"Программа палаточного лагеря"
методическая разработка
Автор: Винокурова Климентина Евгеньевна, учитель физической культуры, МКОУ "Сордоннохская СОШ имени Т.И.Скрыбыкиной", РС(Якутия), Оймяконский район, с.Орто-Балаган
В раздел основное общее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОРДОННОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Т.И.СКРЫБЫКИНОЙ»
«Утверждаю»
Директор МКОУ«ССОШ
им.Т.И.Скрыбыкиной»
__________А.А.Егоров
ПРОГРАММА
палаточного лагеря «ОлимпикТур»
Для детей в возрасте (12-16 лет)
Автор программы:
Винокурова К.Е. учитель физической культуры
с.Орто-Балаган, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта программы……………………………………………….3 2. Программа палаточного лагеря «ОлимпикТур»…………………………………7 Пояснительная записка………………………………………………………..7 Организация работы………………………………………………………….. 9 Основные формы деятельности……………………………………………..11 Содержание программы………………………………………………………12 Тематическое планирование…………………………………………………..15 Механизмы реализации ……………………………………………………….16 Ожидаемые педагогические результаты……………………………………16 Диагностика результативности……………………………………………. 18 3. Смета расходов………………………………………………………………………19 4. Список литературы…………………………………………………………………20 5. Приложения…………………………………………………………………………..21 2
Информационная карта программы
палаточного лагеря «ОлимпикТур»
полное название программы Палаточный лагерь «ОлимпикТур» основания для разработки Закон РФ «Об образовании» Конвенция ООН о правах ребенка Конституция РФ Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоров- ления и занятости детей» Приказ Министерства образования РФ № 2688 от 13 июля 2001г «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей труда и отдыха» Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПиН 2.4.4.3048.-13), утвержденные Главным санитарным врачом РФ ОУ, представившее программу МКОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа имени Т.И.Ск- рыбыкиной» автор, руководитель программы Винокурова Климентина Евгеньевна – учитель физической культуры МКОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа имени Т.И.Скрыбыки- ной» адрес организации 678750, Республика Саха (Якутия), Оймяконский район, с.Орто-Балаган, ул.- Центральная, 16 телефон 8(41154)25534 срок реализации 22 июня – 31 июля 2014г. место реализации Местность «Тулаайах», которая находится в 10 км от с.Орто-Балаган направленность программы краеведческо-туристическая продолжительность программы 10 дней цель программы Создание оптимальных условий для формирования здорового, физически раз - витого, социально-адаптированного человека, включение в активную и созна - тельную природоохранную деятельность. задачи программы Практическое изучение навыков туризма и природных объектов, ресурсах Развитие навыков выживания в экстремальных условиях; Раскрытие и развитие творческих, физических возможностей каждого ре - бенка; Формирование активной жизненной и гражданской позиции; Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; Воспитание любви к родному краю, бережного отношения и уважения к окружающей природе. основное содержание Пояснительная записка Организация работы Основные формы деятельности Содержание программы Тематическое планирование Механизмы реализации Ожидаемые педагогические результаты 3
Литература категория участников 20 детей (12-16 лет) условия реализации Выполнение программы лагеря обеспечиваются материально-техническими средствами МКОУ «ССОШ им.Т.И.Скрыбыкиной»; Кадровые условия: - начальник лагеря, инструктор по туризму: Винокурова К.Е. - воспитатель: Таркова А.В. - руководители мастер-классов: местные жители Охрана жизни и здоровья детей в лагере: - сотрудники палаточного лагеря несут ответственность за полную без- опасность жизни и здоровья детей в лагере; - сотрудники палаточного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и ме- дицинского освидетельствования; проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности. перечень основных мероприятий
Ориентирование на местности:
Навыки ориентирования для туристов Компас, ночное ориентирование Условные знаки, работа с картой
Пеший туризм:
Правила передвижения в природных условиях Снаряжение туриста Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Исследовательская работа:
Сбор краеведческого материала. Сбор и заготовка лекарственных растений. Изучение топонимики местности.
