"Из опыта работы педагога-психолога по оформлению документации, при работе с детьми со статусом ОВЗ".
методические разработки
Автор: Филиппова Наталья Ивановна, педагог-психолог, МБОУСОШ № 61, г.Новосибирск, Новосибирская область
В раздел основное общее образование
Здравствуйте!
Из опыта работы педагога-психолога по оформлению документации, при работе с детьми
со статусом ОВЗ.
В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться все больше детей испытывающих
трудности в обучении. И нам, педагогам-психологам, по рекомендациям ТПМПК часто приходится
работать с детьми со статусом ОВЗ. Зачастую многие педагоги-психологи (в частности молодые) не
знают, как и с чего начать работу с такими детьми. Из своего опыта работы (неоднократно делилась
своей наработанной информацией) с коллегами, и
хочу предоставить примерную документацию
сопровождения обучающихся со статусом ОВЗ.
1.
Бланк карты сопровождения ребенка
2.
Бланк с особенностями развития по годам
3.
Сводная карта наблюдения за особенностями личностного развития с графой посещения занятий
4.
Бланк сформированности предпосылок к освоению учебной деятельности по классам
5.
Бланк – выводы по классам, рекомендации родителям, педагогам
6.
Бланк режима индивидуальной работы с ребенком
7.
Бланк просветительской работы с родителями и педагогами
8.
Бланк консультирования с родителями и педагогами
9.
Бланк разрешения родителей на работу с ребенком
10. Бланк с реквизитами МБОУ СОШ по индивидуальному образовательному маршруту
11. Программа индивидуальной работы с ребенком
12. Примерное содержание индивидуальной коррекционно-развивающей программы
с прилагаемым списком используемой литературы
КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
Заведена ______________________
ПРИЧИНА
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
ИНИЦИАТОР
__________________________________________________________________
Ф.И.О.
_________________________________________________________________________
Год рождения
______________________
Домашний адрес
________________________________________________________________
Посещает МБОУ СОШ № ___ Класс
_________
Классный руководитель
________________________________________________________
ИНФОРМАЦИЯ О СЕМЬЕ:
полная неполная
Члены семьи
Образование
Место работы,
телефон
Участие в
воспитании
ребенка
Домашние условия
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________
Состояние здоровья ребенка
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________ Дополнительная информация (особенности семейного воспитания; состоит ли на учете у психоневролога; посещал ли ранее логопеда, психолога, развивающие занятия) ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Временные этапы (класс, уч.год)
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
1. Физическое развитие
Соответствует возрасту Не соответствует возрасту
2. Индивидуальные особенности
Способности, желание, интерес Самооценка Особенности характера, темперамента Коммуникативность Преобладающий фон настроения Вегетативные проявления
3. Характеристика познавательной сферы
Особенности интеллектуального развития Познавательная активность Учебная мотивация Обучаемость Усвоение программы
4.Характеристика эмоционально-волевой сферы
Адекватность поведения Эмоциональные проявления Особенности поведения
5.Поведение родителей
Реакция на действия ребенка Реакция на действия психолога Отношение к ситуации Стиль воспитания
6. Формы проводимой работы с ребенком
Развивающие занятия Групповые консультации (кол-во консультация) Индивидуальные консультации (кол- во консультаций) Консультации родителей Консультации педагогов Просвещение
7. Динамика развития (после
проведения коррекционно-
развивающих занятий)
СВОДНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Обучающейся (гося)
_____ класса
Фамилия, имя
______________________________________________________________________________________________________
Посещение
занятий
Дата
Особенности самовыражения ребенка
1. Поведение
Активность Пассивность Замкнутость Безразличие Беспокойство Возбудимость
2. Эмоции
Положительно окрашенные Негативные (тревога, печаль, агрессия и др) Частая смена эмоций
3. Особенности
общения
3.1. Общение со
взрослыми
Непосредственность Искренность Эмоциональная близость Ощущение дистанции Понимание условной роли педагога Послушание Неприятие роли педагога
Отсутствие дистанции Негативизм Агрессивность
3.2. Общение с
сверстниками
Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике Контактность Доброжелательное отношение Личные симпатии Дружба Неуверенность в себе Застенчивость Обидчивость Конфликтность Трудности в установлении контактов Деловое общение Легкость в установлении контактов Понимание задачи совместной деятельности Наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения) Адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем Отсутствие децентрации Неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
4. Мотивация
Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (познавательная активность, любознательность и др.) Заинтересованность эмоциональной игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослыми, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
5. Произвольность
Особенности восприятия: *Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно *Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием *Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца Особенности решения учебной задачи: *Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата учебную задачу) *Принимает, но не удерживает учебную задачу *Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности *Самостоятельно выполняет задание данное взрослым, изредка обращается за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) *Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) *Требуется постоянная помощь взрослого, беспомощность в выполнении задания Саморегуляция *Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого *Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
6. Отношение к
помощи со стороны
взрослого
* нуждается в помощи взрослого * принимает помощь взрослого *не принимает помощь взрослого
7. Особые проявления
Тики Подергивания Обкусывает ногти Сосет пальцы, ручки Теребит одежду Перебирает пальцами Бледность
Покраснение кожи Слезы Дрожь Прерывистый голос Заметно потеет
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДПОСЫЛОК К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характеристика
