"Интегрированный урок-проект (русский язык, литература, изо)"
Педагогический проект
Автор: Мещеринова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, ФГКОУ СОШ №8, город Севастополь, республика Крым
В раздел основное общее образование
Федеральное государственное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Педагогический проект
«Интегрированный урок-проект (русский язык, литература, изо) для
развития
познавательной активности обучающихся»
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Мещериновой Татьяны Викторовны.)
г.Севастополь 2016г
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Пояснительная записка. 3. Методика интегрированного урока. 4. Технологическая карта интегрированного урока-проекта (русский язык, литература, музыка, изо), 5класс. 5. Приложение к уроку.
Введение.
«Всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью…»(Сократ) Большинство учителей считают, что, прежде всего, необходимо преподать предмет, и на вопрос о своей основной деятельности они отвечают: «Я учу русскому языку», «Я учу математике», «Я учу физике», «Я учу истории» и т.д. Но правильным ответом должно стать: «Я учу детей через математику, через физику, через историю…». Какой бы предмет мы ни преподавали, следует всегда помнить – мы учим детей. Поэтому, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.
Пояснительная записка.
Интеграция – важное требование современной науки и развития цивилизации в целом. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Интегративность содержания – это реализация межпредметных связей в обучении, которая позволяет наиболее эффективно решать задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, человеке, природе, обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, а также развития художественного мышления и речи в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла. Педагогическая межпредметная интеграция рассматривалась в работах А.А.Бейсенбаевой. Учёный подчёркивает в своих работах, что «задача усовершенствования учебных планов, программ и учебников состоит в том, чтобы отразить в них не только достижения отдельных отраслей знаний, но и аксиологический характер современной науки, ее преобразующее значение, влияние на нравственность человека, его духовный мир». В этом плане большое методологическое значение имеет реализация принципа единства научного знания, требующего применения диалектического метода к построению содержания отдельных предметов и установлению межпредметных связей, а также выявление аксиологической составляющей науки, что будет способствовать духовно-нравственному развитию личности. Наиболее тесные межпредметные связи существуют между русским языком и литературой. Для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи
предложений и частей текста, применения в тексте различных типов речи (повествования, описания, рассуждения) используются изучаемые художественные произведения. Эта связь закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для русского языка и литературы виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.). При изучении иностранных языков учащиеся встречаются с уже знакомыми им лингвистическими терминами (подлежащее, сказуемое, член предложения и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсах литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство). На уроках истории продолжается знакомство с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, происходит широкое применение их в речи; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии - с вопросами мышления в речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства; обучая детей писать сочинения по картине, способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники находят словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Интегрированные уроки, в моём понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире. Интегрированное обучение создаёт новые условия для совместной работы учителей и учеников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует и разнообразных форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учебного материала. Интегративный урок позволяет сочетать современные информационные технологии с традиционными формами, методами и средствами учебной деятельности, облегчает процесс познания, у учащихся образуется целостное представление о мире и его законах
Что дает данная работа учителю?
-Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации. -Освобождает учебное время для изучения другого явления. - Исключает дублирование учебного материала. -Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
- Активизация мыслительной деятельности. -Интенсификация учебного материала. -Расширение сферы получаемой информации. -Подкрепление мотивации в обучении. -Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов. -Снижение перегрузок.
Методика интегрированного урока.
Первый этап работы подготовительный
. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.
Цель интегрированного урока
– достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.). Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, т.е. линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. В процессе планирования необходимо определить основные интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будут осуществляться интеграции? Например, при интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов интегратором (ядром интеграции) может стать история, так как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (культурология). Темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра. Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыке для их интеграции с историей. Для этого необходимо проанализировать программы этих предметов. Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это одно из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок. Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.
Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного
творчества.
Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал. Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями. Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей.
Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский.
Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы
настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.
Третий этап – рефлексивный.
На этом этапе проводится анализ урока.
Технологическая карта интегрированного урока-проекта
(русский язык, литература, музыка, изо)
Учебный предмет:
русский язык
Класс:
5 Автор УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова
Тема урока:
Обобщение по теме «Лексика. Развитие речи: «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».»
Тип урока:
урок рефлексии. Цель: Повторение и обобщение знаний по лексике. Формирование умения собирать материалы к школьной газете Задачи:
Обучающие:
систематизировать и обобщить знания учащихся по лексике, формировать умения работать с книгой-словарем.
