"Секреты текста"
программа курса по выбору учащихся
Автор: Дегтярева Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ-СОШ №14, город Армавир Краснодарский край
В раздел основное общее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору учащихся «Секреты текста»
Количество часов по программе 17; в нед. 1 час Класс 9 Б Уровень базовый Срок реализации 2016-2017 учебный год Учитель Дегтярева Оксана Викторовна Программа разработана на основе Сборника программ элективных курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке/ Ред.коллегия: Хлопова Т.П., Байрачный Н.Е./Автор-Гращенкова А.М./ г.Краснодар, 2005г. название используемой для разработки программы реквизиты (издательство, год) 1
Пояснительная
записка
Рабочая программа элективного курса «Секреты текста» составлена на основе авторской программы учителя ГращенковойА.М.,учителя русского языка и литературы СОШ №22 г. Краснодар ,взятой из Сборника программ элективных курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке/ Ред.коллегия: Хлопова Т.П., Байрачный Н.Е./Автор Гращенкова А.М./ г.Краснодар, 2005г. Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и в формате ГИА. Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет факультативный курс «Секреты текста». Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения. Цели курса: Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Важнейшей целью курса является повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Задачи курса: 1) Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания; 2) Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические, и пунктуационные; 3) Воспитание личности, бережно относящейся к слову, как неотъемлемой части русской национальной культуры. Формы обучения: 1) лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе; 2) семинарские занятия; проектно-исследовательская деятельность. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих: 2
примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики; высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке; лингвистические справки о происхождении терминов; определение новых понятий. Методические принципы построения курса: нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна); избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий; минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала; равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей. Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Занятия в соответствии с программой курса предполагают: повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением; выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста; выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа. Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть). Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим электронное учебное пособие, имеющее печатный аналог, содержание которого призвано научить обучающихся самостоятельно ставить и решать проблемы, т.к. в нем используется проблемный стиль изложения учебного материала. В учебном пособии представлен справочно-методический аппарат: схемы, контрольные вопросы, творческие задания, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.); список литературы для учащихся; методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических и лабораторных занятий, примерные темы творческих заданий; тексты для анализа. Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь. 3
В программу включен пример планирования работы с обучающимися по курсу, где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, творческие задания, указано примерное распределение учебного времени. Материалы для контроля Отрывки из художественных произведений; Тексты; Вопросы для обсуждения; Тесты. Сочинение на свободную тему. Ожидаемый результат На занятиях курса «Секреты текста» через нетрадиционные формы занятий, учащиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы. Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса, ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников обще учебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки. Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров
Таблица тематического распределения часов.
№ п/ п Разделы курса, темы Количество часов Авторская программа Рабочая программа 1 Введение 1 1 2 Текст. Основные признаки текста 9 7 3 Стилистические возможности языковых средств 11 5 4 Типы словесного выражения. Повествование, описание, рассуждение, их строение 1 1 5 Словесные изобразительно-выразительные средства. 11 3 4
6 Анализ текста. Зачетная работа 1 1 Итого 34 17 Содержание обучения, требования к подготовке учащихся программы в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету .
Список учебно-методической литературы
1.
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М : Дрофа, 2001
2.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слова. М., 1987.
3.
Власенков А. И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., 2008.
4.
Диденко С. А., Диденко Л. В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., Ростов-на-Дону, 2003.
5.
Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи. М., 1987.
6.
Никитина Е. И. Русская речь. 8 – 9 класс, М., 2003.
7.
Паскевич Н. Я. Уроки мастеров слова. Краснодар. 2008.
8.
Русский язык.9 класс. Итоговая аттестация /Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бандоля. -Ростов н/Д: Издатель МальцевД.А., М: Народное образование,2013
9.
Русский язык в школе. 2010-2013
10.
Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составители Рыбченкова Л.М., Скляров В. Л. 6-е изд. М., 2002.
11.
Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
12.
Югов А. Думы о русском слове. М., 1975. 5
Календарно
-
тематическое
планирование
№
п/
п
Кол-
во
часов
Дата
по
план
у
Дата по
факту
Тема
1
Введение
1. 1 Знакомство с целями и задачами курса. Слово! Это интересно. От слова к тексту. Текст (понятие)
7
Текст. Основные признаки
текста
2. 1 Микротема. Абзац. Тематическое и композиционное единство частей текста. 3. 1 Грамматическая связь между частями текста. 4. 1 Стилевое единство текста. Стиль как категория словесности. Формирование и функционирование стилей русского языка. Научный стиль. 5. 1 Особенности официально-делового стиля. 6. 1 Особенности публицистического стиля. 7. 1 Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля. Особенности стиля художественной литературы. 8. 1 Практическая работа (зачет)
5
Стилистические возможности языковых средств
6
9. 1 Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы. 10 1 Архаизмы, историзмы, славянизмы, неологизмы. Общеупотребительные, диалектные и заимствованные слова. Профессиональные и жаргонные слова. 11 1 Поэтическая лексика. Фразеология. Крылатые слова. Из истории слов и выражений. 12 1 Народное слово в литературном языке. 13 1 Литературная фразеология.
1
Типы словесного выражения.
14 1 Повествование, описание, рассуждение, их строение.
3
Словесные изобразительно – выразительные средства.
15 1 Тропы. Эпитеты, их виды. Сравнения, их виды. Метафора, олицетворение, аллегория, перифраз. 7
16 1 Метонимия, ирония, гипербола, метода. Стилистические фигуры. Анафора, эпифора, стык, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, рефрен, риторический вопрос, умолчание, инверсия. 17 1 Звуковые изобразительно – выразительные средства. Словесно – звуковые, изобразительно – выразительные средства (ознакомительно) Ритм и интонация в прозе и стихах. Анализ текста. Зачетная работа «Я раскрываю секреты текста» (Урок – зачёт) 8
9
В раздел основное общее образование