Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Технология школьных мастерских на уроках литературы"

разработка урока

Автор: Плешнева Светлана Ростиславовна, учитель русского языа и литературы, МОУ-СОШ №8, город Клин, Московская область



В раздел основное общее образование




Устное народное творчество.
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, считалки, заклички, скороговорки, загадки
Цель

работы

школьной

мастерской


придумать и описать ситуацию, которую характеризует пословица «тише едешь – дальше будешь»* * В тексте необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Заданиядля создания диалоговой ситуации:
ответьте на вопросы  Какие произведения фольклора вам знакомы?  Чем отличается фольклор от литературных произведений?  Как фольклор влияет на литературу?  Назовите имена русских сказителей, которые вам известны.
II.Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание В.И.Калугина и ответьте на вопросы: Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа – а значит самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет “Иванами, не помнящими родства”». (В.И. Калугин)  Каково происхождение слова «фольклор»?  Для чего нужно изучать фольклор? Где и от кого вы слышали произведения русского фольклора?  Что означает поговорка «Иван, не помнящий родства»?  Как при помощи пословиц можно «познать себя»? 2.Прочитайте статью из литературоведческого словаря о кричалках и закличках и ответьте на вопрос: «Заклички (от слова закликать – звать, приглашать, обращаться) – это небольшие песенки с обращением к природным стихиям с просьбами об урожае, благополучии, процветании. В слове, ритме, интонации заклички передаются различные чувства: восхищение, восторг, нежность. Талантливая авторская кричалка отличается от фольклорной заклички сюжетными поворотами». (Из Литературоведческого словаря)  Что общее, а что – различное в закличках и кричалках?
Заклички
Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко. Ягоды в лукошко, Зеленого горошка. * * * Уж дождь-дождем, Мы давно тебя ждем: С чистою водицей,
С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом!
Кричалки
Дорожнаяшумелка для снежной погоды, которую Винни и Пятачок пели, когда шел снег: Иду вперед (Тирлим-бом-бом) И снег идет. Хоть нам совсем, (Тирлим-бом-бом) Совсем не по дороге! Но только вот (Тирлим-бом-бом) Скажите от, (Тирлим-бом-бом) Скажите от Чего так зябнут ноги?! Б.В. Заходер Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко! Я на радугу-дугу Полюбуюсь побегу, Семицветную цветную На лугу подстерегу. Е.А. Благинина 3. Прочитайте высказывание К.И.Чуковского о загадке и ответьте на вопросы: «Загадка – это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в другом образе, ином качестве». (К.И. Чуковский)  Согласны ли вы с утверждением К.И. Чуковского о загадке?  Почему в старинной народной загадке «предмет представлен в другом образе, ином качестве»? Пришли мужички без топоров, Срубили избу без углов. ( Муравей и муравейник. ) * * * Серый маленький Денис На веревочке повис. ( Паук. ) 4. Отгадайте загадки известных русских поэтов: Я конем рогатым правлю. Если этого коня Я к забору не приставлю, Упадет он без меня. С.Я. Маршак
* * * Наша толстая Федора Наедается не скоро. Но зато, когда сыта, От Федоры – теплота! Е.А. Благинина * * * Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью этим зверям отдаю. К.И. Чуковский  Почему авторские загадки отгадываются легче?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Используя высказывание В.П. Аникина о скороговорках как о «веселой игре в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз», докажите, что вся прелесть скороговорки заключается в «игре звуков и слов, в сложной ритмике». 2.Определите, какие звуки и слова «играют» (повторяются в различных вариантах) в скороговорке. Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь. 3. Запишите скороговорку как стихотворение. Идут бобры во сыры боры. 4. Прочитайте литературные скороговорки: Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!» М.Я. Бородицкая * * * Иван Топорышкин пошел на охоту, С ним пудель пошел, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор. Иван Топорышкин пошел на охоту, С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор. Иван повалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор. Д. Хармс  Какую роль в них играют звукоподражания?
IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения

Индивидуальное выполнение в составе группы
: 1.Прочитайте высказывание Л.Е Стрельцова о считалках и ответьте на вопросы:
«Считалки – это исстари придуманный способ осуществления справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет человека, распоряжается в распределении ролей в жизни и в игре. Считалки воспитывают в человеке честность, волю, благородство и доброту». (Л.Е. Стрельцова)  Согласны ли вы с тем, что считалки восстанавливают справедливость и воспитывают честность и доброту?  Какие поэтические законы «работают» в считалке? Дора, Дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три! * * * Ахи, ахи, ахи-ох, Баба сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся, ты постой! * * * Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько надо гвоздей? Не задумывайся, Говори поскорей! 2.Прочитайте высказывание М.А Шолохова о пословицах и ответьте на вопросы: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость». (М.А. Шолохов)  Как вы думаете, почему М.А. Шолохов назвал пословицы «крылатой мудростью»?  Знаете ли вы пословицы, которые начинаются так: - За чужим погонишься, … - Корень учения горек, а … - Кто хочет много знать, … - Кто хвалится, … - Слово не воробей …?  Какие вы знаете пословицы о хлебе? 3.Прочитайте высказывание М.А.Рыбниковой о пословице и ответьте на вопросы: «Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление,
случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: “Пословица к слову молвится”. Умелое, быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме».(М.А. Рыбникова)  В чем заключается искусство говорящего, по мнению М.А. Рыбниковой?  Какая пословица характеризует описанную ситуацию? «Ребята обсуждали план работы на месяц. Один из учеников все время выкрикивает: “Я хочу! Я могу! Можно мне!.. Я буду!” Когда взялись дружно за дело, не участвовал в нем только наш выскочка. О нем все сказали…» (Примерный ответ. Не бросай слова на ветер. НашИсайка – без струн балалайка. Красно поле пшеницей, а беседа умом.)
Групповое выполнение задачи:
1.Попробуйте сочинить закличку или кричалку и выразить в ней свои эмоции. 2.Придумайте загадки о предметах, которые есть в каждом современном доме. 3.Сочините скороговорку на «школьную» тему. 4.Почему свое стихотворение М.Я. Бородицкая назвала «Щи-талочка»? Придумайте свою считалку на кулинарную тему. Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен! Кочерыжка, выйди вон!





В раздел основное общее образование