Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Влияние наушников"

доклад

Автор: Владимиров Сергей Вячеславович, учитель информатики, МБОУ Синская СОШ, с.Синск



В раздел основное общее образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Синская средняя общеобразовательная школа Доклад на тему: «О влиянии наушников на слух»
.

Выполнил:

Захаров Ваня

ученик 10 класса.

Руководитель:

Владимиров С.В.

учитель информатики.



с. Синск

2012 год.


Содержание:

Введение.

3

Теоретическая часть. 4

Виды наушников.

7

Заключение. 13








1.ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы
, выбранной мною, состоит в том, что выходя на перемене в школьный коридор, мы наблюдаем, как много детей ходит с наушниками. А другая часть учеников, уже сняв наушники громко, чуть ли не крича, беседуют друг с другом.

Специалисты бьют тревогу: все больше школьников и студентов страдают от проблем со слухом. И если отбросить разного рода травмы, то шумовая нагрузка, получаемая в свободное время (дискотеки и особенно портативные звуковоспроизводящие устройства), - основная причина повреждения звукочувствительных клеток внутреннего уха. Отчего, собственно говоря, и начинаются проблемы со слухом. Проблема снижения слуха у подростков волнует всех медиков мира. Во Франции, к примеру, Национальная ассамблея проголосовала за ограничение предельной громкости личной стереоаппаратуры. Чтобы начать терять слух, ребенку достаточно восьми часов воздействия звука громче 85 децибелов, неважно, каков его источник. На практике это означает: если кто-то еще, кроме подростка, слышит музыку в его плеере, и он не снимает наушники часами, ребенок подвергается большому риску. Проблемы со слухом у детей часто остаются нераспознанными. Бывает, ребенок на уроках не может полностью расслышать, что говорит учитель, поэтому плохо усваивает новую тему, хуже учится. А врач ставит диагноз «нарушение внимания», не подозревая у маленького и вполне здорового любителя наушников снижения слуха.
Цель:
Исследовать влияние наушников на слух учащихся.
Задачи:
Выяснить вред и пользу приносимые наушниками, исследовать максимально допустимый уровень звука в различных видах наушников, выявить наиболее распространенные виды, которыми пользуются ученики нашей школы, и время нахождения в наушниках, предложить рекомендации по их использованию.