Развивающие:
развивать умения определять значение слов, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку, развивать творческое мышление, память;
Воспитывающие:
мотивировать на ответственное выполнение поставленных учебных задач. создать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке
Результаты обучения:
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию
.
Метапредметные:
умение самостоятельно применять знания на практике: отбирать материал на заданную тему, строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта, создавать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства, спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Предметные:
умение определять слова по лексическому значению, владеть умением работать со словарём
Методы
обучения
: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы обучающихся
: фронтальная, групповая.
Технологии
: здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, проектная, игровая.
Оборудование:
1. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Зима» Алексея Саврасова. 2. Аудиозапись «музыка П.И.Чайковского Декабрь - Святки (Времена Года)(Классическая Музыка)». 3.Ватман. Вырезанные буквы из новогодних открыток для надписи на школьной газете «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа». Листы формата А-3, рисунки детей, сочинения-миниатюры о зиме 4. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал. 5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.Организа-
цион-
ный
момент
(1мин.)
Приветствие обучающихся.
2. Актуали-
зация
изучен-
ного с
подведе-
нием
к теме урока.
(3мин)
Чтение учителем.
Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка- зима(П.Вяземский) -Как П.Вяземский называет зиму в стихотворении? В каком значении употребляются слова, характеризующие образ зимы? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима». -Как называются эти единицы языка? -Назовите их в словосочетании. -Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? Мы завершили с вами изучение интересного, увлекательного раздела русского языка «Лексика». Узнали, что такое слово, как появляется на свет, почему исчезает, сколько у него может быть значений, какую роль играет в жизни человека. Сегодня нам Уч-ль читает четверостишие (слайд №1с текстом стих.) Называют словосочетания Со словом «зима»; Высказывания, ответы детей. (Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.). (слова) (Лексика) («Здравствуй, матушка- зима, раскрасавица душа».)
Коммуникативные:
установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность
Регулятивные:
нацеливание на успешную работу
Познавательные:
1.
Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).
2.
Анализировать, сравнивать, делать выводы.
необходимо не только обобщить изученное по лексике, но и выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта. -Какие ключевые слова мы возьмём для проекта из стихотворения П.Вяземского. А результатом (продуктом) нашей работы будет зимняя газета. Знания по теме «Лексика» и изученных произведений о зиме, помогут вам в создании зимней газеты.
Тема урока
: ««Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».» Обобщение по теме: «Лексика».
3. Постановк
а цели и
задач урока.
(2мин)
- Как вы думаете, какую цель поставим для себя по теме урока? - А как это сделать? -Нашим помощником сегодня на уроке будет “Школьный толковый словарь русского языка”, который лежит у вас на столе. -Я предлагаю работать в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. В конце урока группа представляет свой проект по плану. -Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой. Давайте вспомним правила совместной работы. (1. Вспомнить, какие понятия мы соотносим со словом «Лексика»; 2. Создать проект «Здравствуй, матушка- зима, раскрасавица душа».)
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные:
планирование работы в группах
Познавательные:
логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний
4. Мотива
ция учебной
деятельности
обучающих
ся.
(3мин)
- Великий русский композитор П.И. Чайковский страстно любил природу. В любое время года, в любую погоду каждый день он отправлялся на прогулку. Это давало ему какой-то особый прилив жизненных и творческих сил.
Звучит музыка
П.И.Чайковского Декабрь
- Святки (Времена Года)
(Классическая Музыка)
Демонстрация репродукций картин о зиме
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные:
умение высказывать свои мысли
Регулятивные:
определение
В такие часы и зарождались новые музыкальные темы. Его пьеса «Времена года» - поистине шедевр музыкального искусства. Самые мягкие и трогательные картины о зиме написаны нашими художниками: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Зима» Алексея Саврасова. -Используется ли специальная лексика при описании живописного произведения? Краткое устное описание картины Высказывания детей. учебной проблемы
Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков
5. Повто
рение и
систематиза
ция
изученного.
(3мин)
Вспомним, что мы изучали в
разделе «Лексика»
Закончи фразу.
