Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Социализация детей с ОВЗ посредством уроков швейного дела"

статья

Автор: Лагутова Наталья Ивановна, учитель технологии, ГКОУ СО "Берёзовская школа", Берёзовский, Свердловская область



В раздел основное общее образование




Социализация детей с ОВЗ посредством уроков швейного дела
Считаю, что серьёзной проблемой у детей с ограниченными возможностями здоровья является проблема формирования навыков социально-адаптированного поведения к условиям современного общества. Существенная роль в решении данной проблемы принадлежит трудовому обучению и воспитанию. В статье представляю свой опыт работы по социализации детей с ОВЗ посредством уроков швейного дела, профессионально-трудовой подготовки. Целью социализации ставлю подготовку детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. Для этого на уроках решаю такие задачи, как -создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в школьном коллективе; -обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребёнка; -вооружение учащихся знаниями о социуме, правилах поведения в общественных местах; -развитие умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции выпускника в общество; -развитие эстетических чувств и задатков; -осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, -способность соотнести их с жизненными планами; -сообщение знаний о различных профессиях, профориентация в соответствии с возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиями жизни; -создание ситуации успеха путем выявления и максимального использования способностей каждого ребенка; -развитие психических процессов, мелкой моторики, речи; стимулирование познавательной активности; -формирование уважения к людям труда;
-формирование первоначальных представлений об основных экономических категориях, воспитание бережливости, хозяйственности. В работе использую технологию сотрудничества и личностно- ориентированный подход, при оценивании учитываю зону ближайшего развития. Первоначальное значение имеет интерес учащихся к предмету, от этого зависит весь успех. Понимание общественной и личной необходимости труда проявляется в соответствующих мотивах, благодаря которым труд для ребёнка приобретает личную значимость. Создание устойчивой мотивации является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими работы. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу учащихся. Интеллектуальная проблема в таком случае трансформируется в эмоциональную. В обстановке психологического комфорта происходит развитие тех сторон интеллекта, которые не затрагиваются на стандартных уроках. При работе с детьми с ОВЗ необходим постоянный мониторинг. При мониторинге обращаю внимание не на абсолютные достижения, а на их динамику. И каждая ученица стремится сделать шаг вперёд. Опираюсь на субъективный опыт учащегося, учитываю индивидуальную избирательность к формам заданий, выявляю и учитываю психофизиологические особенности, интересы, жизненные ценности, личные потребности.
Правильно положенное начало даёт хороший результат. Начинаем с отработки навыка ручного шитья. Добиваюсь нужного качества при выполнении шва «вперёд иголку». При неразвитой мелкой моторике и глазомере с некоторыми девочками приходится буквально замерять длину стежка, отмечать место следующего прокола иглы. Несколько уроков упорного труда, и учащиеся видят свой результат, получают удовлетворение и нужную мотивацию. При работе на швейной машине некоторые учащиеся не могут сориентироваться в положении и движении рук и ног. Здесь также необходима моя помощь. Использую инструкционные карты, всегда показываю поэтапно весь процесс какой-либо обработки. Иногда трудности вызывает изучение теоретического материала. Подробно раскрываю изучаемые понятия, дети не всегда понимают смысл слов. Не развита память, трудно готовиться к экзаменам, запоминать билеты. Тем не менее, экзамены сдают на «три» и «четыре». Я часто говорю девочкам: «Молодец!», «Ты всё можешь», «У тебя обязательно получится!» Нельзя ругать, от этого возникает страх, ещё большая заторможенность и путаница в действиях. На уроках оцениваю не только итоговые знания, но и усилия учащихся. Творческие работы оцениваю не всегда. Дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества. Личностно-ориентированное обучение помогает овладеть суммой знаний, необходимых для наиболее полной реабилитации в обществе, обеспечивает самоопределение и самореализацию личности, способствует личностному развитию ребёнка: повышается самооценка, усиливается внимание к своему внутреннему миру, к себе, к другому человеку. Учащиеся с удовольствием участвуют во всех возможных мероприятиях и конкурсах. Каждый год в нашем городе проходит фестиваль
для детей с ОВЗ «Мы всё можем», где мы представляем выставку работ. Участвуем в областных и всероссийских конкурсах. В дальнейшем выпускники обучаются в ГБОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса» на профессию швея. Большое значение имеет позиция родителей. При совместных усилиях детей, учителей и родителей в конечном итоге будет положительный результат, и выпускники займут своё место в социуме.


В раздел основное общее образование