Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Во имя жизни на земле…"

статья

Автор: Константинова Варвара Романовна, учитель национальной культуры, МКОУ "Сордоннохская СОШ имени Т.И.Скрыбыкиной", с.Орто-Балаган, Оймяконский район, РС(Якутия)



В раздел основное общее образование



Константинова Варвара Романовна, учитель национальной культуры МКОУ «Сордоннохская СОШ им.Т.И.Скрыбыкиной» с.Орто-Балаган Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия) Во имя жизни на земле… Прошло уже почти 72 года с того исторического дня, когда отгремели победные залпы Великой Отечественной Войны. Страшная война 1941-1945 г.г. подняла на священную борьбу многонациональный народ Советского Союза, который положил на алтарь Победы весь свой материальный и духовный потенциал, народ, который вынес на своих плечах неимоверные страдания и неисчислимые жертвы. Плечом к плечу встали с ними народы Якутии, одной из самых северных республик Советского Союза. Якутия послала на фронт своих лучших людей, людей преданных Родине. По данным книги-мемориала «Память» всего из Якутии было призвано 61875 человек, из них 25941 погибших, 15409 пропавших без вести и демобилизовано 20534. Если взять по отношению к численности населения Якутии, то призванные в армию составляли 1/7 часть всего населения республики. Практически ушло на фронт все мужское население республики, способное держать оружие. Домой вернулась примерно одна треть призванных, остальные погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Сыны Якутии не посрамили честь родной республики Якутии. Они проявили мужество и героизм, показав себя умелыми и доблестными воинами: 24 человека (из них) удостоены высокого звания Героя Советского Союза, пятеро якутов были отмечены орденами «Славы» трех степеней, около трех тысяч награждены орденами и медалями. Оставшиеся в тылу трудились самоотверженно, не считаясь ни с какими трудностями во имя приближения Великой Победы. Все было подчинено боевому лозунгу: «Все для фронта, все для победы!». На место отцов, мужей и братьев встали женщины, старики и подростки, полуголодные работая день и ночь, они обеспечили дальнейший рост общественного поголовья скота, расширение посевной площади, увеличили добычу недровых богатств. Республиканская Книга «Память» увековечила имена 58203 ветеранов тыла. Это они в 1941-1945 г.г. внесли в фонд обороны 90,4 млн. рублей деньгами 58,9% млн. облигациями госзаймов. Кроме этого население республики подписалось на облигации военных займов и денежно-вещевой лотереи на сумму 294,7 млн. рублей. Также в фонд обороны внесено продуктами: 2250 т. зерна, 1,8 т. масла, 225,7 т. молока, 92,2 т. мяса, 53,6 т. рыбы, 1020,8 т. картофеля и других овощей. Такую огромную помощь из личных сбережений оказали якутяни, а население Республики в то время составляло менее 400 тысяч человек. При полуголодном существовании самого народа это было высшим проявлением патриотизма. Долгий, полный героизма и страдания путь пролег от начала войны до Победы… В годы войны 1941-1945 г.г., мобилизация на фронт среди малочисленного населения районов Крайнего Севера не проводилась. Но это не значит, что
