"Письмо на грани исчезновения"
проектная работа
Автор: Ворошнина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ № 79", город Пермь
В раздел основное общее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 79»
Конкурс проектов «Первые шаги»
Гуманитарная секция
Письмо на грани
исчезновения...
Автор:
Черепанова Анастасия, учащаяся 11 класса
Руководитель:
Ворошнина Е.А., учитель русского языка и литературы Пермь, 2012
Оглавление
Стр.
1. Введение……………………………………………………………….2 2. Определение слов……………………………………………………..3 3. Из истории письма…………………………………………………….4 4. Результаты анкетирования……………………………………………5 5. Статистические данные……………………………………………….7 6. «Плюсы» и «минусы»…………………………………………….……8 7. Рукописное письмо - источник выражения чувств человека………..9 8. Заключение……………………………………………………………..16 9. Список литературы…………………………………………………….17 10.Приложение…………………………………………………………….18
Введение
В настоящее время письмо, как эпистолярный жанр, заменяется различными электронными сообщениями, хотя изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе. К сожалению, в современном мире рукописное письмо стало непопулярным, практически на грани исчезновения. Меня заинтересовал тот факт, почему люди в 21 веке всё меньше и меньше пишут своим близким, родным, знакомым обычные рукописные письма. Вот это и стало причиной моего обращения к данной теме.
Цель проекта:
1.Познакомиться с историей письма как эпистолярного жанра. 2.Пранализировать наиболее популярные способы общения в 21 веке. 3.Попытаться выявить причины вытеснения письма другими видами связи в современном мире.
Определение слов
Прежде чем начать работу над темой проекта, я обратилась к словарю. В « Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова нахожу значение слов:
Письмо
- текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Эпистолярный
- относящийся к частной переписке, к письмам.
На грани
чего (книжн.) - в непосредственной близости к переходу в другое (обычно худшее) состояние.
Исчезнуть
- прекратить существование окончательно. Таким образом, письмо как эпистолярный жанр в 21 веке может окончательно прекратить своё существование.
Из истории письма
Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора. Эпистолярный жанр возник во времена античности. В средние века эта форма развивается как публицистический жанр, в переписке высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени. Особенно любима форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяет раскрыть внутренний мир человека, его чувства. На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты. Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в 19 веке. Процесс вытеснения письма другими видами связи, начавшийся ещё в конце 19 века с развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона, в наше время осуществляется особенно интенсивно: всё более популярным становится общение через интернет, посредством SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным и глубоким рассуждениям. На этом фоне усиливается ощущение ценности эпистолярного наследия русских классиков, в чьих письмах раскрываются такие забывающиеся сегодня стороны письменного общения людей друг с другом, как стихийное излияние мыслей и чувств, трепет, испытываемый при получении письма от близкого человека. Кроме того, любое письмо, в силу своего эксклюзивного характера, рассчитано на понимание и сопереживание конкретного адресата, предполагает как предельную искренность, исповедальность, так и нарочитую недоговоренность автора. Это обусловливает особую раскованность, свободу в употреблении языковых средств, дает возможность, по словам А.И. Герцена, «просто писать о чем-нибудь жизненном, и без всякой формы, не стесняясь». Сам характер письма и условия его написания таковы, что адресант не ищет специальных средств изображений.
Анкетирование.
В анкетировании приняло участие 135 человек, из них учащиеся 5-11 классов - 96 человек, родители -28 человек и учителя-11 человек. Были предложены следующие вопросы: 1.Какие ассоциации у вас возникают со словом «письмо»? Наибольшее количество выбрали ответ: «ручка, бумага, конверт». * Учащиеся 72% (66 человек); * Родители 61% (17 человек); * Учителя 64% (7 человек). 2.Что такое письмо? Наибольшее количество выбрали ответ: «написанный на бумаге текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». * Учащиеся 84% (81 человек); * Родители 100% (28 человек); * Учителя 82% (9 человек). 3.Можно ли с помощью письма выразить свои чувства? Наибольшее количество выбрали ответ: «да». *Учащиеся 78% (75 человек); *Родители 89% (25 человек); *Учителя 100% (11 человек). 4.Какое Вам приятнее получать письмо? Наибольшее количество выбрали ответ: «рукописное письмо». *Учащиеся 66% (63 человека); *Родители 93% (26 человек); * Учителя 100% (11 человек). 5.Как часто Вы пишете письма (рукописные)? Наибольшее количество выбрали ответ: «редко». * Учащиеся-61% (58 человек), причём вообще не пишут письма-16% от опрошенных; * Родители-79% (22 человека); * Учителя-82% (9 человек). 6.Какое письмо Вы бы отправили близкому другу? * 60% учащихся (58 человек) ответили, что отправили бы электронное письмо; * 57% родителей (16 человек) также согласились с учащимися; * 64% учителей (7 человек) ответили, что отправили бы рукописное письмо. 7.Когда последний раз Вы получали письмо по почте? Наибольшее количество выбрали ответ: «давно (год назад и более)». * Ученики-25% (24 человека, 22% вообще не получали писем; * Родители-39% (11 человек), 36 % вообще не получали писем; * Учителя-55% (6 человек).