2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Уже давно не новость, что прослушивание музыки через наушники может плохо отражаться на слухе. К сожалению, большая часть информации на эту тему в прессе и интернете обладает довольно невнятным характером. А именно отдаёт глобальным упреком старшего поколения в отношении младшего (составляющего большую часть контингента пользователей плееров), который можно свести к фразе: «всё, что вы делаете, вы делаете неправильно!» В связи с этим факт влияния наушников на здоровье остаётся каким-то аморфным и не воспринимаемым. Так что же такое звук?
Звук
- это продольная механическая волна определенной частоты. Частота звука- 16Гц-20000Гц. ВОЛНЫ, возмущения, распространяющиеся с конечной скоростью в пространстве и несущие с собой энергию без переноса вещества. Наиболее часто встречаются упругие волны, например, звуковые, волны на поверхности жидкости и электромагнитные волны. УПРУГИЕ ВОЛНЫ , механические возмущения, распространяющиеся в упругой (твердой, жидкой или газообразной) среде. Возникают при колебаниях твердых тел, взрывах, землетрясениях; звук также является упругой волной.
Свойства волн:
а) ДИСПЕРСИЯ ВОЛН , зависимость фазовой скорости гармонических волн в среде от частоты их колебаний. Дисперсия волн наблюдается для волн любой природы. Наличие дисперсии волн приводит к искажению формы сигнала (например, звукового импульса) при распространении в среде. Дисперсия света наблюдается в виде разложения света в спектр, например при прохождении его сквозь стеклянную призму. Дисперсия света при преломлении обусловлена зависимостью показателя преломления
n
среды от частоты
w
света; в прозрачном веществе наблюдается увеличение
n
с ростом
w
(нормальная дисперсия), возможно и уменьшение
n
с увеличением
w
(аномальная дисперсия). б) ДИФРАКЦИЯ ВОЛН (от лат. diffractus — разломанный), огибание волнами различных препятствий. Дифракция волн свойственна всякому волновому движению; имеет место, если размеры препятствия порядка длины волны или больше. Дифракция света наблюдается при распространении света вблизи краев непрозрачных тел, сквозь узкие отверстия, щели и т. д.; дифракционная картина (чередование световых максимумов и минимумов) — результат интерференции световых волн. в) ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВОЛН - это сложения звуковых волн от двух источников. г) ОТРАЖЕНИЕ ВОЛН (эхо) . Эхо- это возвращение отраженных звуковых волн назад к источнику звука. д) ПРЕЛОМЛЕНИЕ ЗВУКОВЫХ ВОЛН.
Громкость
звука зависит от амплитуды колебаний, больше амплитуда колебаний, громче звук. Громкость звука зависит также от: его длительности, от
индивидуальных особенностей слушателя. Единица громкости - сон, на практике измеряют в белах(1дБ=0,1Б). Мерой силы слухового ощущения является громкость звука. Громкость звука зависит от его эффективного давления (Р эф ) и частоты. Порогом слышимости называют то наименьшее значение Р о эффективного давления, при котором звук еще воспринимается органами слуха. Порог слышимости зависит от частоты звука, достигая минимального значения порядка 2*10 -5 Па при частотах v=700-6000Гц. Стандартный порог слышимости Р о * принимают равным 2 * 10 -5 Па при V=1000Гц. Порогом болевого ощущения (порогом осязания) называют то наибольшее эффективное давление звука, при котором восприятие звука еще не вызывает болевого ощущения. Если эффективное давление звука превосходит эту величину, то нормальное восприятие звука становится невозможным. Порог болевого ощущения зависит от частоты звука. Громкость или амплитуда звуковых колебаний - одна из главнейших характеристик звука. Громкость измеряют в децибелах, это в честь изобретателя телефона физика А.Г.Белла(1847-1922).Самый слабый звук, воспринимаемый нашим ухом, - около 10дБ. Крик-70дБ. Сильнейший раскат грома – около 100дБ, а свыше 130дБ - уже воспринимается как боль в ушах. Что же это получается: тиканье наручных часов на расстоянии 1м-30дБ, а в 4 раза громче - уже глохнешь? Дело в том, что громкость звука здесь не пропорциональна децибелам. Как мы уже знаем,10 дБ, или 1Б(удивительно, зачем было вводить эти децибелы, когда просто в белах гораздо удобнее и короче?),-наиболее слабый звук, еще воспринимаемый нормальным слухом. Но за начало отсчета, или за 0 Б, принимается звук в 10 раз более слабый. Вдруг да кто-нибудь услышит! Звук в 2 Б или 20дБ,- уже не в 2 раза, а в 100раз более сильный, чем в 0 Б, и т.д. То есть числом бел измеряют порядок увеличения громкости звука. Звук в 10 Б(или 100 дБ) имеет громкость в 10 10 , или 10 миллиардов, раз более громкий, чем пороговый в 0 Б! И всю эту уникальную «палитру» звуков- от 16 до 20000 Гц, и от 1 Б до звуков в миллиарды раз более громких - воспринимает и передает в головной мозг наше ухо.