Классы
___ кл. ___ кл. ___ кл. ___ кл.
Особенности мотивов
Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательность) Заинтересованность эмоционально игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослыми, желание получат одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
Виды мотивов
Мотивы достижения успеха Мотивы избегания неудачи Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)
Особенности восприятия образца и правила
Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием Трудности восприятия задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Особенности решения учебной задачи
Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу Принимает, но не удерживает учебную задачу Не принимает учебную задачу Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности
Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) Требуется постоянная помощь взрослого, беспомощность в выполнении задания
Саморегуляция
Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого Нуждается в помощи взрослого Принимает помощь взрослого Не принимает помощь взрослого
ВЫВОДЫ
_____ класс
_____ класс
_____ класс
_____ класс
РЕКОМЕНДАЦИИ
Педагогу
_____ класс
_____ класс
_____ класс
_____ класс
Родителям
_____ класс
_____ класс
_____ класс
_____ класс
РЕЖИМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
с обучающейся (имся) ____ класса МБОУ СОШ № ___
_________________________________________________________________________________
Дни недели
20 ___
20___
20___
20____
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема
Педагоги
20___
20___
20___
20___
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
№
ДАТА
КЛАСС
КАТЕГОР
ИЯ
Фамилия, имя, отчество
родителей, законных
представителей, педагогов,
детей
ЗАПРОС СО СЛОВ КЛИЕНТА
РАЗРЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
на проведение коррекционно-развивающих занятий
с педагогом-психологом МБОУ СОШ № ___
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Я,
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Согласен (не согласен) на проведение индивидуальных занятий с
моим ребенком
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
обучающейся(имся) _____ класса.
Дата __________________
Подпись _________________________
__________________________________
расшифровка подписи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № __
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ СОШ № __ Ф.И.О. родителя (
законного представителя)
____________________Ф.И.О. ______________________________
«___» _______________20___г.
№ протокола ПМПК ____
от ___ _____________ 20___г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
обучающейся (егося) ___ класса МБОУ СОШ № __
Ф.И.О.ребенка
_______________________________________________________
на 20___ - 20____ учебный год
Составил(а) педагог-психолог
_________________________
Программа индивидуальной работы
педагога-психолога с обучающейся (имся) МБОУ СОШ №
Дата рождения ребёнка:
Класс/ группа
: ___ «__» класс ( ______ уч.г)
Индивидуальные особенности ребёнка:
Особенности семейной ситуации
:
Особенности взаимоотношений ребенка в школе:
1.
От кого поступил запрос на работу с ребёнком:
2.
Дата обращения (выявления проблемы):
3.
Проблема
4.
Цель:
развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения)
Задачи работы с ребёнком:
1. Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков.
5.
Форма работы:
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребёнком.
6.
Количество занятий, их периодичность:
7.
Примерный тематический план занятий (см. приложения).
8.
Содержание работы с родителями:
диагностика, консультации, рекомендации, задания для занятий с ребёнком дома.
9.
Содержание работы с педагогами:
консультации, рекомендации.
