"Роль технологии критического мышления в формировании навыков смыслового чтения".
Статья
Автор: Дубовик Анна Александровна, учитель истории, МАОУ "СОШ №5", город Усть-Илимск, Иркутская область
В раздел основное общее образование
Дубовик Анна Александровна,
учитель истории и обществознания,
МАОУ «СОШ №5».
Роль технологии критического мышления в формировании навыков смыслового
чтения
. Формирование и развитие навыков смыслового чтения у обучающихся с помощью приёмов критического мышления. Технология критического мышления как основа формирования и развития навыков смыслового чтения на уроках истории. Целостное развитие личности является приоритетным направлением, обозначенным в федеральном государственном образовательном стандарте. Обеспечивается оно через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения личностью новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. И родители, и учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок был успешным. От того, насколько у него сформированы универсальные учебные действия, зависят его результаты обучения. Сегодня перед каждым учителем стоит очень серьезный вопрос: как выстроить систему работы с учащимися, чтобы создать условия для формирования универсальных учебных действий? В основе многих успешных образовательных систем обучения (например, в Финляндии) лежит смысловое чтение. Если обратиться к текстам ФГОС НОО и ФГОС ООО, то обязательной для реализации в начальной школе является междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом», в основной школе – «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Чтение или работа с информацией лежит в основе формирования всех универсальных учебных действий. Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, где учащиеся четвертых классов показывают стабильно высокие результаты, а пятнадцатилетние учащиеся – стабильно низкие. Получается, что если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то не приходится ожидать результатов, требования к которым предъявляет нам федеральный государственный образовательный стандарт. Я считаю, что предметы История и Обществознание могут внести значительный вклад в освоение учащимися навыков смыслового чтения. На основании вышеизложенного я поставила цель – определить эффективные методические приемы, способствующие формированию навыков смыслового чтения у учащихся. И сформулировала проблему: Какие из используемых мною на уроках методических приемов способствуют формированию у учащихся навыков смыслового чтения? Выбор темы для меня обусловлен рядом причин: 1. В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. 2. Проблемы при подготовке к ГИА. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. 3. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводит учеников к выполнению какого-то «своего задания». 4. Безоговорочное доверие учащихся и их родителей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.
История и обществознание являются учебными предметами, которые уделяют большое внимание работе с текстом. Для того чтобы обозначить основные направления работы, мной было проведено анкетирование, касающееся непосредственной работы с текстом на уроках истории и обществознания. Результаты анкетирования показали, что не все ребята понимают смысл научного текста, умеют с ним работать: находить главное, определять понятия, не видят «подсказок» в самом тексте. Для устранения вышеперечисленных затруднений учащихся необходимо использовать приемы работы, способствующие успешному усвоению знаний, исключению механического заучивания учебного материала и развитию универсальных учебных действий [1]. При работе с учебником или дополнительной литературой, я решила уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений: 1. целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника; 2. составлять план к прочитанному тексту; 3. умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц; 4. логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст; 5. отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника; 6. извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения; 7. обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации; 8. находить в тексте описание к иллюстрациям; 9. сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями; 10. самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы. В своей работе хочу обозначить некоторые методические приемы, способствующие формированию вышеперечисленных читательских умений. Эффективными методическими приемами нас вооружает технология критического мышления [2]. Один из них - прием «ИНСЕРТ» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше, затем учащийся систематизирует материал в таблицу. Мы взрослые сами нередко делаем в тексте различные пометки, подчёркивания, ставим свои значки, отмечаем самое важное, спорное, непонятное, требующее обдумывания, и таким образом фиксируем диалог с автором текста. Очевидно, что это путь к осмыслению применим к любому тексту. Прием «ИНСЕРТ» помогает развитию читательских умений под номерами 1,5,6,10. Другой методический прием технологии развития критического мышления – чтение с остановками и вопросами Блума. Текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления: - на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями, - на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации, - на развитие оценочных навыков – личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений, - на аналитическую деятельность,
