Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы"

методическая статья

Автор: Черкашина Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №4", город Корсаков Сахалинская область



В раздел основное общее образование




Интеграция как современная технология обучения на уроках русского

языка и литературы.
Проблема интеграции в школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления школьников. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, что особенно важно, например, для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В современной школе интеграция как технология и метод обучения, с одной стороны, это способ, помогающий связать в единое целое разрозненные части и элементы, с другой – установить взаимосвязь внутри системы. Такого рода внутренняя интеграция есть результат многообразных проявлений множественных связей. Апробируются различные виды интеграции:
а) проблемная интеграция
(предполагает обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления);
б) тематическая интеграция
(создаётся общей темой урока, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам);
в) межпредметная интеграция (
в рамках урока сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК, музыка и литература, русский язык и литература, литература, музыка и ИЗО). С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них: * урок творческого поиска; * творческие мастерские; * урок-проект; * урок-путешествие и т. д.

В

форме

интегрированных

уроков

целесообразно

проводить

обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.
В качестве примеров можно привести уроки, связанные с изучением «Жития Бориса и Глеба» (литература, русский язык, история, МХК), поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (литература, русский язык, МХК), романа И. А. Гончарова «Обломов» (литература, русский язык, МХК), рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (литература, русский язык, музыка) и т. д. Прекрасные разработки уроков словесности (русского языка и литературы) можно найти в сборнике Г.А.Соколовой «Уроки русского языка и словесности» Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать: I. цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.); II. подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали цели данного урока III. определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это - идея, явление, понятие или предмет); IV. создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний; V. переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Таким образом,
интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.


Приложение 1
В 10-м классе
повторение темы «
Слитное и раздельное написание НЕ и

НИ с различными частями речи»
можно провести, опираясь на текст романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Задачами такого урока
будет не только
формирование языковой (лингвистической) компетенции, коммуникативных навыков,
но и
развитие логического мышления, воспитание у обучающихся активной читательской позиции, интереса к изучению классической литературы, языка, творчества и мировоззрения великого русского писателя. Анализируя отрывки романа, обучающиеся приходят к выводу, что духовные искания главного героя князя Андрея, его внутренние противоречия помогают «оформить» частицы! В начале романа князь Андрей предстает перед читателем уставшим от жизни человеком. Моя задача убедить ребят, что отрицательные частицы НЕ и НИ очень хорошо это показывают. Задаю вопрос классу: «Какие значения имеют частицы НЕ и НИ?» Предлагают для анализа следующий материал: 1.
Князь Андрей :
(1)«Я
ни
когда
ни
кому
не
скажу этого, но, Боже мой! (2)Что же мне делать, ежели я
ни
чего
не
люблю, как только славу, любовь людскую. (3)Смерть, раны, потеря семьи,
ни
чего мне
не
страшно. (4)И как
ни
дороги,
ни
милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самое дорогие мне люди, - но, как
ни
страшно и
не
естественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…»
2. Андрей Пьеру:
(5)«Женись стариком,
ни
куда
не
годным… (6)А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. (7)Все истратится по мелочам. (8)Да, да, да!»
3. Андрей о Наполеоне:
(9)«
Ни
чего,
ни
чего
нет
верного, кроме
ни
чтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то
не
понятного, но важнейшего»
4. Андрей о себе:
(10)« А я испытал противоположное. (11)Я жил для славы (Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) (12)Так я жил для других, и
не
почти, а совсем погубил свою жизнь». Ответы ребят примерно такие: Князь Андрей
отрицает мир
, в котором живет во имя своего Тулона (высказывание 1)
отрицает любовь

(высказывание 2), отрицает кумира (разочаровывается в Наполеоне) -

высказывание 3, 3) подводит итог своей жизни – высказывание 4.

