"Использование алгоритмов при изучении русского языка."
методическая разработка
Автор: Мещеринова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, ФГКОУ СОШ №8, город Севастополь, республика Крым
В раздел основное общее образование
Федеральное государственное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Методическая разработка
Использование алгоритмов при изучении русского языка.
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Мещериновой Т.В.)
г.Севастополь 2016г.
Пособие адресовано учителям и обучающимся 5-9 классов.
Использование алгоритмов способствует формированию прочных грамматических
навыков и ведёт к повышению орфографической грамотности учащихся.
Содержание I. Введение 2 II. Раздел 1 «Целесообразность использования алгоритмов» - 3 III. Раздел 2 «Из опыта работы» - 3-10 Алгоритмы: 1. Правописание –о- и –е- в окончаниях творительного падежа, в суффиксах существительных после шипящих и –ц-. 2. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, глаголах и суффиксах наречий. 3. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях? 4. Правописание –о-, -е- после –ц-. 5. Правописание окончаний существительных после суффикса –ищ- (плечище). 6. Правописание приставок на согласный, который оканчивается на букву –з- /-с-. 7. Правописание –н- и –нн- в прилагательных, образованных от глагола и причастия 8. Правописание прилагательных, образованных от существительных 9.Определение типа спряжения у глагола 10. Различение омонимичных предлогов, наречий и деепричастий 11. Разграничение кратких прилагательных от причастного образования и кратких причастий. 12. Разграничение видов подчинительной связи слов в словосочетании. 13.Определение разрядов числительных. 14.Определение лексико-грамматических разрядов прилагательных. 15. Определение грамматических категорий глагола. 16. Определение категории времени глагола. 17. Различения главной и придаточной части сложного предложения. 18.Определение разновидностей обстоятельственных придаточных. 19.Определение разновидностей придаточных. 20.Алгоритм, который дает понятие о разновидности союзных слов в разных типах придаточных. 21.Определение типов подчинения придаточных в многочленном СПП. IV. Выводы – 11 V. Список использованной литературы – 12
1. Введение.
Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка обеспечивается различными формами и методами работы. Необходимость развития универсальных учебных действий (УУД), являющихся неотъемлемой частью ядра ФГОС второго поколения, вызвана тем, что основной целью образования, сформулированной в стандарте, является развитие личности. Учителю приходится преодолевать пассивность мыслительной деятельности учащихся, возникающей большей частью в результате того, что ученики получают основную часть знаний в готовом виде. Им не приходиться добывать знания из учебников, справочников. Обучающемуся приходится запоминать много правил, много классификаций, поэтому задачи усвоения материала сводятся к тому, чтобы школьник вспомнил ту или иную классификацию явлений. Чтобы повысить эффективность знаний по русскому языку, многие учёные ищут формы, методы работы с учебным материалом, которые бы обеспечили усвоение материала. Учителя ищут различные приёмы, обеспечивающие облегчение усвоения материала. Многочисленные правила грамматики, синтаксиса необходимо учителем излагать в виде всей последовательности умственных операций, т.е. необходимо давать полный порядок рассуждения. А.Власенков определяет алгоритмы, исходя из тех функций, которые они выполняют при обучении. Он пишет: "Алгоритмы обучения- такие логические построения, которые вскрывают содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служат практическим руководством для выработки навыков"
Раздел 1.Целесообразность использования алгоритмов.
"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат"(Энциклопедический словарь) Алгоритм любого орфографического правила необходимо начинать с двух основных составляющих: определить состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем- алгоритмов). Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы. Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются: 1.Определенность (простота и однозначность операций). 2.Массовость (приложимость к целому классу задач). 3.Результативность (обязательное подведение к ответу). 4.Дискретность (членение на элементарные шаги)". Не следует алгоритм обучения путать с машинными алгоритмами - в них логические операции должны быть предельно элементарными; - шаги алгоритма обучения строятся с учетом фактического уровня развития учащихся и их предшествующей подготовки; - в алгоритмах обучения последовательность операций иногда определяется не логико- грамматическими или логико-математическими, а чисто дидактическими принципами; - алгоритм обучения допускает большую свободу в характере использования его учащимися (его предписания могут применяться по-разному). Система работы по алгоритмам предполагает, прежде всего овладение алгоритмами поиска Алгоритм помогает:
- осмыслить правило; - фиксирует ход рассуждений; - заставляет анализировать каждую выполняемую операцию; - содействует развитию навыков логического мышления; - вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения; - способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил. Т.о. способствует формированию регулятивных и познавательных УУД.
