"Старый город - историческое место долины Энсиэли в диалоге культур"
доклад
Автор: Пестрякова Зоя Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ "2 Хомустахская СОШ им.Е.П.Сивцева", с Хатас Намского улуса Республики Саха
В раздел основное общее образование
Министерство образования РС(Я)
МКУ «Управление образование МО «Намский улус» РС(Я)»
МБОУ «2 Хомустахская СОШ им. Е.П.Сивцева МО «Намский улус»
РС(Я)»
Старый город – историческое место
долины Эңсиэли в диалоге культур.
Доклад выполнили коллектив учителей 2 Хомустахской СОШ им.Е.П.Сивцева: Кривошапкина М.Х., Маркова Л.Р., Пестрякова З.Н., Ширяева В.И.
2016
Оглавление
1. Введение 2. Старый город – историческое место долины Эңсиэли. 3. Программа воспитания школьников как достижение нового образовательного результата в диалоге культур: 3.1. Мое Отечество «Төрөөбүт дойдум – Сахам сирэ» 3.2. Якутские народные традиции «Өбүгэм үгэһэ» 3.3. Работа с родителями «Быйаңнаах түөлбэ». 4. Заключение. 5. Литература. 6. Приложение «Будни школы».
Введение.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и
культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Понятие патриотизма включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в
единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-
патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Старый город – историческое место долины Эңсиэли.
В России к началу XVII в., только что присоединивший к себе
Сибирское ханство, не имели представления о землях на северо-востоке Евразии. Однако русские охотники, добывая пушнину на просторах Сибири, из рассказов охотника-эвенка Илтыка узнали о реке Лена, на берегах которой проживает множество людей. Первыми на реку Лена в 1624г. вышли промышленные люди во главе с Панталеем Пяндой, который и доложил царю Михаилу Федоровичу(Романову) о великой реке на востоке, протекающей по богатой соболями земле. Для разведки пути и сбора пушнины царь отправил отряды казаков по 30 человек во главе с Антоном Добрыньским и Мартыном Васильевым. Отряды вернулись, потеряв половины людей, но с пушниной. В 1631 г. до Лены дошел еще один отряд русских казаков во главе с Иваном Галкиным, которые собрали ясак и вернулись обратно в Енисейск. Затем енисейский казачий сотник П.И.Бекетов после похода в бурятские земли остановился на зимовку В Усть-Кутском острожке, срубленном десятником В.Бугром. Готовясь к новому походу на независимые якутские улусы, находящие ниже по течению реки Лена, П.И.Бекетов со своими людьми построил новый острожек, который был назван Ленским. Возможно, он через енисейских воевод получил указ царя Михаила Федоровича о дальнейшем продвижении его отряда вглубь Ленского края и об основании укрепленного населенного пункта. Все исторические труды подтверждают, что первым местом является строительство Ленского острого является местность «Кулун тутар» на правом берегу реки Лены на территории Намской волости, против зимовья Намского князя Мымакова улуса. Эту долину Чымаадай в каждое весеннее половодье размывало водой и разрушило льдом. В настоящее время на территории острова Ат Арыыта, который в русском переводе называется остров лошадей, звучит символически, сохранились на горе могильные ямы казаков. Этот остров находится на территории Намского улуса, на участке «Воин» 2-Хомустахского наслега. Первым настоящим, реально жившим и владевшим этой землей,
первым встретившим русским из первых якутов признавшим русское государство, сделавшим пожертвование, безупречно платившим ясак был Мымак Намов. Он был человеком, который в очень сложных, противоречивых исторических ситуациях защищал интересы своего якутского народа, в то время отстоял дружбу с представителями власти, помогал им в деле примирения между якутами и русскими, он был мудрым и дальновидным, если можно так выразиться, политиком своего времени. Поэтому его ценило, уважало русское воеводство, в знак доверия ему вручили 28 апреля 1642 года печать государства с тремя узлами, как символ власти над своими сородичами. Поэтому Мымах Намов достоин быть увековеченным в памяти настоящего и будущего поколений людей. Он жил в зимовье против Ленского острога, как утверждают ученые, на левом берегу Лены на расстоянии 10 км. Это местность нынешнего Партизанского наслега у озера «Муоган». Именно здесь собирались более десяти князей со своими войсками. Совещались, советовались, ссорились с Мымахом, поэтому необходимым считать эту местность «Священным местом» и соорудить памятный обелиск. В истории Якутии достаточно четко прослеживаются два узловых момента, события которых на долгие годы определили весь последующий ход исторического развития. Тойон Мымак (Мымах) Намов к моменту появления русских служилых людей в Якутии возглавлял один из наиболее крупных и богатых улусов, расположенных в Лено-Амгинском междуречье- прародине саха. В 1632 г. К моменту постройки П.Бекетовым Ленского острога Мымак уже руководит улусом, как положено тойону, он владел стадами лошадей и крупного рогатого скота, рабами-боканами, а случись беда, выводил на бой изрядное количество «Куяжных мужиков»- бронированных всадников, конечно не так много, как его воинственный сосед – легендарный хангаласский тойон Тыгын (Тынина), но их хватало, чтобы сохранять независимость улуса. Первый Ленский острог был поставлен на низком месте, потому в
половодье его часто затопляло, и в 1634году, по сообщению Ивана Галкина, «Острожок водою подмыло» и от того даже развалился, а избы и амбары «водою подносило». Еще при Бекетове острог, который был как маленькая крепость, был перенесен чуть ниже. При Галкине острог был тоже окружен деревянным тыном. Внутри крепости, кроме немногих жилых домов, стояла съезжая изба, государев амбар «на подклетке» с погребом, аманатская изба и часовня. В крепости жили служилые чины и их семьи. Здесь же временно останавливались промышленные, торговые и гулящие люди. Посадское население отсутсвовало. В конце 1633 г. Население острога не превышало 200 человек. Благодаря преданиям, мы знаем, как казаки получали землю под постройки: попросив шкуру быка, разрезали ее на тонкие полоски и связывая, соединили их друг с другом. Получившейся веревкой окружили землю под острог. Около «Старого города», как уже говорилось, находился поселок II Хомустах, с названием местности «Атыыр тириитэ», в переводе «Шкура быка». Если I-й острог был построен именно там, то после его затопления постройки пришлось бы тащить против течения реки до «Старого города» по протокам. Из книги С.А.Токарева «Общественный строй Якутов XVII-XVIII вв.». По итогам исследований и научных работ историков в честь основания Ленского острога меценатом Е.К.Прокопьевым в 2002 г. на местности «Воин» заложен «Мэңэ таас». А в 2008г. построена Троицкая часовня на средства председателя государственного собрания «Ил Түмэн» Ньургуна Семеновича и его брата Никиты Семеновича Тимофеевых.
