Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности и основные составляющие технологии развития критического мышления"

статья с презентацией

Автор: Гайнанова Светлана Александровна, учитель английского языка, ГБОУ лицей № 378, Санкт-Петербург

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование



Особенности и основные составляющие технологии критического мышления. Самый первый вопрос что значит критическое мышление? Вот слова американских ученых- педагогов. «We should teach students HOW to think. Instead, we are teaching them WHAT to think» Сказано, по моему мнению, метко и актуально. Критическому мышлению дано множество определений. • это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить • это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить • это особый вид деятельности. позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения Американский профессор Дэвид Клустер дал критическому мышлению 5 характеристик , • самостоятельность • обобщенность • проблемность и оценочность • аргументированность • социальность
Несмотря на то, что ТРКМ известна давно и используется широко, ее цели и задачи во многом соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Разрешите провести некоторое сравнение. КМ позволяет учащимся конструировать знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Стандарты требуют от них готовности и способности к саморазвитию. КМ предполагает, что ученик непрерывно обучается, учится отслеживать свое понимание, выяснять и заполнять пробелы в знаниях. Т.е. осваивает познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. КМ развивает мыслительные навыки, необходимые в обычной жизни. Т.е обучающийся преобразует специфический опыт и применяет его для получения нового знания. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока вызов осмысление рефлексия Во время фазы вызова мы  Актуализируем имеющиеся знания  Пробуждаем познавательный интерес к  Помогаем учащимся определять направление в изучении темы Фаза осмысления предполагает  Активное восприятие материала
 Соотнесение старых знаний с новыми Задачи фазы рефлексии  Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал  Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Роль учителя в ТРКМ сводится к  направлению усилий определенное русло  созданию условий, побуждающие к принятию самостоятельных решений  предоставлению учащимся возможности самостоятельно делать выводы  созданию новых познавательных ситуации Ключевое слово, как видно, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные методы и приемы ТРКМ более подробно раскроют мои коллеги. Я просто их перечислю. Наверняка, вы их знаете и применяете. Итак, это: Кластеры Мозговой штурм Верные – неверные утверждения Дерево предсказаний Плюс – Минус – Интересно Знаю – Хочу знать – Узнал Инсерт Толстые и тонкие вопросы Фишбоун Ролевая игра Перекрестная дискуссия Создание цепочки Оценочное окно


В раздел основное общее образование