Раздел 2. Из опыта работы.
В своей работе использую алгоритмы уже в 5-м классе. Работаю с учебником русского языка Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Г.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. В структуре учебника заложены задания по развитию знаково- символических УУД (таблицы, схемы). Однако алгоритм не используется. Продуктивной считаю работу по освоению и составлению алгоритма на уроках русского языка. На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на уроках ознакомления с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер. Учащиеся ведут "Справочник по русскому языку" для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ. Приведу несколько самых распространенных правил, по которым мы с учащимися составили алгоритмы.
1. Правописание –о- и –е- в окончаниях творительного падежа, в суффиксах
существительных после шипящих и –ц-.
- Стоит ли гласный после шипящего или –ц- под ударением? ДА НЕТ Пишем –о- Пишем –е-
2. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в суффиксах и окончаниях
существительных, прилагательных, глаголах и суффиксах наречий.
- Находится ли гласный суффикса или окончания под ударением? ДА НЕТ - Это слово глагольная форма? (или образовано слово от глагола?). Пишем –е- ДА НЕТ Пишем -ё- Пишем -о-
3. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в корнях, суффиксах и
окончаниях?
- Находится ли гласный в корне?
ДА НЕТ -Меняется ли ударный гласный на –е- при изменении слова? -Падает ли ударение на суффикс или окончание? ДА НЕТ ДА НЕТ Пишем –ё- Пишем –о- - Это слово глагольная форма? Пишем –е- ДА НЕТ Пишем –ё- Пишем –о-
4. Правописание –о-, -е- после –ц-.
- Находится ли гласный под ударением? ДА НЕТ Произносится ли после –ц- -о-? Запомните: цокотуха, а также –о- в некоторых иноязычных словах (палеццо, скерцо, и др.) ДА НЕТ Пишем –о- Пишем –е-
5. Правописание окончаний существительных после суффикса –ищ- (плечище).
- Это существительное женского рода? ДА НЕТ Пишем окончание –а- Пишем окончание –е-
6. Правописание приставок на согласный, который оканчивается на букву –з- /-с-.
- Это приставка на –з-? ДА НЕТ - Стоит ли приставка перед глухим согласным? Согласный в приставке не меняется ДА НЕТ Пишем –с- Пишем –з-
7. Правописание –н- и –нн- в прилагательных, образованных от глагола и причастия
- Оканчивается ли слово на –ованный- или –еванный-? ДА НЕТ -нн- (искл.: кованый, жеваный ) - Имеет ли слово приставку (кроме -не) или зависимое слово? ДА НЕТ -нн- -Образовано ли слово от глагола несовершенного вида? ДА НЕТ -н- -нн-
8. Правописание прилагательных, образованных от существительных
– Образовании ли слово от существительного с основой на -н- с помощью суффикса -н-? ДА НЕТ -НН -Образовано ли слово при помощи –онн-, -енн- ДА НЕТ -нн- -н- (стеклянный, оловянный, деревянный )
9.Определение типа спряжения у глагола
-Является ли ударным окончание третьего лица множественного лица настоящего времени? ДА НЕТ -Это окончание –ут, -ют? ДА НЕТ - Ставим в неопределенную форму. - Оканчивается ли глагол в неопр. форме на –ить? I спр. II спр. ДА НЕТ II спр. (искл.:брить, стелить) Входит ли глагол в группу 11глаголов исключений? ДА(II спр. ) НЕТ (I спр.)