10. Ожидаемые результаты:
положительная динамика развития ребенка
11. Методы и средства оценки результативности работы с ребёнком по данной
программе:
диагностические методики, анкетирование родителей и педагогов, отзывы.
Примерная программа
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с педагогом; знакомство с обстановкой класса; установление доверительных отношений со взрослыми;
2. Укрепление нервной системы
Наблюдение у психоневролога (2 раза в год.). Совместный контроль и наблюдение психолога, логопеда и педагога Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля). Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода). Оздоровительные мероприятия.
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
Оздоровительные мероприятия. Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год). Овладение учебными навыками. Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции. Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы). Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
Формирование устойчивой адекватной самооценки:
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами). Индивидуальные беседы учителя, психолога, логопеда.
Прогноз:
при комплексном подходе к развитию ребенка возможна удовлетворительная социальная адаптация
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на развития у ребенка когнитивных психических процессов, эмоционально-личностной сферы
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержить такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ей добиться успеха. Содержание программы обсуждено специалистами школьной ПМПк и классным руководителем класса.
Цель программы:
1. Формирование психологических познавательно-личностных структур 2. Коррекция эмоциональных состояний, тормозящих процессы развития и социальной адаптации
Задачи программы:
1. Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно- логического мышления, внутреннего плана действий 2. Тренировка внимания 3. Развитие произвольных психических функций (память, внимание, мышление, воображение) 4. Тренировка психомоторных функций 5. Формирование позитивной «Я-концепции» и адекватной самооценки 6. Снятие тревожности, чрезмерного напряжения 7. Обучение навыкам самоконтроля
Ожидаемый результат от реализации программы
1. Активизация познавательной деятельности и социальной адаптации, повышение уровня умственного развития детей 2. Формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.) 3. Овладение знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации 4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 35-40 минут индивидуально – ___ раз(а) в неделю.
Пример
№ Наименование проводимой работы Упражнения Кол-во часов Примечание 1. Развитие слуховых ощущений, слухового внимания «Азбука хороших слов» на букву А и Б стр19-20 Упражнение «Ленивые восьмерки» стр 25 Упражнение «Учись слушать и выполнять» стр. 23 Упражнение «Узнай по звуку» стр.19 Графический диктант «Получился ли олень» Упражнение «Слушай звуки улицы» стр. 26 1
Рефлексия
Список литературы:
1. С.Н. Костромина, Л.Н. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении детей». Чтение. М.: АСТ; СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК. 2008. – 224с: ил. – (Руководство психолога и педагога) 2. С.Н. Костромина « Как преодолеть трудности в обучении детей»- М.: АСТ; СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2008.- 224с.: ил.- (Руководство психолога и педагога) 3. Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240с. ил. 4. Л. В. Хухлаева Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.- М.: Генезис, 2003 – 176с.: илл. 5. Н.П. Локалова «Уроки психологического развития». (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). М.: «Ось-89», 2006
КАРТА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
Заведена ______________________
ПРИЧИНА
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
ИНИЦИАТОР
__________________________________________________________________
Ф.И.О.