Говорю: как известно, князь вновь «возвращается к жизни» после встречи с Наташей Ростовой. И прошу проследить, как частицы НЕ и НИ помогают увидеть изменения, произошедшие в князе. 1. «Весна, и любовь, и счастие!»- как будто говорил этот дуб. - И как
не
надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный, обман. «Да, он прав, тысячу прав этот дуб<…> - наша жизнь кончена!» <…> он (Андрей) должен доживать свою жизнь,
не
делая зла,
не
тревожась и
ни
чего
не
желая… 2. «Нет, жизнь
не
кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. <...> надо, чтобы
не
для одного меня шла моя жизнь, чтобы
не
жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!» 3. « Ему (Андрею) решительно
не
о чем было плакать, но он готов был плакать». 4. Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. (20)Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он
не
может спать. (21)Он то, зажегши свечу, сидел в постели, то вставал, то опять ложился,
ни
сколько
не
тяготясь бессонницей: так радостно и ново было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий.
Примерные ответы учеников:
частица НЕ «выступает» в роли импульса к действию: от отрицания жизни к eё стремлению. (
Не
кончена,
не
для одного меня,
не
жили). В предложениях 2 и 3 у князя Андрея на душе хорошо, но слезы очищения нужны. И ударение на слоге НЕ в местоимении
не о чем
, и отрицание при глаголе
НЕ может (=не хочет)
и деепричастии
НЕ тяготясь

(= не желая)
показывают нам перемены в князе Андрее. Мы воспринимаем его душевные волнения как обновление души. К князю приходит любовь.
Следующий этапы жизни князя.
Разрыв со Сперанским совершился просто и легко, но как трудно было пережить князю Болконскому разрыв с Наташей. Война 1812 года вновь приводит Андрея на поле битвы. И мысли о смерти неотступно «следуют» за ним. «Волшебный фонарь» освещает «грубо намалеванные картины» жизни князя, и он жалуется Пьеру:
Андрей
. Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А
не
годится человеку вкушать от дерева добра и зла… Ну, да
не
надолго!

На Бородинском поле

Андрей.
«Неужели это смерть?» - подумал князь Андрей <…> Я
не
могу, я
не
хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…»
В госпитале
Андрей. Что-то было в этой жизни, чего я
не
понимал и
не
понимаю» - Как «работают» частицы в этих отрывках?
Примерные ответы учащихся.
Князь Андрей ищет смерти, после разрыва с Наташей. Л.Н.Толстой дает возможность князю Андрею разобраться в своей жизни, в мыслях, поступках и ставит его в такое положение как близость смерти. Князь Андрей, прежде индивидуалист, замкнутый и одинокий в своей личной жизни, как и Пьер, приходит к отречению индивидуализма и к признанию высшей руководящей силы, объединяющих всех людей, к идеям самоотречения и любви: «Любить ближних, любить врагов своих. <…> любить бога во всех проявлениях". Страх – вот чувство, которое бередит ум князя перед смертью.
Прошу ребят проследить,
как частицы помогают: 1) передать страх князя Андрея перед пришествием смерти и 2) показать неотвратимость ее наступления. «Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он
не
ранен, а здоров. Много разных лиц,
ни
чтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем-то
не
нужном. Они собираются ехать куда-то. Князь смутно припоминает, что все это
ни
чтожно и что у него есть другие важные заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу,
не
заметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или
не
успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его
не
двигаются, и он знает, что
не
успеет запереть дверь<…> Что-то
не
человеческое – смерть, ломится в дверь, и надо удержать ее. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер». «Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение! С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни.
Ни
чего
не
было страшного и резкого в этом, относительно-медленном, пробуждении.

