Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Подготовка к ГИА: повторение курса ботаники"

методическое пособие

Автор: Ггомбоева Дари Дашеевна, учитель биологии, МАОУ "СОШ №5 г.Закаменск", г.Закаменск, Республика Бурятия



В раздел основное общее образование




Подготовка к ГИА: повторение ботаники

Методическое пособие для учащихся.

Автор: Гомбоева Дари Дашеевна, учитель биологии

МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»
Методическое пособие « Подготовка к ГИА: повторение ботаники » содержит раздаточный материал, который может быть использован учителями биологии и выпускниками 9 - 11-х классов при повторении и систематизации важных тем ботаники. Материал содержит понятийный аппарат, схему описания важных свойств жизнедеятельности растений, особенности, присущие только растениям. Использование на уроках или в самостоятельной деятельности позволит обучающимся свободно ориентироваться в многообразии растительного мира, выделять особенности строения и жизнедеятельности; а также будет способствовать формированию глубокого интереса к изучению раздела «Растения»
Введение
Ботаника в основной и средней школе изучается в 5-6 классах. К 9 классу ученики частично забывают материал данного раздела. При подготовке к ГИА для повторения и систематизации материала и получения обучающимися более глубоких и прочных знаний, я предлагаю использовать раздаточный материал «План характеристики растений». Данный материал может использоваться на уроках учителем, а ученикам он пригодится при самостоятельной подготовке к сдаче итогового государственного экзамена по биологии. Растения – это живые организмы. Им присущи общие признаки, однако, имеются и свои характерные особенности. Изучение растений в курсе школьной программы происходит по единому алгоритму: в первую очередь мы изучаем среду обитания, затем строение, питание, размножение и значение. Если обучающиеся прочно усвоят понятийный аппарат, принципы классификации, элементы характеристики растений и усвоят алгоритм изучения раздела ботаники, то им будет гораздо легче ориентироваться в многообразии растений и выделять особенности строения и жизнедеятельности. Данный раздаточный материал я использую в своей педагогической практике на протяжении многих лет и считаю, что это дает положительный эффект. Мои ученики успешно сдают итоговый государственный экзамен по биологии в девятом и в одиннадцатом классах.
План характеристики растений
1. Среда обитания
2. Строение 3. Питание 4. Дыхание 5. Размножение 6. Значение
Среда обитания
1. В какой среде живут? 2. В каких экологических условиях обитают? (местообитание)
Строение
1. Из скольких клеток состоит тело? (одноклеточное или многоклеточное растение?) 2. Какие ткани имеются у организма? 3.Части тела. 4. Размеры 5. Жизненная форма. 6. Продолжительность жизни. 7. Вывод: какое это растение по строению? (Высшее или низшее?)
Питание
1. Какие вещества нужны для питания? 2. Откуда и как растение получает минеральные вещества? 3. Откуда и как растение получает органические вещества? 4. Вывод: кем является по способу питания? (автотроф или гетеротроф).
Дыхание
1.Что такое дыхание? 2. Каким газом дышит? Откуда растение получает необходимый для дыхания кислород? 3. Как кислород поступает в организм? 4. Значение кислорода. 5. Вывод: кем является по способу дыхания? (аэроб или анаэроб?)
Размножение
1.Что такое размножение? 2. Значение размножения. 4. Виды размножения. 5. Рассказать, как размножается растение.
Значение растения
1.Значение растения в природе. 2. Значение растения в жизни человека.

Основные понятия по разделу «Ботаника»

Среда обитания
Наземно - воздушная Почвенная Водная Организменная Лес, болото, степь, луг и др. Верхний слой почвы, в толще почвы Соленая, пресная, сточная, проточная вода (озеро, пруд, река и т.д.) Тела других живых организмов (бактерий, растений, животных, человека)
Экологические факторы
Все факторы среды, оказывающие влияние на организм Абиотические Биотические Антропогенные Влияние на растения неживых объектов и явлений природы (воды, света, температуры, воздуха, почвы, влажности и т.д.) Влияние других живых организмов: микроорганизмов, растений, животных, грибов ит.д. Влияние деятельности человека
Культурные растения
– растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей.
Дикорастущие растения
– это растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека.
Продолжительность жизни

Многолетние
– растения, которые живут очень долго, много лет
Однолетние
– растения, которым для образования плода и семян нужно несколько месяцев, не более одного года.
Двулетние
– растения, которым для образования плода и семян нужно 2 года (в 1-й год у них формируются вегетативные органы, а на 2-й год – генеративные органы) - Береза, пырей, лилии и т.д. Астра, пшеница, редис и т. д. Морковь, свекла, капуста, репа и т.д.
Жизненная форма

Дерево

Кустарник

Кустарничек

Трава
1 одревесневший стебель (ствол) Несколько одревесневших стеблей - стволиков Короткие одревесневшие стебли - стволики Зеленый, сочный стебель
Строение тела


Доклеточные
организмы – не имеют клеточного строения
Клеточные
организмы – имеют клеточное строение
Одноклеточные
–тело состоит из одной клетки Вирусы Многоклеточные – тело состоит из множества клеток
Прокариоты (
доядерные) – в клетке нет ядра
Эукариоты
(ядерные) – в клетке есть ядро.
Низшие растения