Программа воспитания школьников как достижение
нового образовательного результата в диалоге культур
.
Исходя из вышеизложенного, в МБОУ «2Хомустахская СОШ им. Е.П.Сивцева разработана программа «Воспитания школьников как достижение нового образовательного результата». Воспитательная работа ведется по трем основным направлениям:
1. Мое Отечество «Төрөөбүт дойдум – Сахам сирэ».
Цель:
развитие гражданской ответственности, забота о благополучии своей страны, сохранение человеческой цивилизации; воспитание чувства долга перед своим Отечеством.
Практическое применение:
практика в музее, выезды и экскурсии по достопримечательностям Якутии, встреча с интересными людьми республики, улуса, наслега.
Конечный результат:
учащиеся должны знать историю своего Отечества, традиции, реликвии, особенности развития народа. Знать историю своего села, традиции.
Перспективы развития:
знать выдающихся людей прошлого и настоящего. Проявлять постоянную заботу о приумножении богатства культурных ценностей Отечества. Патриотическое воспитание является основой фундамента развития подрастающего поколения, это прежде всего нравственное и оздоровительное воспитание ребенка. Этот вопрос в настоящее время становится актуальным. Современная молодежь, к сожалению, не отвечает не только по состоянию здоровья, но и физически не готов выполнить свой долг перед Отечеством – отслужить в Российской Армии. Здоровое поколение – будущее страны, лицо нации и надежда страны. Для этого мы должны привить навыки здорового образа жизни, физически развитого подростка – защитника Отечества. Еще в те далекие грозовые времена истории, наши предки ценой жизни героически защищали и отстояли нашу колыбель – родную землю, ради счастливой жизни на нашей многострадальной земле, ценою жизни.
Подрастающее поколение чтит и помнит славный победоносный путь наших предков. Изучив историческую значимость нашего села, неоценимый вклад предков в его создании и становлении, учащиеся осознают свой долг вернуться в родные края для развития и возрождения родного наслега. В нашей школе проводится много мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию, такие как классные часы, внеклассные мероприятия, беседы, экскурсии, проектные часы. Так, к одним из проектов по патриотическому воспитанию учеников нашей школы можно отнести «Ленский острог» - работа учащихся краеведческо - исследовательского лагеря «Ситим». Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения. В средних и старших классах работает краеведческо - исследовательский лагерь «Ситим». Были изучены знаменательные места долины Энсиэли, в частности историческая местность «Старый город», а также прошли по местам строительства первого Ленского острога на территории 2 Хомустахского наслега и по кладбищам русских в местности «Сууллар мыраан», где изучено описание местности, особенности захоронения и установления надгробных памятников, крестов и провели экологическую тропу «Буобура суола», по этой дороге по рассказу старожителя нашего села Тарского Е.П. казаки собирали ясак в виде пушнины. На этом месте поставили памятный столб. Также прошли по музеям Намского улуса Республики Саха (Якутия). Сбор материалов во время летних экспедиции, посещение музеев, знакомство с учеными станут основой для их становления качестве будущих. К работе были привлечены молодежь, которые были рады
помочь в завершении сквера, как залога будущего процветания родного села. Результаты поисковых работ обсуждались в 7 – 11 классах школы во время подготовки к научно-практической конференции. Выпуск буклетов «Ленский острог» позволить всем жителям Намского улуса ознакомиться с историческим прошлым всего улуса, гордиться вкладом своих предков в становление государственности в Якутии. Доклады учащихся экспедиции участвовали в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», выступали с докладами, сообщениями, принимали участие в республиканских и улусных конкурсах, посещали музеев, мемориальных комплексах, выпускали буклетов и сборников докладов. Итоги поисковых работ подведены после обработки собранных данных на республиканской научно- практической конференции и презентации сборника докладов. С 2012 года наша школа ведет тесную связь с Якутским казачьим полком во главе атаманом Александром Каниным. Решением атамана полка Александра Канина: «Плановые учебно- полевые сборы казаков провести во 2 Хомустахском наслеге Намского улуса. Почему именно 2 Хомустахе? Потому что якутских казаков и местную среднюю школу связывает давние шефские связи. Еще одна причина в том, что первый острог на якутской земле был поставлен казаками-первопроходцами именно в этом месте на реке Лене. Сегодня здесь возведена Троицкая часовня, освященная Владыкой Зосимой, как память о первых посланцах великой Руси на якутской земле». Каждый год традиционно проводится учебно-полевые сборы с воспитанниками Якутской кадетской школы. Участники изучали правила обращения с боевым оружием, метание учебным гранатом, занимались разборкой - сборкой автоматов, преодолевали полосу препятствий, стреляли, проходили военизированную эстафету с полной нагрузкой и военизированные игры. Все ребята были отмечены грамотами Якутского
окружного казачьего общества и значками ДОСААФ России. Передали подарок: книги, наглядные пособия, пневматическое оружие. В этом учебном году в стенах нашей школы под руководством казачьего атамана провели улусный смотр строя и песни, который прошел на высоком уровне. К 385-летию вхождения Якутии в состав России намечается республиканский смотр строя и песни. Семья и школа несут ответственность в воспитании личности, должны помочь познакомиться с многообразием культур народов нашей страны, глубже познать родную культуру, осознать ее. Для этого нужно уделять внимание этнокультурному воспитанию, приобщению детей к культуре своего народа, развитию национального самосознания, воспитанию доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп. С целью развития у детей интереса к изучению родного края, культуру школа совместно с родителями проводит разнообразные формы работы. Познавательные учебные экскурсии по значимым местам родного края (по республике совместно с родителями организовали выезды Краеведческий комплекс «Дружба» Усть-Алданского улуса, музей с. Черкех, с. Баяга Таттинского улуса, где встретились с народным мастером Мандар Уус, походы по интересным и красивым местам родного края. Ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы.
