Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Профессиональное самоопределение детей с ОВЗ"

статья

Автор: Ефремова Татьяна Владимировна, воспитатель, ГКОУ школа-интернат №36, город Ставрополь, Ставропольский край



В раздел основное общее образование




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Ефремова Т. В. Школа – интернат № 36 г. Ставрополь. В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения детей с ОВЗ, методики и технологии, проблемы организации занятий с глухими учащимися. Профессиональное самоопределение не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни. Работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка с ОВЗ, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Н.В.Прусова [ 4] рассматривает выбор будущей профессии как результат учета достаточно большого числа факторов, к которым относятся семейное положение, собственные интересы, склонности и возможности, место проживания, биография. Очень важное значение для подростка с ОВЗ имеет осведомленность о реальной ситуации трудовой деятельности в выбранной профессии, критериях пригодности и заработной плате. Такая осведомленность может помочь заранее подготовить подростков с ОВЗ, поскольку зачастую в момент обучения (в высшем или среднем профессиональном учебном заведении) не всегда выпускники имеют адекватное представление о современном рынке труда, что в дальнейшем может помешать им реализовываться в выбранной специальности. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у ребёнка с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие (профессиональное, жизненное и личностное). 1) первичный выбор профессии, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;
2) этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда; 3) профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования; а) профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений; б) самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом. Профессиональное самоопределение – процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Выбор профессии человеком рассматривается как сложный комплекс типов и видов принятия решения, среди которых главными являются процессы принятия решения на мотивационно-личностном уровне. Таким образом, руководствуясь положениями Пряжникова Н. С. [5] о том, что успешная реализация данного процесса может быть осуществлена при условии обязательного соотношения подростком знаний о себе и мире профессии, мы отмечаем, что принимающий решение о выборе профессии субъект должен обладать способностью оперировать, управлять определенными процессами, в том числе эмоциональной, интеллектуальной сферами, а также оценивать имеющиеся варианты выбора с учетом их трудностей, занятий, ожидаемых результатов и т.д. В связи с этим для реализации проблемы принятия решения от молодого человека требуется ряд качеств, умений и знаний. К наиболее важным мы относим: умение ставить цель выбора профессии, адекватно оценивать себя в профессии, развивать логическое мышление, регулировать волевую, эмоциональную сферы, знать свои индивидуальные особенности, черты характера, составлять жизненный и профессиональный планы, обладать качествами самоактуализирующейся личности. Следовательно, профессиональное самоопределение – это сложный диалектический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют полное право на получение среднего, а также профессионального образования. В учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, особое внимание должно уделяться их психологической готовности к обучению в системе профессионального образования. Во всех учебных заведениях существует период адаптации к новому образовательному пространству. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья лучше проходит в тех учебных заведениях, которые создают специальные образовательные условия (специализированные аудитории, приспособленная архитектурная среда, специальное оборудование, специальные методики обучения, психолого-педагогическое сопровождение и т.д.). На наш взгляд, эффективная профессиональная траектория детей-инвалидов может выстроиться:
- во-первых, при реализации принципа непрерывности образования, который позволяет создать систему «детский сад–школа–училище–колледж–вуз»; - во-вторых, при преодолении межведомственных барьеров по проблеме профессиональной реабилитации инвалидов. Необходимо объединить ресурсы всех учреждений, занимающихся проблемами профессионального образования и профориентации, но относящихся к разным министерствам; - в-третьих, необходимо создать центр, который являлся бы координатором по профориентации и подготовке выпускников коррекционных школ к поступлению в училища–колледжи–вузы. Центр мог бы создать единую ресурсную базу по профориентационной, профконсультационной, методической, реабилитационной, образовательной работе. Таким образом, профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует проводить как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья она должна охватывать учеников во всех типах учебных заведений. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для инвалидов виды работы и позволить им выбрать работу в соответствии с их знаниями и умениями. В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей. Практическое исследование. Методика разработана под руководством Е.А. Климова [2] и предназначена для определения интересов и склонностей человека. Часто используется в работе профконсультантов службы занятости и в работе школьных психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий. Испытуемому предлагается опросник (Приложение №1) и бланк ответов (Приложение №2). Опросник представляет собой 20 пар различных видов деятельности. Инструкция прохождения: «Предположим, что после соответствующего обучения вы способны одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы вам пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы вы предпочли? Выберите один вид работы из каждой пары и отметьте его номер в бланке ответов.» В основе методики лежит предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены:
«Человек – природа» (Ч-П)
Это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также микроорганизмы. Данная профессиональная сфера включает в себя такие виды труда, как лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, плодоовощевод, виноградарь, цветовод – декоратор, шелковод, чаевод, животновод, биолог, химик, генетик и др. Человек, выбирающий профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.
«Человек – техника» (Ч-Т)

Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся следующие профессии: - связанные с добычей, обработкой горных пород (например, шахтер, бульдозерист), - профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик), - профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов, - строительные профессии, - профессии в транспорте. Человек, выбравший данную профессию, должен любить технику, иметь стремление к ручному труду, предпочитать точность и быть направленным на осуществление измерительных действий.
«Человек – Человек» (Ч-Ч)
Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание и др. Профессиональную сферу «Человек – человек» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг. Главное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться и успешно использовать различные способы коммуникаций.
«Человек – знаковая система» (Ч-З)
Это профессии, связанные с созданием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник). Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода сигналов и пр.
«Человек – художественный образ» (Ч-Х)
Это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно – художественной деятельностью и актерской деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными специальностями или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др. Обработка результатов исследования проводится следующим образом: подсчитывается количество обведенных или подчеркнутых ответов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляются соответствующие цифры в нижних клетках листа ответов. Максимальные числа в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.
Процедуру выбора профессии следует выстроить так, чтобы сам человек осуществлял анализ ситуации и принимал решение на основе своих выводов. Примерный круг вопросов, который стоит оценить в ходе такой работы, следующий.
Первая группа вопросов относится к выбираемому виду деятельности

и потенциальному месту работы:
- В чем состоит суть данной профессии? - Чем конкретно занимается сотрудник, и каким образом складывается его рабочий день? - Где имеются соответствующие рабочие места? - В каких условиях протекает труд? - Как получить данную профессию и каковы требования к уровню подготовки сотрудника? - Какие способности нужны для успешного овладения профессией и имеются ли какие- либо противопоказания медицинского или иного характера? - Какова ситуация на рынке труда в данном сегменте и легко ли будет трудоустроиться после получения выбранной профессии? - На какие заработки можно рассчитывать, обладая данной профессией? - Каковы возможности карьерного роста, и в каких формах он может происходить?
Вторая группа вопросов имеет отношение к приоритетам самого человека:
- В какой области, и по какой специальности Вы хотите работать? - Есть ли у Вас соответствующее образование и опыт работы? Или Вы хотите начать работать в новой для себя сфере деятельности? - Нужно ли Вам получить дополнительное образование для работы по данной специальности (курсы, повышение квалификации, дополнительное образование)? - Сколько примерно человек должно быть в коллективе, в котором Вам будет комфортно работать? - Какой график работы будет для Вас наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни? - Работа на дому обязательно/ возможно часть работы делать на дому/ работа исключительно вне дома? - Сколько времени Вы готовы тратить на дорогу на работу и с работы? - Каким общественным транспортом Вы готовы каждый день пользоваться? - Если Вы пользуетесь личным автомобилем, какие расходы Вы планируете в этом случае? - И, наконец, один из главных вопросов: какая заработная плата будет для Вас наиболее приемлема? Итак, успешным можно считать такой выбор профессии, при котором совпадут три "В": Возможность, Влечение, Востребованность. Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Сейчас перед учителем открываются широкие возможности применения компьютерных презентаций в программе Power Point, применение иных электронных ресурсов, возможностей Интернета, всё это является гарантом эффективности учебного процесса. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы занятия
зафиксированы педагогом на слайдах заранее, поэтому не приходится отнимать от занятия время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе занятия. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. Занятия с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение материала происходит быстрее и легче. Все этапы занятия эмоционально переживаются. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение занятия учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает в последствии показать хорошие результаты. Хочу перечислить возможные варианты применения ИКТ: Презентации; просмотр видеофильма или видеофрагмента; использование отдельных электронных материалов; ознакомление с различными источниками; работа с Интернет-ресурсами. Примером использования ИКТ является работа над учебными проектами. Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают. Это способствует как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний. С внедрением в учебно- воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Педагог может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых технологий, теорий, концепций. Тема «Профориентация детей с ОВЗ» сложная . (Попова А. [3]) , т.к. система профориентации детей с ОВЗ устарела и не мотивирует ребят на достижение успеха, самореализацию. Система профориентации детей с ОВЗ не соответствует современным экономическим условиям, что затрудняет будущее трудоустройство ребят. Система рассчитана слишком узкий и устаревший список профессий, как правило это низко квалифицированный, не престижный труд, не требующий креативных навыков и самореализации, отсюда низкая мотивация на успех со стороны детей. В центре по трудоустройству предлагают профессии: строитель, маляр, швея, плиточник… Практически не затронуты креативные профессии, сфера интеринга, которая по оборотам средств ставит рекорды. Что нужно для совершенствования системы: – расширить представления обучающихся о современном рынке профессий. – сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией. – сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности, применительно к реализации себя в будущей профессии. – внедрить инновационные методы «погружения» в будущую профессию, в профориентационную систему учебных заведений (тесты, лекции, тренинги, экскурсии). При этом профориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс все стороны: работодателей, родителей, педагогов, психологов, государство, локальный бизнес, рынок детского допобразования, который сегодня на передовой в теме профориентации и обладает всеми инновационными инструментами образования.
Литература:
1. Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. «Дифференциально – диагностический опросник» Е.А. Климова – М., 1996. 3. Попова А. Все дети имеют право на хорошую профессию. – М., 2012. 4. Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с 5. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.


В раздел основное общее образование