Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Здоровьесберегающие технологии как средство повышение качества образования в современной школе"

статья

Автор: Старкова Наталья Фанавиевна, учитель физической культуры, ГБОУ СОШ п.г.т Волжский, Самарская область Красноярский район п.г.т Волжский



В раздел основное общее образование




Здоровьесберегающие технологии как средство повышение качества образования в

современной школе
Старкова Наталья Фанавиевна, учитель физической культуры ГБОУ СОШ п.г.т Волжский , Самарская обл., Красноярский р.он. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через общеобразовательную школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь. Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс во время обучения, снижается индекс здоровья. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. В качестве основополагающих технологий можно выделить: 1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. 2.Творческий характер образовательного процесса. 3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. 4.Принцип мотивации образовательной деятельности. 5.Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. 6.Рациональная организация двигательной активности. 8.Обеспечение прочного запоминания. 9.Комплексная система закаливания детей. В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся младшего школьного возраста. Приоритетным направлением деятельности ГБОУ СОШ п.г.т Волжский, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Реализуя здоровьесберегающие технологии, учителя начальных классов решают проблемы с запоминанием учебного материала обучающимися, с концентрацией внимания, с усидчивостью на уроке, стараются максимально заботиться о здоровье своих обучающихся во всем учебном процессе. Физические упражнения, и прежде всего, движение, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно – мышечной. Снижение внимания на уроках появляется в двигательном беспокойстве детей. Однако такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами, туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами, туловищем служат сигналом, что учащиеся утомлены. Для предупреждения утомляемости во время учебного процесса необходим отдых (1,5-2 минуты). На каждом уроке необходимо проводить различные упражнения, они благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки. В своих классах я часто применяю сказкотерапию, где обучающиеся учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Эксперементально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а
спокойную лирическую при выполнении работы на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.
Упражнения для снятия общего утомления:
1.Буратино Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.[2;10] 2.Часы Тики - так, тики - так,- Так ходики стучат. Дети наклоняют голову вправо – влево в такт словам. Туки - так, туки - так,- Так колёса стучат. Поочерёдно правой и левой рукой описывают перед собой круг. Токи - ток, токи - ток,- Так стучит молоток. Изображают кулачками молоточки. Туки - ток, туки - ток, Так стучит каблучок. Стучат каблучками. [1;13]
Упражнения для кистей рук.
1.Семья Это пальчик - бабушка. Это пальчик - дедушка. Это пальчик - папа. Это пальчик - мама. Это пальчик - я. Вот и вся моя семья. [2;17]
Гимнастика для глаз
. 1.Вверх - вниз, влево - вправо Двигаясь глазами вверх - вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 2.Круг Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. [1;26]
Упражнения, корректирующие осанку.
1.Ходьба а) на месте; б) на носках, руки вверх; в) на пятках, руки за голову. Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы проходим на носках, Мы идём на пятках. 2.Котик Лучик котика коснулся. Котик сладко потянулся. [2; 30-31] При использовании на уроках этот вид деятельности поможет педагогу поддерживать высокий уровень работоспособности обучающихся, вовремя снимать физическое и моральное напряжение, активизируя процессы восприятия, внимания, воображения. Все эти показатели помогут повысить качество образования в современной общеобразовательной школе. Список литературы
1. Вакуленко Ю.А. Физкультминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации.- Вып.3., Волгоград: Учитель, 2007.- 106с. 2. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной и средней школе - М.: Айрис-пресс, 2010.- 48с.


В раздел основное общее образование