2
.
Якутские народные традиции «Өбүгэм үөрэ5э».
Цель:
приобщение учащихся в системе культурных ценностей, к истории; знакомство с бытом, обычаями, традициями наших предков.
Практическое применение:
изучение своей родословной, Недели, посвященные народным традициям и обычаям, практическое применение,
овладение материалами музея, встречи с мудрецами, старожилами и долгожителями наслега, сиэр-туом үөрэ5э.
Конечный результат:
учащиеся должны знать, уважать народные праздники и традиции; должны уметь ориентироваться в обычаях; знать исторические события и памятники, связанные с ними; должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, традиции защитников нашего Отечества. Внеаудиторные и внеурочные мероприятия проводятся с целью ознакомления традициями и обычаями нашего народа - Саха на уровне улусного, регионального и республиканского. Так в школе ежегодно проводятся традиционные мероприятия ко дню якутского языка и письменности «Ийэ тыл», осенние и весенние ярмарки «Идэһэ», «Υнүгэс», фольклорный ансамбль «Х-атас», «Аман өс», «Сааскылана Куо», «Υрүң Уолан», «Ысыах», «Муңха», «Подледная рыбалка» и.т.д. Через конкурсы «Аман өс» у детей развивается ораторские способности, дикция, логическое мышление, выразительность речи, артистичность, любовь к художественной литературе, обогощение словарного запаса и формирует раскрепощенность в общении. Наши дети достойно участвуют в улусных, региональных, республиканских, международных конкурсах – фестивалях и всегда занимают призовые места. Планомерно ведутся внеаудиторные кружки: «Υнүгэс», «Хомус», танцевальный ансамбль «Дьиэрэңкэй», «Өбүгэ оонньуута», «Остуол оонньуулара», «Уран тарбахтар», кукольный театр «Эрбэхчэй-Сэргэхчэй», театр моды и дизайна «Ай - тик», литературный кружок «Сардаана» и.т.д. Наряду для совершенствования физического развития учащихся в школе работают спортивные секции по национальным видам: хапса5ай, мас - рестлинг, национальные прыжки (куобах, ыстаңа, кылыы, наартаны ойуу). Для привлечения и привития к навыкам работы с научной литературой, обобщение исследовательской работы ежегодно проводятся
НПК «Ступеньки в науку» в начальных классах, «Шаг в будущее» для средних и старших классах. Конечным результатом этих мероприятий и кружков является участие наших школьников в различных смотрах, конкурсах, НПК, где занимают призовые места. Так, например чабыр5ахсыты начальных классов заняли Гран – При в улусном конкурсе. К Году Допобразования Республики кукольный театр «Эрбэхчэй - Сэргэхчэй» принял участие по сказке А.Толстого «Приключение Буратино и золотого ключика» с куклами – марионетками на заочном улусном конкурсе смотра кукольных театров среди школ Намского улуса, где занял третье почетное место. На выставке кружковцы представили куклы героев олонхо, сделанные своими руками вместе с родителями. Фольклорный ансамбль «Х-атас» на различных этнокультурных конкурсах занимал I места и дошел международного фестивале в городе Москва. Ученица 4 класса Осипова Саина приняла участие на республиканском ысыахе олонхо «Туругур, тохсус Олонхо ыһыа5ын тойон түһүлгэтэ» отмечена грамотой «Кэскиллээх олонхоһут» и приняла участие в фестивале «Олонхо дойдутун о5отобун». Спортивные достижения учащихся: летняя комплексная спартакиада Намского улуса по мас-рестлингу (2015г)- Осипов Стас I место (57кг); Никонов Алеша II место (62кг); Осипов Владимир III место(68кг); Семенов Сандал II место (св.68кг); комплексная спартакиада Намского улуса по мас- рестлингу (2015г)- Осипов Стас I место (60кг); Протопопов Егор II место (60кг); Семенов Сандал I место (74кг); улусное соревнование по многоборью «Υрүң Уолан» (2015г) – Протопопов Егор II место; улусное соревнование по многоборью «Υрүң Уолан» (2016г) – Протопопов Егор I место; Осипов Стас II место; летняя комплексная спартакиада Намского улуса по мас-рестлингу (2016г)- Осипов Стас I место (57кг); Соловьев Саша II место (60кг); Осипов Владимир III место(68кг); Семенов Сандал I место (74 кг); Протопопов Егор I место(60кг); Юшков Мичил II место (50кг).