северные улусы остались в стороне от войны, они полностью разделили все бедствия и лишения военного лихолетия. Все население трудилось не зная сна и отдыха, показывая образцы высокопроизводительного труда. В начале войны население Оймяконского улуса составляло 3,5 тысяч человек. Восемь колхозов занимались разведением крупнорогатого скота, коневодством, оленеводством и заготовкой пушнины. Несмотря на огромные материальные, физические лишения и трудности они своим самоотверженным трудом во имя Победы выполняли и перевыполняли государственный план. - 250 колхозников – охотников добывали пушнину для страны. В 1942 г. сдали на 425 тысяч, в 1943 г. на 425 тысяч рублей «мягкого золота». Охотник их с. Тарын- Юряхского наслега Егоров Семен Васильевич выполнял за сезон план на 500%. По его почину около 70 охотников-стахановцев добывали по 200-300% плана заготовки пушнины за сезон. Зимой 1941-1942 г.г. помощь фронту приняла новую форму. Родина призвала свой народ помочь увеличить производство танков и самолетов; по всей стране развернулся сбор средств на постройку танковых колонн и эскадрилий боевых самолетов. Оймяконцы 6 марта 1942 г. открыли Госбанке счет № 350 и внесли на строительство 1-й танковой колонны «Советская Якутия» 25 тысяч рублей, на строительство 11-й танковой колонны «Советская Якутия» 15,2 тысяч рублей. На помощь населению освобожденных территорий собрали 186 тысяч рублей. В 1 Борогонском наслеге, продавец Винокуров Семен Константинович внес 3000 рублей деньгами и на 2000 рублей облигаций госзайма. Председатель колхоза «Ленин» Степанов Григорий Петрович внес на строительство танковой колонны 4000 рублей и 6000 рублей облигаций государственного займа. Они получили благодарственное письмо И. В. Сталина. План по облигациям госзайма Оймяконцы выполнили в 1942 г. на 133,3%, в 1944 г. на 122,4%. На строительство санитарного самолета «Медицинский работник» работники больницы собрали 850 рублей. Кроме этого население в дело Победы сдавали свои драгоценности, теплые вещи, продукты. И все это в то время, когда сами находились в полуголодном, бедственном положении. Рассказывают старожилы Сордоннохского наслега: «…голодное было время, помню, на одного человека давали 2 кг. муки, на заварку сушили «Иван- чай», мы дети собирали разные коренья, запасались на долгую зиму. Отец и брат всю зиму охотились, летом заготавливали сено для скота. Хорошо помню как мы обрадовались когда брат привез останки жеребенка задранного волками. Собственную скотину нельзя было забивать. Ночами помогали матери шить теплые рукавицы, меховые чулки, все это отправляли на фронт. Мать сдала свои золотые серьги, старинные. Мы, дети зимой помогали ухаживать за скотом, работали летом на сенокосе. Сенокосную страду заканчивали поздней осенью, в конце сентября. Одежды не было, материала тоже, мне платье сшили из мешка из-под американской муки». (Скрыбыкина Христина Степановна 77 лет). «…все сдавали фронту. В Томторе были два колокола в бывшей церкви, очень красивые, их тоже сдали для нужд фронта, из них отливали пули. Все время голодные были, оленя нельзя было забивать, все учитывалось. В случае
потери оленей сразу отдавали под суд» (Неустроева Наталья Григорьевна 75 лет. Январь 2005 г.). Из Оймяконского района на фронт мобилизации не было. Но уроженцы нашего района призывались во время учебы или работая в других районах, городах. 1. В сентябре 1941 г. Якутским ГВК был призван в ряды Красной Армии помрежиссера Якутского драмтеатра Заболоцкий Максим Иванович, уроженец Сордоннохского наслега, Оймяконского улуса, 1920 г. рождения. Уже 14 декабря 1941 г. воевал в составе 163 стрелкового полка в Волховском направлении Ленинградского фронта. Воспоминания фронтовика хранятся в краеведческом музее в с. Томтор «Первые дни я воевал с винтовкой, три раза участвовал в штыковых схватках. Иногда даже ночью перестреливались, отбивали немецкие атаки и неизвестно было кто сколько уничтожал гитлеровцев. После доверили автомат, в одном из боев лично уничтожил 18 фашистов и поджег один танк. 23 марта в рукопашной схватке заслонил своего командира и получил тяжелое ранение правого глаза. С командиром переписывался до недавнего времени. После тяжелого ранения, после госпиталя служил в охране авиационного завода им. Дзержинского в г. Новосибирске», - вспоминал впоследствии сам фронтовик. За свои подвиги Заболоцкий М.