"Внеурочная деятельность и дополнительное образование, как средство формирования первичных трудовых навыков учащихся"
cтатья
Автор: Светлакова Любовь Дмитриевна, учитель технологии, МБОУ города Иркутска СОШ №7, город Иркутск, Иркутская область
В раздел основное общее образование
Внеурочная деятельность и дополнительное образование,
как средство формирования первичных трудовых навыков
учащихся.
Роль учреждений дополнительного образования и внеурочной деятельности в деле формирования трудовых навыков достаточно велика. Под влиянием вызовов современного общества составители программы «Технология» основного общего образования включили в неё разделы, посвящённые организации производства, ознакомлению с сущностью современных и перспективных технологий, изучению свойств личности актуальных для выбора профессии и др. Соответственно уменьшена доля учебного времени на формирование трудовых умений и навыков. Это явление вполне понятно и объяснимо, но возможность формирования детьми трудовых навыков ушла и из повседневной жизни. В семье практически исчез совместный созидательный труд – вещи никто не чинит, не делает, не творит. Купить легче, чем создавать самому. В дошкольном возрасте дети не имеют возможности каждодневной тренировки мелкой моторики, поскольку пуговицы, банты и пряжки заменены молниями, резинками и липучками. Если нет каждодневной тренировки мелких движений руки, нет бытовой тренировки навыков и умений, необходимых для уверенного владения рукой, нет целенаправленного обучения творческому, радостному труду, мы должны заниматься этим специально. Решению этой проблемы способствует внеурочная деятельность и дополнительное образование с его системой творческих объединений. Наилучший способ решения проблемы – прикладное творчество, которое соединяет в себе искусство, творчество и различные виды производительного труда. В трудах известных педагогов и психологов обращается внимание на то, что развитие мелкой моторики напрямую связано с раскрытием интеллектуального потенциала личности. (Сухомлинский, Сиротюк) Различные виды рукоделия прекрасно развивают мелкую моторику и точность движений, способствуют становлению эмоционально-целостного
отношения к миру, развитию способностей эстетического восприятия, самоутверждения в социуме. В ходе занятий прикладным творчеством формируются такие личностные качества, как терпение, аккуратность, умение планировать свою деятельность, выполнять действия в определённом алгоритме, работать в группе. В занятиях прикладным творчеством соединяются современные методики обучения и принципы народной педагогики, обучающиеся приобщаются к источнику народной мудрости. Концепция развития дополнительного образования детей определяет современное дополнительное образование, как открытое вариативное образование с миссией наиболее полного обеспечения прав человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. В XXI веке приоритетом образования должно стать преобразование жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. В то же время, именно условия внеурочной деятельности и дополнительного образования позволяют осуществлять познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность. Концепция отмечает, что инфраструктура дополнительного образования детей отстаёт от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании, инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью. Крупные учреждения дополнительного образования, имеющие сравнительно неплохую материальную базу и большой выбор образовательных программ не у всех детей находятся в «шаговой» доступности. Сеть творческих объединений при детских клубах, более доступных территориально, обычно
не имеет большого разнообразия программ и оснащённости. Продолжается отток высококвалифицированных кадров из системы. Одним из путей решения данных проблем концепция предлагает межведомственную и межуровневую кооперацию, интеграцию ресурсов. Реально эти проблемы решаются, используя площади и материальную базу общеобразовательных учреждений, привлекая учителей общеобразовательной школы в качестве совместителей на должности педагогов дополнительного образования. При этом польза от такого сотрудничества есть не только для учреждений дополнительного образования, но и для общеобразовательной школы, так как образовательная деятельность в условиях ФГОС предполагает большой блок внеурочной деятельности, количество ставок в штатном расписании общеобразовательной школы при этом достаточно ограничено. Совместная организация работы школ и домов творчества способствует сохранению педагогических кадров за счёт увеличения нагрузки педагогов, а ответственно и заработной платы, получаемой фактически на одном рабочем месте. Развитие трудовых умений и навыков у младших школьников через традиционные виды рукоделия позволяет совместить трудовое воспитание с эстетическим воспитанием. Сухомлинский писал: «Жизнь убедила: если ребёнок не знает труда, одухотворённого идеей творения красоты для людей, его сердцу чужды тонкость, чуткость, восприимчивость к тонким, «нежным» способам влияния на человеческую душу. Он огрубляется и воспринимает только примитивные «воспитательные приёмы»: окрик, принуждение, наказание. Отсюда грубость, разрушительные инстинкты подростков». В современном обществе на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.
При списочном составе группы в 15 человек, на занятии должно присутствовать не менее 12. Практика же показывает, что реально персональное образование и индивидуальный подход реально обеспечить в группе из 7, максимум 8 человек. Иначе, особенно на первых занятиях, к учителю выстраивается «очередь» из учеников за консультацией по ходу работы. Если детей на занятии в такой момент больше 10 и таких занятий получается несколько подряд, на последующее занятие приходят уже не все. Срабатывает принцип добровольности. В таком «естественном отборе» побеждают более энергичные и шумные. Уходят более тихие и сдержанные дети, а ведь многие из них пришли не потому, что любят, например, вязать крючком. Большинство и крючок, и как им работают, увидели впервые на занятии. Их отправили работающие мамы, в надежде, что ребёнок не только проведёт время с пользой, но и будет находиться под присмотром. Особенность многих современных молодых мам заключается в том, что они стремятся не отстать от стремительного темпа времени, рано отдают детей в детский сад, часто задерживаются на работе, не уделяя достаточно времени семье, теряют её и встают перед необходимостью работать ещё больше. Поэтому ребёнок приходит в кружок не только за новыми умениями, но и за вниманием и общением, как с ровесниками, так и со взрослым, которому небезразличны его проблемы, успехи и неудачи. Ситуации бывают парадоксальными, когда абсолютно неухоженный ребёнок, мама которого явно не находит достаточно времени для своего ребёнка, оказывается, едет со своей мамой на заграничный курорт. Хорошо, если в то время, когда мама зарабатывала деньги, ребёнок был на кружке, и на него у педагога хватило времени и душевного тепла. Когда на занятии 12 человек или больше, у каждого индивидуальная работа на своей индивидуальной степени готовности, есть вероятность, что этот ученик опять окажется наедине сам с собой. Эту проблему затрагивает и концепция развития дополнительного образования детей, которая провозглашает поддержку образовательных
программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально- экономическим статусом).
В раздел основное общее образование