Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль песочной терапии в детском возрасте"

статья

Автор: Севрюкова Юлия Игоревна, студен, НИУ БелГУ, Белгород



В раздел основное общее образование




Роль песочной терапии в детском возрасте

Ключевые слова: «песочная терапия»; Маргарет Ловенфельд, Мелани

Кляйн, стадии игры; агрессивные дети, стрессовая ситуация.
Техника «песочная терапия» появилась в рамках юнгианского аналитического подхода и основывается на работе с символическим содержанием бессознательногокак источником внутреннего роста и развития. Наблюдения и опыт позволяют говорить о том, что игра с песком оказывает позитивное влияние на эмоциональное самочувствие детей. В 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд была описана игра с песком как консультативная методика. В игровой комнате основанного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один из них наполовину был наполнен песком, а другой – водой, и формочки для игры с песком. Эксперимент показал, что дети использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». М.Кляйн полагала, что детская игра направляется скрытыми мотивами и позволяет проникнуть в детское бессознательное. Мелани Кляйн исходила из предположения, что действия, по сравнению с речью, более свойственны ребенку. Она предоставляла ребенку большое количество мелких игрушек и давала возможность самому создать свой игрушечный мир. Действия, совершаемые ребенком, она сопровождала интерпретациями. Эти действия ребенка она сравнивала со свободными ассоциациями взрослых людей. Игра с песком – это естественная и доступная ребенку форма деятельности. Но часто ребенок не может выразить словесно свои переживания, страхи. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушек, создавая собственный мир из песка, он освобождается от напряжения. Наблюдения психологов показывают, что первые совместные игры детей демонстрируют родителям особенности развития и поведения их детей. При игре с песком у ребенка усиливается желание узнать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы
(восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика). Песок обладает способностью «заземлять» негативную энергию, что актуально при работе с «особыми» детьми. Благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребенок интенсивнее осваивает буквы и цифры, понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времен года. В песочной терапии ребята обретают внутреннюю свободу и уверенность в том, что их примут такими, какими они есть. В процессе проведения песочной терапии можно выделить три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии «хаоса» ребенок несколько игрушек, сумбурно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Такие действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаток позитивной внутренней динамики. На данной стадии происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Частое повторение психотравмирующей ситуации может изменить эмоциональное отношение к ней. Данная стадия может занять как одно, так и несколько занятий. Стадия «борьбы» проявляется у проблемных детей. На песочный лист они бессознательно переносят внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога, реальные конфликтные взаимоотношения и т.д. Существа в песочнице уничтожают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через определенный промежуток времени может появиться герой или силы, которые восстанавливают справедливость и наводят порядок. На стадии «разрешения конфликта» наблюдается положительная динамика: мир, покой, возвращение к естественным занятиям. К.Г. Юнг полагал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Эффективный случай использования песочной терапии – это трудности общения у дошкольников. Трудности вхождения в детский коллектив и неумение учитывать интересы другого ребенка в совместной деятельности
приводят к обеднению коммуникативных способностей, оказывают негативное влияние на отношения в детском коллективе. Складываются сложные отношения с детьми своего возраста. Песочная терапия переводит восприятие ребенка на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальностью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. Песочная терапия важна при работе с агрессивными детьми. Агрессия причиняет физический и моральный вред окружающим людям. Но в душе такого «бунтовщика» живёт обида и ущемлённое самолюбие. При помощи песочницы агрессивный ребенок может создать свой мир, а затем сломать его, выплеснув свою агрессию. Создавая песочную композицию, ребенок рассказывает о себе без слов. Это дает возможность психологу проанализировать причины агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Песочная терапия позволяет работать с агрессивными детьми в направлении отрабатывания стереотипов реагирования в возможных конфликтных ситуациях. Песочная терапия способствует и проявлению потенциальных, ресурсных возможностей ребенка. Песочная терапияважна при работе с ребятами, пережившими стрессовые ситуации. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому, из-за отсутствия опыта, они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то неизвестное и страшное насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний и страхов преследовать его. Стресс у дoшкольников может пр0являться частыми негодовaниями, возросшей требовательностью, частыми вспышками агрессии, слезной реакцией на новые обстоятельства. Песок позволяет ребенку расслабиться и забыть обо всех детских трудностях.
Развивающие игры с песком


-
делать очень полезный песочный массаж: пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т.д.); - делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т.д.; - рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой; - создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т.д.; - проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму); - проводить пальчиком по дорожкам, сделанным в форме букв или цифр, проговаривая названия, или сделать их выпуклыми (развитие моторики, изучение букв и цифр - мышечная память у детей очень сильная); - находить спрятанные в песке камешки, игрушки. Считать, сколько уже найдено, а сколько осталось найти; - создавать различные рельефы (холмики, горки, впадины, рвы, ямы, куличики, мосты, здания, замки, домики, норки, лабиринты и т. д.); - создавать сказочные или реальные композиции, расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, фигурки людей или животных, небольшие игрушки (например, машинки).
Упражнение. Необычные следы.
Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения. Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например: - "идут ведмеди" - ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок; - "прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях. - "ползут змеи" - ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
-"бегут жучки, паучки" - ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - "жучки здороваются") -«крокозябла» - ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти. После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 340 с. 2. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога: психологический практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с. 3. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 568 с. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400с. 5. Селезнева Г.Н. Гендерные особенности агрессии у детей с синдромом задержки психического развития в младшем возрасте/ Научные труды SWorld. 2012.Т. 20. №4. С.73-77 6. Селезнева Г.Н. Изучение тревожности в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития/ Научные труды SWorld. 2012.Т. 20. №4. С.77-81


В раздел основное общее образование