"Особенности и основные составляющие технологии развития критического мышления"
статья с презентацией
Автор: Гайнанова Светлана Александровна, учитель английского языка, ГБОУ лицей № 378, Санкт-Петербург
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Особенности и основные составляющие технологии критического
мышления.
Самый первый вопрос что значит критическое мышление?
Вот слова американских ученых- педагогов.
«We should teach students
HOW to think.
Instead, we are teaching them WHAT to think»
Сказано, по моему мнению, метко и актуально.
Критическому мышлению дано множество определений.
•
это
естественный
способ
взаимодействия
с
идеями
и
информацией.
Необходимо
умение
не
только
овладеть
информацией, но и критически ее оценить, осмыслить,
применить
•
это разумный, взвешенный подход к принятию сложных
решений, как следует поступать и во что верить
•
это особый вид деятельности. позволяющий ученику
вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения
или модели поведения
Американский
профессор
Дэвид
Клустер
дал
критическому
мышлению 5 характеристик
,
•
самостоятельность
•
обобщенность
•
проблемность и оценочность
•
аргументированность
•
социальность
Несмотря на то, что ТРКМ известна давно и используется широко, ее цели и задачи во многом соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Разрешите провести некоторое сравнение. КМ позволяет учащимся конструировать знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Стандарты требуют от них готовности и способности к саморазвитию. КМ предполагает, что ученик непрерывно обучается, учится отслеживать свое понимание, выяснять и заполнять пробелы в знаниях. Т.е. осваивает познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. КМ развивает мыслительные навыки, необходимые в обычной жизни. Т.е обучающийся преобразует специфический опыт и применяет его для получения нового знания. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока вызов осмысление рефлексия Во время фазы вызова мы Актуализируем имеющиеся знания Пробуждаем познавательный интерес к Помогаем учащимся определять направление в изучении темы Фаза осмысления предполагает Активное восприятие материала
Соотнесение старых знаний с новыми Задачи фазы рефлексии Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Роль учителя в ТРКМ сводится к направлению усилий определенное русло созданию условий, побуждающие к принятию самостоятельных решений предоставлению учащимся возможности самостоятельно делать выводы созданию новых познавательных ситуации Ключевое слово, как видно, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные методы и приемы ТРКМ более подробно раскроют мои коллеги. Я просто их перечислю. Наверняка, вы их знаете и применяете. Итак, это: Кластеры Мозговой штурм Верные – неверные утверждения Дерево предсказаний Плюс – Минус – Интересно Знаю – Хочу знать – Узнал Инсерт Толстые и тонкие вопросы Фишбоун Ролевая игра Перекрестная дискуссия Создание цепочки Оценочное окно
Несмотря на то, что ТРКМ известна давно и используется широко, ее цели и задачи во многом соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Разрешите провести некоторое сравнение. КМ позволяет учащимся конструировать знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Стандарты требуют от них готовности и способности к саморазвитию. КМ предполагает, что ученик непрерывно обучается, учится отслеживать свое понимание, выяснять и заполнять пробелы в знаниях. Т.е. осваивает познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. КМ развивает мыслительные навыки, необходимые в обычной жизни. Т.е обучающийся преобразует специфический опыт и применяет его для получения нового знания. Основа ТРКМ – трехфазная структура урока вызов осмысление рефлексия Во время фазы вызова мы Актуализируем имеющиеся знания Пробуждаем познавательный интерес к Помогаем учащимся определять направление в изучении темы Фаза осмысления предполагает Активное восприятие материала
Соотнесение старых знаний с новыми Задачи фазы рефлексии Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Роль учителя в ТРКМ сводится к направлению усилий определенное русло созданию условий, побуждающие к принятию самостоятельных решений предоставлению учащимся возможности самостоятельно делать выводы созданию новых познавательных ситуации Ключевое слово, как видно, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные методы и приемы ТРКМ более подробно раскроют мои коллеги. Я просто их перечислю. Наверняка, вы их знаете и применяете. Итак, это: Кластеры Мозговой штурм Верные – неверные утверждения Дерево предсказаний Плюс – Минус – Интересно Знаю – Хочу знать – Узнал Инсерт Толстые и тонкие вопросы Фишбоун Ролевая игра Перекрестная дискуссия Создание цепочки Оценочное окно
В раздел основное общее образование