И. награжден орденом «Славы 111 степени», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией» и многими юбилейными медалями. 2. Уроженец Сордоннохского наслега Винокуров Ананий Егорович воевал против империалистической Японии, награжден медалью «За победу над Японией». 3. Уроженец с. Томтор Винокуров Семен Федотович в ряды Вооруженных Сил призван в октябре 1939 г. Майор Винокуров С.Ф. командовал ротой танков в 107 гвардейском мехполку 34-й механизированной дивизии, служил преподавателем танкового училища. Майор-танкист награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги». Может это будет не к месту, но как сложна и запутана может быть судьба братьев из далекого захолустного села. Был у Винокурова С.Ф. родной брат Винокуров Иван Федотович. «Зимой 1922-1923 г. из Охотска в Оймякон прибыли представители крупных иностранных фирм «Шмидт и Аспер» (эстонцы), «Кахои Моохи», «Оцуб-Досио» (японцы) и другие.» Газета «Автономная Якутия» от 11 января 1924 г. А вот воспоминания старожилов: А.В. Тихомиров (записано 7 июня 1992 г.) «В первое время японцы жили в 1 Борогоне у Тимофея Винокурова. Потом переехали к нам, в Томтор. Жили здесь в школе, построенной, кажется в начале века. Товаров у них было очень много. Плату брали не деньгами, а только пушниной. Японец по имени Майада женился на якутке, приемной дочери священника Иннокентия Малькова. Увез ее в Охотск. Молодые супруги взяли с собой десятилетнего Ивана – сына многодетного бедняка Федота Винокурова».
М.Н. Винокуров (записано 16 апреля 1993 г.). «И сейчас помню тех японцев. Звали их Майада, Окуба, Кыдана. Майада взял в жены приемную дочь попа Малькова Ефросинью Готовцеву. Когда японцы отсюда уезжали, они взяли с собой сына Анны и Федота Винокуровых, выросшего настолько, что мог хорошо держаться в седле лошади. В 1935 г. встретил Ефросинью в Охотске. Она рассказала, что её муж-японец Майада утонул в море, а приемного сына Ивана увезли с собой японцы». И.С. Сивцев (записано в декабре 1991 г.). «В 1948 г. на участке Чалаха (лесопункт) Сордоннохского наслега, у конюшни встретили Винокурова Никона, уехавшего в детстве с японцами. Он рассказал, что воевал на стороне японцев, попал в плен к советским и сейчас работает конюхом Дальстроя. Потом говорили, что он исчез и его искали сотрудники НКВД». П.Д. Иванов (записано в декабре 1991 г.). «Летом 1961 г., в то время я работал председателем сельсовета, к Винокурову П.С. приехал, переночевал и уехал Винокуров Иван (Как зовут гостя я узнал позже). Через несколько дней в село приехали сотрудники КГБ и очень долго расспрашивали меня, некоторых жителей села кто да как, с кем разговаривал, о чем рассказывал». Из этих рассказов видно, что родные братья из труднодоступного таежного села в результате жизненных перипетий, оказались на противоположных фронтах. Достоверность исчезновений и появлений Ивана пытался выяснить в КГБ республики известный журналист – краевед Егоров С.М., но ничего не получилось… 4. Заболоцкий Павел Васильевич. Работал в редакции газеты «Кыым». Уроженец Ючюгейского наслега 1913 г. рождения. Призван 22.09.42 г. ЯГВК. Умер от болезни 25.09.43 г. ст. Мальта Читинской области. 5. Кривошапкин Афанасий Данилович уроженец Тарын-Юряхского наслега. Призван 08.06.42 г. ЯГВК. Пропал без вести. Наша память навсегда сохранит их скромные имена, их подвиг во имя сегодняшнего дня. Еще одна страница войны в Якутии – это авиатрасса Аляска-Сибирь. В день нападения фашистской Германии на Советский Союз премьер- министр Великобритании У.