Таким образом, мы можем увидеть, что у большей части опрошенных слово «письмо» ассоциируется с ручкой, бумагой, конвертом. Ученикам, учителям и родителям приятнее получать рукописное письмо, хотя все опрошенные пользуются этим жанром редко. Родители и учащиеся отправили бы близкому человеку электронное письмо, а учителя - рукописное. Все опрошенные давно не получали рукописных писем.
Статистические данные
По статистическим данным УФПС Пермского края филиала ФГУП « Почта России» ОСП «Пермский почтамт» от общего объёма корреспонденции индивидуальные простые письма составляют:
Из города:
*2008-11443015-125,2%; *2009-10354561-90,5%; *2010-10337470-99,8%; *2011-9264153-89,6%.
В город:
*2008-20643621-111,3%; *2009-19490216-94,4%; *2010-17682999-90,7%; *2011-15016818-84,9%. Таким образом, мы можем увидеть, что объём простых писем снижается. В городе Перми в 2008 году объём писем составлял 125%, в 2011 году 89,6% и в город пришло в 2008 году 111,3%, а в 2011 году 84,9%. О чем это говорит? Люди стали писать друг другу меньше рукописных писем, заменяя их электронными письмами. Почему? Каковы причины этого явления? Попытаемся ответить на эти вопросы, для этого попробуем найти «плюсы» и «минусы» как электронного, так и рукописного писем.
«Плюсы» и «минусы»
«Плюсы» электронного письма:
1.Затрачивается мало времени на написание; 2.Быстрое получение письма и ответа на электронное письмо; 3.Не нужно покупать конверты, ручки, бумагу; 4.За малое количество времени можно отправить большое количество писем; 5.В электронном письме можно отправлять документы, большое количество фотографий, презентации и т. д.
«Минусы» электронного письма:
1.Портится зрение при долгой работе за компьютером; 2.Письмо может исчезнуть при поломке компьютера; 3.Обязательно должен быть компьютер у собеседника; 4.Может не работать интернет, когда срочно нужно написать или получить письмо; 5.При отключении электроэнергии компьютер не будет работать (а у ноутбука сядет зарядка). 6.Не каждый в совершенстве владеет компьютером. 7.Не соблюдаются нормы написания письма (как орфографические, так и жанровые).
«Плюсы» рукописного письма:
1.Рукописное письмо можно отправить в любую точку мира, где есть почтовое отделение (например: в армию любимому человеку или бабушке, которая не пользуется компьютером); 2.В рукописное письмо человек больше вкладывает чувств, эмоций (порой письма получают со следами слёз, засушенным цветочком и т.д.) 3.Письмо может храниться десятилетиями, его можно перечитывать и перечитывать; 4.Многие рукописные письма известных людей являются образцом выражения чувств (смотри приложение)
Рукописное письмо - источник выражения чувств человека.