10. Различение омонимичных предлогов, наречий и деепричастий
- Стоит ли после данного омонима существительное в косвенном падеже? ДА НЕТ Предлог Наречие Надо ехать впереди колонны. Командир должен скакать впереди. - Стоит ли после слов благодаря, согласно, навстречу существительное в дательном падеже? Или местоимение? ДА НЕТ Предлоги Самостоятельные части речи Выздороветь благодаря лечению (Д.п.-предлог) Выйти от врача, благодаря его(Р.п.- деепричастие)
11. Разграничение кратких прилагательных от причастного образования и кратких
причастий.
- Можно ли к слову подставить Т.п. со значением производителя действия или Т.п. деятеля? ДА НЕТ Краткое причастие Краткое прилагательное -н- -нн-
12. Разграничение видов подчинительной связи слов в словосочетании.
- Выражено ли зависимое слово неизменяемой частью речи (наречием, деепричастием или неопределенной формой глагола)? ДА НЕТ Примыкание - Стоят ли главное и зависимое слово в одном роде, числе, падеже? ДА НЕТ Согласование Управление
Алгоритмы в грамматике.
13. Определение разрядов числительных.
- Обозначает ли числительное порядок предметов при счете?
ДА НЕТ Порядковые числительны е - Обозначают ли они определенное количество предметов? ДА НЕТ - Обозначают ли они часть от целого? Неопределенно- количественные слова (много, мало- местоимение или наречие) ДА НЕТ Дробные числительные - Обозначают ли они количество в их совокупности? ДА НЕТ Собирательны е Собственно- количественны е
14. Определение лексико-грамматических разрядов прилагательных.
- Обозначает ли прилагательное качество, свойство предмета, которое может проявляться с разной степенью интенсивности? ДА НЕТ Качественное - Обозначает ли прилагательное отношение к лицу или к животному? ДА НЕТ Притяжательное Относительное – Обозначает ли прилагательное свойство предмета через отношения к другому предмету или признаку? ДА НЕТ Относительное Качественное - Обозначает ли оно признак предмета по принадлежности? ДА НЕТ Притяжательное Относительное
15. Определение грамматических категорий глагола.
- Выражается ли грамматическая категория отношения действия к предмету?
ДА НЕТ Категория вида - Выражается ли категория отношения между действием субъекта и прямым объектом этого действия? ДА НЕТ Категория залога - Выражает ли категория отношения действия к действительности? ДА НЕТ Категория наклонения - Выражает ли категория отношения действия и его субъекта к говорящему? ДА НЕТ Категория лица Категория времени (выражает отношения, действия к моменту речи)
16. Определение категории времени глагола.
- Имеет ли форма времени глагола специальный показатель времени- суффикс –л-? ДА НЕТ Форма прошедшего времени Форма непрошедшего времени. - Это глагол совершенного вида? ДА НЕТ Будущее простое - Образуется ли форма времени с помощью вспомогательного глагола быть? ДА НЕТ Будущее сложное Настоящее время
Алгоритмы по синтаксису.
17. Различения главной и придаточной части сложного предложения.
- Имеется ли в данном простом предложении, входящем в состав сложного, союз или союзное слово? ДА НЕТ Придаточное предложение Главное предложение
18. Определение разновидностей обстоятельственных придаточных.
- Относится ли обстоятельственное придаточное ко всей главной части?
ДА НЕТ - Присоединяется ли придаточное союзами условия, уступки, следствия, цели, причины, времени, сравнения? - Соответствует ли придаточному в главной части указательное слово со значением места ДА НЕТ ДА НЕТ Вид придаточного соответствует значению союза Придаточное уступительное (с частицей –ни-) Придаточное места Придаточное образа места Где бы я не бывал, везде меня встречали приветливо.
19. Определение разновидностей придаточных.
- Отвечает ли придаточное на вопросы определения? ДА НЕТ Определительное - Отвечает ли на вопросы обстоятельства? ДА НЕТ Обстоятельственно е Изъяснительное
20.Алгоритм, который дает понятие о разновидности союзных слов в разных типах
придаточных.