Параллельные программы:
Однодневный пеший поход Спортивно-оздоровительная Практика выживания в экстремальных условиях Оказание первой медицинской помощи в природных условиях
Мастер-классы:
Сбор лекарственных растений (рук.Томтосова М.П.) Поделки из природных материалов (рук.Таркова Е.Г.) Традиционные способы рыбной ловли (Иванов Е.П.) Выживание в природных условиях (рук.Винокуров М.П.) Лесная фото-студия (рук.Винокурова А.А.) ожидаемые результаты Овладение практическими навыками туризма и знаниями о природных объектах, ресурсах; Сформировать навыки выживания в экстремальных условиях; Развитие творческих, физических возможностей каждого ребенка; Формирование активной жизненной и гражданской позиции; Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; Воспитание любви к родному краю, бережного отношения и уважения к окружающей природе. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что пре - красный ландшафт имеет такое воспитательное значе - ние на развитие молодой души, с которым трудно сопер- ничать влиянию педагога, что день, проведённый среди рощ и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье». (К.Д.Ушинский) По своему географическому расположению, МО «Сордоннохский наслег» Оймяконский улус (район) РС(Я) находится на истоке реки Индигирка. Территория наслега граничит: с востока – Магаданской областью, с юга – Хабаровским краем. Расстояние до улусного центра составляет наземным путем – 483 км. Здесь живут 393 человека. Население составляют, в основном, якуты и эвены, которые сохранили свои исконно якутские, эвенские традиции и обычаи, народную культуру, занимаются молочным скотоводством, мясным табунным коне - водством, оленеводством и охотой. Основной достопримечательностью наслега являются «Сердце Оймяконья» - знамени - тое крупное озеро Лабынкыр с неразгаданной тайной о чудовище, целебный источник Сыты- ган-Сылба с горячей минерализованной водой, старинные места поселений предков, мага - данская трасса с ее трагической историей. В районе этих природных памятников образован Верхне-Индигирский заказник. Для сохранения родного края, национальной культуры, традиционных промыслов и ре - месел нужны благоприятные условия для подрастающего поколения, посредством создания единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников . Одним из систем воспитания, обеспечивающих комплексное освоение окружающей действительности (культуры, истории, природы), формирование всесторонней гармонично развитой личности является туристско-краеведческая деятельность. Опыт работы в летних лагерях показал, что организовать такое культурно - развиваю - щее пространство, которое максимально поможет разнообразить педагогическое воздействие на подростка в естественной среде является организация и проведение палаточного лагеря. Организация палаточных лагерей не требует больших финансовых средств на непосредствен - но содержание лагеря: свет, воду, топливо для обогрева помещений. В самом начале работы в 5
этом направлении существует необходимость приобретения базового оборудования для орга - низации лагеря (палатки, пиломатериалы, спортивный и туристский инвентарь и др.). В даль - нейшем, затраты необходимы только на питание, транспорт. Близость и доступность природной среды дает подрастающему поколению не только «чистую» энергию из природных источников, но и активность, движение, игру, творчество, общение, объем которых приводит к сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья, и необходимой «живой» информации об окружающем мире.
Актуальность программы
палаточного лагеря заключается в том, что в условиях не - посредственного общения с природой дети получают возможность объединить знания и уме - ния с развитием нравственного отношения к окружающей природной среде. Большое значе - ние в этом играет тот факт, что лагерь проводится в условиях дикой природы, его участники живут в палатках, постоянно трудятся в силу естественной потребности в организации само - обслуживания и обеспечении жизнедеятельности. В наших жилах течёт много крови наших предков, не знавших что такое Интернет, сотовая связь и многое другое. Поэтому любой че - ловек в той или иной степени желает испытать ни с чем несравнимое ощущение дороги под ногами, рюкзака за плечами и ветра в лицо. Палаточный лагерь - это комфортное состояние, дающее ребятам ни с чем несравнимое ощущение свободы, романтика в которой легко формируются гармоничные, комфортные от - ношения между людьми. Ситуации свободной самореализации стимулируют интерес: хочет - ся узнавать названия растений и насекомых, научиться распознавать голоса и следы птиц и зверей, узнавать о лечебных и питательных свойствах различных растений, деревьев, ягод и грибов и т.д. Интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.
Новизна программы
заключается в том, что мастер-классы в рамках палаточного лаге- ря, проводят жители Сордоннохского наслега: родители, хранители традиционных промыс - лов и ремесел народной культуры. Содержание программы отобрано в соответствии с условиями проведения палаточного лагеря, с учетом индивидуальных и возрастных психолого-физиологических особенностей участников лагеря. Содержание деятельности определяется погодными условиями, возраст - ными особенностями детей, состоянием материально – технической базы лагеря. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: – Конвенцией ООН о правах ребенка; – Конституцией РФ; 6
– Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ – Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера - ции» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; – Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2- ФЗ; – Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыва - нием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.; - «Примерного Положения о полевом передвижном оздоровительном лагере» Съезда Туристско-спортивного союза России 24.05.1997г. - СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врач Российской Федерации от 14.05.2013 № 25) - Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» (утверждена 08.12.1998г.) - Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. №293 - Уставом школы, нормативными актами РФ, РС(Якутия). Программа палаточного лагеря «ОлимпикТур» направлена на решение взаимосвязан - ных задач, которые дополняют друг друга, что обеспечивает комплексный характер данной программы. Программа ориентирована на приобретение учащимися основных знаний о сво - ем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, оказания первой меди - цинской помощи при экстремальных ситуациях в лесу, на развитие личности, ее познаватель- ных и созидательных способностей, Учитывая все вышесказанное, поставлены следующие цель и задачи:
Цель программы:
создание оптимальных условий для формирования здорового, физически развитого, социально-адаптированного человека, включение в активную и со - знательную природоохранную деятельность.