Перечитывая письма выдающихся людей 18 и 19 века, мы видим, как искренне передавались чувства людей в письмах. Вот некоторые из приветствий: «Многоуважаемый», «Милая барышня», «Моя единственная подруга», «Дорогая крошка», «Ангел мой, жизнь моя, моё второе Я», «Моё сокровище», «Моё сердечко», «Моя жизнь, ясная и милая моя жизнь, свет моей души», «Моя жемчужина, мой драгоценный камень, моя корона, моя королева и государыня», «Дорогая и очаровательная прелестница», «Милый мой Друг, Радость моя , единственная любовь и мысль моя»… Слова прощания: «Прощайте, дорогая душа моя!», «Прощай, моя радость и жизнь!», «Прощай лучшая и любимая», «Прощай, жизнь моя, моё земное божество», «Прощай, мой друг, прощай, мой многолюбимый», «Остаюсь вечно, с глупою нежностью, преданный тебе…», «Неизменно ваш покорный слуга», «О! Мой ангел, будь счастлива и я буду счастлив этим», «Прощайте, обнимаю вас от всего сердца», «Тысячи и тысячи раз обнимаю и целую тебя». Фразы из писем: «… как часто перечитываю я твои строки! Я прижимаю их к сердцу, покрываю поцелуями», «Будь моим другом, прижми меня к сердцу, отдай мне твоё сердце- ему будет тепло от моей любви…», «Сердце берёт свои права, и опять тяжёлая тоска, тупое страдание, и ещё невыносимее становится мелкие препятствия и столкновения, все эти пощёчины обыденной жизни», «В эти долгие годы не было, как и не будет никогда, не одного часа в который бы не давала мне силу мысль о Тебе. Прости человека, наделавшего много страданий Тебе, но преданного Тебе безгранично, мой милый друг», «О, теперь я чувствую, что люблю тебя и должен любить вечно. Благодарю, небесное создание, тысячу раз благодарю. Я осыпал твоё письмо поцелуями и оросил благодарными слезами. Я перечитываю его снова и снова, прижимаю к груди, как драгоценный и священный клад»… Хочется отметить, что в современных электронных письмах нет ничего подобного. Самыми распространенными словами приветствия являются слова: «Привет», «Здравствуй», «Добрый вечер», а прощания – «Пока», «Спишемся», также нет выражения искренних человеческих чувств.
Заключение
В заключение хочется сказать, что рукописное письмо в современном мире практически на грани исчезновения, возможно, через каких-нибудь сто лет письма как эпистолярного жанра может не существовать. С трудом верится в то, что в электронных письмах или в других видах связи люди будут выражать искренние чувства друг к другу. Но хочется надеяться, что рукописное письмо как источник выражения чувств человека всё-таки не исчезнет. И пусть хотя бы изредка мы с вами будем пользоваться этим жанром, несмотря на то, что с жанром письма мы знакомимся только в пятом классе на одном уроке в теме «Обращение».
Список литературы
1. Интернет-ресурсы; 2. Любовь в письмах выдающихся людей 18-19 века. Составлено Анастасией Чеботаревской. Москва, ООО «ПРЕСТИЖ БУК», 2008 год; 3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Москва, 1999 год; 4. Учебник «Русский язык. 5 класс» Москва, Дрофа 2008год.
Приложение
Письмо на грани
исчезновения...
Автор:
Черепанова Анастасия, учащаяся 11 класса
Руководитель:
Ворошнина Е.А., учитель русского языка и литературы Пермь, 2012
Оглавление
Стр.
1. Введение……………………………………………………………….2 2. Определение слов……………………………………………………..3 3. Из истории письма…………………………………………………….4 4. Результаты анкетирования……………………………………………5 5. Статистические данные……………………………………………….7 6. «Плюсы» и «минусы»…………………………………………….……8 7. Рукописное письмо - источник выражения чувств человека………..9 8. Заключение……………………………………………………………..16 9. Список литературы…………………………………………………….17 10.Приложение…………………………………………………………….18
Введение
В настоящее время письмо, как эпистолярный жанр, заменяется различными электронными сообщениями, хотя изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе. К сожалению, в современном мире рукописное письмо стало непопулярным, практически на грани исчезновения. Меня заинтересовал тот факт, почему люди в 21 веке всё меньше и меньше пишут своим близким, родным, знакомым обычные рукописные письма. Вот это и стало причиной моего обращения к данной теме.
Цель проекта:
1.Познакомиться с историей письма как эпистолярного жанра. 2.Пранализировать наиболее популярные способы общения в 21 веке. 3.Попытаться выявить причины вытеснения письма другими видами связи в современном мире.
Определение слов
Прежде чем начать работу над темой проекта, я обратилась к словарю. В « Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова нахожу значение слов:
Письмо
- текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Эпистолярный
- относящийся к частной переписке, к письмам.
На грани
чего (книжн.) - в непосредственной близости к переходу в другое (обычно худшее) состояние.
Исчезнуть
- прекратить существование окончательно. Таким образом, письмо как эпистолярный жанр в 21 веке может окончательно прекратить своё существование.