Черчилль выступил по радио с обращением к английскому народу. Он сказал: «Любой человек или государство, которые идут с Гитлером – наши враги… Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу такую помощь, какую только сможем». О поддержке Советского Союза в войне с Германией высказался 24 июня 1941 г. и президент США Ф. Рузвельт. На московской конференции представителей трех держав – СССР, США и Великобритании, которая проходила 29 сентября – 1 октября 1941 г., обсуждался вопрос о маршрутах доставки американских боевых самолетов в СССР. Было решено поставлять в СССР начиная с 1 октября 1941 г. по 400 боевых самолетов в месяц. Однако до конца года было доставлено всего 204 самолетов в основном через Мурманск. Стало ясно, что нужен новый маршрут, недосягаемый для противника. Летом
1942 г. в ходе переговоров глав правительств антигитлеровской коалиции одобрили новый маршрут доставки самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. В небывало короткие сроки были реконструированы аэродромы в г. Киренске и г. Якутске, построены новые в Сеймчане, Маркове, Уэлысане, созданы промежуточные в Олекминске, Оймяконе и запасные в Канске, Алдане, Зырянке. На строительство аэродромов в Киренске и в Оймяконе были мобилизованы колхозники из наслегов Оймяконского района. Также были мобилизованы на охрану аэродрома «Оймякон» 12 колхозников среди них: Петр Васильевич Вензель, Гаврил Платонович Егоров, Егор Гаврильевич Готовцев, Моисей Прокопьевич Винокуров, Константин Афанасьевич Неустроев из Сордоннохского наслега, Петр Петрович Слепцов, Николай Петрович Слепцов из Терютьского наслега. Семен Васильевич Кондаков, Иннокентий Дмитриевич Скрыбыкин, Дмитрий Афанасьевич Кривошапкин из Тарын-Юряхского наслега, Петр Ильич Сивцев из 11 Борогонского наслега, Николай Максимович Заболоцкий, Давыд Иванович Слепцов из Ючюгейского наслега. Перегонка самолетов по трассе началась 7 октября 1942 г. и уже в октябре самолеты первой группы штурмовали колонны фашистов в районе Сталинграда. Общая протяженность авиатрассы составляло 14 тыс. км. 3 тыс. км. от заводов США до Фэрбенкса, 6,5 тыс. км. от Фэрбенкса до Красноярска и приблизительно 4,5 тыс. км. от Красноярска до фронта железной дорогой или воздухом. Трассу обслуживали летчики перегоночной авиадивизии под командованием Героя Советского Союза, генерал-майора Мазурук Илья Петровича. Дивизия комплектована из пяти авиаполков. 1-й ПАП (перегоночный авиаполк) дислоцировался в Фэрбенксе и перегоняли самолеты до Уэлькаля – 1500 км. 2-й ПАП – дислоцировался в Уэлькале и перегонял самолеты над безлюдной Чукоткой и Колымским хребтом до Сеймчана – 1400 км. 3-й ПАП – дислоцировался в Сеймчане, перегонял самолеты с Сеймчана до Якутска и как вспоминал генерал-майор Мазурук И.П. «Маршрут от Сеймчана до Якутска 1200 км., самый нелегкий. Он пролегал над высокогорной территорией, а так же над Оймяконским районом – полюсом холода». На этом маршруте самолеты садились на дозаправку в промежуточным аэродроме Оймякон. «Я три года отслужил в охране аэропорта. Самолеты всегда прилетали как стая гусей. Впереди бомбардировщик или грузовой самолет, а по обеим сторонам маленькие истребители. Однажды самолет не смог выпустить колесо, тогда мы по команде, а народу было много где-то 150 человек, выкатили каждый по одной бочке, положили в ряд. Самолет сел брюхом на эти бочки и остался цел. Дисциплина была строгая, без разрешения в село не отпускали.» Из воспоминаний жителя с.Томтор Давыд Ивановича Слепцова». 4-й ПАП – дислоцировался в г. Якутске, перегонял по маршруту Якутск- Киренск 1331 км. 5-й ПАП – дислоцировался в Киренске, перегонял самолеты из Киренска до Красноярска – 965 км.