Словарный состав языка называется … (лексика) Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых) Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные) Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные) Слова имеют прямые и … значения (переносные) Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы) Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы) Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика) В каком словаре разъясняется лексическое значение слова? (Толковом) Как в художественных произведениях используются слова с переносным значением? (как выразительное средство) – Назовите ключевые слова по
Учитель читает фразу,
уч-ся заканчивают
теме «Лексика». – Какое из них является основным? (Лексическое значение слова.) – Почему важно изучать лексику? Каково практическое применение полученных знаний?
Физминутка.
Речевая
разминка с
движениями
(1мин.)
Ма - ма - ма - на дворе зима Ом- ом-ом - слепим снежный дом. Мы- мы-мы - дождались зимы Ды-ды-ды- на снегу следы Ать-ать-ать – я иду гулять
Проводит уч-к
Выполняют движение руками, имитирующее падение снега, лепку снежка, ходьбу на лыжах, прыжки на месте
6. Создание
продукта
проектной
деятельности
(10мин)
- Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы?
Задание 1.
- Ребята! Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3.С чего начнёте оформлять свою зимнюю страничку? (заголовок) -Что поможет подобрать заголовок? - Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт
Задание №1
.Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение. Помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Выполните задание к стихотворению. Собранное стихотворение и выполненное задание приклейте на свою страничку.
(Время 2 мин.)
(приложение №1)
Задание 2
-Приступим к выбору заголовка. Откройте конверт № 2, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3. Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты. Высказывания детей. Ребята украшают рисунками свои страницы.
Коммуникативные:
умение договариваться, выполнять различные роли в группе
Регулятивные:
осуществлять действия по реализации плана, умение выполнять по образцу
Познавательные:
поиск и отбор необходимой информации
тот, который вам больше подходит, и приклейте на вашу страницу.
(Время работы 1 мин.)
(приложение №2
Задание №3.(домашнее задание)
- На следующем этапе работы вам предстоит выбрать сочинение- миниатюру, подготовленную дома и соответствующую заголовку вашей зимней странички.
(Время
работы 3 мин.)
Задание № 4.(домашнее задание)
Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Выбрать подходящий по заголовок вашей «Зимней странички»(1мин.)
Задание №5 Подготовьте
выступление по плану.
План. 1. 1. Представиться (авторы работы). 2. 2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини- сочинения) 3. 3. Определить, где можно использовать готовый продукт.
(По 2-3 мин. на каждую
презентацию)
- Где можно применить эту газету?
7.
Представлен
ие (защита)
работ по
плану
(10мин)
- А сейчас каждая группа представит свою работу по плану. Представление работ. Высказывания детей.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение.
Личностные
: самоопределение Регулятивные: планирование,
прогнозирование 6.
8. Итог
урока.
Рефлексия.
7.
Дом.задание
8.
(3мин)
-Предлагаю написать письмо Деду Морозу о своей удивительной работе над проектом: «Лексика. «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».» - Подошёл к концу наш урок. – Что вызвало интерес? О каких ещё богатствах русского языка вам бы хотелось узнать? – Какими знаниями вы воспользовались при выполнении задания по выбору средств выразительности? - Какие универсальные умения развивались на уроке? - Как они могут пригодиться в жизни? Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока? Как бы оценили работу в группе? - Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу вручить вам сертификаты.
(Вручение сертификатов).
- Из ваших страничек получилась замечательная газета, мы обязательно покажем её уч-ся школы. Урок окончен. Спасибо! 9.
Регулятивные:
1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Приложение к уроку
Приложение №1
Описание картины "Первый снег" Пластова На картине "Первый снег" изображен зимний день в момент, когда идет первый снег. Снег уже успел покрыть землю, крышу и крыльцо дома и продолжает идти. На крыльце крестьянского домика стоят двое детей - мальчик и девочка. Дети выбежали на крыльцо, чтобы посмотреть на падающий снег. Девочка стоит в одном светлом платье. Она обута в валенки, но на ней нет шубы. На голове у девочки накинут большой светлый платок. На мальчике мы видим полушубок - вероятно, отцовский. На голове у мальчика надета темная
шапка-ушанка. Девочка с восторгом смотрит высоко вверх на падающий снег, на ее лице видна довольная улыбка. Возле крыльца видим высокую березу и кустарник, покрытые слоем снега. Неподалеку от крыльца по снегу ходит ворона. На заднем плане картины виднеются соседские деревянные домики.
Приложение №2(задания в конвертах)
Задание №1
. Ваша задача: найти и собрать стихотворение. Собранное стихотворение и выполненное задание приклейте на свою страничку. Помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк.