Задачи программы:
Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; 7
Практическое изучение навыков туризма и природных объектов, ресурсах Развитие навыков выживания в экстремальных условиях; Раскрытие и развитие творческих, физических возможностей каждого ребенка; Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; Воспитание любви к родному краю, бережного отношения и уважения к окружающей природе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место и время проведения.
Местность «Тулаайах», Оймяконский улус (район), Республики Саха (Якутия) на истоке реки Индигирка, которая находится в 10 км от села Орто-Балаган. 22 июня – 31 июля 2014г.
Краткое описание территории палаточного лагеря.
Территория лагеря располагается на левом берегу реки Индигирка. «Тулаайах» - место, где сливаются три речки: «Туора юрэх», «Буор юрэх» и «Алыы юрэх», отсюда, географиче - ски начинается одна из крупнейших рек Якутии – «Индигирка». На месте слияния, как веч - ный хранитель высится гора «Часовая», поднявшись на которую можно увидеть красивей - шую панораму окружающей природы.
Проживание:
участники лагеря проживают в палатках на территории базового лагеря. В целях успешной организации деятельности лагеря выделяются зоны: жилая палаточная зона; площадка для проведения утренней зарядки, спортивных, игровых мероприятий; костровая площадка; столовая (столы под навесом); санитарно-бытовая зона.
Форма проведения:
палаточный лагерь.
Продолжительность:
10 дней.
Питание
: четырехразовое питание. Программа лагеря имеет образовательную, спортивно-оздоровительную, краеведче - скую, туристическую направленность и предусматривает: Лекции и семинарские занятия в природных условиях Практические занятия на местности. Мастер-классы. Туристическая деятельность. 8
Исследовательская деятельность. Творческие игры, викторины, конкурсы. Спортивные мероприятия. Экскурсии, походы. Очистка территории лагеря.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и апробированных методик творческих игр и конкурсов, практических занятий, спортивных соревнований и туристических эстафет. Обучение предполагает проведение комбинированных занятий на местности, основанных на сочетании теории и практики. Работа в лагере состоит из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников.
Образовательная деятельность:
-
правила по технике безопасности на природе; – обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях; – изучение окружающей флоры и фауны; – изучение истории родного края;
Спортивно-оздоровительная деятельность:
-
утренняя зарядка; - подвижные игры; - соревнование по волейболу, бадминтону, шашкам, шахматам, национальным видам спорта; - веселые эстафеты; - традиционные способы рыбной ловли; - санитарная очистка леса; - общественно-полезный труд.
Краеведческая деятельность:
- экскурсии; - исследование топонимики местности; - изучение традиций и обычаев, истории и культуры народа Саха; - сбор и заготовка лекарственных растений; - животный и растительный мир Оймяконья; - метеонаблюдения; - охрана природы;
Туристическая деятельность:
-
практикумы по организации туристского быта (палатка, рюкзак, костёр); 9
- практикумы по оказанию первой медицинской помощи и переноски пострадавшего; - преодоление полосы препятствий; - вязка туристских узлов; - игра «Остаться в живых»; - игра «Тропа испытаний»; - конкурс «Властелин леса»; - занятия по спуску и подъему на склоне горы «Часовая»; – спортивно-туристическая эстафета «Юные туристы»; – мероприятия по спортивному ориентированию; – однодневный поход.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Подготовительный этап:
обследование места организации палаточного лагеря. разработка положения, программы лагеря, мероприятий в рамках программы. Набор и подготовка кадров, детей. составление меню, закупка продуктов, их упаковка. медицинское обследование работников и детей. подготовка документов по технике безопасности для работников лагеря и детей. изготовление и приобретение спортивных карт, призов, грамот, значков и т.д. работа с родителями.
II. Организационный этап:
• выявление и постановка целей развития коллектива и личности; • обеспечение полноценного питания и режима работы; • благоустройство территории лагеря и соблюдение чистоты; • формирование законов и условий совместной работы; • подготовка к дальнейшей деятельности по программе; • обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом. • приобретение медицинской аптечки.
III. Основной этап:
• педагогическое, психологическое и медицинское управление процессом оздоровления детей. • организация питания на территории лагеря и в походных условиях. •_ создать условия для реализации детьми умений и навыков по туризму в практической деятельности; 10
• обеспечение углубленных знаний в организации выживания в экстремальных условиях; • обеспечить полноценный отдых детей.