Устройство человеческого уха.
Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти колебания, в свою очередь, трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом. Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо: при воздействии громких низких и высокочастотных звуков две мышцы, стременная и напрягающая барабанную перепонку сокращаются и, при помощи слуховых косточек, перекрывают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и они перестают защищать внутреннее ухо, приводя к повреждениям нервных волосковых клеток улитки, ответственных за передачу импульсов в мозг. Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на "почетном" втором месте - низкие. Ухо представляет собой сложный звукоприемный аппарат, работающий в чрезвычайно широком диапазоне частот и амплитуд. Звуковые волны достигают нашего наружного уха - его ушной раковины, которая представляет собой рупор, собирающий звуковые волны. По наружному слуховому проходу звуковые волны достигают барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего. Под влиянием приходящих волн эта перепонка колеблется, совершая вынужденные колебания с частотой воспринимаемого звука. Колебания барабанной перепонки через посредство действующей как рычаг системы сочленных косточек (молоточка, наковальни и стремечка) передается так называемому овальному окну, закрывающему внутреннюю полость ушного лабиринта. Ушной лабиринт в той его части, где лежат чувствительные к механическому раздражению окончания слухового нерва, наполнен жидкостью - эндолимфой. Внутри находиться так называемая основная мембрана, состоящая из нескольких тысяч волокон различной длины, настроенных каждое на некоторый определенный тон. Пришедшие во внутреннее ухо звуковые волны обуславливают колебания тех волокон основной мембраны, которые настроены на частоты, содержащиеся в этих волнах.
В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным. По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно привести к гораздо более трагическим последствиям еще в совсем юном возрасте.
3.ВИДЫ НАУШНИКОВ.
Наушники классифицируются: 1) по типу преобразователя, 2) по стилю ношения.
Динамические наушники
являются самыми распространёнными и выпускаются во множестве форм — от портативных складных моделей до высокопроизводительных студийных мониторов. Звуковые преобразователи таких устройств представляют собой миниатюрные динамики, состоящие из диафрагмы, соединённой со звуковой катушкой, которая двигается в магнитном поле, создаваемом постоянными магнитами. Динамические наушники очень надёжны, они самый распространённый тип головных телефонов, применяемых в студиях звукозаписи.
Электростатические

наушники
оснащены тонкой и лёгкой диафрагмой, вибрирующей внутри электростатического поля. Благодаря быстрому отклику, они передают звук с высокой степенью детализации и точности звучания. Источник постоянного тока высокого уровня напряжения поляризует диафрагму, «подвешенную» между двумя металлическими пластинами, называющимися статорами. Поляризатор чаще всего работает на переменном токе, но встречаются и поляризаторы с батарейным питанием. Под воздействием сообщаемого им аудио сигнала статоры преобразуют электростатическое поле, в котором перемещается диафрагма. Возможен вариант излучателя с одним статором, однако взаимодействие двух дает максимальную точность передачи звука. Такие наушники должны быть снабжены специальным усилителем, усиливающим аудио сигнал то сотен вольт. В качестве альтернативы дорогой электронике в данном случае может выступать трансформатор, соединенный с выходами обычного усилителя. Электростатические наушники обычно дорогие, и уступают по громкости динамическим наушникам.
Электретные наушники
имеют перманентно поляризованную диафрагму (или содержат поляризующий материал, создающий электростатическое поле), таким образом, они не нуждаются в поляризующем напряжении. Недостатком является то, что со временем электретный элемент обычно деполяризуется и нуждается в замене. Их необходимо проверять каждые 5 - 10 лет.
Беспроводные наушники
:
на инфракрасной передаче
и
радионаушники.

