"Технология школьных мастерских на уроках литературы"
разработка урока
Автор: Плешнева Светлана Ростиславовна, учитель русского языа и литературы, МОУ-СОШ №8, город Клин, Московская область
В раздел основное общее образование
Устное народное творчество.
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, считалки, заклички, скороговорки, загадки
Цель
работы
школьной
мастерской
–
придумать и описать ситуацию, которую характеризует пословица «тише едешь – дальше будешь»* * В тексте необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Заданиядля создания диалоговой ситуации:
ответьте на вопросы Какие произведения фольклора вам знакомы? Чем отличается фольклор от литературных произведений? Как фольклор влияет на литературу? Назовите имена русских сказителей, которые вам известны.
II.Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание В.И.Калугина и ответьте на вопросы: Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа – а значит самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет “Иванами, не помнящими родства”». (В.И. Калугин) Каково происхождение слова «фольклор»? Для чего нужно изучать фольклор? Где и от кого вы слышали произведения русского фольклора? Что означает поговорка «Иван, не помнящий родства»? Как при помощи пословиц можно «познать себя»? 2.Прочитайте статью из литературоведческого словаря о кричалках и закличках и ответьте на вопрос: «Заклички (от слова закликать – звать, приглашать, обращаться) – это небольшие песенки с обращением к природным стихиям с просьбами об урожае, благополучии, процветании. В слове, ритме, интонации заклички передаются различные чувства: восхищение, восторг, нежность. Талантливая авторская кричалка отличается от фольклорной заклички сюжетными поворотами». (Из Литературоведческого словаря) Что общее, а что – различное в закличках и кричалках?
Заклички
Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко. Ягоды в лукошко, Зеленого горошка. * * * Уж дождь-дождем, Мы давно тебя ждем: С чистою водицей,
С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом!
Кричалки
Дорожнаяшумелка для снежной погоды, которую Винни и Пятачок пели, когда шел снег: Иду вперед (Тирлим-бом-бом) И снег идет. Хоть нам совсем, (Тирлим-бом-бом) Совсем не по дороге! Но только вот (Тирлим-бом-бом) Скажите от, (Тирлим-бом-бом) Скажите от Чего так зябнут ноги?! Б.В. Заходер Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко! Я на радугу-дугу Полюбуюсь побегу, Семицветную цветную На лугу подстерегу. Е.А. Благинина 3. Прочитайте высказывание К.И.Чуковского о загадке и ответьте на вопросы: «Загадка – это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в другом образе, ином качестве». (К.И. Чуковский) Согласны ли вы с утверждением К.И. Чуковского о загадке? Почему в старинной народной загадке «предмет представлен в другом образе, ином качестве»? Пришли мужички без топоров, Срубили избу без углов. ( Муравей и муравейник. ) * * * Серый маленький Денис На веревочке повис. ( Паук. ) 4. Отгадайте загадки известных русских поэтов: Я конем рогатым правлю. Если этого коня Я к забору не приставлю, Упадет он без меня. С.Я. Маршак
* * * Наша толстая Федора Наедается не скоро. Но зато, когда сыта, От Федоры – теплота! Е.А. Благинина * * * Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью этим зверям отдаю. К.И. Чуковский Почему авторские загадки отгадываются легче?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Используя высказывание В.П. Аникина о скороговорках как о «веселой игре в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз», докажите, что вся прелесть скороговорки заключается в «игре звуков и слов, в сложной ритмике». 2.Определите, какие звуки и слова «играют» (повторяются в различных вариантах) в скороговорке. Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь. 3. Запишите скороговорку как стихотворение. Идут бобры во сыры боры. 4. Прочитайте литературные скороговорки: Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!» М.Я. Бородицкая * * * Иван Топорышкин пошел на охоту, С ним пудель пошел, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор. Иван Топорышкин пошел на охоту, С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор. Иван повалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор. Д. Хармс Какую роль в них играют звукоподражания?
IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения
Индивидуальное выполнение в составе группы
: 1.Прочитайте высказывание Л.Е Стрельцова о считалках и ответьте на вопросы:
«Считалки – это исстари придуманный способ осуществления справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет человека, распоряжается в распределении ролей в жизни и в игре. Считалки воспитывают в человеке честность, волю, благородство и доброту». (Л.Е. Стрельцова) Согласны ли вы с тем, что считалки восстанавливают справедливость и воспитывают честность и доброту? Какие поэтические законы «работают» в считалке? Дора, Дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три! * * * Ахи, ахи, ахи-ох, Баба сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся, ты постой! * * * Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько надо гвоздей? Не задумывайся, Говори поскорей! 2.Прочитайте высказывание М.А Шолохова о пословицах и ответьте на вопросы: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость». (М.А. Шолохов) Как вы думаете, почему М.А. Шолохов назвал пословицы «крылатой мудростью»? Знаете ли вы пословицы, которые начинаются так: - За чужим погонишься, … - Корень учения горек, а … - Кто хочет много знать, … - Кто хвалится, … - Слово не воробей …? Какие вы знаете пословицы о хлебе? 3.Прочитайте высказывание М.А.Рыбниковой о пословице и ответьте на вопросы: «Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление,
случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: “Пословица к слову молвится”. Умелое, быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме».(М.А. Рыбникова) В чем заключается искусство говорящего, по мнению М.А. Рыбниковой? Какая пословица характеризует описанную ситуацию? «Ребята обсуждали план работы на месяц. Один из учеников все время выкрикивает: “Я хочу! Я могу! Можно мне!.. Я буду!” Когда взялись дружно за дело, не участвовал в нем только наш выскочка. О нем все сказали…» (Примерный ответ. Не бросай слова на ветер. НашИсайка – без струн балалайка. Красно поле пшеницей, а беседа умом.)
Групповое выполнение задачи:
1.Попробуйте сочинить закличку или кричалку и выразить в ней свои эмоции. 2.Придумайте загадки о предметах, которые есть в каждом современном доме. 3.Сочините скороговорку на «школьную» тему. 4.Почему свое стихотворение М.Я. Бородицкая назвала «Щи-талочка»? Придумайте свою считалку на кулинарную тему. Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен! Кочерыжка, выйди вон!
В раздел основное общее образование