За три года по перегоночной трассе Фэрбенкс – Сибирь доставлено на фронт около восьми тысяч самолетов, в том числе около 4500 истребителей «Аэрокобра» Р-39, 2400 истребителей «Кингкобра» Р-63А, 290 бомбардировщиков Б-25, примерно 700 транспортных самолетов «Дуглас» С- 47. В годы войны аэропорт Оймякон принимал все типы самолетов. Бомбардировщики и транспортные самолеты везли боевую технику в разобранном виде и вооружение. За время действия трассы 1942-1945 г.г. произошло 47 авиакатастроф, в которых погибло 121 человек, без вести пропали 27. Принятыми розысками найдены останки 20 человек, не найдены 7. На территории Якутии захоронены 40 человек – авиаторов – перегонщиков, из них пятеро похоронены на территории нашего улуса. 29 сентября 1942 г. из-за плохого крепления нижнего люка выпал из самолета А-20 на маршруте Сеймчан – Якутск старший сержант Шаповалов Григорий Александрович, авиамеханик Управления трассы. Похоронен в с. Оймякон. 25 марта 1943 г. при катастрофе самолета А-20 погибли: 1. Капитан Салов Федор Павлович – командир эскадрильи 3 ПАП. 2. Ст. лейтенант Радь Иван Федорович – штурман-лидер 3 ПАП. 3. Ст. сержант Сухлецов Михаил Дмитриевич – воздушный стрелок-радист 3 ПАП. 12 сентября 1943 г. катастрофа самолета Р-39. Ст. лейтенант Блох Франц Игнатьевич командир звена 3-го ПАП. Он разбился на сопке «Татаев» в 4-5 км. от с. Томтор, там до сих пор лежат обломки самолета. Там силами молодежи улуса поставлен памятник. Каждый год в день Победы школьники оставляют там живые цветы. «…Они не бомбили позиций врага, не вели воздушных боев с асами «Люфтваффе», не прорывались сквозь зенитную завесу, спеша на помощь партизанам. Они просто летали, перегоняли самолеты, перевозили грузы. Они выполняли спецзадание Советского правительства. Их редко отмечали наградами. И если гибли, то, уходя в бессмертье, часто уходили в безвестность. И это тоже было подвигом». И.Е. Негебля «Трасса мужества и дружбы» 1942 г. В военные и послевоенные годы на территории Оймяконского улуса располагались 26 лагерей печально известного Дальстроя. Когда началась война с Германией и появилась острая необходимость в цветных металлах, из Ставки Верховного Главнокомандования поступил приказ: срочно, за год, построить автотрассу Сусуман -Хандыга и Сусуман - Усть-Нера, чтобы сократить путь колымскому металлу на военные нужды и ускорить развитие горнодобывающей промышленности на северо-востоке Якутии. С предполагаемого маршрута трассы выселили местных жителей в центральные усадьбы. В нашем наслеге переселили жителей участка «Кысыл Сыыр» и участка «Бэсир Хайа» в с. Орто- Балаган. На всей протяженности строящейся дороги, через каждые 10 км., появились прорабства или, точнее, «зоны». На территории только нашего Сордоннохского наслега три крупных лагеря. 1.«Куранах-Сала» с прорабствами через каждые 10 км. начиная с 12-го прорабство до 3-го прорабства в сторону Магадана. Каждое прорабство