- на применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его. Этот прием способствует развитию 2, 4,8 читательским умениям. Кластер использую как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Использование кластера способствует развитию 3 читательского умения. Прием синквейн позволяет синтезировать материал. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Прием синквейн направлен на формирование 7 читательского умения. В учебной деятельности ученики сталкиваются не только с текстами книг (сплошными текстами), им приходится работать и с несплошными текстами: формулами, диаграммами, таблицами, графиками, картинками (читательские умения 3, 9). И здесь на помощь могут прийти алгоритмы работы с несплошными текстами. В этом учебном году мы апробируем алгоритм работы с диаграммой « PISA 2006: уровни владения навыками чтения». И уже есть положительные результаты. Алгоритм изучения информации, представленной в диаграмме: 1. Как называется диаграмма? 2. Что представлено на диаграмме? 3. В каких единицах измеряются данные? 4. Какую закономерность данных ты наблюдаешь? 5. Предложи свое объяснение выявленным закономерностям. 6. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны? 7. Какое практическое значение имеют эти данные? В рамках представленной работы невозможно описать подробно все методические приемы, способствующие формированию навыков смыслового чтения у учащихся, поэтому я их перечислю: «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Восстанови текст», «Найди сходства (отличия)» и др. Оценить эффективность своей работы я могу по результатам наблюдений: на уроках истории и обществознания учащиеся стали лучше понимать формулировки заданий, четче отвечать на поставленные вопросы, больше пользоваться дополнительной литературой при подготовке к уроку, быстрее и качественнее выполнять задания, критически относится к предоставляемой им информации, повысилась мотивация учащихся. Длительное время при обучении ребенка чтению большое внимание уделялось технической стороне чтения. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: овладение учащимися навыками смыслового чтения. Результаты международных исследований доказывают, что работа по формированию навыков смыслового чтения должна охватывать все возрастные категории детей, а не заканчиваться в начальной школе. В рамках представленной работы мной были проанализированы используемые методические приемы и отобраны приемы, направленные на формирование смыслового чтения. Для работы со сплошными текстами эффективно использовать методические приемы технологии критического мышления. Особое затруднение у детей вызывает работа с несплошными текстами, на помощь приходят алгоритмы работы с информацией. Смысловое чтение – умение метапредметное, поэтому подходы к формированию навыков смыслового чтения у всех учителей-предметников одной школы должны быть одинаковыми. Диагностику уровня сформированности навыков смыслового чтения необходимо проводить с помощью текста межпредметного содержания. Только система
работы школы по формированию читательской грамотности позволит решить обозначенную проблему. Следующий этап работы над обозначенной проблемой я вижу в координации действий учителей-предметников работающих на одной параллели и выборе диагностики, позволяющей определить уровни сформированности навыков смыслового чтения у учащихся. Проделанная работа позволила по-новому взглянуть на свою педагогическую и методическую деятельность. Считаю, что полученный опыт будет интересен не только учителям истории, но и других предметов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе/Г.И.Бондаренко//Начальная школа плюс: до и после//Электронный ресурс www/school2100 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Учим детей мыслить критически. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003г. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011г. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010г. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2012г. 6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов и др. - М.: Просвещение, 2011г.
Роль технологии критического мышления в формировании навыков смыслового
чтения
. Формирование и развитие навыков смыслового чтения у обучающихся с помощью приёмов критического мышления. Технология критического мышления как основа формирования и развития навыков смыслового чтения на уроках истории. Целостное развитие личности является приоритетным направлением, обозначенным в федеральном государственном образовательном стандарте. Обеспечивается оно через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения личностью новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. И родители, и учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок был успешным. От того, насколько у него сформированы универсальные учебные действия, зависят его результаты обучения. Сегодня перед каждым учителем стоит очень серьезный вопрос: как выстроить систему работы с учащимися, чтобы создать условия для формирования универсальных учебных действий? В основе многих успешных образовательных систем обучения (например, в Финляндии) лежит смысловое чтение. Если обратиться к текстам ФГОС НОО и ФГОС ООО, то обязательной для реализации в начальной школе является междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом», в основной школе – «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Чтение или работа с информацией лежит в основе формирования всех универсальных учебных действий. Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, где учащиеся четвертых классов показывают стабильно высокие результаты, а пятнадцатилетние учащиеся – стабильно низкие. Получается, что если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то не приходится ожидать результатов, требования к которым предъявляет нам федеральный государственный образовательный стандарт. Я считаю, что предметы История и Обществознание могут внести значительный вклад в освоение учащимися навыков смыслового чтения. На основании вышеизложенного я поставила цель – определить эффективные методические приемы, способствующие формированию навыков смыслового чтения у учащихся. И сформулировала проблему: Какие из используемых мною на уроках методических приемов способствуют формированию у учащихся навыков смыслового чтения? Выбор темы для меня обусловлен рядом причин: 1. В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. 2. Проблемы при подготовке к ГИА. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. 3. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводит учеников к выполнению какого-то «своего задания». 4. Безоговорочное доверие учащихся и их родителей средствам массовой информации (как телевизионным, так и печатным), фактическое отсутствие критичности в восприятии информационного потока.