(Время 3 мин.)(приложение №1)
Задание №2.
Выберите один из вариантов заголовка вашей страницы, который вам больше подходит, и приклейте на вашу страницу.
(Время работы 1 мин.)
Задание №3.(домашнее задание)
Выберите сочинение-миниатюру, соответствующую теме вашей зимней странички.
(Время работы 3 мин.)
Задание № 4.(домашнее задание)
Выберите подходящий рисунок под заголовок вашей «Зимней странички» Украсьте школьную газету своим зимним рисунком. (2мин.)
Задание №5
Подготовьте выступление по плану. План. 1. Представиться (авторы работы). 2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения) 3. Определить, где можно использовать готовый продукт. (По 3 мин. на каждую презентацию
Группа 1
Первый
снег
(отрывок)
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса . Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса . Ночью буря бушевала , А с рассветом на село , На пруды , на сад пустынный Первым снегом понесло . И . Бунин Подберите синонимы к слову
буря
____________________________ Найдите в толковом словаре значение слова
пурпур
________________________
Зимние
краски
.
Зимние
забавы
.
Чародейка
зима
.
Зима
-
волшебница
Таинственный
праздник
Новогодние
каникулы
Группа 2
Зимний вечер
(отрывок)
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя; То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит; То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С.Пушкин Выпишите сравнения , характеризующие бурю:
________________________________
_______________________________
Найдите в толковом словаре значение слова Кровля обветшалая - _____________________________________ _______________________________
Группа №3
Поёт зима — аукает...
(отрывок)
Поёт зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. С.Есенин Найдите в тексте слова, которые вам непонятны. Объясните их лексическое значение, используя словарь. _______________________________ С каким сказочным героем вы бы сравнили бы образ метелицы? ________________________
Группа №4
Детство
(отрывок)
Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки, И я на бок - хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И.Суриков - С каким чувством поэт говорит о своем детстве? ________________ Объясните лексическое значение,
используя словари.
Кубарем качуся
– _________________________________ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т., Новодидактика. Книга 2. Образовательные технологии: новые ракурсы. М.: «Кредо», 2013.С.121. 2. Багин В. В. Межпредметная интеграция как фактор оптимизации учебного процесса // Сибирский педагогический журнал.2006. № 2.С.33. – 37. 3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.С.440.
Педагогический проект
«Интегрированный урок-проект (русский язык, литература, изо) для
развития
познавательной активности обучающихся»
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Мещериновой Татьяны Викторовны.)
г.Севастополь 2016г
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Пояснительная записка. 3. Методика интегрированного урока. 4. Технологическая карта интегрированного урока-проекта (русский язык, литература, музыка, изо), 5класс. 5. Приложение к уроку.
Введение.
«Всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью…»(Сократ) Большинство учителей считают, что, прежде всего, необходимо преподать предмет, и на вопрос о своей основной деятельности они отвечают: «Я учу русскому языку», «Я учу математике», «Я учу физике», «Я учу истории» и т.д. Но правильным ответом должно стать: «Я учу детей через математику, через физику, через историю…». Какой бы предмет мы ни преподавали, следует всегда помнить – мы учим детей. Поэтому, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.
Пояснительная записка.
Интеграция – важное требование современной науки и развития цивилизации в целом. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Интегративность содержания – это реализация межпредметных связей в обучении, которая позволяет наиболее эффективно решать задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, человеке, природе, обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, а также развития художественного мышления и речи в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла. Педагогическая межпредметная интеграция рассматривалась в работах А.А.Бейсенбаевой. Учёный подчёркивает в своих работах, что «задача усовершенствования учебных планов, программ и учебников состоит в том, чтобы отразить в них не только достижения отдельных отраслей знаний, но и аксиологический характер современной науки, ее преобразующее значение, влияние на нравственность человека, его духовный мир». В этом плане большое методологическое значение имеет реализация принципа единства научного знания, требующего применения диалектического метода к построению содержания отдельных предметов и установлению межпредметных связей, а также выявление аксиологической составляющей науки, что будет способствовать духовно-нравственному развитию личности. Наиболее тесные межпредметные связи существуют между русским языком и литературой. Для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи
предложений и частей текста, применения в тексте различных типов речи (повествования, описания, рассуждения) используются изучаемые художественные произведения. Эта связь закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для русского языка и литературы виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.). При изучении иностранных языков учащиеся встречаются с уже знакомыми им лингвистическими терминами (подлежащее, сказуемое, член предложения и т.д.). Близкие понятия содержатся в курсах литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство). На уроках истории продолжается знакомство с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, происходит широкое применение их в речи; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии - с вопросами мышления в речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией. Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства; обучая детей писать сочинения по картине, способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники находят словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого. Интегрированные уроки, в моём понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире. Интегрированное обучение создаёт новые условия для совместной работы учителей и учеников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует и разнообразных форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учебного материала. Интегративный урок позволяет сочетать современные информационные технологии с традиционными формами, методами и средствами учебной деятельности, облегчает процесс познания, у учащихся образуется целостное представление о мире и его законах
Что дает данная работа учителю?
-Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации. -Освобождает учебное время для изучения другого явления. - Исключает дублирование учебного материала. -Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
- Активизация мыслительной деятельности. -Интенсификация учебного материала. -Расширение сферы получаемой информации. -Подкрепление мотивации в обучении. -Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов. -Снижение перегрузок.
Методика интегрированного урока.
Первый этап работы подготовительный
. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.
Цель интегрированного урока
– достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.). Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, т.е. линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. В процессе планирования необходимо определить основные интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будут осуществляться интеграции? Например, при интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов интегратором (ядром интеграции) может стать история, так как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (культурология). Темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра. Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыке для их интеграции с историей. Для этого необходимо проанализировать программы этих предметов. Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это одно из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок. Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.
Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного
творчества.
Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал. Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями. Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей.
Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский.
Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы
настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.
Третий этап – рефлексивный.
На этом этапе проводится анализ урока.
Технологическая карта интегрированного урока-проекта
(русский язык, литература, музыка, изо)
Учебный предмет:
русский язык
Класс:
5 Автор УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова
Тема урока:
Обобщение по теме «Лексика. Развитие речи: «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».»
Тип урока:
урок рефлексии. Цель: Повторение и обобщение знаний по лексике. Формирование умения собирать материалы к школьной газете Задачи:
Обучающие:
систематизировать и обобщить знания учащихся по лексике, формировать умения работать с книгой-словарем.
Развивающие:
развивать умения определять значение слов, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку, развивать творческое мышление, память;
Воспитывающие:
мотивировать на ответственное выполнение поставленных учебных задач. создать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке
Результаты обучения:
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию
.
Метапредметные:
умение самостоятельно применять знания на практике: отбирать материал на заданную тему, строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта, создавать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства, спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Предметные:
умение определять слова по лексическому значению, владеть умением работать со словарём
Методы
обучения
: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы обучающихся
: фронтальная, групповая.
Технологии
: здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, проектная, игровая.
Оборудование:
1. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Зима» Алексея Саврасова. 2. Аудиозапись «музыка П.И.Чайковского Декабрь - Святки (Времена Года)(Классическая Музыка)». 3.Ватман. Вырезанные буквы из новогодних открыток для надписи на школьной газете «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа». Листы формата А-3, рисунки детей, сочинения-миниатюры о зиме 4. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал. 5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.Организа-
цион-
ный
момент
(1мин.)
Приветствие обучающихся.
2. Актуали-
зация
изучен-
ного с
подведе-
нием
к теме урока.
(3мин)
Чтение учителем.
Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка- зима(П.Вяземский) -Как П.Вяземский называет зиму в стихотворении? В каком значении употребляются слова, характеризующие образ зимы? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима». -Как называются эти единицы языка? -Назовите их в словосочетании. -Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? Мы завершили с вами изучение интересного, увлекательного раздела русского языка «Лексика». Узнали, что такое слово, как появляется на свет, почему исчезает, сколько у него может быть значений, какую роль играет в жизни человека. Сегодня нам Уч-ль читает четверостишие (слайд №1с текстом стих.) Называют словосочетания Со словом «зима»; Высказывания, ответы детей. (Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.). (слова) (Лексика) («Здравствуй, матушка- зима, раскрасавица душа».)
Коммуникативные:
установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность
Регулятивные:
нацеливание на успешную работу
Познавательные:
1.
Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную).
2.
Анализировать, сравнивать, делать выводы.
необходимо не только обобщить изученное по лексике, но и выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта. -Какие ключевые слова мы возьмём для проекта из стихотворения П.Вяземского. А результатом (продуктом) нашей работы будет зимняя газета. Знания по теме «Лексика» и изученных произведений о зиме, помогут вам в создании зимней газеты.
