"О Диване, Чемодане и обстоятельствах в жизни и грамматике" (Обстоятельство).
конспект урока в 5 классе
Автор: Пушина Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Нылгинская СОШ", с. Нылга, Увинский район УР
В раздел основное общее образование
Урок русского языка в 5 кл.
Обстоятельство.
О Диване, Чемодане и обстоятельствах в жизни и в грамматике.
1.
Оргмомент. Настраиваемся на урок:
•
Вы пришли сюда учиться.
•
Не лениться, а трудиться.
•
Слушайте внимательно,
•
Работайте старательно. (1 слайд)
2.
У каждого на столах листы самооценки, в ходе урока вы должны их
заполнить – каждое задание оценивается по пятибалльной системе,на
листах инструкции есть.
3.
Записываем число, классная работа.
4.
«Повторяем, что мы знаем». Работаем в группах:
А.разбор предложения по членам;
Б.даем характеристику предложениям.
1 группа. Смолкает шум мохнатых сосен и кудрявых берез.
2 группа.Прилетела маленькая быстрая синичка и защебетала.
3 группа. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню.
4 группа.Пришел старик с холщовым мешочком
.
(работаем индивидуально, затем сверяемся работой друг с другом)
5.
Проверяем работу групп. После проверуи каждый оценивает свою
работу в листах самооценки.
6.
Повторение прошлой темы. Как мы поняли, что такое дополнение?
(фронтальный опрос) (6 слайд)
1.
Чем играет ветерок?
2.
От чего оторвался листок?
3.
За что зацепилась паутина?
4.
За кем охотился орел?
5.
К чему готовились гуси?
- Что мы сейчас повторили? (вопросы дополнения) (7 слайд)
- Что такое дополнение? ( в группе друг другу рассказываем определение
дополнения, оцениваем себя на листах самооценки).
7.Объявление новой темы: О Диване, Чемодане и обстоятельствах в жизни и в грамматике. -Название урока какое-то странное, но обратите внимание на написание существительных Диван и Чемодан с прописной буквы. Что это обозначает? ( это персонажи). - Какое выразительное средство спряталось в названии? (олицетворение) - А давайте познакомимся с текстом: ( 8 слайд) Ч модану поз видовал Диван: Все по свету раз е жает Ч модан. Как досадно, что привычка и уют С места ? двинут?ся Дивану (не) дают! Тихо дремлет в тихойкомнате Диван И во сне переплыва ток ан, Добрается к вершинам снежных гор. Поднимает(?)ся в заоблачный простор. Ф. Кривин - Как вы поняли, о чем идет речь в данном стихотворении? Какова основная мысль? (Есть люди, подобные Дивану,: тяжелые, ленивые, неподвижные, а есть энергичные, любящие движение,Одни проводят дни в тепле и уюте, а другие путешествуют.) - Объясняем пропущенные буквы. Поверяем ( 9 слайд) Самооценка. Как вы справились с орфограммами, поставьте себе в лист самооценки баллы) А теперь запишем предложение: Человек может путешествовать.(слайд 10) - Задание: возьмем в качестве главного слова сказуемое и зададим от него множество вопросов: (Слайд 11) Может путешествовать Где? Когда? Куда? Как? Каким образом? Отвечая на вопрос, мы распространим сказуемое второстепенными членами. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
8. Итак, обстоятельства жизни стали второстепенным членом предложения – обстоятельством. - На какие вопросы отвечают обстоятельства? - Какой член поясняют? - Какие виды обстоятельств узнали? - Чем могут быть выражены? 9. Работа с учебником. Читаем правило. Стр. 124 10. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие, потому что мы люди деятельные, не любим сидеть на одном месте и скрипеть, как Диван. Запишем предложение: (слайд 14) Мы сегодня отправляемся в путешествие в Москву на Красную площадь. Найдите в предложении обстоятельство, укажите вид. Самооценка. Нашли ли обсоятельства? 11. Открываем учебник, упражнение 518. ( фото Красной площади ) - Что вы видите на фото? Составьте несколько предложений с обстоятельствами. 12. Проверяем предложения. Читают желающие. Самооценка. Смогли ли составить предложения? 13. Домашнее задание Так Диван у печки круглый год И скрипит, пыхтит уныло: «Не везет!» А не лучше ли, чем пыхтеть, скрипеть и бояться неожиданных обстоятельств, выучить грамматическую тему на Стр.124 ( правило), А) составить текст «Путешествие по Москве на Красной площади». Б) Составить предложения с обстоятельствами на тему «Путешествие".