Из истории письма
Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора. Эпистолярный жанр возник во времена античности. В средние века эта форма развивается как публицистический жанр, в переписке высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени. Особенно любима форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяет раскрыть внутренний мир человека, его чувства. На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты. Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в 19 веке. Процесс вытеснения письма другими видами связи, начавшийся ещё в конце 19 века с развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона, в наше время осуществляется особенно интенсивно: всё более популярным становится общение через интернет, посредством SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным и глубоким рассуждениям. На этом фоне усиливается ощущение ценности эпистолярного наследия русских классиков, в чьих письмах раскрываются такие забывающиеся сегодня стороны письменного общения людей друг с другом, как стихийное излияние мыслей и чувств, трепет, испытываемый при получении письма от близкого человека. Кроме того, любое письмо, в силу своего эксклюзивного характера, рассчитано на понимание и сопереживание конкретного адресата, предполагает как предельную искренность, исповедальность, так и нарочитую недоговоренность автора. Это обусловливает особую раскованность, свободу в употреблении языковых средств, дает возможность, по словам А.И. Герцена, «просто писать о чем-нибудь жизненном, и без всякой формы, не стесняясь». Сам характер письма и условия его написания таковы, что адресант не ищет специальных средств изображений.
Анкетирование.
В анкетировании приняло участие 135 человек, из них учащиеся 5-11 классов - 96 человек, родители -28 человек и учителя-11 человек. Были предложены следующие вопросы: 1.Какие ассоциации у вас возникают со словом «письмо»? Наибольшее количество выбрали ответ: «ручка, бумага, конверт». * Учащиеся 72% (66 человек); * Родители 61% (17 человек); * Учителя 64% (7 человек). 2.Что такое письмо? Наибольшее количество выбрали ответ: «написанный на бумаге текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». * Учащиеся 84% (81 человек); * Родители 100% (28 человек); * Учителя 82% (9 человек). 3.Можно ли с помощью письма выразить свои чувства? Наибольшее количество выбрали ответ: «да». *Учащиеся 78% (75 человек); *Родители 89% (25 человек); *Учителя 100% (11 человек). 4.Какое Вам приятнее получать письмо? Наибольшее количество выбрали ответ: «рукописное письмо». *Учащиеся 66% (63 человека); *Родители 93% (26 человек); * Учителя 100% (11 человек). 5.Как часто Вы пишете письма (рукописные)? Наибольшее количество выбрали ответ: «редко». * Учащиеся-61% (58 человек), причём вообще не пишут письма-16% от опрошенных; * Родители-79% (22 человека); * Учителя-82% (9 человек). 6.Какое письмо Вы бы отправили близкому другу? * 60% учащихся (58 человек) ответили, что отправили бы электронное письмо; * 57% родителей (16 человек) также согласились с учащимися; * 64% учителей (7 человек) ответили, что отправили бы рукописное письмо. 7.Когда последний раз Вы получали письмо по почте? Наибольшее количество выбрали ответ: «давно (год назад и более)». * Ученики-25% (24 человека, 22% вообще не получали писем; * Родители-39% (11 человек), 36 % вообще не получали писем; * Учителя-55% (6 человек).
Таким образом, мы можем увидеть, что у большей части опрошенных слово «письмо» ассоциируется с ручкой, бумагой, конвертом. Ученикам, учителям и родителям приятнее получать рукописное письмо, хотя все опрошенные пользуются этим жанром редко. Родители и учащиеся отправили бы близкому человеку электронное письмо, а учителя - рукописное. Все опрошенные давно не получали рукописных писем.
Статистические данные
По статистическим данным УФПС Пермского края филиала ФГУП « Почта России» ОСП «Пермский почтамт» от общего объёма корреспонденции индивидуальные простые письма составляют:
Из города:
*2008-11443015-125,2%; *2009-10354561-90,5%; *2010-10337470-99,8%; *2011-9264153-89,6%.
В город:
*2008-20643621-111,3%; *2009-19490216-94,4%; *2010-17682999-90,7%; *2011-15016818-84,9%. Таким образом, мы можем увидеть, что объём простых писем снижается. В городе Перми в 2008 году объём писем составлял 125%, в 2011 году 89,6% и в город пришло в 2008 году 111,3%, а в 2011 году 84,9%. О чем это говорит? Люди стали писать друг другу меньше рукописных писем, заменяя их электронными письмами. Почему? Каковы причины этого явления? Попытаемся ответить на эти вопросы, для этого попробуем найти «плюсы» и «минусы» как электронного, так и рукописного писем.
«Плюсы» и «минусы»
«Плюсы» электронного письма:
1.Затрачивается мало времени на написание; 2.Быстрое получение письма и ответа на электронное письмо; 3.Не нужно покупать конверты, ручки, бумагу; 4.За малое количество времени можно отправить большое количество писем; 5.В электронном письме можно отправлять документы, большое количество фотографий, презентации и т. д.