Инфракрасные наушники (инфракрасная передача используется также в пультах дистанционного управления телевизором) имеют радиус действия около 10 метров и для стабильного приёма должны находиться на «линии прямой видимости» с передатчиком. Радиус действия радионаушников достигает 100 метров, при этом стены не являются препятствием. К сожалению, беспроводные наушники обычно создают «шипение» на заднем плане, однако системы с цифровым кодированием сигнала обеспечивают минимизацию помех. Нахождение нескольких передатчиков на близком расстоянии может вызвать помехи, если только они не оперируют на разных частотах. Для лучшего качества звука рекомендуются системы с несколькими каналами, позволяющие совмещать несколько передатчиков и выбирать наиболее приемлемую частоту.
Наушники с системами шумоподавления.
Различают два вида наушников с шумоподавлением: наушники с системами активного и пассивного шумоподавления. Наушники
с активным
шумоподавлением оснащены устройствами, улавливающими окружающие звуки с помощью миниатюрных микрофонов и генерирующими обратный сигнал внутри чашки наушника для нейтрализации шума (до 70% или 10 дБ). В данном случае, хорошие результаты показывают, накладные наушники, целиком обхватывающие ушную раковину, обеспечивая тем самым дополнительное пассивное шумоподавление внешних высокочастотных звуков. Наушники
с системой пассивного
шумоподавления — это закрытые наушники, целиком обхватывающие ушную раковину, конструкция которых разработана специально для достижения максимальной фильтрации внешних звуков. Такие наушники тяжелее, чем обычные накладные или мониторные наушники, поэтому могут доставлять некоторое неудобство при длительном ношении. Такие наушники используются на фабриках, гоночных трассах и других местах с сильным широкополосным шумом внешней среды. Вынужденным недостатком этих наушников является то, что звукопоглощающий материал может влиять на качество звука, например, ослабляя звучание басов.
Наушники с моделированием объёма звукового пространства
Наушники с моделированием пространства позволяют почувствовать акустический объём звукового поля.
Наушники

с

«перекрёстным»