являло собой минилагерь. До недавнего времени на месте каждого прорабства жили оставшиеся бывшие заключенные. К примеру: в 12 прорабстве «Переправа» жила чета Добрыгиных до 1996 г. Иосиф Михайлович Добрыгин, был осужден за помощь немецким захватчикам. В 10-м прорабстве «Хара Хайа» до 1970 г. жила семья Суханова Алексея Петровича, осужденного по делу «Кирова». Местные жители с теплотой о нем вспоминают и называют «Наш Петрович». Рассказывают: он плакал после реабилитации в 1966 г. и говорил что он никогда не поедет в Ленинград и лучше умрет под «Хара Хайя». Сейчас на протяжении всей трассы остались лишь столбики да пеньки от бараков и домиков. На месте лагеря «Куранах Сала» теперь участок связи. 2.Два лагеря «Центральный» и «Надежда» занимались добычей золота. В виду отдаленности от трассы они более-менее были в сохранности до 1996 г, рассказывали, что тогда еще были остатки бараков, карцер и двухэтажная башня перед территорией. Учащиеся 8-го класса Сордоннохской СШ в сентябре 2003 г. ездили на экскурсию на место бывшего лагеря «Надежда». Остатки бараков и башня сгорели, но колючая проволока по периметру, ворота и карцер целые. Так и кажется, что здесь все насквозь пропахло потом, кровью и слезами. Да и природа здесь соответствующая, кругом голые сопки ни одного деревца. Из сочинения ученика 8 класса Алеши Егорова: «Всем было как то неуютно, словно страдания и переживания заключенных густым туманом давили на нас. Что-то немножко изменилось, откликнулось в наших душах. Я долго не спал, все думал об этом лагере, как все было, как все происходило. Я старался представить себе их пребывание здесь, их тоску, их печаль, их тяжкий труд. Но что-то подтолкнуло их сделать что-то плохое, а может их осудили по ложному доносу плохих людей… Невольно сложилось стихотворение: Здесь деревья дышат печалью, Здесь трава растет с тоскою, Забудет ли природа, что здесь было, Услышав стоны сотен женщин, И свидетелем ада став… Здесь Вера была без веры, Здесь Надежда была без надежды, Здесь Любовь была без любви, Здесь томились женщины – Женщины потерявшие «Я»… Здесь на Крайнем Севере, в зоне вечной мерзлоты заключенные работали по 10-12 часов в 30-ти градусный зной и 60-ти градусные морозы. С продуктами и одеждой всегда было тяжело, так как они завозились в Магадан за восемь-десять тысяч км., и то, только в короткую северную навигацию. Жили заключенные в наспех сколоченных бараках, окруженные колючей проволокой, охранниками. В таких условиях среди заключенных была очень большая смертность от истощения – элементарной дистрофии, от разных других
болезней. В военное время с появлением штрафных батальонов наступление рабочей силы сократилась. В лагерях несколько ослабили режим, заключенным разрешали ловить рыбу, собирать грибы, ягоды. Но непосильный, каторжный труд, суровый климат делали свое дело: на равнинах, на склонах сопок все больше появлялось кладбищ. В свою очередь местное население получило ряд проблем: во-первых, колхозы обязаны были обеспечивать близлежащие лагеря скотом на убой, и это когда само население голодало, даже частный скот запрещали забивать; во- вторых, появилось новое слово «беглец» - заключенный, совершивший побег из зоны. «Беглец» - это заключенный которому уже все равно, который знает, что ему некуда бежать из этой тайги, ему бы немножко пожить на свободе, покушать досыта хоть раз. Они были способны на все. И когда мы разговариваем со стариками о военном времени они сразу начинают разговор с воспоминаний о беглецах. «Я тогда еще маленькая была. Жили в тайге, пасли оленей. Я, мать, дед и братишка. Однажды вечером собаки начали лаять и смотрели в лес, спать не давали. Тогда дед отвел их подальше в лес и привязал. Ночью беглецы свалили палатку на спящих и начали рубить топором. Я завернулась в палатку и меня не заметили, так я осталась жива», - так вспоминала, старейшая жительница с. Орто-Балаган Сордоннохского наслега Прудецкая Александра Алексеевна. Как 6-летняя девочка добралась до людей, до сих пор остается загадкой… Недалеко от с. Орто-Балаган в своей юрте был зарублен топором колхозник Сивцев Н.