Тема урока
: ««Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».» Обобщение по теме: «Лексика».
3. Постановк
а цели и
задач урока.
(2мин)
- Как вы думаете, какую цель поставим для себя по теме урока? - А как это сделать? -Нашим помощником сегодня на уроке будет “Школьный толковый словарь русского языка”, который лежит у вас на столе. -Я предлагаю работать в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. В конце урока группа представляет свой проект по плану. -Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой. Давайте вспомним правила совместной работы. (1. Вспомнить, какие понятия мы соотносим со словом «Лексика»; 2. Создать проект «Здравствуй, матушка- зима, раскрасавица душа».)
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные:
планирование работы в группах
Познавательные:
логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний
4. Мотива
ция учебной
деятельности
обучающих
ся.
(3мин)
- Великий русский композитор П.И. Чайковский страстно любил природу. В любое время года, в любую погоду каждый день он отправлялся на прогулку. Это давало ему какой-то особый прилив жизненных и творческих сил.
Звучит музыка
П.И.Чайковского Декабрь
- Святки (Времена Года)
(Классическая Музыка)
Демонстрация репродукций картин о зиме
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные:
умение высказывать свои мысли
Регулятивные:
определение
В такие часы и зарождались новые музыкальные темы. Его пьеса «Времена года» - поистине шедевр музыкального искусства. Самые мягкие и трогательные картины о зиме написаны нашими художниками: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Зима» Алексея Саврасова. -Используется ли специальная лексика при описании живописного произведения? Краткое устное описание картины Высказывания детей. учебной проблемы
Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков
5. Повто
рение и
систематиза
ция
изученного.
(3мин)
Вспомним, что мы изучали в
разделе «Лексика»
Закончи фразу.
Словарный состав языка называется … (лексика) Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых) Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные) Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные) Слова имеют прямые и … значения (переносные) Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы) Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы) Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика) В каком словаре разъясняется лексическое значение слова? (Толковом) Как в художественных произведениях используются слова с переносным значением? (как выразительное средство) – Назовите ключевые слова по
Учитель читает фразу,
уч-ся заканчивают
теме «Лексика». – Какое из них является основным? (Лексическое значение слова.) – Почему важно изучать лексику? Каково практическое применение полученных знаний?
Физминутка.
Речевая
разминка с
движениями
(1мин.)
Ма - ма - ма - на дворе зима Ом- ом-ом - слепим снежный дом. Мы- мы-мы - дождались зимы Ды-ды-ды- на снегу следы Ать-ать-ать – я иду гулять
Проводит уч-к
Выполняют движение руками, имитирующее падение снега, лепку снежка, ходьбу на лыжах, прыжки на месте
6. Создание
продукта
проектной
деятельности
(10мин)
- Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы?
Задание 1.
- Ребята! Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3.С чего начнёте оформлять свою зимнюю страничку? (заголовок) -Что поможет подобрать заголовок? - Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт
Задание №1
.Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение. Помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Выполните задание к стихотворению. Собранное стихотворение и выполненное задание приклейте на свою страничку.
(Время 2 мин.)
(приложение №1)
Задание 2
-Приступим к выбору заголовка. Откройте конверт № 2, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3. Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты. Высказывания детей. Ребята украшают рисунками свои страницы.
Коммуникативные:
умение договариваться, выполнять различные роли в группе
Регулятивные:
осуществлять действия по реализации плана, умение выполнять по образцу
Познавательные:
поиск и отбор необходимой информации
тот, который вам больше подходит, и приклейте на вашу страницу.
(Время работы 1 мин.)
(приложение №2
Задание №3.(домашнее задание)
- На следующем этапе работы вам предстоит выбрать сочинение- миниатюру, подготовленную дома и соответствующую заголовку вашей зимней странички.
(Время
работы 3 мин.)
Задание № 4.(домашнее задание)
Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Выбрать подходящий по заголовок вашей «Зимней странички»(1мин.)
Задание №5 Подготовьте
выступление по плану.
План. 1. 1. Представиться (авторы работы). 2. 2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини- сочинения) 3. 3. Определить, где можно использовать готовый продукт.
(По 2-3 мин. на каждую
презентацию)
- Где можно применить эту газету?
7.