- Замещает ли союзное слово существительное в главном предложении? ДА НЕТ Определительное - Имеет ли союзное слово косвенно вопросительное значение? ДА НЕТ Изъяснительное Присоединительное
21.Определение типов подчинения придаточных в многочленном СПП.
- Если в СПП придаточное предложение, которое подчиняет другое придаточное? ДА НЕТ Последовательное подчинение - Имеется ли между придаточными сочинительный союз, или можно его вставить? ДА НЕТ Однородное подчинение Параллельное подчинение
IV. Вывод. В ходе своей деятельности пришла к выводу, что использование на уроках алгоритмов очень удобно и оправданно, потому что на одном уроке можно рассмотреть правило, запомнить и научить практически применять его. Более того, это даёт очень хороший результат: у учеников появляется уверенность в своих способностях, школьники овладевают творческими умениями, формируется личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию. В результате освоения принципов алгоритма учащиеся легче запоминают трудные правила русского языка, глубже постигают внутриязыковые законы, более осознанно работают над изучаемым материалом. Хотя высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Но надо воспитывать не только творческое мышление. Огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий-навыков. Эти навыки – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. V. Список использованной литературы: 1.Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. 2. Гогун Е.А. Применение графической наглядности в целях овладения грамматическим понятием «глагол» (сопоставительный анализ современных учебников) // Начальное образование XXI века. Межвузовский сборник научно-методических статей. — Брянск, 2000. С. 30. 3. Дашко Л.И. Наглядные пособия по морфологии русского языка в V-VI классах средней школы и методика их использования: Автореферат … к. пед. н. — М.: 1954; Зельманова Л.М. Методика использования средств обучения на уроках русского языка. — М., 1990. 4.Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М., 2004. 5.Жиленко АХ. Использование алгоритмов при изучении орфографии // Русский язык в школе. - 1986. - N5. - С. 53-55. 6. Интернет-портал "Сеть творческих учителей". 7.Малащенко В.П. «Алгоритмы на уроках русского языка» (Ростов н/Д, 1979) 8.Сухих Л. В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности. - Издательский дом "Первое сентября", 1984. –22 с.
Методическая разработка
Использование алгоритмов при изучении русского языка.
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Мещериновой Т.В.)
г.Севастополь 2016г.
Пособие адресовано учителям и обучающимся 5-9 классов.
Использование алгоритмов способствует формированию прочных грамматических
навыков и ведёт к повышению орфографической грамотности учащихся.
Содержание I. Введение 2 II. Раздел 1 «Целесообразность использования алгоритмов» - 3 III. Раздел 2 «Из опыта работы» - 3-10 Алгоритмы: 1. Правописание –о- и –е- в окончаниях творительного падежа, в суффиксах существительных после шипящих и –ц-. 2. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, глаголах и суффиксах наречий. 3. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях? 4. Правописание –о-, -е- после –ц-. 5. Правописание окончаний существительных после суффикса –ищ- (плечище). 6. Правописание приставок на согласный, который оканчивается на букву –з- /-с-. 7. Правописание –н- и –нн- в прилагательных, образованных от глагола и причастия 8. Правописание прилагательных, образованных от существительных 9.Определение типа спряжения у глагола 10. Различение омонимичных предлогов, наречий и деепричастий 11. Разграничение кратких прилагательных от причастного образования и кратких причастий. 12. Разграничение видов подчинительной связи слов в словосочетании. 13.Определение разрядов числительных. 14.Определение лексико-грамматических разрядов прилагательных. 15. Определение грамматических категорий глагола. 16. Определение категории времени глагола. 17. Различения главной и придаточной части сложного предложения. 18.Определение разновидностей обстоятельственных придаточных. 19.Определение разновидностей придаточных. 20.Алгоритм, который дает понятие о разновидности союзных слов в разных типах придаточных. 21.Определение типов подчинения придаточных в многочленном СПП. IV. Выводы – 11 V. Список использованной литературы – 12
1. Введение.
Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка обеспечивается различными формами и методами работы. Необходимость развития универсальных учебных действий (УУД), являющихся неотъемлемой частью ядра ФГОС второго поколения, вызвана тем, что основной целью образования, сформулированной в стандарте, является развитие личности. Учителю приходится преодолевать пассивность мыслительной деятельности учащихся, возникающей большей частью в результате того, что ученики получают основную часть знаний в готовом виде. Им не приходиться добывать знания из учебников, справочников. Обучающемуся приходится запоминать много правил, много классификаций, поэтому задачи усвоения материала сводятся к тому, чтобы школьник вспомнил ту или иную классификацию явлений. Чтобы повысить эффективность знаний по русскому языку, многие учёные ищут формы, методы работы с учебным материалом, которые бы обеспечили усвоение материала. Учителя ищут различные приёмы, обеспечивающие облегчение усвоения материала. Многочисленные правила грамматики, синтаксиса необходимо учителем излагать в виде всей последовательности умственных операций, т.е. необходимо давать полный порядок рассуждения. А.Власенков определяет алгоритмы, исходя из тех функций, которые они выполняют при обучении. Он пишет: "Алгоритмы обучения- такие логические построения, которые вскрывают содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служат практическим руководством для выработки навыков"
Раздел 1.Целесообразность использования алгоритмов.
"Алгоритм - такое предписание, которое определяет содержание и последовательность операций, превращающих исходные данные в искомый результат"(Энциклопедический словарь) Алгоритм любого орфографического правила необходимо начинать с двух основных составляющих: определить состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем- алгоритмов). Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы. Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются: 1.Определенность (простота и однозначность операций). 2.Массовость (приложимость к целому классу задач). 3.Результативность (обязательное подведение к ответу). 4.Дискретность (членение на элементарные шаги)". Не следует алгоритм обучения путать с машинными алгоритмами - в них логические операции должны быть предельно элементарными; - шаги алгоритма обучения строятся с учетом фактического уровня развития учащихся и их предшествующей подготовки; - в алгоритмах обучения последовательность операций иногда определяется не логико- грамматическими или логико-математическими, а чисто дидактическими принципами; - алгоритм обучения допускает большую свободу в характере использования его учащимися (его предписания могут применяться по-разному). Система работы по алгоритмам предполагает, прежде всего овладение алгоритмами поиска Алгоритм помогает:
- осмыслить правило; - фиксирует ход рассуждений; - заставляет анализировать каждую выполняемую операцию; - содействует развитию навыков логического мышления; - вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения; - способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил. Т.о. способствует формированию регулятивных и познавательных УУД.
Раздел 2. Из опыта работы.
В своей работе использую алгоритмы уже в 5-м классе. Работаю с учебником русского языка Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Г.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. В структуре учебника заложены задания по развитию знаково- символических УУД (таблицы, схемы). Однако алгоритм не используется. Продуктивной считаю работу по освоению и составлению алгоритма на уроках русского языка. На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на уроках ознакомления с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер. Учащиеся ведут "Справочник по русскому языку" для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ. Приведу несколько самых распространенных правил, по которым мы с учащимися составили алгоритмы.
1. Правописание –о- и –е- в окончаниях творительного падежа, в суффиксах
существительных после шипящих и –ц-.
- Стоит ли гласный после шипящего или –ц- под ударением? ДА НЕТ Пишем –о- Пишем –е-
2. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в суффиксах и окончаниях
существительных, прилагательных, глаголах и суффиксах наречий.
- Находится ли гласный суффикса или окончания под ударением? ДА НЕТ - Это слово глагольная форма? (или образовано слово от глагола?). Пишем –е- ДА НЕТ Пишем -ё- Пишем -о-
3. Правописание гласных –о-, -ё-, -е- после шипящих в корнях, суффиксах и
окончаниях?
- Находится ли гласный в корне?
ДА НЕТ -Меняется ли ударный гласный на –е- при изменении слова? -Падает ли ударение на суффикс или окончание? ДА НЕТ ДА НЕТ Пишем –ё- Пишем –о- - Это слово глагольная форма? Пишем –е- ДА НЕТ Пишем –ё- Пишем –о-
4. Правописание –о-, -е- после –ц-.