В конце учебного года проводится общешкольный фольклорный праздник «Ысыах», как символ успешного окончания учебного года и радостной встречи благодатной поры для детей - лето. Этнокультурный праздник «Ысыах» современного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к этнокультурным традициям в форме коллективной познавательной творческой деятельности. Традиции своего народа помогают общению, дают возможность для задушевной беседы родителя и ребенка, объединяют всех общим интересом и делом. То, что знакомо и близко детям, воспринимается с большим интересом. Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами себя обслуживать, они придерживаются правил поведения. Таким образом, приходим к выводу, что занятия с использованием народных традиций в школе дают положительный результат.
3.
Работа с родителями «Быйаннаах түөлбэ».
Участники
: жители села, учащиеся, учителя, родители.
Актуальность
Слабое развитие подсобного хозяйства, в особенности скотоводства, коневодства, значительно уменьшает потребление мясо-молочных продуктов в питании, что влияет на ухудшение состояния здоровья детей; увеличивается рост безработицы, отсюда, нестабильный рост экономики семьи в условиях кризиса.
Идея
Создание стабильной социально-экономической среды в сельском социуме.
Цель
Овладение знаниями, умениями, навыками сельскохозяйственного труда.
Задача
Привитие агротехнологических знаний, умений, навыков учащимся через сотрудничество предприятиями, организациями наслега; Повышение экономики семьи через овладение агротехнологическими знаниями, умениями, навыками в условиях семьи; Деятельность агрошколы по агропросвещению населения Работа с родителями – это успех в воспитании подрастающего поколения. В организации воспитательной работы огромную помощь оказывают родители, помогают в проведении наслежных, кустовых, улусных мероприятий, обеспечивают транспортом, шьют костюмы для танцевального и вокального кружков. Родительский комитет организует и проводит кружки «Уран тарбах», «Шашки», «Шахматы». Ежегодно совет отцов «Ситим» вместе с детьми организует и проводит муңха, подледную рыбалку, принимают участие в улусном конкурсе «А5а уонна уол», где отцы учат детей развивать жизненно важные качества: силу, ловкость, выносливость, волевую устойчивость. Воспринимать красоту окружающей природы, воспитывают бережное отношение к природе. Формируют ценностное отношение к семье, к близким людям. Возрождают лучшие традиции семейного и общественного воспитания. Приобщают к традиционной культуре народа саха, изучение народных обычаев, традиций, ремесел и.т.д. Работа с родителями ведется по направлениям: ознакомление их с традициями народных праздников, направленными приобщение детей к традиционной культуре. Мы организовали выставки с помощью родителей «Семейный вернисаж: панно с природных материалов, куклы своими руками, шкатулка», где дети совместно с родителями изготовили и представили свои работы прикладного творчества. Нами были проведены конкурсы с участием мам и бабушек «Минньигэс күөрчэх», «Сахалыы астар», «Минньигэс собо», «Фартук», «Υтүлүк», «Бэргэһэ», «Контрольная закупка: лэппиэскэ, күөрчэх», «Көмүс сүүтүк», «Нарядная скатерть-2016», « SnowCap», «Шкатулка», «Колье моей
мечты», «Кэрэни кэрэхсээ, үтүөнү түстээ», украшение кашпо «Сибэкки симэ5э», сказочная клумба «Уран», «Саха симэ5э». Вся совместная работа с родителями нацелена на формирование всесторонне развитой, конкурентно способной и социально адаптированной личности. Эти кружки способствуют более глубокому проникновению детей в культуру и историю народа саха. В школе традиционно проводятся «Сивцевские чтения» для родителей о семейных традициях и о проблемах воспитания подрастающего поколения в семье и обществе, которые плавно перешли в улусные НПК. Школьный родительский комитет «Көмүөл» работает целенаправленно в тесном сотрудничестве «Учитель – ученик - родитель».
Заключение.
Мы пришли к выводу, что изучение истории Старого города долины Эңсиэли способствует этнокультурному воспитанию, приобщению детей к культуре своего народа, развитию национального самосознания, воспитанию доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп. Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности помогают общению, дают возможность для задушевной
беседы родителя и ребенка, объединяют всех общим интересом и делом. То, что знакомо и близко детям, воспринимается с большим интересом. Ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать свои действия. Для чего педагоги умело используют потенциал детских организаций в процессе патриотического, гражданского, нравственного воспитания. Посредством данной работы мы воспитываем будущего гражданина, с уважением относящегося к заветам предков. Семья и школа несут ответственность в воспитании личности, должны помочь познакомиться с многообразием культур народов нашего края, глубже познать культуру, осознать ее. В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Изучив и анализировав шефскую работу с казачьим полком можно констатировать, что занятия физической культурой и спортом могут быть эффективным средством не только улучшения физической подготовленности юношей к службе, но и их военно-патриотического воспитания. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками. Будем надеяться, что славные и светлые традиции школы, основанные на изучении исторической местности еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения что есть диалог культур.
Использованная литература.
1. А.И.Аргунова-Стручкова. Моя родина Намский улус. Якутск: Компания «Дани АлмаС», 2010 г. 2. Г.Г. Кулинич. Внеклассные мероприятия: 10-11 классы. М:ВАКО, 2012 г. 3. У.Д.Сивцева. Долина Энсиэли в судьбе народа саха. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2007 г. 4. П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. Внеурочная деятельность. М:Просвещение, 2014 г. 5. П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. Внеурочная деятельность. М.Просвещение, 2014г.