Представлен
ие (защита)
работ по
плану
(10мин)
- А сейчас каждая группа представит свою работу по плану. Представление работ. Высказывания детей.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение.
Личностные
: самоопределение Регулятивные: планирование,
прогнозирование 6.
8. Итог
урока.
Рефлексия.
7.
Дом.задание
8.
(3мин)
-Предлагаю написать письмо Деду Морозу о своей удивительной работе над проектом: «Лексика. «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».» - Подошёл к концу наш урок. – Что вызвало интерес? О каких ещё богатствах русского языка вам бы хотелось узнать? – Какими знаниями вы воспользовались при выполнении задания по выбору средств выразительности? - Какие универсальные умения развивались на уроке? - Как они могут пригодиться в жизни? Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока? Как бы оценили работу в группе? - Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу вручить вам сертификаты.
(Вручение сертификатов).
- Из ваших страничек получилась замечательная газета, мы обязательно покажем её уч-ся школы. Урок окончен. Спасибо! 9.
Регулятивные:
1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Приложение к уроку
Приложение №1
Описание картины "Первый снег" Пластова На картине "Первый снег" изображен зимний день в момент, когда идет первый снег. Снег уже успел покрыть землю, крышу и крыльцо дома и продолжает идти. На крыльце крестьянского домика стоят двое детей - мальчик и девочка. Дети выбежали на крыльцо, чтобы посмотреть на падающий снег. Девочка стоит в одном светлом платье. Она обута в валенки, но на ней нет шубы. На голове у девочки накинут большой светлый платок. На мальчике мы видим полушубок - вероятно, отцовский. На голове у мальчика надета темная
шапка-ушанка. Девочка с восторгом смотрит высоко вверх на падающий снег, на ее лице видна довольная улыбка. Возле крыльца видим высокую березу и кустарник, покрытые слоем снега. Неподалеку от крыльца по снегу ходит ворона. На заднем плане картины виднеются соседские деревянные домики.
Приложение №2(задания в конвертах)
Задание №1
. Ваша задача: найти и собрать стихотворение. Собранное стихотворение и выполненное задание приклейте на свою страничку. Помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк.
(Время 3 мин.)(приложение №1)
Задание №2.
Выберите один из вариантов заголовка вашей страницы, который вам больше подходит, и приклейте на вашу страницу.
(Время работы 1 мин.)
Задание №3.(домашнее задание)
Выберите сочинение-миниатюру, соответствующую теме вашей зимней странички.
(Время работы 3 мин.)
Задание № 4.(домашнее задание)
Выберите подходящий рисунок под заголовок вашей «Зимней странички» Украсьте школьную газету своим зимним рисунком. (2мин.)
Задание №5
Подготовьте выступление по плану. План. 1. Представиться (авторы работы). 2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения) 3. Определить, где можно использовать готовый продукт. (По 3 мин. на каждую презентацию
Группа 1
Первый
снег
(отрывок)
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса . Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса . Ночью буря бушевала , А с рассветом на село , На пруды , на сад пустынный Первым снегом понесло . И . Бунин Подберите синонимы к слову
буря
____________________________ Найдите в толковом словаре значение слова
пурпур
________________________
Зимние
краски
.
Зимние
забавы
.
Чародейка
зима
.
Зима
-
волшебница
Таинственный
праздник
Новогодние
каникулы
Группа 2
Зимний вечер
(отрывок)
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя; То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит; То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С.Пушкин Выпишите сравнения , характеризующие бурю:
________________________________
_______________________________
Найдите в толковом словаре значение слова Кровля обветшалая - _____________________________________ _______________________________
Группа №3
Поёт зима — аукает...
(отрывок)
Поёт зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. С.Есенин Найдите в тексте слова, которые вам непонятны. Объясните их лексическое значение, используя словарь. _______________________________ С каким сказочным героем вы бы сравнили бы образ метелицы? ________________________
Группа №4
Детство
(отрывок)
Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки, И я на бок - хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И.Суриков - С каким чувством поэт говорит о своем детстве? ________________ Объясните лексическое значение,
используя словари.
Кубарем качуся
– _________________________________ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т., Новодидактика. Книга 2. Образовательные технологии: новые ракурсы. М.: «Кредо», 2013.С.121. 2. Багин В. В. Межпредметная интеграция как фактор оптимизации учебного процесса // Сибирский педагогический журнал.2006. № 2.С.33. – 37. 3. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.С.440.
В раздел основное общее образование