Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа по химии для 10 класса"

Рабочая программа

Автор: Щербенок Валентина Николаевна, учитель химии, МБОУ СОШ №2 п. Клетня, поселок Клетня, Брянская область



В раздел основное общее образование




Структурное подразделение МБОУ СОШ №2 п. Клетня Брянской

области

Рабочая программа

по химии 10 класса, 3 ступень обучения, 2016-2017 уч. год

Составитель: Щербенок Валентина Николаевна

учитель химии первой квалификационной категории


Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе
авторской программы курса химии для 10-11 классов общеообразовательных учреждений

( базовый уровень) О.С.Габриеляна,
соответствующей Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; Программы среднего (полного) общего образования
по химии (базовый уровень).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по
учебнику Химия. 10 класс. Базовый

уровень: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / О.С.Габриелян. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 190
с. Учебник базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе (базовый уровень) в
объеме 1 часа в неделю (всего 35 часов).

Количество контрольных работ за год – 3

Количество зачетов за год – 3

Количество практических работ за год – 2

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено
число часов на изучение : - -темы 2 «Углеводороды и их природные источники» вместо 8 часов -15 часов; -темы 6 «Искусственные и синтетические полимеры» вместо 3 часов – 5 часов.
2. Уменьшено
число часов на изучение: - темы 3 «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» вместо 10 часов– 7часов; - темы 4 «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» вместо 6 часов – 4 часа; - темы 5. « Биологически активные органические соединения» вместо 4 часов – 1 час.
Учебно-методический комплект:
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011. 2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.–М: «Дрофа», 2013. – 191, [1] с. : ил. 3. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008. 4. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3]



Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

важнейшие

химические

понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, химическое строение, углеродный скелет, молекулярная формула, структурная формула, функциональная группа, изомерия, гомология; 
основные законы химии:
сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; 
основные теории химии:
химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; 
важнейшие вещества и материалы:
метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; 
определять:
валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, , окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; 
характеризовать:
строение и химические свойства изученных органических соединений; 
объяснять:
зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи ( одинарной, двойной, тройной) ; 
выполнять химический эксперимент
по распознаванию важнейших органических веществ; 
проводить
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

Тематическое планирование
№ п/п Тема Количество часов Из них Практические работы Контрольные работы 1 Введение 1 2
Тема 1.
Теория строения органических соединений 2 3
Тема 2.
Углеводороды и их природные источники 15
Зачёт 1
«Номенклатура алканов и радикалов».
Зачёт 2
«Алканы»
Зачёт 3
«Непредельные углеводороды»
К.р. № 1
«Углеводороды» 4
Тема 3.
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники 7
К.р. № 2
«Кислородсодержащие органические соединения» 5
Тема 4.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе 4
Пр.р № 1
«Идентификация органических соединений» 6
Тема 5.
Биологически активные органические соединения 1 7
Тема 6.
Искусственные и синтетические полимеры 5
Пр.р. № 2.
« Распознавание пластмасс и волокон»
К.р. №3
«Итоговая контрольная работа»
Итого

35

2

5


Вид работы

1-я ч. (кол-во

часов)

2-я ч. (кол-во

часов)

I полуг.(кол-

во часов)

3-я ч. (кол-во

часов)

4-я ч. (кол-во

часов)

II полуг.(кол-

во часов)

Итого
Практическая работа 1 1 2 2 Контрольная работа 1 1 1 1 2 3



п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

Формы

контрол

я

Дата

План

Факт





Введение

(1 час)
1 Предмет органической химии
1
с/р
ТЕМА 1. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (2 часа)
2 Теория химического строения органических веществ 1 Комбиниро- ванный Теория строения органических соединений. Углеродный скелет
Знать
теорию строения органических соединений; понятия: валентность, углеродный скелет с/р 3 Образования связи в органических веществах
1
Комбиниро- ванный Формы электронных облаков, типы перекрывания, типы связи по способу перекрывания
Знать
образование связи в органических веществах с/р тест
ТЕМА 2. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