IV. Заключительный этап.
диагностика развития личностных характеристик детей; рефлексия участников лагеря, отметить вклад каждого ребенка в жизни лагеря. обобщение опыта по дальнейшему развитию программы лагеря. закрытие лагеря.
Режим дня
№ Режим дня Время 1 Подъем. 08.00 2 Утренний туалет 08.00 - 08.10 3 Утренняя зарядка. 08.10 - 08.20 4 Уборка в палатках и территории. 08.20 - 08.35 5 Завтрак. 08.35 - 09.00 6 Беседы, учебно-тренировочные занятия. 09.00 - 11.00 7 Викторины, конкурсы 11.00 - 11.45 8 Спортивные игры, соревнования. 11.45 - 12.30 9 Личное время. 12.30 - 13.00 10 Обед. 13.00 - 13.30 11 Тихий час. 13.30 - 14.00 12 Учебно-тренировочные занятия. 14.00 – 16.00 13 Полдник. 16.00 - 16.30 14 Настольные и подвижные игры. 16.30 - 17.30 15 Туристические мероприятия. 17.30 - 19.00 16 Ужин. 19.00 - 19.30 17 Культурно-массовые мероприятия. 19.30 - 21.30 18 Вечер у костра. Рефлексия 21.30 - 22.00 19 Отбой. 22.00
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Главный результат деятельности лагеря — оздоровление и развитие ребёнка. Показате - ли этого развития: физическое укрепление ребёнка, приобретение им новых знаний, умений, нового положительного жизненного опыта. Ожидаемые результаты выполнения программы: • Организация полноценного отдыха детей. 11
• Повышение интереса детей к физической культуре и туристско-краеведческой дея - тельности. • Повышение коммуникативных навыков детей. • Развитие самостоятельности, социальной и личной адаптации воспитанников. • Развитие инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремлен - ности, самовыражения и самореализации личности воспитанников. • Овладение детьми конкретными практическими навыками туристической техники и ориентирования, и экологической грамотности; • Сформировать навыки выживания в экстремальных условиях; • Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений; • Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе. При оценке эффективности смены основными критериями будут: ⎯ отзывы детей и родителей, ⎯ количество и качество реализованных туристских походов и мероприятий.
СМЕТА РАСХОДОВ
№
Наименование
Кол-во
Стоимость
Сумма
1 Расходы ГСМ 100 л. 50 руб. 5000 руб. 2 Палатки 4-х местные 5 шт. 4000 руб. 20000 руб. 3 Тент универсальный 3*5м 2 шт. 500 руб. 1000 руб. 4 Верёвка основная, d - 10мм 80 м. 30 руб. 2400 руб. 5 Репшнур, d - 6 мм 10 м. 60 руб. 600 руб. 6 Медицинская аптечка 1 шт. 500 руб. 500 руб. 7 Призовой фонд 20 шт. 500 руб. 10000 руб. Итого 39500 руб. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардин, К.В. Азбука туризма. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. 2. Васильев, В.П. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М.: Профиз - дат, 1973. 3. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: «Толк», «Техноплюс», 1996. 4. Вяткин Л.А. Организация и проведение туристских пешеходных походов со школьниками. – Ульяновск, 1994. 5. Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем оздоровительном цен - тре для детей и подростков/ под ред. А.В. Волохова. – М.: СПО-ФДО, 1997. 6. Григоренко, Ю.Н. Кипарис – 2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе./ Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. – М.: Пе - дагогическое общество России, 2002. 7. Дренов Д.Н., Терехов И.В., Вишневский М.В. Как выжить в экстремальных условиях (общие рекомендации). – М.: ИД “Муравей”, 1996. 8. Жданова, Ю.В. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» /Ю.В. Жданова, В.И. Назаренко. – М,: «Биология в школе», №2, 2004 9. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Полевой туристический лагерь школьников: Для организаторов школьного туризма и краеведения. - М.: «Издат-Школа», 1997. 10. Константинов, Ю.С., Глаголева, О.Л. Уроки ориентирования. Учебно-методиче - ское пособие.- М.: ФЦДЮТиК,2005. 11. Куликов, В.М. Походная туристская игротека. (Сб.2).- М.: ЦДЮТур РФ, 1994 12. Летний отдых: идеи – проект – воплощение: Из опыта работы детских оздорови - тельно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Н.Новгород: ООО «Пе - дагогические технологии», 2002. 13. Новожилов, В.И. Проверь себя в игре! Логические игры /В.И. Новожилов. – СПб: ИД «МиМ», 1998. 14. Развивающие игры: знания и сообразительность. - СПб., 1998. 15. Рябов Е.Г. Туризм в школе: книга руководителя путешествия. – М.: «Физкультура и спорт», 1983. 16. Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. - М., 1999. 17. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997. 13
