"Как появился человек"
конспект урока
Автор: Заворуева Эльвира Рамильевна, учитель биологии, МБОУ "Школа №4", город Вышний Волочек, Тверская область
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Тема урока: Как появился человек на Земле
Цели и задачи урока:
Обучающая:
формировать представление об особенностях современного человека, отличиях человека от животных.
Развивающая:
развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний. Развивать представление о происхождении человека.
Воспитывающая:
формировать навыки самоконтроля, воспитание самостоятельности.
Планируемый результат:
формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение темы. Уметь анализировать, делать выводы на основе сравнения; давать определение понятиям. Уметь выделять этапы развития человека, называть признаки отличия между древним и современным человеком.
Тип урока:
комбинированный.
Использование современных технологий:
технология развивающего обучения.
Оборудование:
слайд-презентация, таблица «Этапы эволюции человека», смайлы для рефлексии
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Мотивирование к учебной деятельности
Эпиграф урока:
“Мне необходимо разобраться самому! А чтобы разобраться самому
– надо думать сообща”.
(Б.Васильев)
3.
Создание проблемной ситуации и формулирование темы урока.
На доске таблица «Этапы эволюции человека» ( .создание проблемы и озвучивание учениками темы данного урока:
Как вы думаете, какова тема сегодня нашего уроке?
- Как появился человека на Земле. Учитель: Перед вами на столе лежит листочек с задачей. В течение 2 мин. решите ее.
Задача
: «Первобытный человек пригласил динозавра в свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу должен выйти динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час, целиком прийти к пещере человека без опозданий?» Проверка задачи, обсуждение вслух. (Задача не имеет решения, т.к. динозавры вымерли раньше появления человека на планете). Динозавры вымерли 65 млн. лет назад. - Как вы считаете, первобытный человек мог встретиться с динозавром? -Вспомните, когда вымерли динозавры? (если возникли затруднения, обратиться к учебнику стр 53) - когда вымерли динозавры, мы знаем, а когда и как появился человек? Ответьте на вопросы
: Какие гипотезы по происхождению человека вы знаете?
-
Эволюционное происхождение - Библейское происхождение - Завезен из космоса.
А как вы думаете где живут люди на нашей планете?
- В городах, селах, деревнях. Можно сказать везде, даже в лесу и тропических джунглях.
Как происходит общение людей между собой?
- При помощи языка общения. Проблема: всегда ли люди были такими как мы сейчас? Вы хотите это узнать? Давайте попробуем это узнать. Создаются группы для работы с учебником 4.
Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами
по изучению нового материала – 18мин.
- А когда и где появились на Земле первые люди? Ознакомьтесь с текстом учебника на с.128, ответьте на эти вопросы. (Работа с учебником) Версии учащихся (2 млн. лет назад в Африке. Дриопитек (древесная обезьяна)).
Постановка проблемного вопроса.
Учитель:
Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или родственниками человека? Версии учащихся - Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из вас прав. Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто наши предки и составим родословное древо всего человечества. (на доске нарисована схема родословного дерева) Работать вы будете в парах. Каждой паре дается задание изучить одного предка человека по плану и подготовить свое выступление.
Для этого вам нужно:
-
изучить материалы учебника ответить на поставленные в задании вопросы и рассказать о своем представителе прикрепив его изображение на родословное древо. На эту работу вам дается 5 минуты и по 2 минуты на защиту ваших выступлений. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания. Учащиеся отвечают на вопросы на основании материалов учебника и дополнительной литературы. По окончании 5 минут работы представители от каждой группы выходят к доске и (отвечают по плану). Сообщение учащегося в течение 2 минут. Затем прикрепляют лист на схему родословного древа. Во время выступления ученика на экране появляются слайды с представителями древних предков человека. По мере выступления учащиеся в тетради заполняют схему родословного дерева.
1 пара:
- Дриопитеки – это… - Образ жизни… - Когда обитали?
2 пара:
- Австралопитеки – это… - Образ жизни. - Характерные черты. - Важнейшее достижения?
3 пара
: - Человек умелый – это… - Когда появились на Земле? - Характерные черты. - Важнейшее достижение?
4 пара:
- Человек прямоходящий- - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение?
5 пара:
- Человек разумный (Неандерталец) - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение?
6 пара:
- Человек разумный (Кроманьонец) - Когда появились на Земле? - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение?
5. Решение проблемной ситуации
- Итак, вернёмся к спорному вопросу. Так современные обезьяны являются предками или родственниками человека? (Родственниками). Хорошо, теперь послушайте интересные факты о первобытных людях. 1. Первобытные люди очень долго не могли сами произвести огонь. Всё, что они могли сделать, это лишь поддерживать существующий огонь, который возникал из-за природных явлений. Но около 500 миллионов лет человек прямоходящий обнаружил, что если две сухие палки долго тереть друг о друга, то появляется огонь. Еще чуть позже они научились создавать огонь с помощью двух кусков кремня и сухой травы. 2. Первым животным, которое одомашнил человек был волк (предок современных собак). Сначала эти животные использовались лишь для охоты, но чуть позже стали выполнять еще и сторожевые функции. 3. Первобытные люди, видимо, очень любили рисовать, так как в пещерах частенько находили древние рисунки, на которых в основном изображалась охота. 4. Древние люди часто охотились на мамонтов. Но, несмотря на то, что мамонт — это огромное и мясистое животное, охота на него велась не ради мяса, а в основном ради бивней и кости, из которых они производили различные орудия труда. 5. 40000 лет назад люди уже играли на самодельных флейтах из слоновой кости. Это доказывают произведенные раскопки. А значит можно считать, что флейта — один из древнейших музыкальных инструментов.