(15 ЧАСОВ)
4 Гомологический ряд и строение алканов
1
Комбиниро- ванный Алканы. Радикалы. Гомологический ряд
Знать
важнейшие химические понятия: «углеродный скелет», «гомология» с/р 5
Зачет № 1.
Номенклатура алканов и радикалов
1
Урок контроля
Знать
названия алканов и радикалов тест 6 Изомерия алканов
1
Урок- упражнение Номенклатура органических соединений. Изомерия
Уметь
называть вещества по международной номенклатуре; писать структурные формулы изомеров с/р 7 Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов
1
Урок- упражнение Массовая доля элемента. Относительные плотности вещества по водороду, воздуху
Уметь
находить молекулярную формулу вещества по известным массовым долям элементов и относительной плотности паров вещества по водороду или по воздуху с/р тест
8 Химические свойства алканов, их получение и применение
1
Комбиниро- ванный Реакции замещения,разложен ия,окисления.Получе ние алканов,их применение
Уметь
писать уравнения замешения,разложения,окисления
Знать
способы получения и применения алканов с/р 9 Нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания
1
Комбиниро- ванный
Уметь
находить молекулярную формулу вещества по известной массе или известному объему продуктов сгорания с/р 10
Зачет № 2.
«Алканы»
1
Урок контроля знаний, умений, навыков тест 11 Алкены
1
Комбиниро- ванный Алкены. Их строение. Номенклатура. Изомерия .Химические свойства
Уметь называть
вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
характеризовать
строение
Знать
виды изомерии ; химические свойства основных классов соединений с/р 12 Алкадиены. Натуральный и синтетический каучуки
1
Комбиниро- ванный Дивинил. Полимеризация
Уметь
определять принадлежность вещества к определенному классу
Знать
вещества и материалы - каучуки с/р 13 Алкины. Строение, номенклатура, изомерия и химические свойства
1
Комбиниро- ванный Алкины. Номенклатура. Структурная изомерия. Химические свойства
Знать
вещество ацетилен
Уметь определять
принадлежность
в
ещества к определенному классу органических соединений;
объяснять
зависимость свойств вещества от его состава и строения. с/р 14
Зачет № 3
«Непредельные углеводороды»
1
Урок контроля знаний, умений, навыков тест
15 Бензол
1
Комбиниро- ванный Арены. Химические свойства основных классов органических соединений
Знать
важнейшие вещества – бензол
Уметь
характеризовать строение и свойства изученных соединений; общие химические свойства; объяснять зависимость свойств вещества от его состава и строения с/р 16
Контрольная работа

№ 1.
« Углеводороды»
1
Урок контроля знаний, умений и навыков к\у 17 Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов
1
Урок- упражнение
Уметь
писать цепочки превращений тест 18 Нефть и нефтепродукты
1
Комбиниро -ванный Нефть. Нефтепродукты. Крекинг нефти. Детонационная стойкость бензинов
Знать
продукты переработки нефти с/р
ТЕМА 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ (7 часов)
19 Спирты
1
Комбиниро- ванный Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Номенклатура. Предельные многоатомные спирты
Знать
понятие «функциональная группа».
Уметь
характеризовать строение изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ с/р 20 Фенол
1
Комбиниро- ванный Фенол. Химические свойства основных классов органических
Уметь
характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения с/р
соединений 21 Альдегиды
1
Комбиниро- ванный Альдегиды. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений
Знать
понятие «функциональная группа».
Уметь
характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений; называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре с/р 22 Карбоновые кислоты
1
Комбиниро- ванный Одноосновные карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства классов органических соединений
Знать
вещества 6 уксусная кислота
Уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения с/р 23 Сложные эфиры . Жиры. Мыла
1
Комбиниро- ванный Сложные эфиры и жиры
Уметь
характеризовать химические свойства изученных классов органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
Знать
вещества: жиры, мыла с/р тест 24 Углеводы.
1
Комбиниро- ванный Углеводы. Классификация органических соединений. Химические свойства основных классов органических веществ
Знать
вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка
Уметь
определять принадлежность вещества к различным классам органических соединений; выполнять эксперимент по распознаванию органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения с/р
25
Контрольная работа

№ 2.
Кислородсодержащие органические соединения
1
Контроль знаний, умений, навыков к/у
ТЕМА 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ (4 ЧАСА)
26 Понятие об аминах. Анилин как органическое основание
1
Комбиниро- ванный Амины. Химические свойства основных классов органических соединений. Классификация и номенклатура органических соединений
Уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений с/р 27 Аминокислоты. Белки.
1
Комбиниро- ванный Аминокислоты. Белки
Уметь
характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений с/р 28 Нуклеиновые кислоты
1
Комбиниро- ванный Нуклеиновые кислоты
Уметь
характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений с/р 29
Практическая работа

№ 1.
Идентификация органических соединений
1
Практикум
Уметь
определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудование п/р





ТЕМА 5. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (1 час)
30 Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства
1
Комбиниро- ванный Знать вещества: гормоны, ферменты, витамины, лекарства с/р
ТЕМА 6. ИСКУСТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ (5 часов)
31 Искусственные полимеры
1
Комбиниро- ванный Полимеры: пластмассы, волокна
Знать
важнейшие искусственные волокна, пластмассы с/р 32 Синтетические полимеры
1
Комбиниро- ванный Полимеры : пластмассы, волокна, каучуки Знать важнейшие синтетические волокна, каучуки, пластмассы с/р 33
Итоговая

контрольная работа
по курсу органической химии
1
Контроль знаний, умений, навыков к/у 34
Практическая работа

№ 2.
Распознавание пластмасс и волокон
1
Практикум
Уметь
определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием п/р 35 Анализ результатов обучения. Подведение итогов Коррекция знаний

Дополнительная литература:
1. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с. 2. Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Изд. 30-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 762, [1] с.: ил. – (Абитуриент). 3. ЕГЭ 2012 Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 111, 4. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 200с. 5. Единый государственный экзамен 2012. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 272с. 6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия. 10 кл.Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа 7. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с. 8. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 1985. – 367 с., ил. 9. ГлинкаН.Л. Общая химия. Издательство «Интеграл-пресс» - М.: 2005 10. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна)


В раздел основное общее образование