«Минусы» электронного письма:
1.Портится зрение при долгой работе за компьютером; 2.Письмо может исчезнуть при поломке компьютера; 3.Обязательно должен быть компьютер у собеседника; 4.Может не работать интернет, когда срочно нужно написать или получить письмо; 5.При отключении электроэнергии компьютер не будет работать (а у ноутбука сядет зарядка). 6.Не каждый в совершенстве владеет компьютером. 7.Не соблюдаются нормы написания письма (как орфографические, так и жанровые).
«Плюсы» рукописного письма:
1.Рукописное письмо можно отправить в любую точку мира, где есть почтовое отделение (например: в армию любимому человеку или бабушке, которая не пользуется компьютером); 2.В рукописное письмо человек больше вкладывает чувств, эмоций (порой письма получают со следами слёз, засушенным цветочком и т.д.) 3.Письмо может храниться десятилетиями, его можно перечитывать и перечитывать; 4.Многие рукописные письма известных людей являются образцом выражения чувств (смотри приложение)
Рукописное письмо - источник выражения чувств человека.
Перечитывая письма выдающихся людей 18 и 19 века, мы видим, как искренне передавались чувства людей в письмах. Вот некоторые из приветствий: «Многоуважаемый», «Милая барышня», «Моя единственная подруга», «Дорогая крошка», «Ангел мой, жизнь моя, моё второе Я», «Моё сокровище», «Моё сердечко», «Моя жизнь, ясная и милая моя жизнь, свет моей души», «Моя жемчужина, мой драгоценный камень, моя корона, моя королева и государыня», «Дорогая и очаровательная прелестница», «Милый мой Друг, Радость моя , единственная любовь и мысль моя»… Слова прощания: «Прощайте, дорогая душа моя!», «Прощай, моя радость и жизнь!», «Прощай лучшая и любимая», «Прощай, жизнь моя, моё земное божество», «Прощай, мой друг, прощай, мой многолюбимый», «Остаюсь вечно, с глупою нежностью, преданный тебе…», «Неизменно ваш покорный слуга», «О! Мой ангел, будь счастлива и я буду счастлив этим», «Прощайте, обнимаю вас от всего сердца», «Тысячи и тысячи раз обнимаю и целую тебя». Фразы из писем: «… как часто перечитываю я твои строки! Я прижимаю их к сердцу, покрываю поцелуями», «Будь моим другом, прижми меня к сердцу, отдай мне твоё сердце- ему будет тепло от моей любви…», «Сердце берёт свои права, и опять тяжёлая тоска, тупое страдание, и ещё невыносимее становится мелкие препятствия и столкновения, все эти пощёчины обыденной жизни», «В эти долгие годы не было, как и не будет никогда, не одного часа в который бы не давала мне силу мысль о Тебе. Прости человека, наделавшего много страданий Тебе, но преданного Тебе безгранично, мой милый друг», «О, теперь я чувствую, что люблю тебя и должен любить вечно. Благодарю, небесное создание, тысячу раз благодарю. Я осыпал твоё письмо поцелуями и оросил благодарными слезами. Я перечитываю его снова и снова, прижимаю к груди, как драгоценный и священный клад»… Хочется отметить, что в современных электронных письмах нет ничего подобного. Самыми распространенными словами приветствия являются слова: «Привет», «Здравствуй», «Добрый вечер», а прощания – «Пока», «Спишемся», также нет выражения искренних человеческих чувств.
Заключение
В заключение хочется сказать, что рукописное письмо в современном мире практически на грани исчезновения, возможно, через каких-нибудь сто лет письма как эпистолярного жанра может не существовать. С трудом верится в то, что в электронных письмах или в других видах связи люди будут выражать искренние чувства друг к другу. Но хочется надеяться, что рукописное письмо как источник выражения чувств человека всё-таки не исчезнет. И пусть хотя бы изредка мы с вами будем пользоваться этим жанром, несмотря на то, что с жанром письма мы знакомимся только в пятом классе на одном уроке в теме «Обращение».
Список литературы
1. Интернет-ресурсы; 2. Любовь в письмах выдающихся людей 18-19 века. Составлено Анастасией Чеботаревской. Москва, ООО «ПРЕСТИЖ БУК», 2008 год; 3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Москва, 1999 год; 4. Учебник «Русский язык. 5 класс» Москва, Дрофа 2008год.
Приложение
В раздел основное общее образование