6. Закрепление полученных знаний.
Ребята, сегодня на уроке вы узнали, когда и как появился человек на Земле. Составили родословное древо современного человека. Давайте теперь закрепим полученные знания и решим кроссворд. 1.Общий предок человека и обезьян, вымершая древесная обезьяна 2. Животное большого размера, на которое охотились древние люди. 3. Название человека, к которому относятся все ныне живущие люди на земле 4. Название человека, который сам начал изготавливать для себя орудия труда и строить жилище.
5. По-другому «южная обезьяна» 6.Первое животное, которое приручил человек 7. Материк, на котором появились первые человекообразные обезьяны 8. одна из 3 теорий происхождения человека, связана с поеданием запретного плода 9. Человек, внешне похожий на современных людей, изготавливал сложные орудия, владел речью, рисовал и мастерил украшения По горизонтали: По вертикали: 2. мамонт 6. волк 7. Африка 8. библейская 1. дриопитек 3. разумный 4. умелый 5. австралопитек 9. кроманьонец
7. Вывод.
Около 2,5 млн. лет назад один из видов обезьян - австралопитеков в африканской саванне начал создавать каменные орудия труда. Именно этот момент и принято считать “превращением обезьяны в человека”.
Человека умелого,
стоящего в основе нашего родословного древа, впоследствии сменил другой вид -
человек прямоходящий
, а затем -
человек разумный
- тот самый вид, к которому принадлежим мы сами. Однако человек разумный
современного типа
появился значительно позднее, около 100 тыс. лет назад - в той же самой Восточной Африке.
8. Рефлексия
. оцените свою работу на уроке, поставив у соответствующего смайла на доске магнит. (все ребята по очереди подходят к доске и оценивают себя).
9. Домашнее задание.
1. придумайте и запишите в виде мини-сочинения картину из жизни древних людей. 2. С.142-147читать
Приложения
Приложение 1
Библейская теория происхождения человека
Первого человека Бог вылепил из глины и дал ему имя Адам [что означает просто “человек”]. В стране, которую Библия называет Эдемом, Бог создал рай и поселил там Адама. По раю протекала большая река, и росли там самые разные деревья с большими и вкусными плодами. В середине рая стояли два особых дерева. Одно из них называлось “древом жизни”, другое — “древом познания добра и зла”.
Адам должен был ухаживать за райским садом и охранять его. Он мог есть плоды со всех деревьев, кроме одного: Бог запретил ему прикасаться к “древу познания добра и зла”, сказав, что Адам умрет, как только съест плод с этого дерева. Скучно было Адаму одному, и тогда Бог приказал, чтобы к человеку пришли, прилетели, приползли, приплыли все живые существа, а Адам дал им всем имена и подыскал себе среди них помощника. Адам назвал всех животных, птиц, рыб и пресмыкающихся их именами, но не оказалось среди них никого, кто мог бы во всем помогать человеку. Опять Адам заскучал. Сжалился над ним Бог, усыпил его, а пока Адам спал, вынул у него одно ребро и создал из него женщину. Потом Он привел ее к человеку и разбудил его. Очень обрадовался Адам и решил, что теперь эта женщина, часть его самого, будет ему женой и помощницей. Приложение 2 Теория происхождения человека от инопланетян Американский эколог Эллис Сильвер, в своей новой книге утверждает, что планета Земля не является прародиной человечества. По его мнению, люди появились на Земле десятки тысяч лет назад не по своей воле. Первые «поселенцы», по предположению ученого, отбывали наказание за свое насилие по отношению к другим внеземным цивилизациям, другими словами наша планета изначально была огромной тюрьмой. Так, на примере людей, страдающих болезнями спины и опорно-двигательного аппарата, автор книги приходит к выводу, что человечество зарождалось и развивалось в условиях с более низкой гравитацией, чем на Земле. доктор Сильвер делает предположение, что современное человечество, как и его боковые ветви и предки, неандертальцы и «человек прямоходящий», были получены в результате скрещивания с внеземными расами и доставлены ими на Землю 60-200 тысяч лет тому назад по этическим соображениям. В качестве адреса инопланетян он называет звезду Альфа Центавра, находящуюся от нас на расстоянии в 4,37 световых лет. Приложение 3
Эволюционная теория происхождения человека
Суть теории эволюции Ч. Дарвина можно свести к следующим положениям: 1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем- то созданы. 2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии, с окружающими условиями. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также происходящий в природе естественный отбор, который осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и факторами неживой природы. Эти взаимоотношения называются борьбой за существование. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе. Приложение 4
В раздел основное общее образование