13. Подводим итоги.Молодцы, ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, выполнили очень большой объем работы. Считаем баллы на листах. Листы собираем для подведения итогов и выставления отметок учителем.( Отметки объявляем на следующем уроке). Легко ли было вам на уроке работать в группах? Делимся. 14. Рефлексия. Мне больше всего удалось ... • За что я могу себя похвалить? • За что я могу похвалить одноклассников? • Что меня удивило? • Для меня было открытием то, что ... • Что, на мой взгляд, не удапось… • Особенно мне понравилось… • Я сегодня научился…
7.Объявление новой темы: О Диване, Чемодане и обстоятельствах в жизни и в грамматике. -Название урока какое-то странное, но обратите внимание на написание существительных Диван и Чемодан с прописной буквы. Что это обозначает? ( это персонажи). - Какое выразительное средство спряталось в названии? (олицетворение) - А давайте познакомимся с текстом: ( 8 слайд) Ч модану поз видовал Диван: Все по свету раз е жает Ч модан. Как досадно, что привычка и уют С места ? двинут?ся Дивану (не) дают! Тихо дремлет в тихойкомнате Диван И во сне переплыва ток ан, Добрается к вершинам снежных гор. Поднимает(?)ся в заоблачный простор. Ф. Кривин - Как вы поняли, о чем идет речь в данном стихотворении? Какова основная мысль? (Есть люди, подобные Дивану,: тяжелые, ленивые, неподвижные, а есть энергичные, любящие движение,Одни проводят дни в тепле и уюте, а другие путешествуют.) - Объясняем пропущенные буквы. Поверяем ( 9 слайд) Самооценка. Как вы справились с орфограммами, поставьте себе в лист самооценки баллы) А теперь запишем предложение: Человек может путешествовать.(слайд 10) - Задание: возьмем в качестве главного слова сказуемое и зададим от него множество вопросов: (Слайд 11) Может путешествовать Где? Когда? Куда? Как? Каким образом? Отвечая на вопрос, мы распространим сказуемое второстепенными членами. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
8. Итак, обстоятельства жизни стали второстепенным членом предложения – обстоятельством. - На какие вопросы отвечают обстоятельства? - Какой член поясняют? - Какие виды обстоятельств узнали? - Чем могут быть выражены? 9. Работа с учебником. Читаем правило. Стр. 124 10. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие, потому что мы люди деятельные, не любим сидеть на одном месте и скрипеть, как Диван. Запишем предложение: (слайд 14) Мы сегодня отправляемся в путешествие в Москву на Красную площадь. Найдите в предложении обстоятельство, укажите вид. Самооценка. Нашли ли обсоятельства? 11. Открываем учебник, упражнение 518. ( фото Красной площади ) - Что вы видите на фото? Составьте несколько предложений с обстоятельствами. 12. Проверяем предложения. Читают желающие. Самооценка. Смогли ли составить предложения? 13. Домашнее задание Так Диван у печки круглый год И скрипит, пыхтит уныло: «Не везет!» А не лучше ли, чем пыхтеть, скрипеть и бояться неожиданных обстоятельств, выучить грамматическую тему на Стр.124 ( правило), А) составить текст «Путешествие по Москве на Красной площади». Б) Составить предложения с обстоятельствами на тему «Путешествие".
13. Подводим итоги.Молодцы, ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, выполнили очень большой объем работы. Считаем баллы на листах. Листы собираем для подведения итогов и выставления отметок учителем.( Отметки объявляем на следующем уроке). Легко ли было вам на уроке работать в группах? Делимся. 14. Рефлексия. Мне больше всего удалось ... • За что я могу себя похвалить? • За что я могу похвалить одноклассников? • Что меня удивило? • Для меня было открытием то, что ... • Что, на мой взгляд, не удапось… • Особенно мне понравилось… • Я сегодня научился…
В раздел основное общее образование