6. И.С.Соловьева, М.А.Монасытова. Сборник образовательных программ. Якутск, 2010 г. 7. Устав детского военно-патриотического казачьего клуба. 2003г.
Старый город – историческое место
долины Эңсиэли в диалоге культур.
Доклад выполнили коллектив учителей 2 Хомустахской СОШ им.Е.П.Сивцева: Кривошапкина М.Х., Маркова Л.Р., Пестрякова З.Н., Ширяева В.И.
2016
Оглавление
1. Введение 2. Старый город – историческое место долины Эңсиэли. 3. Программа воспитания школьников как достижение нового образовательного результата в диалоге культур: 3.1. Мое Отечество «Төрөөбүт дойдум – Сахам сирэ» 3.2. Якутские народные традиции «Өбүгэм үгэһэ» 3.3. Работа с родителями «Быйаңнаах түөлбэ». 4. Заключение. 5. Литература. 6. Приложение «Будни школы».
Введение.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и
культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Понятие патриотизма включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в
единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-
патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян. Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Старый город – историческое место долины Эңсиэли.
В России к началу XVII в., только что присоединивший к себе
Сибирское ханство, не имели представления о землях на северо-востоке Евразии. Однако русские охотники, добывая пушнину на просторах Сибири, из рассказов охотника-эвенка Илтыка узнали о реке Лена, на берегах которой проживает множество людей. Первыми на реку Лена в 1624г. вышли промышленные люди во главе с Панталеем Пяндой, который и доложил царю Михаилу Федоровичу(Романову) о великой реке на востоке, протекающей по богатой соболями земле. Для разведки пути и сбора пушнины царь отправил отряды казаков по 30 человек во главе с Антоном Добрыньским и Мартыном Васильевым. Отряды вернулись, потеряв половины людей, но с пушниной. В 1631 г. до Лены дошел еще один отряд русских казаков во главе с Иваном Галкиным, которые собрали ясак и вернулись обратно в Енисейск. Затем енисейский казачий сотник П.И.Бекетов после похода в бурятские земли остановился на зимовку В Усть-Кутском острожке, срубленном десятником В.Бугром. Готовясь к новому походу на независимые якутские улусы, находящие ниже по течению реки Лена, П.И.Бекетов со своими людьми построил новый острожек, который был назван Ленским. Возможно, он через енисейских воевод получил указ царя Михаила Федоровича о дальнейшем продвижении его отряда вглубь Ленского края и об основании укрепленного населенного пункта. Все исторические труды подтверждают, что первым местом является строительство Ленского острого является местность «Кулун тутар» на правом берегу реки Лены на территории Намской волости, против зимовья Намского князя Мымакова улуса. Эту долину Чымаадай в каждое весеннее половодье размывало водой и разрушило льдом. В настоящее время на территории острова Ат Арыыта, который в русском переводе называется остров лошадей, звучит символически, сохранились на горе могильные ямы казаков. Этот остров находится на территории Намского улуса, на участке «Воин» 2-Хомустахского наслега. Первым настоящим, реально жившим и владевшим этой землей,
первым встретившим русским из первых якутов признавшим русское государство, сделавшим пожертвование, безупречно платившим ясак был Мымак Намов. Он был человеком, который в очень сложных, противоречивых исторических ситуациях защищал интересы своего якутского народа, в то время отстоял дружбу с представителями власти, помогал им в деле примирения между якутами и русскими, он был мудрым и дальновидным, если можно так выразиться, политиком своего времени. Поэтому его ценило, уважало русское воеводство, в знак доверия ему вручили 28 апреля 1642 года печать государства с тремя узлами, как символ власти над своими сородичами. Поэтому Мымах Намов достоин быть увековеченным в памяти настоящего и будущего поколений людей. Он жил в зимовье против Ленского острога, как утверждают ученые, на левом берегу Лены на расстоянии 10 км. Это местность нынешнего Партизанского наслега у озера «Муоган». Именно здесь собирались более десяти князей со своими войсками. Совещались, советовались, ссорились с Мымахом, поэтому необходимым считать эту местность «Священным местом» и соорудить памятный обелиск. В истории Якутии достаточно четко прослеживаются два узловых момента, события которых на долгие годы определили весь последующий ход исторического развития. Тойон Мымак (Мымах) Намов к моменту появления русских служилых людей в Якутии возглавлял один из наиболее крупных и богатых улусов, расположенных в Лено-Амгинском междуречье- прародине саха. В 1632 г. К моменту постройки П.Бекетовым Ленского острога Мымак уже руководит улусом, как положено тойону, он владел стадами лошадей и крупного рогатого скота, рабами-боканами, а случись беда, выводил на бой изрядное количество «Куяжных мужиков»- бронированных всадников, конечно не так много, как его воинственный сосед – легендарный хангаласский тойон Тыгын (Тынина), но их хватало, чтобы сохранять независимость улуса. Первый Ленский острог был поставлен на низком месте, потому в
половодье его часто затопляло, и в 1634году, по сообщению Ивана Галкина, «Острожок водою подмыло» и от того даже развалился, а избы и амбары «водою подносило». Еще при Бекетове острог, который был как маленькая крепость, был перенесен чуть ниже. При Галкине острог был тоже окружен деревянным тыном. Внутри крепости, кроме немногих жилых домов, стояла съезжая изба, государев амбар «на подклетке» с погребом, аманатская изба и часовня. В крепости жили служилые чины и их семьи. Здесь же временно останавливались промышленные, торговые и гулящие люди. Посадское население отсутсвовало. В конце 1633 г. Население острога не превышало 200 человек. Благодаря преданиям, мы знаем, как казаки получали землю под постройки: попросив шкуру быка, разрезали ее на тонкие полоски и связывая, соединили их друг с другом. Получившейся веревкой окружили землю под острог. Около «Старого города», как уже говорилось, находился поселок II Хомустах, с названием местности «Атыыр тириитэ», в переводе «Шкура быка». Если I-й острог был построен именно там, то после его затопления постройки пришлось бы тащить против течения реки до «Старого города» по протокам. Из книги С.А.Токарева «Общественный строй Якутов XVII-XVIII вв.». По итогам исследований и научных работ историков в честь основания Ленского острога меценатом Е.К.Прокопьевым в 2002 г. на местности «Воин» заложен «Мэңэ таас». А в 2008г. построена Троицкая часовня на средства председателя государственного собрания «Ил Түмэн» Ньургуна Семеновича и его брата Никиты Семеновича Тимофеевых.