Е. (дед Нылбаан) с женой. В разных местах убиты беглецами жители с. Орто-Балаган Винокуров Семен Семенович, Винокурова Дарья Семеновна. Своим террором заключенные вселили ужас в тихих, законопослушных жителях, которые всемерно стали помогать поимке беглецов. Во-первых, они защищали жизнь свою и своих семей. Во-вторых, за поимку беглеца живым или мертвым лагерным начальством была обещана награда продуктами: мука, чай, махорка, бутылка спирта, по тем временам целое богатство. В третьих, всевозможная государственная пропаганда о «врагах народа», «Я видел Колымскую трассу, Дорогу страданий и зла, Где гибли строптивые массой, Она по костям пролегла Откуда мне знать, что такого Быть может огромной тюрьма, И песня, не волчья, людская: «Будь проклята ты, Колыма!» Колымский вояж. А.Т. Штыров 1953 г. Еще одна страница Дальстроя нигде не освещена. Это лесозаготовка на территории нашего наслега. Сотни тысяч кубометров леса заготавливали для строящихся поселков, лагерей Магаданской области, для этого проложили дорогу-зимник примерно 70-80 км. к югу от Куранах-Сала, и там до сих пор
стоит поселочек лесозаготовителей «Калхан», там же оставленный полевой аэродром для легких самолетов. По рассказам старожилов и охотников от Калхана до Куранах-Сала было 3 крупных лесопильных участка «Сана Кель», «Суор уйалах», «Чалаха». Лес заготавливали круглый год. Летом валили, трелевали на делянках. Зимой зимником обеспечивали вывоз леса от делянок до лесопильных участков и вывозили готовый пиломатериал до Куранах-Сала, а оттуда по трассе в Магаданскую область. Зимником до сих пор пользуются рыбаки, охотники, оленеводы. Из лесопильных участков сохранился только «Чалаха». До 1992 г. там жили сенозаготовители совхоза «Энергетик» Сусуманского района Магаданской области. На одну из делян мы наткнулись случайно на рыбалке. Лесопункт состоит из барака с нарами, вполне пригодного здания с множеством маленьких комнат и хлебопекарней, конюшни и развалины еще одного барака. Недалеко лежали связки бревен. Сколько тайн хранят, сколько трагедий, горя видели эти таежные дороги! Вот уже 68 лет как отгремели последние залпы войны, 68 лет Великой Победы – победоносного завершения Великой Отечественной Войны. Из года в год все меньше и меньше ветеранов войны и тыла. Они убеленные сединами, сгорбленные ответственностью за мир, завоевали и ковали Победы ради нас. Безмерной должна быть благодарность потомков… В 1945 году, после победы над милитаристской Японией прекратила существование секретная авиатрасса «Аляска-Сибирь». Летчики и обслуживавший аэродромы персонал тихо уходят в небытие, их редко отмечали наградами… В 1956 году были ликвидированы лагеря ГУЛАГ-а. Медленно раскрывается история Крайнего Севера. Время и суровый климат беспощадно уничтожают последние следы безымянных строителей Колымской трассы.
Список литературы:
1. Дягилева Р.Т. Архивы краеведческого музея с. Томтор Оймяконского района Республики Саха (Якутия) 2. Книга 6. «Память» книга-мемориал.- Якутск, 1998. 3. Негебля И.Е. Трасса мужества и дружбы.- Якутск. 1992. 4. Пестерев В. Страницы истории Якутии.- Якутск, 2000. 5. Петров Д.Д. Вклад народов Якутии в дело Победы.- Якутск, 1995. 6. Штыров А.Т. Путешествие в страну Колыма.-Якутск, 2002.


В раздел основное общее образование