_________________________________________________________________________
Год рождения
______________________
Домашний адрес
________________________________________________________________
Посещает МБОУ СОШ № ___ Класс
_________
Классный руководитель
________________________________________________________
ИНФОРМАЦИЯ О СЕМЬЕ:
полная неполная
Члены семьи
Образование
Место работы,
телефон
Участие в
воспитании
ребенка
Домашние условия
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________
Состояние здоровья ребенка
____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________ Дополнительная информация (особенности семейного воспитания; состоит ли на учете у психоневролога; посещал ли ранее логопеда, психолога, развивающие занятия) ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Временные этапы (класс, уч.год)
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
1. Физическое развитие
Соответствует возрасту Не соответствует возрасту
2. Индивидуальные особенности
Способности, желание, интерес Самооценка Особенности характера, темперамента Коммуникативность Преобладающий фон настроения Вегетативные проявления
3. Характеристика познавательной сферы
Особенности интеллектуального развития Познавательная активность Учебная мотивация Обучаемость Усвоение программы
4.Характеристика эмоционально-волевой сферы
Адекватность поведения Эмоциональные проявления Особенности поведения
5.Поведение родителей
Реакция на действия ребенка Реакция на действия психолога Отношение к ситуации Стиль воспитания
6. Формы проводимой работы с ребенком
Развивающие занятия Групповые консультации (кол-во консультация) Индивидуальные консультации (кол- во консультаций) Консультации родителей Консультации педагогов Просвещение
7. Динамика развития (после
проведения коррекционно-
развивающих занятий)
СВОДНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Обучающейся (гося)
_____ класса
Фамилия, имя
______________________________________________________________________________________________________
Посещение
занятий
Дата
Особенности самовыражения ребенка
1. Поведение
Активность Пассивность Замкнутость Безразличие Беспокойство Возбудимость
2. Эмоции
Положительно окрашенные Негативные (тревога, печаль, агрессия и др) Частая смена эмоций
3. Особенности
общения
3.1. Общение со
взрослыми
Непосредственность Искренность Эмоциональная близость Ощущение дистанции Понимание условной роли педагога Послушание Неприятие роли педагога
Отсутствие дистанции Негативизм Агрессивность
3.2. Общение с
сверстниками
Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике Контактность Доброжелательное отношение Личные симпатии Дружба Неуверенность в себе Застенчивость Обидчивость Конфликтность Трудности в установлении контактов Деловое общение Легкость в установлении контактов Понимание задачи совместной деятельности Наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения) Адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем Отсутствие децентрации Неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
4. Мотивация
Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (познавательная активность, любознательность и др.) Заинтересованность эмоциональной игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослыми, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
5. Произвольность
Особенности восприятия: *Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно *Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием *Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца Особенности решения учебной задачи: *Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата учебную задачу) *Принимает, но не удерживает учебную задачу *Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности *Самостоятельно выполняет задание данное взрослым, изредка обращается за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) *Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) *Требуется постоянная помощь взрослого, беспомощность в выполнении задания Саморегуляция *Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого *Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
6. Отношение к
помощи со стороны
взрослого
* нуждается в помощи взрослого * принимает помощь взрослого *не принимает помощь взрослого
7. Особые проявления
Тики Подергивания Обкусывает ногти Сосет пальцы, ручки Теребит одежду Перебирает пальцами Бледность
Покраснение кожи Слезы Дрожь Прерывистый голос Заметно потеет
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДПОСЫЛОК К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характеристика
Классы
___ кл. ___ кл. ___ кл. ___ кл.
Особенности мотивов
Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательность) Заинтересованность эмоционально игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослыми, желание получат одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
Виды мотивов
Мотивы достижения успеха Мотивы избегания неудачи Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)
Особенности восприятия образца и правила
Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием Трудности восприятия задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Особенности решения учебной задачи
Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу Принимает, но не удерживает учебную задачу Не принимает учебную задачу Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности
Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) Требуется постоянная помощь взрослого, беспомощность в выполнении задания
Саморегуляция
Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого Нуждается в помощи взрослого Принимает помощь взрослого Не принимает помощь взрослого
ВЫВОДЫ
_____ класс
_____ класс
_____ класс
_____ класс
РЕКОМЕНДАЦИИ
Педагогу
_____ класс
_____ класс
_____ класс
_____ класс
Родителям
_____ класс
_____ класс
_____ класс
_____ класс
РЕЖИМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
с обучающейся (имся) ____ класса МБОУ СОШ № ___
_________________________________________________________________________________
Дни недели
20 ___
20___
20___
20____
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема
Педагоги
20___
20___
20___
20___
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
№
ДАТА
КЛАСС
КАТЕГОР
ИЯ
Фамилия, имя, отчество
родителей, законных
представителей, педагогов,
детей
ЗАПРОС СО СЛОВ КЛИЕНТА
РАЗРЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
на проведение коррекционно-развивающих занятий
с педагогом-психологом МБОУ СОШ № ___
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Я,
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Согласен (не согласен) на проведение индивидуальных занятий с
моим ребенком
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
обучающейся(имся) _____ класса.
Дата __________________
Подпись _________________________
__________________________________
расшифровка подписи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № __
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ СОШ № __ Ф.И.О. родителя (
законного представителя)
____________________Ф.И.О. ______________________________
«___» _______________20___г.
