"Активизация мыслительной деятельности учащихся при использовании лексикографического материала на уроках русского языка в 5 классе"
методические рекомендации
Автор: Мамедова Елена Георгиевна, учитель русского языка, кандидат филол.наук, ОАНО Школа "Ника", Москва
В раздел основное общее образование
Мамедова Е.Г., канд.филол.наук, учитель русского языка ОАНО
Школы «Ника»
Активизация мыслительной деятельности учащихся при
использовании лексикографического материала на уроках русского
языка в 5 классе
Обращение к толковому словарю – это одно из важнейших условий успешного изучения языка. Толковый словарь предоставляет информацию, связанную: с семантикой слова, с сочетаемостью лексических единиц, с грамматическими характеристиками слова. Работа со словарной статьей, без сомнения, способствует активизации мыслительной деятельности учеников, позволяя сформировать первоначальное представление о структуре лексического значения слова, восприимчивость к семантике языковых единиц. Лексикографический материал, представленный в толковых словарях, достаточно активно используется при изучении русского языка. Однако за пределами внимания остается один весьма важный компонент словарной дефиниции. Это так называемый «маркированный компонент словарной дефиниции», указывающий на денотативно-ограничительный компонент значения слова: Палить. Обдавать жаром, зноем
(о солнечных лучах)
. При работе со словарной статьей подобного типа можно выделить два этапа: ознакомительный и практический. Цель ознакомительного этапа – ознакомление школьников со структурой словарной статьи, обратив особое внимание на компонент дефиниции, указывающий на ограничение лексического значения (ЛЗ) слова. Данный этап начинается при изучении темы «Слово и его лексическое значение». Анализируя структуру словарной статьи, учитель должен обратить внимание на выделенный скобками особый элемент, который содержит дополнительные сведения об ЛЗ заголовочного слова. Графическое оформление данного элемента (назовем его словом-сигналом) позволит ученикам без труда распознать его в составе словарной статьи. Цель практического этапа – использование словарной дефиниции при изучении тем «Лексическое значение слова», «Синонимы», «Антонимы». На данном этапе целесообразно учитывать психологические особенности школьников данной возрастной группы, поэтому работу следует проводить в форме игры-соревнования. Игра «Угадай слово» 1. Ученикам предлагается угадать слово-сигнал, используя неполную словарную статью, состоящую из заголовочного слова и толкования: Течь. ‘Литься потоком, струей, струиться в каком-либо направлении (о реке
)
’. Костистый. ‘С большим количеством костей (о рыбе)’. Дремучий. ‘Густой, труднопроходимый (о лесе)
При выполнении задания рекомендуем воспользоваться заготовленной заранее таблицей: Заголовочное слово Толкование Впиши слово-сигнал Течь Литься потоком, струей, струиться в каком-либо направлении …. Костистый С большим количеством костей … Дремучий Густой, труднопроходимый … 2. Ученики должны назвать заголовочное слово предложенной словарной статьи, включающей толкование и слово – сигнал: Гоготать. ‘Издавать резкие отрывистые звуки (о гусях)’ Клевать. ‘1. Есть, хватая пищу клювом (о птице). 2. Хватать приманку на удочке (о рыбе). 3. то опускать, то поднимать голову (о спящих сидя или стоя)’. Впиши заголовочное слово Толкование Слово-сигнал … Издавать резкие отрывистые звуки (о гусях) … 1.Есть, хватая пищу клювом (о птице) 2. Хватать приманку на удочке (о рыбе) 3. То опускать, то поднимать голову (о спящих сидя или стоя) Игра «Что бы это значило?» Опираясь на заголовочное слово и слово – сигнал, ученики должны дать подробное токование заголовочного слова: Засухоустойчивый. ‘ Хорошо переносящий засуху (о растениях)’ Вздернутый. ’Приподнятый кверху (о носе)’ Заголовочное слово Толкование Впиши слово-сигнал Засухоустойчивый … (о растениях) Вздернутый … (о носе) Приведенные ниже задания можно использовать при изучении тем «Синонимы», «Антонимы». Игра «Придумай синоним» С опорой на ключевое слово и слово-сигнал неполной словарной статьи ученики должны подобрать к заголовочному слову синоним –толкование:
Есть. ‘1. Портить (о грызунах, насекомых). 2. раздражать (о дыме)3. мучить (о болезни) ’. Жаркий. ‘1. Палящий (о солнце). 2. Натопленный (о помещении)’ Заголовочное слово Впиши толкование Слово-сигнал Есть 1.… (о грызунах, насекомых) 2. … (о дыме) 3. … (о болезни) Жаркий 1. … (о солнце). 2. … (о помещении) Игра «Найди синоним и антоним» С опорой на слово-сигнал и заголовочное слово неполной словарной статьи ученики подбирают к заголовочному слову сначала синоним- толкование, а потом антоним. Заголовочное слово Впиши синоним- толкование Впиши антоним Слово-сигнал Злой (о ветре) (о животных) Взойти (о небесных светилах) (о тесте) Горячий (о времени) (о жидкой пище) Как показывает практика, приведенная система упражнений позволяет достигнуть высокого уровня мыслительной активности учеников на уроках русского языка, способствует развитию логического мышления и воспитывает вдумчивое отношение к родному слову.
Приложение
Лексикографический материал для работы Заголовочное слово Толкование Слово-сигнал Острый 1. приправленный специями (о пище) 2. бурно развивающийся (о болезни) Пустой 1. ничем не заполненный (о емкости) 2. Ничем не заправленный, не сдобренный (о пище) 3. ничего не выражающий (о взгляде) 4. несерьезный, ограниченный (о человеке) Махровый 1. с большим количеством лепестков (о цветке) 2. образованный из нитяных петель (о ткани) Легкий 1.Не вызывающий ощущения тяжести в (о еде)
желудке 2. ловкий, быстрый (о походке, движениях) Кудрявый 1. вьющийся, завитой (о волосах) 2. причудливый, затейливый (о почерке) 3. вычурный, излишне украшенный (о стиле, манере изложения) Крутой 1.высоко поднимающийся (о волне, зыби) 2. суровый, упрямый (о характере) Крепкий 1. достигший очень сильной степени (о ветре, морозе) 2. насыщенный (о чае, кофе) Злой 1. жестокий (о характере человека) 2.свирепый, лютый (о животном) 3. сильный (о ветре, морозе) Подняться 1. появиться над горизонтом, взойти (о солнце, луне) 2. увеличиться в объеме (о тесте) Нестись 1. становиться известным (о слухах) 2. быстро протекать (о времени, событиях) 3. класть яйца (о птицах)
В раздел основное общее образование