ПРОГРАММА
палаточного лагеря «ОлимпикТур»
Для детей в возрасте (12-16 лет)
Автор программы:
Винокурова К.Е. учитель физической культуры
с.Орто-Балаган, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта программы……………………………………………….3 2. Программа палаточного лагеря «ОлимпикТур»…………………………………7 Пояснительная записка………………………………………………………..7 Организация работы………………………………………………………….. 9 Основные формы деятельности……………………………………………..11 Содержание программы………………………………………………………12 Тематическое планирование…………………………………………………..15 Механизмы реализации ……………………………………………………….16 Ожидаемые педагогические результаты……………………………………16 Диагностика результативности……………………………………………. 18 3. Смета расходов………………………………………………………………………19 4. Список литературы…………………………………………………………………20 5. Приложения…………………………………………………………………………..21 2
Информационная карта программы
палаточного лагеря «ОлимпикТур»
полное название программы Палаточный лагерь «ОлимпикТур» основания для разработки Закон РФ «Об образовании» Конвенция ООН о правах ребенка Конституция РФ Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоров- ления и занятости детей» Приказ Министерства образования РФ № 2688 от 13 июля 2001г «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей труда и отдыха» Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПиН 2.4.4.3048.-13), утвержденные Главным санитарным врачом РФ ОУ, представившее программу МКОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа имени Т.И.Ск- рыбыкиной» автор, руководитель программы Винокурова Климентина Евгеньевна – учитель физической культуры МКОУ «Сордоннохская средняя общеобразовательная школа имени Т.И.Скрыбыки- ной» адрес организации 678750, Республика Саха (Якутия), Оймяконский район, с.Орто-Балаган, ул.- Центральная, 16 телефон 8(41154)25534 срок реализации 22 июня – 31 июля 2014г. место реализации Местность «Тулаайах», которая находится в 10 км от с.Орто-Балаган направленность программы краеведческо-туристическая продолжительность программы 10 дней цель программы Создание оптимальных условий для формирования здорового, физически раз - витого, социально-адаптированного человека, включение в активную и созна - тельную природоохранную деятельность. задачи программы Практическое изучение навыков туризма и природных объектов, ресурсах Развитие навыков выживания в экстремальных условиях; Раскрытие и развитие творческих, физических возможностей каждого ре - бенка; Формирование активной жизненной и гражданской позиции; Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; Воспитание любви к родному краю, бережного отношения и уважения к окружающей природе. основное содержание Пояснительная записка Организация работы Основные формы деятельности Содержание программы Тематическое планирование Механизмы реализации Ожидаемые педагогические результаты 3
Литература категория участников 20 детей (12-16 лет) условия реализации Выполнение программы лагеря обеспечиваются материально-техническими средствами МКОУ «ССОШ им.Т.И.Скрыбыкиной»; Кадровые условия: - начальник лагеря, инструктор по туризму: Винокурова К.Е. - воспитатель: Таркова А.В. - руководители мастер-классов: местные жители Охрана жизни и здоровья детей в лагере: - сотрудники палаточного лагеря несут ответственность за полную без- опасность жизни и здоровья детей в лагере; - сотрудники палаточного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и ме- дицинского освидетельствования; проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности. перечень основных мероприятий
Ориентирование на местности:
Навыки ориентирования для туристов Компас, ночное ориентирование Условные знаки, работа с картой
Пеший туризм:
Правила передвижения в природных условиях Снаряжение туриста Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Исследовательская работа:
Сбор краеведческого материала. Сбор и заготовка лекарственных растений. Изучение топонимики местности.