- Находится ли гласный под ударением? ДА НЕТ Произносится ли после –ц- -о-? Запомните: цокотуха, а также –о- в некоторых иноязычных словах (палеццо, скерцо, и др.) ДА НЕТ Пишем –о- Пишем –е-
5. Правописание окончаний существительных после суффикса –ищ- (плечище).
- Это существительное женского рода? ДА НЕТ Пишем окончание –а- Пишем окончание –е-
6. Правописание приставок на согласный, который оканчивается на букву –з- /-с-.
- Это приставка на –з-? ДА НЕТ - Стоит ли приставка перед глухим согласным? Согласный в приставке не меняется ДА НЕТ Пишем –с- Пишем –з-
7. Правописание –н- и –нн- в прилагательных, образованных от глагола и причастия
- Оканчивается ли слово на –ованный- или –еванный-? ДА НЕТ -нн- (искл.: кованый, жеваный ) - Имеет ли слово приставку (кроме -не) или зависимое слово? ДА НЕТ -нн- -Образовано ли слово от глагола несовершенного вида? ДА НЕТ -н- -нн-
8. Правописание прилагательных, образованных от существительных
– Образовании ли слово от существительного с основой на -н- с помощью суффикса -н-? ДА НЕТ -НН -Образовано ли слово при помощи –онн-, -енн- ДА НЕТ -нн- -н- (стеклянный, оловянный, деревянный )
9.Определение типа спряжения у глагола
-Является ли ударным окончание третьего лица множественного лица настоящего времени? ДА НЕТ -Это окончание –ут, -ют? ДА НЕТ - Ставим в неопределенную форму. - Оканчивается ли глагол в неопр. форме на –ить? I спр. II спр. ДА НЕТ II спр. (искл.:брить, стелить) Входит ли глагол в группу 11глаголов исключений? ДА(II спр. ) НЕТ (I спр.)
10. Различение омонимичных предлогов, наречий и деепричастий
- Стоит ли после данного омонима существительное в косвенном падеже? ДА НЕТ Предлог Наречие Надо ехать впереди колонны. Командир должен скакать впереди. - Стоит ли после слов благодаря, согласно, навстречу существительное в дательном падеже? Или местоимение? ДА НЕТ Предлоги Самостоятельные части речи Выздороветь благодаря лечению (Д.п.-предлог) Выйти от врача, благодаря его(Р.п.- деепричастие)
11. Разграничение кратких прилагательных от причастного образования и кратких
причастий.
- Можно ли к слову подставить Т.п. со значением производителя действия или Т.п. деятеля? ДА НЕТ Краткое причастие Краткое прилагательное -н- -нн-
12. Разграничение видов подчинительной связи слов в словосочетании.
- Выражено ли зависимое слово неизменяемой частью речи (наречием, деепричастием или неопределенной формой глагола)? ДА НЕТ Примыкание - Стоят ли главное и зависимое слово в одном роде, числе, падеже? ДА НЕТ Согласование Управление
Алгоритмы в грамматике.
13. Определение разрядов числительных.
- Обозначает ли числительное порядок предметов при счете?
ДА НЕТ Порядковые числительны е - Обозначают ли они определенное количество предметов? ДА НЕТ - Обозначают ли они часть от целого? Неопределенно- количественные слова (много, мало- местоимение или наречие) ДА НЕТ Дробные числительные - Обозначают ли они количество в их совокупности? ДА НЕТ Собирательны е Собственно- количественны е
14. Определение лексико-грамматических разрядов прилагательных.
- Обозначает ли прилагательное качество, свойство предмета, которое может проявляться с разной степенью интенсивности? ДА НЕТ Качественное - Обозначает ли прилагательное отношение к лицу или к животному? ДА НЕТ Притяжательное Относительное – Обозначает ли прилагательное свойство предмета через отношения к другому предмету или признаку? ДА НЕТ Относительное Качественное - Обозначает ли оно признак предмета по принадлежности? ДА НЕТ Притяжательное Относительное
15. Определение грамматических категорий глагола.
- Выражается ли грамматическая категория отношения действия к предмету?