Высшие растения
Тело не расчленено на отдельные органы, называется слоевищем ( или талломом) Тело представлено органами(прежде всего стеблем и листьями, т.е. побегом) Водоросли, печеночники Листостебельные мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения
Органы –
это части организма, выполняющие в нем определенные функции.
Вегетативные органы
– органы, выполняющие функции питания, обмена с окружающей средой
Генеративные органы
– органы, служащие для полового размножения 1. Побег – стебель, листья, почки 2. Корень 1.Цветок 2.Плод 3. Семена
Ткани растений

Ткань
– группы клеток и межклеточного вещества, сходные по строению, функциям, имеющие общее происхождение
Название ткани

Особенности строения

Функции
1.Покровная Клетки мелкие, плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Защитная 2.Образовательная Клетки расположены близко друг к другу, постоянно делятся Образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. 3.Основная: А) фотосинтезирующая Б) Запасающая Содержит хлорофилл Крупные вакуоли Фотосинтез Запасание питательных веществ 1. Проводящая: А) древесина (восходящий ток); Б) луб (нисходящий ток) Сосуды и трахеиды Ситовидные трубки Проводится вода с растворенными в ней солями Проводятся органические
вещества 4.Механическая Клетки с очень прочными, одревесневшими оболочками Прочность, твердость
Питание
– поступление питательных веществ в организм
Питательные вещества

Минеральные
(получают из окружающей среды )
Органические
(сами синтезируют или питаются готовыми ) Вода Белки Минеральные соли Жиры Углеводы
Способ питания

Автотрофы-
сами синтезируют органические вещества
Гетеротрофы
– питаются готовыми органическими веществами
Фотосинтетики –
синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза
Сапрофиты (
от греч. «сапрос» –«гнилой») – питаются органическими веществами мертвых тел или выделениями живых организмов
Хемосинтетики –
синтезируют органические вещества за счет энергии окисления неорганических веществ
Паразиты –
питаются органическими веществами живых организмов
Симбионты –
(от греч. «симбионтос» - сожительствующий) – живут совместно с другими организмами и часто приносят пользу.
Дыхание –
поглощение кислорода и выделение углекислого газа
Аэробы
– организмы, для дыхания которых нужен кислород
Анаэробы
– организмы, для дыхания которых кислород не нужен Значение кислорода: кислород окисляет сложные органические вещества до простых неорганических веществ (воды и углекислого газа) и при этом выделяется энергия, необходимая на все процессы жизнедеятельности Энергию в этих условиях они получают в результате брожения органических веществ
Размножение
– воспроизведение себе подобных, увеличение числа особей.
Значение размножения:
1. Продолжение рода; 2. Сохранение вида.
Виды размножения

Бесполое
- размножение без участия половых клеток. Участвует один родитель
Половое
размножение –размножение с участием половых клеток. Участвуют два родителя (чаще всего) Один родитель - гермафродит

Вегетативное
размножение – размножение вегетативными частями тела: побегом(корневищем, луковицей, клубнем), листьями, почками, корнями, кусочками слоевища
Гаметы
– половые клетки
Яйцеклетка
– женская половая клетка
Сперматозоид
(у семенных растений - спермии) – мужская гамета
Спора
– это специальная клетка, которая проявляет себя как зачаток организма растения
Оплодотворение
– процесс слияния спермия с яйцеклеткой
Деление
клетки
Зигота
– оплодотворенная яйцеклетка
Почкование

Зародыш
развивается из зиготы
Опыление –
перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика
Гаметангии –
половые органы
Архегонии
– женские половые органы, образующие яйцеклетку
Антеридии –
мужские половые органы, образующие сперматозоиды Гаметофит – организм, в органах которого образуются гаметы. Спорофит – организм, в органах, которого образуются споры.
Значение растений в природе:
1. Накопление органической массы. 2.Накопление энергии. Зеленое растение ( как автотрофный организм), поглощая световую энергию, преобразует ее в химическую и накапливает в сложных органических соединениях. 3. Обеспечение постоянства содержания углекислого газа в атмосфере (0,03%). 4. Накопление кислорода в атмосфере. 5.Создание почвы на Земле. Без органических соединений почва не образуется. От количества органических веществ – гумуса – зависит плодородие почвы.
Классификация растений.
1. Империя (неклеточные и клеточные) 2. Надцарство (прокариоты и эукариоты) 3. Царство (растения, животные, грибы, бактерии, археи, вирусы) 4. Подцарство (настоящие водоросли, красные водоросли и высшие растения) 5 .Отдел (например, папоротниковидные или покрытосеменные) 6. Класс (например, однодольные или двудольные) 7. Семейство (например, крестоцветные) 8. Род (редька) 9. Вид (например, редька дикая Рекомендуемая литература 1. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций – М.: Вентана – Граф, 2015. – 128с.: ил.
2. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций – М.: Вентана – Граф, 2015. – 192с.: ил. 3. Пономарева И.Н. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2013. – 240с.: ил.


В раздел основное общее образование