Параллельные программы:
Однодневный пеший поход Спортивно-оздоровительная Практика выживания в экстремальных условиях Оказание первой медицинской помощи в природных условиях
Мастер-классы:
Сбор лекарственных растений (рук.Томтосова М.П.) Поделки из природных материалов (рук.Таркова Е.Г.) Традиционные способы рыбной ловли (Иванов Е.П.) Выживание в природных условиях (рук.Винокуров М.П.) Лесная фото-студия (рук.Винокурова А.А.) ожидаемые результаты Овладение практическими навыками туризма и знаниями о природных объектах, ресурсах; Сформировать навыки выживания в экстремальных условиях; Развитие творческих, физических возможностей каждого ребенка; Формирование активной жизненной и гражданской позиции; Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; Воспитание любви к родному краю, бережного отношения и уважения к окружающей природе. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что пре - красный ландшафт имеет такое воспитательное значе - ние на развитие молодой души, с которым трудно сопер- ничать влиянию педагога, что день, проведённый среди рощ и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье». (К.Д.Ушинский) По своему географическому расположению, МО «Сордоннохский наслег» Оймяконский улус (район) РС(Я) находится на истоке реки Индигирка. Территория наслега граничит: с востока – Магаданской областью, с юга – Хабаровским краем. Расстояние до улусного центра составляет наземным путем – 483 км. Здесь живут 393 человека. Население составляют, в основном, якуты и эвены, которые сохранили свои исконно якутские, эвенские традиции и обычаи, народную культуру, занимаются молочным скотоводством, мясным табунным коне - водством, оленеводством и охотой. Основной достопримечательностью наслега являются «Сердце Оймяконья» - знамени - тое крупное озеро Лабынкыр с неразгаданной тайной о чудовище, целебный источник Сыты- ган-Сылба с горячей минерализованной водой, старинные места поселений предков, мага - данская трасса с ее трагической историей. В районе этих природных памятников образован Верхне-Индигирский заказник. Для сохранения родного края, национальной культуры, традиционных промыслов и ре - месел нужны благоприятные условия для подрастающего поколения, посредством создания единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников . Одним из систем воспитания, обеспечивающих комплексное освоение окружающей действительности (культуры, истории, природы), формирование всесторонней гармонично развитой личности является туристско-краеведческая деятельность. Опыт работы в летних лагерях показал, что организовать такое культурно - развиваю - щее пространство, которое максимально поможет разнообразить педагогическое воздействие на подростка в естественной среде является организация и проведение палаточного лагеря. Организация палаточных лагерей не требует больших финансовых средств на непосредствен - но содержание лагеря: свет, воду, топливо для обогрева помещений. В самом начале работы в 5
этом направлении существует необходимость приобретения базового оборудования для орга - низации лагеря (палатки, пиломатериалы, спортивный и туристский инвентарь и др.). В даль - нейшем, затраты необходимы только на питание, транспорт. Близость и доступность природной среды дает подрастающему поколению не только «чистую» энергию из природных источников, но и активность, движение, игру, творчество, общение, объем которых приводит к сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья, и необходимой «живой» информации об окружающем мире.
Актуальность программы
палаточного лагеря заключается в том, что в условиях не - посредственного общения с природой дети получают возможность объединить знания и уме - ния с развитием нравственного отношения к окружающей природной среде. Большое значе - ние в этом играет тот факт, что лагерь проводится в условиях дикой природы, его участники живут в палатках, постоянно трудятся в силу естественной потребности в организации само - обслуживания и обеспечении жизнедеятельности. В наших жилах течёт много крови наших предков, не знавших что такое Интернет, сотовая связь и многое другое. Поэтому любой че - ловек в той или иной степени желает испытать ни с чем несравнимое ощущение дороги под ногами, рюкзака за плечами и ветра в лицо. Палаточный лагерь - это комфортное состояние, дающее ребятам ни с чем несравнимое ощущение свободы, романтика в которой легко формируются гармоничные, комфортные от - ношения между людьми. Ситуации свободной самореализации стимулируют интерес: хочет - ся узнавать названия растений и насекомых, научиться распознавать голоса и следы птиц и зверей, узнавать о лечебных и питательных свойствах различных растений, деревьев, ягод и грибов и т.д. Интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.
Новизна программы
заключается в том, что мастер-классы в рамках палаточного лаге- ря, проводят жители Сордоннохского наслега: родители, хранители традиционных промыс - лов и ремесел народной культуры. Содержание программы отобрано в соответствии с условиями проведения палаточного лагеря, с учетом индивидуальных и возрастных психолого-физиологических особенностей участников лагеря. Содержание деятельности определяется погодными условиями, возраст - ными особенностями детей, состоянием материально – технической базы лагеря. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: – Конвенцией ООН о правах ребенка; – Конституцией РФ; 6
– Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ – Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера - ции» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; – Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2- ФЗ; – Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыва - нием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.; - «Примерного Положения о полевом передвижном оздоровительном лагере» Съезда Туристско-спортивного союза России 24.05.1997г. - СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врач Российской Федерации от 14.05.2013 № 25) - Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» (утверждена 08.12.1998г.) - Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. №293 - Уставом школы, нормативными актами РФ, РС(Якутия). Программа палаточного лагеря «ОлимпикТур» направлена на решение взаимосвязан - ных задач, которые дополняют друг друга, что обеспечивает комплексный характер данной программы. Программа ориентирована на приобретение учащимися основных знаний о сво - ем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, оказания первой меди - цинской помощи при экстремальных ситуациях в лесу, на развитие личности, ее познаватель- ных и созидательных способностей, Учитывая все вышесказанное, поставлены следующие цель и задачи:
Цель программы:
создание оптимальных условий для формирования здорового, физически развитого, социально-адаптированного человека, включение в активную и со - знательную природоохранную деятельность.