№ протокола ПМПК ____
от ___ _____________ 20___г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
обучающейся (егося) ___ класса МБОУ СОШ № __
Ф.И.О.ребенка
_______________________________________________________
на 20___ - 20____ учебный год
Составил(а) педагог-психолог
_________________________
Программа индивидуальной работы
педагога-психолога с обучающейся (имся) МБОУ СОШ №
Дата рождения ребёнка:
Класс/ группа
: ___ «__» класс ( ______ уч.г)
Индивидуальные особенности ребёнка:
Особенности семейной ситуации
:
Особенности взаимоотношений ребенка в школе:
1.
От кого поступил запрос на работу с ребёнком:
2.
Дата обращения (выявления проблемы):
3.
Проблема
4.
Цель:
развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения)
Задачи работы с ребёнком:
1. Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков.
5.
Форма работы:
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребёнком.
6.
Количество занятий, их периодичность:
7.
Примерный тематический план занятий (см. приложения).
8.
Содержание работы с родителями:
диагностика, консультации, рекомендации, задания для занятий с ребёнком дома.
9.
Содержание работы с педагогами:
консультации, рекомендации.
10. Ожидаемые результаты:
положительная динамика развития ребенка
11. Методы и средства оценки результативности работы с ребёнком по данной
программе:
диагностические методики, анкетирование родителей и педагогов, отзывы.
Примерная программа
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с педагогом; знакомство с обстановкой класса; установление доверительных отношений со взрослыми;
2. Укрепление нервной системы
Наблюдение у психоневролога (2 раза в год.). Совместный контроль и наблюдение психолога, логопеда и педагога Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля). Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода). Оздоровительные мероприятия.
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
Оздоровительные мероприятия. Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год). Овладение учебными навыками. Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции. Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы). Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
Формирование устойчивой адекватной самооценки:
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами). Индивидуальные беседы учителя, психолога, логопеда.
Прогноз:
при комплексном подходе к развитию ребенка возможна удовлетворительная социальная адаптация
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на развития у ребенка когнитивных психических процессов, эмоционально-личностной сферы
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержить такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ей добиться успеха. Содержание программы обсуждено специалистами школьной ПМПк и классным руководителем класса.
Цель программы:
1. Формирование психологических познавательно-личностных структур 2. Коррекция эмоциональных состояний, тормозящих процессы развития и социальной адаптации
Задачи программы:
1. Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно- логического мышления, внутреннего плана действий 2. Тренировка внимания 3. Развитие произвольных психических функций (память, внимание, мышление, воображение) 4. Тренировка психомоторных функций 5. Формирование позитивной «Я-концепции» и адекватной самооценки 6. Снятие тревожности, чрезмерного напряжения 7. Обучение навыкам самоконтроля
Ожидаемый результат от реализации программы
1. Активизация познавательной деятельности и социальной адаптации, повышение уровня умственного развития детей 2. Формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.) 3. Овладение знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации 4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 35-40 минут индивидуально – ___ раз(а) в неделю.
Пример
№ Наименование проводимой работы Упражнения Кол-во часов Примечание 1. Развитие слуховых ощущений, слухового внимания «Азбука хороших слов» на букву А и Б стр19-20 Упражнение «Ленивые восьмерки» стр 25 Упражнение «Учись слушать и выполнять» стр. 23 Упражнение «Узнай по звуку» стр.19 Графический диктант «Получился ли олень» Упражнение «Слушай звуки улицы» стр. 26 1
Рефлексия
Список литературы:
1. С.Н. Костромина, Л.Н. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении детей». Чтение. М.: АСТ; СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК. 2008. – 224с: ил. – (Руководство психолога и педагога) 2. С.Н. Костромина « Как преодолеть трудности в обучении детей»- М.: АСТ; СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2008.- 224с.: ил.- (Руководство психолога и педагога) 3. Е.В. Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240с. ил. 4. Л. В. Хухлаева Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.- М.: Генезис, 2003 – 176с.: илл. 5. Н.П. Локалова «Уроки психологического развития». (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). М.: «Ось-89», 2006
В раздел основное общее образование