звучанием
обладают подвижными ушными динамиками, которые слегка отстают от ушей. Таким образом, каждое ухо частично слышит звук из динамика другой стороны.
Вибрирующие наушники.
Вибрирующие наушники пытаются передать физические ощущения от низких частот с помощью специально вмонтированного модуля, вибрирующего в соответствии с низкими частотами воспроизводимой музыки. Таким образом, человек не только слышит басы, но и чувствует их. Такие наушники широко используются для игр и прослушивания музыки.
Вывод:
выбор наушников — процесс индивидуальный. Разным людям подходят наушники разного типа и размера. При выборе наушников необходимо учитывать, где и когда они будут использоваться. Не менее важными факторами являются форма и размер ушей пользователя, а также требуемое качество звука. Наушники
используются как профессионалами в области звука, так и людьми с дефектами слуха, но у них разные предпочтения и критерии оценки.
«Коварные» наушники
Американские ученые из Гарвардской медицинской школы провели исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. И пришли к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши повышают уровень звукового давления на внушительную величину. Допустимое время нахождения в наушниках: Таким образом сделаем вывод, что наиболее безопасны для слуха — supra-aural. Наиболее вредны — isolator. Чтобы лучше представить эти виды наушников мы представим их иллюстрацию: Проходя мимо стайки подростков или студентов, громко и возбужденно общающихся друг с другом, зачастую завидуешь их беззаботности и возможности не скрывать свои чувства, а, напротив, во всеуслышание оповещать о них мир. Но ощущение зависти быстро пропадает, сменяясь сочувствием, потому что мне-то прекрасно известно, что кричат они вовсе не от избытка чувств, а просто потому, что... плохо слышат. Вряд ли в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного магнитофона Walkman из японской компании Sony задумывались над тем, что их изобретение приведет через несколько лет к возникновению целых поколений людей, потерявших слух смолоду. Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники на улице, в спортзале, в транспорте и везде, где только можно, неизбежно ведет к Уровень громкости Supra-aural Earbud Isolator 15-30дБ Неограниченно Неограниченно Неограниченно 30-50дБ 20ч 6ч 3-4ч 50-80дБ 4ч 2ч 30 мин 80-100дБ 50-60мин 10мин 5 мин
снижению слуха. К сожалению, на плеерах нет грозных надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью, в лучшем случае упоминания об этом содержатся в инструкциях. Впрочем, в Европейском сообществе был принят закон, ограничивающий максимальное звуковое давление, производимое наушниками портативных плееров 100 децибелами, а та же компания Sony, опомнившись, стала применять в своих плеерах систему принудительного ограничения громкости. Тем не менее, из всех моих знакомых, владеющих и владевших такими плеерами, никто не признался в том, что когда-либо пользовался этой системой. Напротив, все в один голос заявляли: "получается слишком тихо". Люди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссеры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров. Почему? Все дело в том, что портативные звуковоспроизводящие устройства породили целый новый класс головных телефонов - так называемые "затычки", вставляющиеся внутрь ушной раковины. Конечно, MP3-плеер размером со спичечный коробок смотрится более чем нелепо с полноценными закрытыми наушниками, да и бродить по улицам с такой громоздкой конструкцией просто неудобно. В результате сначала были придуманы облегченные открытые наушники, скрепленные тонкой узкой металлической полосой, затем пытливые умы решили отказаться от этой полосы и разработали наушники, вообще не соединенные оголовьем-ободом, а крепящиеся клипсой за ушной раковиной, как слуховые аппараты. Но апофеозом миниатюризации стали наушники-вкладыши, "затыкающие" ушную раковину как "беруши". Как и другие типы "портативных" наушников, вкладыши формально относятся к открытому типу, поскольку считается, что они не препятствуют проникновению в ухо звуков из окружающего мира. Впрочем, у некоторых моделей гораздо больше общего с закрытыми наушниками, поскольку они почти герметично изолируют органы слуха от внешнего мира (наглядный пример - дорогущие Etymotic, в прямом смысле забиваемые в уши как резиновые пробки). Принципиальное же отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху. "Катализаторами" процесса является ослабленный организм, стрессы, курение и алкоголь. Не правда ли, типичный набор, к примеру, для рок-концерта? Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провел исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. Результаты этого исследования были опубликованы в декабрьском номере научного журнала Ear and Hearing за 2004 год. Ученый пришел к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши такого типа, как, например, поставляемые в комплекте с плеерами Apple iPod, повышают уровень звукового давления на внушительную величину, достигающую 9 дБ. Цифра может показаться незначительной, если не знать, что децибелы - это логарифмическая единица измерения относительного уровня сигнала. Иными словами, увеличение уровня звукового давления на 9 дБ означает его без малого
двукратное увеличение! Для сравнения, максимальный уровень звучания очень громкого мужского пения составляет порядка 90 дБ, а поп-ансамбль со всеми его многочисленными усилительными установками выдает звуковое давление всего на 10 дБ больше. Таблица громкости: Минимально улавливаемый звук здоровым ухом 10-15дБ Шепот 20дБ Обычный разговор 30-35дБ Крик 60дБ На дискотеках 95дБ Ночные клубы 100дБ Поп-концерт 120дБ Рок-концерт 140дБ Работающий реактивный двигатель 140дБ Из этой таблицы можно сделать вывод что, это серьезное испытание для ушей. По словам сурдологов, уровень шума в 95 дБ не вызывает опасений, когда ребенок посещает дискотеки раз в неделю. Однако в ночных клубах чаще всего играет музыка громкостью больше 100 дБ. Во время обычного поп-концерта уровень шума достигает 120, а на концертах рок-музыки -140 децибелов. Приблизительно такой шум создает работающий реактивный двигатель. Это серьезное испытание для ушей. А если в дополнение к этому несколько часов слушать плеер, полученный вред суммируется. Громкость рок-музыки, проигрываемой на CD-плеере на полной мощности, почти постоянно превышает 100 децибел. Звуковое давление, которое возникает при пользовании наушниками, всего за несколько часов, а иногда и минут может вызвать необратимые повреждения уха. Это постоянное раздражение барабанной перепонки, такое же, как у механизатора, который постоянно сидит в тракторе. Не зря Всемирная организация здравоохранения выступает за то, чтобы запретить продажу плееров мощностью более 105 децибелов. Впрочем, проведенные исследования показывают, что люди очень разнятся в восприимчивости к шуму. То, что лишит одного возможности слышать, может оказаться легко переносимым для другого. Из этих последних, надо полагать, и вербуются поклонники «металла».
Технические характеристики
На упаковке практически любых наушников вы найдёте их технические характеристики, то есть описание профессиональным языком того, как должны звучать эти наушники. Заявленные производителем характеристики любого товара часто бывают несколько завышенными. Однако в случае с наушниками они могут оказаться совершенно нерелевантными и вводящими в заблуждение. Стоит ещё раз повторить: звучание наушников очень сильно зависит от формы головы и ушей пользователя. Поэтому наушники с «хорошими» показателями не обязательно нравятся всем, и наоборот, «плохие» технические характеристики еще не говорят о плохом звучании.
Наушники для людей с дефектами слуха