Задачи программы:
Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; 7
Практическое изучение навыков туризма и природных объектов, ресурсах Развитие навыков выживания в экстремальных условиях; Раскрытие и развитие творческих, физических возможностей каждого ребенка; Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношении; Воспитание любви к родному краю, бережного отношения и уважения к окружающей природе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место и время проведения.
Местность «Тулаайах», Оймяконский улус (район), Республики Саха (Якутия) на истоке реки Индигирка, которая находится в 10 км от села Орто-Балаган. 22 июня – 31 июля 2014г.
Краткое описание территории палаточного лагеря.
Территория лагеря располагается на левом берегу реки Индигирка. «Тулаайах» - место, где сливаются три речки: «Туора юрэх», «Буор юрэх» и «Алыы юрэх», отсюда, географиче - ски начинается одна из крупнейших рек Якутии – «Индигирка». На месте слияния, как веч - ный хранитель высится гора «Часовая», поднявшись на которую можно увидеть красивей - шую панораму окружающей природы.
Проживание:
участники лагеря проживают в палатках на территории базового лагеря. В целях успешной организации деятельности лагеря выделяются зоны: жилая палаточная зона; площадка для проведения утренней зарядки, спортивных, игровых мероприятий; костровая площадка; столовая (столы под навесом); санитарно-бытовая зона.
Форма проведения:
палаточный лагерь.
Продолжительность:
10 дней.
Питание
: четырехразовое питание. Программа лагеря имеет образовательную, спортивно-оздоровительную, краеведче - скую, туристическую направленность и предусматривает: Лекции и семинарские занятия в природных условиях Практические занятия на местности. Мастер-классы. Туристическая деятельность. 8
Исследовательская деятельность. Творческие игры, викторины, конкурсы. Спортивные мероприятия. Экскурсии, походы. Очистка территории лагеря.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и апробированных методик творческих игр и конкурсов, практических занятий, спортивных соревнований и туристических эстафет. Обучение предполагает проведение комбинированных занятий на местности, основанных на сочетании теории и практики. Работа в лагере состоит из сочетающихся форм групповой и индивидуальной деятельности участников.
Образовательная деятельность:
-
правила по технике безопасности на природе; – обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях; – изучение окружающей флоры и фауны; – изучение истории родного края;
Спортивно-оздоровительная деятельность:
-
утренняя зарядка; - подвижные игры; - соревнование по волейболу, бадминтону, шашкам, шахматам, национальным видам спорта; - веселые эстафеты; - традиционные способы рыбной ловли; - санитарная очистка леса; - общественно-полезный труд.
Краеведческая деятельность:
- экскурсии; - исследование топонимики местности; - изучение традиций и обычаев, истории и культуры народа Саха; - сбор и заготовка лекарственных растений; - животный и растительный мир Оймяконья; - метеонаблюдения; - охрана природы;
Туристическая деятельность:
-
практикумы по организации туристского быта (палатка, рюкзак, костёр); 9
- практикумы по оказанию первой медицинской помощи и переноски пострадавшего; - преодоление полосы препятствий; - вязка туристских узлов; - игра «Остаться в живых»; - игра «Тропа испытаний»; - конкурс «Властелин леса»; - занятия по спуску и подъему на склоне горы «Часовая»; – спортивно-туристическая эстафета «Юные туристы»; – мероприятия по спортивному ориентированию; – однодневный поход.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Подготовительный этап:
обследование места организации палаточного лагеря. разработка положения, программы лагеря, мероприятий в рамках программы. Набор и подготовка кадров, детей. составление меню, закупка продуктов, их упаковка. медицинское обследование работников и детей. подготовка документов по технике безопасности для работников лагеря и детей. изготовление и приобретение спортивных карт, призов, грамот, значков и т.д. работа с родителями.
II. Организационный этап:
• выявление и постановка целей развития коллектива и личности; • обеспечение полноценного питания и режима работы; • благоустройство территории лагеря и соблюдение чистоты; • формирование законов и условий совместной работы; • подготовка к дальнейшей деятельности по программе; • обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом. • приобретение медицинской аптечки.
III. Основной этап:
• педагогическое, психологическое и медицинское управление процессом оздоровления детей. • организация питания на территории лагеря и в походных условиях. •_ создать условия для реализации детьми умений и навыков по туризму в практической деятельности; 10
• обеспечение углубленных знаний в организации выживания в экстремальных условиях; • обеспечить полноценный отдых детей.