Программа воспитания школьников как достижение
нового образовательного результата в диалоге культур
.
Исходя из вышеизложенного, в МБОУ «2Хомустахская СОШ им. Е.П.Сивцева разработана программа «Воспитания школьников как достижение нового образовательного результата». Воспитательная работа ведется по трем основным направлениям:
1. Мое Отечество «Төрөөбүт дойдум – Сахам сирэ».
Цель:
развитие гражданской ответственности, забота о благополучии своей страны, сохранение человеческой цивилизации; воспитание чувства долга перед своим Отечеством.
Практическое применение:
практика в музее, выезды и экскурсии по достопримечательностям Якутии, встреча с интересными людьми республики, улуса, наслега.
Конечный результат:
учащиеся должны знать историю своего Отечества, традиции, реликвии, особенности развития народа. Знать историю своего села, традиции.
Перспективы развития:
знать выдающихся людей прошлого и настоящего. Проявлять постоянную заботу о приумножении богатства культурных ценностей Отечества. Патриотическое воспитание является основой фундамента развития подрастающего поколения, это прежде всего нравственное и оздоровительное воспитание ребенка. Этот вопрос в настоящее время становится актуальным. Современная молодежь, к сожалению, не отвечает не только по состоянию здоровья, но и физически не готов выполнить свой долг перед Отечеством – отслужить в Российской Армии. Здоровое поколение – будущее страны, лицо нации и надежда страны. Для этого мы должны привить навыки здорового образа жизни, физически развитого подростка – защитника Отечества. Еще в те далекие грозовые времена истории, наши предки ценой жизни героически защищали и отстояли нашу колыбель – родную землю, ради счастливой жизни на нашей многострадальной земле, ценою жизни.
Подрастающее поколение чтит и помнит славный победоносный путь наших предков. Изучив историческую значимость нашего села, неоценимый вклад предков в его создании и становлении, учащиеся осознают свой долг вернуться в родные края для развития и возрождения родного наслега. В нашей школе проводится много мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию, такие как классные часы, внеклассные мероприятия, беседы, экскурсии, проектные часы. Так, к одним из проектов по патриотическому воспитанию учеников нашей школы можно отнести «Ленский острог» - работа учащихся краеведческо - исследовательского лагеря «Ситим». Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения. В средних и старших классах работает краеведческо - исследовательский лагерь «Ситим». Были изучены знаменательные места долины Энсиэли, в частности историческая местность «Старый город», а также прошли по местам строительства первого Ленского острога на территории 2 Хомустахского наслега и по кладбищам русских в местности «Сууллар мыраан», где изучено описание местности, особенности захоронения и установления надгробных памятников, крестов и провели экологическую тропу «Буобура суола», по этой дороге по рассказу старожителя нашего села Тарского Е.П. казаки собирали ясак в виде пушнины. На этом месте поставили памятный столб. Также прошли по музеям Намского улуса Республики Саха (Якутия). Сбор материалов во время летних экспедиции, посещение музеев, знакомство с учеными станут основой для их становления качестве будущих. К работе были привлечены молодежь, которые были рады
помочь в завершении сквера, как залога будущего процветания родного села. Результаты поисковых работ обсуждались в 7 – 11 классах школы во время подготовки к научно-практической конференции. Выпуск буклетов «Ленский острог» позволить всем жителям Намского улуса ознакомиться с историческим прошлым всего улуса, гордиться вкладом своих предков в становление государственности в Якутии. Доклады учащихся экспедиции участвовали в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», выступали с докладами, сообщениями, принимали участие в республиканских и улусных конкурсах, посещали музеев, мемориальных комплексах, выпускали буклетов и сборников докладов. Итоги поисковых работ подведены после обработки собранных данных на республиканской научно- практической конференции и презентации сборника докладов. С 2012 года наша школа ведет тесную связь с Якутским казачьим полком во главе атаманом Александром Каниным. Решением атамана полка Александра Канина: «Плановые учебно- полевые сборы казаков провести во 2 Хомустахском наслеге Намского улуса. Почему именно 2 Хомустахе? Потому что якутских казаков и местную среднюю школу связывает давние шефские связи. Еще одна причина в том, что первый острог на якутской земле был поставлен казаками-первопроходцами именно в этом месте на реке Лене. Сегодня здесь возведена Троицкая часовня, освященная Владыкой Зосимой, как память о первых посланцах великой Руси на якутской земле». Каждый год традиционно проводится учебно-полевые сборы с воспитанниками Якутской кадетской школы. Участники изучали правила обращения с боевым оружием, метание учебным гранатом, занимались разборкой - сборкой автоматов, преодолевали полосу препятствий, стреляли, проходили военизированную эстафету с полной нагрузкой и военизированные игры. Все ребята были отмечены грамотами Якутского
окружного казачьего общества и значками ДОСААФ России. Передали подарок: книги, наглядные пособия, пневматическое оружие. В этом учебном году в стенах нашей школы под руководством казачьего атамана провели улусный смотр строя и песни, который прошел на высоком уровне. К 385-летию вхождения Якутии в состав России намечается республиканский смотр строя и песни. Семья и школа несут ответственность в воспитании личности, должны помочь познакомиться с многообразием культур народов нашей страны, глубже познать родную культуру, осознать ее. Для этого нужно уделять внимание этнокультурному воспитанию, приобщению детей к культуре своего народа, развитию национального самосознания, воспитанию доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп. С целью развития у детей интереса к изучению родного края, культуру школа совместно с родителями проводит разнообразные формы работы. Познавательные учебные экскурсии по значимым местам родного края (по республике совместно с родителями организовали выезды Краеведческий комплекс «Дружба» Усть-Алданского улуса, музей с. Черкех, с. Баяга Таттинского улуса, где встретились с народным мастером Мандар Уус, походы по интересным и красивым местам родного края. Ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы.
