"Социализация детей с ОВЗ"
статья
Автор: Канисева Галина Викторовна, воспитатель, МКОУ "Ашапская ОШИ", Пермский край, Ординский район, село Ашап
В раздел основное общее образование
Развитие личности детей с овз в условиях социализации и адаптации в
современное общество.
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной Рос- сии. Главная проблема ребенка с овз заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребенок - не пассивный объект социальной по- мощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у кото- рых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувства- ми и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психиче- ского развития справляться с ними наиболее трудно. На развитие социального потенциала ребенка должна быть направлена система социальных, образовательных и медико-психологических мероприя- тий, способствующих выявлению и устранение причин и условий социаль- ной дезадаптации, то есть частичной или полной утраты человеком способ- ности приспосабливаться к условиям социальной среды, а также комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное развитие лич- ности ребенка: включение его в разные виды коллективной деятельности, развитее творческих способностей и т.д. Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, рас- крепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свобод- ный выбор, ошибку, собственную точку зрения. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил: достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они нахо- дятся; признания права каждого ребенка быть самим собой, уважитель- ного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией; помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому ре- шать свои проблемы;
понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества; стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей . Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах: 1) в деятельности, так как у человека развиваются задатки и способности, происходит их реализация; 2) в общении, так как развиваются коммуникативные способности, способно- сти взаимодействия с окружающими; 3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии пра- вильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей». Одним из важнейших факторов социализации детей с ОВЗ является под- готовка общества к их принятию. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благо- приятные условия для интеграции, формирование положительного отноше- ния здоровых членов общества к детям с ОВЗ и приспособление среды оби- тания для этой категории детей. Положительное влияние семьи способствует благополучной социализа- ции и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни. Занков Л. В.( советский психолог, дефектолог ) в своей работе «Облик умственно - отсталого школьника» описывал типичные ошибки в воспитании умственно отсталых детей. Чаще всего это внушенная безграничной жалостью неразум- ная опека, вредный «щадящий режим», при котором ребенка оберегают от труда, заботы, огорчений, воспитывая этим чувство иждивенчества. Поэтому необходимо снижение уровня опеки со стороны близких, фор- мирование максимально возможного уровня самостоятельности. Важно, на- ходясь рядом с ребенком с ОВЗ, поощрять его таким образом, чтобы он само- стоятельно делал как можно больше. Тренировка, стимул и поощрение способствуют развитию умственно отсталых детей. Родители должны пони- мать, что рано или поздно их ребенок будет жить без них.
Деятельность образовательного учреждения для обучающихся детей с
овз
, характеризующаяся единством диагностических и коррекционно-разви- вающих мероприятий, мероприятий медицинского, педагогического, психо- логического, социального характера, коррекции и реабилитации,
должна
быть направлена:
-
на создание условий для получения доступного образования
каждым ре- бенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, об- разовательных потребностей; -
на реализацию потенциальных возможностей
детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.
Образовательное учреждение должно:
обеспечить нормативную базу процесса социализации детей с ОВЗ в системе общего образования; обеспечить образовательный процесс профессионально подготовлен- ными педагогами; создать адаптивную образовательную среду; создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля; разработать программно-методическое обеспечение (учебные планы, учебные программы (их варианты), учебные пособия; обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнер- ство между организациями, учреждениями, ведомствами, психолого- педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ; обеспечить работу с семьей ребенка с ОВЗ. В урочной деятельности важным для педагогов школы является положи- тельный психолого-эмоциональный климат на уроке. Уроки должны прово- дится методически грамотно и профессионально с использованием проблем- ных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Эти методы раскрепощают детей, повышают уровень их познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешен- ности и уверенности в собственных возможностях. Такой подход позволяет снизить тревожность и психическое напряжение детей с ОВЗ и помогают до- биваться определенной эффективности в работе. Большое внимание необходимо уделять спортивно-оздоровительной дея- тельности.
Одной из важнейших задач специальной коррекционной школы состоит в том, чтобы подготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возмож- ностей каждого. Подготовить, по возможности, к получению учащимися, в будущем, профес- сии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, доста- точной коммуникации с другими членами общества. Одним из таких помощ- ников для дальнейшей социализации детей с ОВЗ в обществе является ис- пользование компьютерных технологий в учебно - воспитательном процессе. Использование ИКТ в воспитательном процессе - один из способов повы- шения мотивации обучения. Компьютерные технологии способствуют разви- тию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Для детей с ограниченными возмож- ностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, один из способов со- циализации. Включение компьютерных технологий в воспитательный и об- разовательный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целе- направленной работу учащихся. Исходя из того, что жизнь наших учащихся и воспитанников не должна замыкаться рамками классной и школьной жизни, необходимо расширить социальный опыт, круг общения детей. Развитию и воспитанию социально- адаптированной личности способствует проектная деятельность, которая раз- вивает не только навыки проектирования, но и учит детей выступать на пуб- лике, защищать свою идею, нести ответственность за полученный результат. Работая над проектом, у детей повышается мотивация, так как они видят ре- зультат своего труда. Для детей всех возрастов занятия в кружке дополнительного образования – это источник раскрепощения, хорошего настроения, уверенности в своих силах и воспитание чувства собственного достоинства. Дополнительное об- разование детей с ограниченными возможностями здоровья выполняет кор- рекционно – развивающую роль в становлении социального опыта и лично- сти ребенка. Наша задача – помочь ребенку встать на путь становления твор- ческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к обществен- ной жизни школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании.
Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотическо- го и духовно – нравственного становления личности ребенка Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Очень важно развитие трудовых умений у детей с ОВЗ, овладение элемен- тарной культурой труда. Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психо- логической и практической готовности к труду. Трудовое воспитание — важ- ное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен достав- лять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Общественно- социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воз- действием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, на- стойчивость, самостоятельность, стремление помогать другим людям. Формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, руч- ной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоро- вья предполагает определенный уровень их трудовой адаптации и возмож- ность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные прави- ла и нормы поведения. При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.
Социализация –
это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков об- щественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, поз- воляющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодей- ствия.
Социальная адаптация -
процесс активного приспособления к условиям социальной сре- ды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.
Интегра-
ция
– полноценное включение лиц с ограниченными возможностями в стандартную соци- окультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия.
Реабилитация
– восстановление пригодности, способности. Система медико-педагогиче-
ских мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приоб- щение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей. -
В раздел основное общее образование