Такие наушники должны уметь воспроизводить звук высокой громкости с минимальными искажениями, в этом они схожи с профессиональной аппаратурой, используемой музыкантами и аудиоинженерами. При выборе наушников следует послушать их как со слуховым аппаратом, так и без него. Наушники можно носить и на слуховой аппарат, если последний оснащён T-катушками, способными воспринимать сигналы с магнитов головных телефонов. Если аппарат имеет совместимые T-катушки, то его использование вместе с наушниками не помешает человеку слышать внешние сигналы, например звонок телефона, благодаря индукционной петле аппарата. Индукционная петля, в принципе, может передавать и сам аудиосигнал, точнее только его моно-версию. Сходство слуховых аппаратов и беспроводных наушников или ушных мониторов состоит в том, что все они имеют встроенный усилитель. Однако в отличие от слуховых аппаратов наушники могут воспроизводить стереозвук. Так, люди с нормальным слухом часто пользуются ими именно для получения дополнительного объёма. Некоторые производители наушников выпускают звукоусиливающие наушники, которые могут использоваться как слуховой аппарат. Такие модели обычно обеспечивают полное стерео, что позволяет легко распознать направление звука. Люди с дефектами слуха могут также воспринимать лишь ограниченный динамический диапазон («расстояние» между минимально различимым сигналом и громким, но не вызывающим дискомфорт звуком) по сравнению с динамическим диапазоном, характерным для нормального слуха. Для сужения воспроизводимого динамического диапазона можно воспользоваться аудиокомпрессором или ограничителем.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Прежде чем покупать модные наушники, трижды задумайтесь над тем, а хотите ли вы, чтобы вы получили тяжелые и необратимые повреждения слуха? Тугоухость - это приговор для обучающихся музыке, ведь они не смогут отличать нюансы звучания своего инструмента, так и не научившись на нем играть. Даже профессиональные музыканты, уже в зрелом возрасте столкнувшиеся со снижением слуха, но владеющие своим инструментом уже на интуитивном уровне, вынуждены ограничивать или полностью прекращать выступления и занятия музыкой. Самый свежий пример - Фил Коллинз, объявивший о прекращении концертной деятельности из-за прогрессирующего снижения слуха. Что же говорить о детях и подростках, которые только начинают овладевать музыкальным инструментом? Если вы все-таки решились купить наушники, обязательно познакомьтесь с правилами слуховой гигиены. Здесь важно чувство меры: одно дело - на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое - не вынимать из ушей орущие "затычки" в течение полуторачасовой поездки в институт на общественном транспорте.


5.ВЫВОДЫ:

1)
Польза и вред, приносимые наушниками:

6.ЛИТЕРАТУРА:
1) Н.В Гулиа «Удивительная физика» (О чем умолчали учебники), Москва, «Издательство НЦ ЭНАС»,2003г. 2) Б.М Яворский и др. «Справочник по ФИЗИКЕ» (для инженеров и студентов вузов), Москва ОНИКС Мир и образование,2006г. 3) Система стандартов безопасности труда (Государственный комитет СССР по стандартам, Москва,1984г. 4) Журнал Ear and Hearing, 2004 г. 5)Угринович Н., Богова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям», Москва, 2002 г. 8)Энциклопедия «Физика и техника», Издательство «Аванта», Москва, 2001 г


В раздел основное общее образование