Примерные ответы учащихся.
Частицы НЕ и НИ "передают" отрицание жизни, отрицание смерти. Но отрицание жизни оказывается не так страшно. И князь принимает смерть как пробуждение, данность. ЕЕ боятся все «смертные», но князь осознает ее очищающее пришествие. И страх сменяется спокойствием. Можно сказать, что князь всю свою регламентированную жизнь неосознанно направил на поиск любви. Но нашел он ее только в конце жизни. Переосмыслить все ошибки и понять всепрощающую силу любви смог он уже в конце жизненного пути.
Заключение
: Роман Л.Н. Толстого построен на противопоставлении: противопоставлении в названии романа («Война и мир»), главных героев (Князь Андрей Болконский и князь Анатоль Курагин, Наташа и Элен, Кутузов и Наполеон и другие), их поступков. Л.Н.Толстой пишет о «диалектике души» , о «духовных исканиях» князя А. Болконского. Понять их противоречивый характер и помогают частицы НЕ и НИ. Таким образом, интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Это уроки здоровьесберегающие: снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Наконец интеграция дает возможность для самореализации, творчества учителя, раскрытия его способностей. Современное общество нуждается в высококлассных специалистах. Думаю, что для учителя важно осознавать, что его интегрированные уроки этому способствуют. Литература 1. Л.Н.Толстой "Война и мир", Издательство "Художественная литература", 1988 2. Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин "Русский язык 10-11 классы", издательство "Русское слово", 2006 3. Т.В.Шклярова "Справочник по русскому языку", издательство "Грамотей", 2004 4. Г.И.Соколова "Уроки словесности", издательство "Русское слово", 2001 5. Литература. Система уроков по роману Л.Г.Толстого "Война и мир", издательство "Учитель", 2009
Приложение 2 Примерные темы для интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, ИЗО Тема Интеграция уроков Класс Тема природы в стихотворениях С. А. Есенина. Изображение природы в литературе, живописи, музыке. Литература, музыка, ИЗО 5 Инсценирование сказки Ш. Перро «Золушка» Литература, МХК (театр), музыка 5 Инсценирование сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» Литература , МХК (театр), музыка 6 Тема осени в словах и красках Литература, музыка, ИЗО 6 И меж пелен оставила свирель… (Образ няни в стихотворениях А. С. Пушкина и иллюстрациях Палеха) Литература, ИЗО 6 Поверьте в чудо! (просмотр и анализ кинофильма по феерии А. Грина «Алые паруса» Литература, ИЗО, МХК (искусство кино) 6 Строгий, стройный вид… Архитектура Петербурга и А. С. Пушкин. Урок по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Литература, МХК 7 Образ Ивана Грозного и опричники в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Литература, история, МХК, музыка 7 «Нет уз святее товарищества…» Анализ повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Литература, история, основы православной культуры, ИЗО 7 «Я каждому дню своему радуюсь..» Образ Лукерьи в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи». Литература, основы православной культуры 8 Изображение пугачевского бунта в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Литература, история 8 Повесть о Петре и Февронии Муромских. Литература, МХК (иконопись, архитектура) 9 Адресаты лирики А. С. Пушкина. Литературно-художественная композиция. Литература, музыка (романс) 9
Тема Кавказа в лирике М. Ю. Лермонтова. Литература, живопись 9 Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Литература, основы православной культуры 10 Роль музыки в жизни тургеневских героев («Певцы», «Живые мощи», «Дворянское гнездо») Литература, музыка 10 «Гимн высокому чувству любви» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Литература, музыка (соната Бетховена) 11 «У меня в Москве купола горят…» Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой. Литература, МХК (архитектура Москвы) 11 «А об этом вы можете рассказать? …» Тема сталинских репрессий в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Литература, история, основы православной культуры 11 Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Литература, история, МХК (кино) 11 «Идет война народная…» по произведениям о войне Литература, история, музыка 11 «Мне жалко той судьбы далекой» (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Литература, история, основы православной культуры 11 Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. Высоцкого. Литература, музыка, МХК (кино) 11 Приложение 3
Примерные темы интегрированных уроков русского языка, русской литературы, ИЗО Виды работ, темы уроков Интеграция уроков Различные виды разбора (особенно синтаксический) на примерах произведений классической литературы Русский язык, литература Изложения и диктанты на примерах произведений классической литературы Русский язык, литература Сочинение по картине (картины Шишкина, Сурикова, Левитана, Саврасова, Крамского, Иванова, Врубеля, Васнецова, Кустодиева и других) Русский язык, ИЗО Сочинение по картине (иллюстрации к произведениям, виды архитектурных зданий, храмов (Храм Покрова на Нерли, Храм Василия Блаженного, Церковь Кижи, Храм Христа Спасителя и другие) Русский язык, ИЗО, основы православной культуры Изучение тем: «Антонимы», «Синонимы» Русский язык, литература Устаревшие слова и неологизмы Русский язык, литература, история Происхождение русских фразеологизмов Русский язык, история Устойчивые сочетания слов, взятые из Библии. Их происхождение. Русский язык, основы православной культуры Происхождение крылатых слов и выражений. Русский язык, литература Лингвистический анализ текста. Русский язык, литература «Сравнение как средство выразительности речи» Русский язык, литература Уроки по особенностям творчества того или иного поэта (например, М. Цветаевой, Б. Пастернака, С. Есенина) Русский язык, литература Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Используются знания разных областей науки (русский язык, литература, музыка, ИЗО, МХК, история, обществознание и др.) и из жизни


В раздел основное общее образование