Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Из опыта организации внеурочной музыкальной деятельности младших школьников"

статья

Автор: Албина Елена Павловна, учитель музыки, МОУ Силикатненская средняя школа им. В. Г. штыркина, Ульяновская область, п. Силикатный



В раздел основное общее образование



Албина Е. П., учитель музыки высшей категории Силикатненской СШ им. В.Г. Штыркина Ульяновской области
Из опыта организации внеурочной музыкальной деятельности младших

школьников
В настоящее время в ряду наиболее актуальных вопросов образования стоит вопрос о воспитании ответственной, творческой, свободной, инициативной и саморазвивающейся личности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, активности детей вне уроков, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по разным направлениям развития личности, а именно:  Общекультурное  Духовно-нравственное  Социальное  Спортивно - оздоровительное  Общеинтеллектуальное В настоящее время все чаще можно слышать о необходимости активизации деятельности всех образовательных учреждений по формированию аксиосферы обучающихся. Необходимо прививать подрастающему поколению такие нравственные ценности, как доброта, отзывчивость, патриотизм, семья, дружба,
взаимовыручка и т.д.. Большие возможности в решении столь важной задачи имеются во внеурочной деятельности. Учителю необходимо заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для учащегося "вторым домом". Младший школьный возраст наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному влиянию (и в том числе произведений искусства). Все пережитое и усвоенное в этом возрасте отличается большой психологической устойчивостью. Целью организуемых автором данной статьи внеурочных занятий кружка «Звонкие голоса», как и в целом учебного предмета «Музыка», является формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры (Д. Б. Кабалевский). Внеурочные занятия кружка «Звонкие голоса» позволяют учащимся начальных классов овладевать способами музыкальной деятельности, повышать музыкальную грамотность, приобретать опыт творческого самовыражения в музыке. В своей работе мы стараемся прививать младшим школьникам интерес к музыке, развивать эмоциональные и музыкальные способности каждого ребенка. Ребята учатся не только слушать, но и слышать музыку, т.е. понимать её, правильно оценивать, что способствует воспитанию художественного вкуса. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, - отмечал Д. Б. Кабалевский , - учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушаться и вдуматься в нее». Занятия музыкой помогают развивать у детей артистичность, воображение. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки. Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное
предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по- особому выразить свои чувства. Максим Горький говорил: «Только величайшее искусство – музыка – способно коснуться глубин души». Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, нестандартно. «Спой, скажи, как ты чувствуешь» - эти слова раскрывают перед ребёнком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями. С самых первых музыкальных встреч детей с музыкой учим их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. А музыка – это «язык общения композитора со слушателем», который не требует перевода на разные языки мира, так как это язык чувств и эмоций, которые передаются через волшебные звуки специальными , особыми средствами. Приобщая учеников к музыке через различные виды музыкальной деятельности, необходимо помнить о том, что эмоционально активное восприятие является основой музыкального воспитания. Именно музыка обладает большой силой эмоционального воздействия. А главная задача педагога – создать эмоциональный настрой у детей во время занятий, развивать у них воображение, творческую активность и тогда музыка открывает для ребенка богатый мир красоты, добра и света.
Список использованной литературы:
1. Арябкина И.В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования// Научный потенциал . 2015. 2(19). С. 32-35. 2. Арябкина И.В., Марковцева О.Ю. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к культурно-эстетическому взаимодействию с младшими школьниками в условиях педагогического вуза// Новое в психолого- педагогических исследованиях. 2014. №2. С.191-197. © Е.П.Албина, 2016


В раздел основное общее образование