ДА НЕТ Категория вида - Выражается ли категория отношения между действием субъекта и прямым объектом этого действия? ДА НЕТ Категория залога - Выражает ли категория отношения действия к действительности? ДА НЕТ Категория наклонения - Выражает ли категория отношения действия и его субъекта к говорящему? ДА НЕТ Категория лица Категория времени (выражает отношения, действия к моменту речи)
16. Определение категории времени глагола.
- Имеет ли форма времени глагола специальный показатель времени- суффикс –л-? ДА НЕТ Форма прошедшего времени Форма непрошедшего времени. - Это глагол совершенного вида? ДА НЕТ Будущее простое - Образуется ли форма времени с помощью вспомогательного глагола быть? ДА НЕТ Будущее сложное Настоящее время
Алгоритмы по синтаксису.
17. Различения главной и придаточной части сложного предложения.
- Имеется ли в данном простом предложении, входящем в состав сложного, союз или союзное слово? ДА НЕТ Придаточное предложение Главное предложение
18. Определение разновидностей обстоятельственных придаточных.
- Относится ли обстоятельственное придаточное ко всей главной части?
ДА НЕТ - Присоединяется ли придаточное союзами условия, уступки, следствия, цели, причины, времени, сравнения? - Соответствует ли придаточному в главной части указательное слово со значением места ДА НЕТ ДА НЕТ Вид придаточного соответствует значению союза Придаточное уступительное (с частицей –ни-) Придаточное места Придаточное образа места Где бы я не бывал, везде меня встречали приветливо.
19. Определение разновидностей придаточных.
- Отвечает ли придаточное на вопросы определения? ДА НЕТ Определительное - Отвечает ли на вопросы обстоятельства? ДА НЕТ Обстоятельственно е Изъяснительное
20.Алгоритм, который дает понятие о разновидности союзных слов в разных типах
придаточных.
- Замещает ли союзное слово существительное в главном предложении? ДА НЕТ Определительное - Имеет ли союзное слово косвенно вопросительное значение? ДА НЕТ Изъяснительное Присоединительное
21.Определение типов подчинения придаточных в многочленном СПП.
- Если в СПП придаточное предложение, которое подчиняет другое придаточное? ДА НЕТ Последовательное подчинение - Имеется ли между придаточными сочинительный союз, или можно его вставить? ДА НЕТ Однородное подчинение Параллельное подчинение
IV. Вывод. В ходе своей деятельности пришла к выводу, что использование на уроках алгоритмов очень удобно и оправданно, потому что на одном уроке можно рассмотреть правило, запомнить и научить практически применять его. Более того, это даёт очень хороший результат: у учеников появляется уверенность в своих способностях, школьники овладевают творческими умениями, формируется личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию. В результате освоения принципов алгоритма учащиеся легче запоминают трудные правила русского языка, глубже постигают внутриязыковые законы, более осознанно работают над изучаемым материалом. Хотя высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Но надо воспитывать не только творческое мышление. Огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий-навыков. Эти навыки – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. V. Список использованной литературы: 1.Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. 2. Гогун Е.А. Применение графической наглядности в целях овладения грамматическим понятием «глагол» (сопоставительный анализ современных учебников) // Начальное образование XXI века. Межвузовский сборник научно-методических статей. — Брянск, 2000. С. 30. 3. Дашко Л.И. Наглядные пособия по морфологии русского языка в V-VI классах средней школы и методика их использования: Автореферат … к. пед. н. — М.: 1954; Зельманова Л.М. Методика использования средств обучения на уроках русского языка. — М., 1990. 4.Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М., 2004. 5.Жиленко АХ. Использование алгоритмов при изучении орфографии // Русский язык в школе. - 1986. - N5. - С. 53-55. 6. Интернет-портал "Сеть творческих учителей". 7.Малащенко В.П. «Алгоритмы на уроках русского языка» (Ростов н/Д, 1979) 8.Сухих Л. В. Роль алгоритмов в повышении практической грамотности. - Издательский дом "Первое сентября", 1984. –22 с.
В раздел основное общее образование