2
.
Якутские народные традиции «Өбүгэм үөрэ5э».
Цель:
приобщение учащихся в системе культурных ценностей, к истории; знакомство с бытом, обычаями, традициями наших предков.
Практическое применение:
изучение своей родословной, Недели, посвященные народным традициям и обычаям, практическое применение,
овладение материалами музея, встречи с мудрецами, старожилами и долгожителями наслега, сиэр-туом үөрэ5э.
Конечный результат:
учащиеся должны знать, уважать народные праздники и традиции; должны уметь ориентироваться в обычаях; знать исторические события и памятники, связанные с ними; должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, традиции защитников нашего Отечества. Внеаудиторные и внеурочные мероприятия проводятся с целью ознакомления традициями и обычаями нашего народа - Саха на уровне улусного, регионального и республиканского. Так в школе ежегодно проводятся традиционные мероприятия ко дню якутского языка и письменности «Ийэ тыл», осенние и весенние ярмарки «Идэһэ», «Υнүгэс», фольклорный ансамбль «Х-атас», «Аман өс», «Сааскылана Куо», «Υрүң Уолан», «Ысыах», «Муңха», «Подледная рыбалка» и.т.д. Через конкурсы «Аман өс» у детей развивается ораторские способности, дикция, логическое мышление, выразительность речи, артистичность, любовь к художественной литературе, обогощение словарного запаса и формирует раскрепощенность в общении. Наши дети достойно участвуют в улусных, региональных, республиканских, международных конкурсах – фестивалях и всегда занимают призовые места. Планомерно ведутся внеаудиторные кружки: «Υнүгэс», «Хомус», танцевальный ансамбль «Дьиэрэңкэй», «Өбүгэ оонньуута», «Остуол оонньуулара», «Уран тарбахтар», кукольный театр «Эрбэхчэй-Сэргэхчэй», театр моды и дизайна «Ай - тик», литературный кружок «Сардаана» и.т.д. Наряду для совершенствования физического развития учащихся в школе работают спортивные секции по национальным видам: хапса5ай, мас - рестлинг, национальные прыжки (куобах, ыстаңа, кылыы, наартаны ойуу). Для привлечения и привития к навыкам работы с научной литературой, обобщение исследовательской работы ежегодно проводятся
НПК «Ступеньки в науку» в начальных классах, «Шаг в будущее» для средних и старших классах. Конечным результатом этих мероприятий и кружков является участие наших школьников в различных смотрах, конкурсах, НПК, где занимают призовые места. Так, например чабыр5ахсыты начальных классов заняли Гран – При в улусном конкурсе. К Году Допобразования Республики кукольный театр «Эрбэхчэй - Сэргэхчэй» принял участие по сказке А.Толстого «Приключение Буратино и золотого ключика» с куклами – марионетками на заочном улусном конкурсе смотра кукольных театров среди школ Намского улуса, где занял третье почетное место. На выставке кружковцы представили куклы героев олонхо, сделанные своими руками вместе с родителями. Фольклорный ансамбль «Х-атас» на различных этнокультурных конкурсах занимал I места и дошел международного фестивале в городе Москва. Ученица 4 класса Осипова Саина приняла участие на республиканском ысыахе олонхо «Туругур, тохсус Олонхо ыһыа5ын тойон түһүлгэтэ» отмечена грамотой «Кэскиллээх олонхоһут» и приняла участие в фестивале «Олонхо дойдутун о5отобун». Спортивные достижения учащихся: летняя комплексная спартакиада Намского улуса по мас-рестлингу (2015г)- Осипов Стас I место (57кг); Никонов Алеша II место (62кг); Осипов Владимир III место(68кг); Семенов Сандал II место (св.68кг); комплексная спартакиада Намского улуса по мас- рестлингу (2015г)- Осипов Стас I место (60кг); Протопопов Егор II место (60кг); Семенов Сандал I место (74кг); улусное соревнование по многоборью «Υрүң Уолан» (2015г) – Протопопов Егор II место; улусное соревнование по многоборью «Υрүң Уолан» (2016г) – Протопопов Егор I место; Осипов Стас II место; летняя комплексная спартакиада Намского улуса по мас-рестлингу (2016г)- Осипов Стас I место (57кг); Соловьев Саша II место (60кг); Осипов Владимир III место(68кг); Семенов Сандал I место (74 кг); Протопопов Егор I место(60кг); Юшков Мичил II место (50кг).