IV. Заключительный этап.
диагностика развития личностных характеристик детей; рефлексия участников лагеря, отметить вклад каждого ребенка в жизни лагеря. обобщение опыта по дальнейшему развитию программы лагеря. закрытие лагеря.
Режим дня
№ Режим дня Время 1 Подъем. 08.00 2 Утренний туалет 08.00 - 08.10 3 Утренняя зарядка. 08.10 - 08.20 4 Уборка в палатках и территории. 08.20 - 08.35 5 Завтрак. 08.35 - 09.00 6 Беседы, учебно-тренировочные занятия. 09.00 - 11.00 7 Викторины, конкурсы 11.00 - 11.45 8 Спортивные игры, соревнования. 11.45 - 12.30 9 Личное время. 12.30 - 13.00 10 Обед. 13.00 - 13.30 11 Тихий час. 13.30 - 14.00 12 Учебно-тренировочные занятия. 14.00 – 16.00 13 Полдник. 16.00 - 16.30 14 Настольные и подвижные игры. 16.30 - 17.30 15 Туристические мероприятия. 17.30 - 19.00 16 Ужин. 19.00 - 19.30 17 Культурно-массовые мероприятия. 19.30 - 21.30 18 Вечер у костра. Рефлексия 21.30 - 22.00 19 Отбой. 22.00
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Главный результат деятельности лагеря — оздоровление и развитие ребёнка. Показате - ли этого развития: физическое укрепление ребёнка, приобретение им новых знаний, умений, нового положительного жизненного опыта. Ожидаемые результаты выполнения программы: • Организация полноценного отдыха детей. 11
• Повышение интереса детей к физической культуре и туристско-краеведческой дея - тельности. • Повышение коммуникативных навыков детей. • Развитие самостоятельности, социальной и личной адаптации воспитанников. • Развитие инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремлен - ности, самовыражения и самореализации личности воспитанников. • Овладение детьми конкретными практическими навыками туристической техники и ориентирования, и экологической грамотности; • Сформировать навыки выживания в экстремальных условиях; • Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений; • Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе. При оценке эффективности смены основными критериями будут: ⎯ отзывы детей и родителей, ⎯ количество и качество реализованных туристских походов и мероприятий.
СМЕТА РАСХОДОВ
№
Наименование
Кол-во
Стоимость
Сумма
1 Расходы ГСМ 100 л. 50 руб. 5000 руб. 2 Палатки 4-х местные 5 шт. 4000 руб. 20000 руб. 3 Тент универсальный 3*5м 2 шт. 500 руб. 1000 руб. 4 Верёвка основная, d - 10мм 80 м. 30 руб. 2400 руб. 5 Репшнур, d - 6 мм 10 м. 60 руб. 600 руб. 6 Медицинская аптечка 1 шт. 500 руб. 500 руб. 7 Призовой фонд 20 шт. 500 руб. 10000 руб. Итого 39500 руб. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардин, К.В. Азбука туризма. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. 2. Васильев, В.П. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М.: Профиз - дат, 1973. 3. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: «Толк», «Техноплюс», 1996. 4. Вяткин Л.А. Организация и проведение туристских пешеходных походов со школьниками. – Ульяновск, 1994. 5. Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем оздоровительном цен - тре для детей и подростков/ под ред. А.В. Волохова. – М.: СПО-ФДО, 1997. 6. Григоренко, Ю.Н. Кипарис – 2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе./ Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. – М.: Пе - дагогическое общество России, 2002. 7. Дренов Д.Н., Терехов И.В., Вишневский М.В. Как выжить в экстремальных условиях (общие рекомендации). – М.: ИД “Муравей”, 1996. 8. Жданова, Ю.В. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» /Ю.В. Жданова, В.И. Назаренко. – М,: «Биология в школе», №2, 2004 9. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Полевой туристический лагерь школьников: Для организаторов школьного туризма и краеведения. - М.: «Издат-Школа», 1997. 10. Константинов, Ю.С., Глаголева, О.Л. Уроки ориентирования. Учебно-методиче - ское пособие.- М.: ФЦДЮТиК,2005. 11. Куликов, В.М. Походная туристская игротека. (Сб.2).- М.: ЦДЮТур РФ, 1994 12. Летний отдых: идеи – проект – воплощение: Из опыта работы детских оздорови - тельно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Н.Новгород: ООО «Пе - дагогические технологии», 2002. 13. Новожилов, В.И. Проверь себя в игре! Логические игры /В.И. Новожилов. – СПб: ИД «МиМ», 1998. 14. Развивающие игры: знания и сообразительность. - СПб., 1998. 15. Рябов Е.Г. Туризм в школе: книга руководителя путешествия. – М.: «Физкультура и спорт», 1983. 16. Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. - М., 1999. 17. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997. 13
В раздел основное общее образование