучения с
использованием символики в
виде геометрических фигур
нашло отражение во многих отечественных учебниках, разра ботанных на принципах коммуникативности, структурно-
функционального подхода и метода моделирования к отбору и организации грамматического материала. Например, такое грамматическое явление английского языка, как «общий вопрос» (General question) можно представить в виде следующей схемы:
Do you usually go to school ?
Где вспомогательный глагол, подлежащее, указатель времени, смысловой глагол, второстепенные члены предложения. - Организация процесса обучения с использованием
принципа
структурно-функционального подхода и метода моделирования
реализуются в особой организации граммати ческого материала, позволяющей учащимся постепенно ов ладевать средствами для выражения того или иного комму никативного замысла, а также в особых приемах раскрытия функции и формальных признаков грамматического явления. Функциональная организация процесса обучения предписывает параллельное усвоение формы и функции при ведущей роли последней. - Организация процесса обучения
на интегративной основе
. Это является существенным фактором, определяющим создание надежной ?
ориентировочной основы для выполнения последующих грамматических действий. Для ориентировки и опоры при порождении высказываний А.А. Леонтьев считает целесооб разным строить «межъязыковую сопоставительную модель, подчеркивающую то общее, что есть в родном и иностранном языке, и то, что есть общего в порождении высказывания на этих языках, а также то, что их разделяет». В процессе представления грамматического материала на род ном и иностранном языках учащиеся неизбежно сравнивают, анализируют, обобщают те или иные признаки грамматических явлений, общими усилиями овладевают грамматически ми понятиями и, фактически, участвуют в выведении грамма тических правил, что, кроме всего прочего, способствует их интеллектуальному развитию. В.М.Филатов считает, что на среднем и старшем этапах обучения, когда мыслительные операции учащихся уже хорошо развиты и у них имеет ся достаточный языковой и речевой опыт, необходимость ис пользования материальных опор отпадает, и на смену прихо дят другие схемы — чисто языковые. Данный способ также предусматривает межпредметную связь при обучении иностранному языку и в частности грамматике. - Организация процесса обучения
на основе
когнитивного подхода,
который реализуется через последовательное осуществление принципа со - знательности, успешная реализация которого ориентирует уча щихся на самостоятельное добывание знаний по иностранно му языку, призывая на помощь, и не без основания, свой родной язык. Стимулирование аналитико- познавательной де ятельности учащихся при обучении иноязычной грамматике важно еще и потому, что, «...единственным источником пол - ноценной мотивации при обучении иностранному языку — в отсутствие необходимости постоянного общения на этом языке — является ориентировочно-исследовательская деятельность в отношении самого языка» Организация процесса обучения
на основе разговорной грамматики
и сокращённых грамматических структур, через которые идёт обучение
нормативной грамматике на основе сравнения и аналогии, повышая при этом интерес учащихся к освоению иностранного языка. - Организация процесса обучения
с фиксацией полученной
информации в крупных блоках.
Использовать для такой систематизации можно контурные карты, предлагаемые авторами учебника по методике обучения иностранному языку в средней школе. В контурных картах в виде таблиц заполняются рубрики, соответствующие опыту уча щихся на сегодняшний день. «Белые пятна» в контурной кар те указывают на перспективу дальнейшего овладения этой грамматической формой на последующих занятиях, а возмож но и на последующем этапе обучения. Так же возможно использовать опорные схемы-«шпаргалки», под которой понимают концентрацию полученной информации в крупных блоках на карточках. Например, схема-«шпаргалка» для грамматического явления «Согласование времён английского предложения». Present Simple Present Perfect Present Continuous Present Perfect Continuous Past Simple Past Perfect Past Continuous Past Perfect Continuous - Организация процесса обучения
с использованием нетрадиционных
методик обучения
(использование видеозаписей), а также
интенсивных
методик.
Организация процесса обучения
с использованием
опорных сигналов
(по методике В.Ф. Шаталова). По методике В.Ф. Шаталова учитель помещает закодированную в виде опорных сигналов (знаков, букв, цифр, линий, рисунков и т.п.) учебную информацию на плакат и объясняет
грамматический материал с опорой на эту схему. После повторного рассказа ученики получают листы - точные копии опорных плакатов и раскрашивают их, как это сделано на плакате учителя. Раскрашивание продолжается не более трех минут, и это снова разновидность повторения. В процесс восприятия включается не только зрительная и слуховая , но еще и моторная память - мощное средство, практически полностью игнорируемое в современном процессе обучения. Итак, проводится три этапа: • Первый - рассказ у чистой доски; • Второй - рассказ у плаката; • Третий - раскрашивание листов с опорными сигналами. Однако в первые дни для многих будет еще трудно на систему новых требований. По прошествии же некоторого времени к ученикам придет устойчивый навык работы с опорными схемами. И первых трех этапов будет достаточно каждому, чтобы быстро и продуктивно выполнить дома работу по подготовке к следующему уроку. На последующих уроках учащиеся видят на доске плакат учебного материала, изучавшегося несколько месяцев назад. Многое может оказаться забытым, но всегда есть ученик, который все помнит. В совокупности с другими видами повторения этот методический прием и разнообразит работу в классе, и способствует делу повышения уровня знаний ребят. Время ответа по плакату - не более пяти минут. К седьмому классу учащиеся уже владеют родным язы ком, у них уже сложилась система категоризации объективного мира, обусловленная родным языком, сформировались многие мыслительные процессы, и их мышление не может не работать, когда они приступают к изучению иностранного языка. Они неизбежно проводят сравнения, обобщают, делают выводы и по мочь им
в этом должна грамматика. Только специально орга низованное обучение грамматике иностранного языка превращает этот про цесс в рациональный и осмысленный. Оно должно быть та ким, чтобы у учащихся складывались определенные грамма тические знания, необходимые для общения на иностранном языке. Представленные выше способы помогут учителю научить ученика грамматике иностранного языка при их рациональном применении и сочетании.
В раздел основное общее образование