В конце учебного года проводится общешкольный фольклорный праздник «Ысыах», как символ успешного окончания учебного года и радостной встречи благодатной поры для детей - лето. Этнокультурный праздник «Ысыах» современного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к этнокультурным традициям в форме коллективной познавательной творческой деятельности. Традиции своего народа помогают общению, дают возможность для задушевной беседы родителя и ребенка, объединяют всех общим интересом и делом. То, что знакомо и близко детям, воспринимается с большим интересом. Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами себя обслуживать, они придерживаются правил поведения. Таким образом, приходим к выводу, что занятия с использованием народных традиций в школе дают положительный результат.
3.
Работа с родителями «Быйаннаах түөлбэ».
Участники
: жители села, учащиеся, учителя, родители.
Актуальность
Слабое развитие подсобного хозяйства, в особенности скотоводства, коневодства, значительно уменьшает потребление мясо-молочных продуктов в питании, что влияет на ухудшение состояния здоровья детей; увеличивается рост безработицы, отсюда, нестабильный рост экономики семьи в условиях кризиса.
Идея
Создание стабильной социально-экономической среды в сельском социуме.
Цель
Овладение знаниями, умениями, навыками сельскохозяйственного труда.
Задача
Привитие агротехнологических знаний, умений, навыков учащимся через сотрудничество предприятиями, организациями наслега; Повышение экономики семьи через овладение агротехнологическими знаниями, умениями, навыками в условиях семьи; Деятельность агрошколы по агропросвещению населения Работа с родителями – это успех в воспитании подрастающего поколения. В организации воспитательной работы огромную помощь оказывают родители, помогают в проведении наслежных, кустовых, улусных мероприятий, обеспечивают транспортом, шьют костюмы для танцевального и вокального кружков. Родительский комитет организует и проводит кружки «Уран тарбах», «Шашки», «Шахматы». Ежегодно совет отцов «Ситим» вместе с детьми организует и проводит муңха, подледную рыбалку, принимают участие в улусном конкурсе «А5а уонна уол», где отцы учат детей развивать жизненно важные качества: силу, ловкость, выносливость, волевую устойчивость. Воспринимать красоту окружающей природы, воспитывают бережное отношение к природе. Формируют ценностное отношение к семье, к близким людям. Возрождают лучшие традиции семейного и общественного воспитания. Приобщают к традиционной культуре народа саха, изучение народных обычаев, традиций, ремесел и.т.д. Работа с родителями ведется по направлениям: ознакомление их с традициями народных праздников, направленными приобщение детей к традиционной культуре. Мы организовали выставки с помощью родителей «Семейный вернисаж: панно с природных материалов, куклы своими руками, шкатулка», где дети совместно с родителями изготовили и представили свои работы прикладного творчества. Нами были проведены конкурсы с участием мам и бабушек «Минньигэс күөрчэх», «Сахалыы астар», «Минньигэс собо», «Фартук», «Υтүлүк», «Бэргэһэ», «Контрольная закупка: лэппиэскэ, күөрчэх», «Көмүс сүүтүк», «Нарядная скатерть-2016», « SnowCap», «Шкатулка», «Колье моей
мечты», «Кэрэни кэрэхсээ, үтүөнү түстээ», украшение кашпо «Сибэкки симэ5э», сказочная клумба «Уран», «Саха симэ5э». Вся совместная работа с родителями нацелена на формирование всесторонне развитой, конкурентно способной и социально адаптированной личности. Эти кружки способствуют более глубокому проникновению детей в культуру и историю народа саха. В школе традиционно проводятся «Сивцевские чтения» для родителей о семейных традициях и о проблемах воспитания подрастающего поколения в семье и обществе, которые плавно перешли в улусные НПК. Школьный родительский комитет «Көмүөл» работает целенаправленно в тесном сотрудничестве «Учитель – ученик - родитель».
Заключение.
Мы пришли к выводу, что изучение истории Старого города долины Эңсиэли способствует этнокультурному воспитанию, приобщению детей к культуре своего народа, развитию национального самосознания, воспитанию доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп. Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности помогают общению, дают возможность для задушевной
беседы родителя и ребенка, объединяют всех общим интересом и делом. То, что знакомо и близко детям, воспринимается с большим интересом. Ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать свои действия. Для чего педагоги умело используют потенциал детских организаций в процессе патриотического, гражданского, нравственного воспитания. Посредством данной работы мы воспитываем будущего гражданина, с уважением относящегося к заветам предков. Семья и школа несут ответственность в воспитании личности, должны помочь познакомиться с многообразием культур народов нашего края, глубже познать культуру, осознать ее. В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Изучив и анализировав шефскую работу с казачьим полком можно констатировать, что занятия физической культурой и спортом могут быть эффективным средством не только улучшения физической подготовленности юношей к службе, но и их военно-патриотического воспитания. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками. Будем надеяться, что славные и светлые традиции школы, основанные на изучении исторической местности еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения что есть диалог культур.
Использованная литература.
1. А.И.Аргунова-Стручкова. Моя родина Намский улус. Якутск: Компания «Дани АлмаС», 2010 г. 2. Г.Г. Кулинич. Внеклассные мероприятия: 10-11 классы. М:ВАКО, 2012 г. 3. У.Д.Сивцева. Долина Энсиэли в судьбе народа саха. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2007 г. 4. П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. Внеурочная деятельность. М:Просвещение, 2014 г. 5. П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. Внеурочная деятельность. М.Просвещение, 2014г.
6. И.С.Соловьева, М.А.Монасытова. Сборник образовательных программ. Якутск, 2010 г. 7. Устав детского военно-патриотического казачьего клуба. 2003г.
В раздел основное общее образование