История и обществознание являются учебными предметами, которые уделяют большое внимание работе с текстом. Для того чтобы обозначить основные направления работы, мной было проведено анкетирование, касающееся непосредственной работы с текстом на уроках истории и обществознания. Результаты анкетирования показали, что не все ребята понимают смысл научного текста, умеют с ним работать: находить главное, определять понятия, не видят «подсказок» в самом тексте. Для устранения вышеперечисленных затруднений учащихся необходимо использовать приемы работы, способствующие успешному усвоению знаний, исключению механического заучивания учебного материала и развитию универсальных учебных действий [1]. При работе с учебником или дополнительной литературой, я решила уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений: 1. целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника; 2. составлять план к прочитанному тексту; 3. умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц; 4. логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст; 5. отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника; 6. извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения; 7. обмениваться сведениями об объекте, полученными из других источников информации; 8. находить в тексте описание к иллюстрациям; 9. сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями; 10. самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы. В своей работе хочу обозначить некоторые методические приемы, способствующие формированию вышеперечисленных читательских умений. Эффективными методическими приемами нас вооружает технология критического мышления [2]. Один из них - прием «ИНСЕРТ» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше, затем учащийся систематизирует материал в таблицу. Мы взрослые сами нередко делаем в тексте различные пометки, подчёркивания, ставим свои значки, отмечаем самое важное, спорное, непонятное, требующее обдумывания, и таким образом фиксируем диалог с автором текста. Очевидно, что это путь к осмыслению применим к любому тексту. Прием «ИНСЕРТ» помогает развитию читательских умений под номерами 1,5,6,10. Другой методический прием технологии развития критического мышления – чтение с остановками и вопросами Блума. Текст делится на смысловые части с остановками. Типы вопросов, стимулирующих развитие мышления: - на «перевод» и интерпретацию – перевод информации в новые формы и определение связи между событиями, фактами, идеями, - на развитие памяти – узнавание и вызов, полученной информации, - на развитие оценочных навыков – личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений, - на аналитическую деятельность,
- на применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его. Этот прием способствует развитию 2, 4,8 читательским умениям. Кластер использую как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Использование кластера способствует развитию 3 читательского умения. Прием синквейн позволяет синтезировать материал. Стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Прием синквейн направлен на формирование 7 читательского умения. В учебной деятельности ученики сталкиваются не только с текстами книг (сплошными текстами), им приходится работать и с несплошными текстами: формулами, диаграммами, таблицами, графиками, картинками (читательские умения 3, 9). И здесь на помощь могут прийти алгоритмы работы с несплошными текстами. В этом учебном году мы апробируем алгоритм работы с диаграммой « PISA 2006: уровни владения навыками чтения». И уже есть положительные результаты. Алгоритм изучения информации, представленной в диаграмме: 1. Как называется диаграмма? 2. Что представлено на диаграмме? 3. В каких единицах измеряются данные? 4. Какую закономерность данных ты наблюдаешь? 5. Предложи свое объяснение выявленным закономерностям. 6. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны? 7. Какое практическое значение имеют эти данные? В рамках представленной работы невозможно описать подробно все методические приемы, способствующие формированию навыков смыслового чтения у учащихся, поэтому я их перечислю: «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Восстанови текст», «Найди сходства (отличия)» и др. Оценить эффективность своей работы я могу по результатам наблюдений: на уроках истории и обществознания учащиеся стали лучше понимать формулировки заданий, четче отвечать на поставленные вопросы, больше пользоваться дополнительной литературой при подготовке к уроку, быстрее и качественнее выполнять задания, критически относится к предоставляемой им информации, повысилась мотивация учащихся. Длительное время при обучении ребенка чтению большое внимание уделялось технической стороне чтения. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: овладение учащимися навыками смыслового чтения. Результаты международных исследований доказывают, что работа по формированию навыков смыслового чтения должна охватывать все возрастные категории детей, а не заканчиваться в начальной школе. В рамках представленной работы мной были проанализированы используемые методические приемы и отобраны приемы, направленные на формирование смыслового чтения. Для работы со сплошными текстами эффективно использовать методические приемы технологии критического мышления. Особое затруднение у детей вызывает работа с несплошными текстами, на помощь приходят алгоритмы работы с информацией. Смысловое чтение – умение метапредметное, поэтому подходы к формированию навыков смыслового чтения у всех учителей-предметников одной школы должны быть одинаковыми. Диагностику уровня сформированности навыков смыслового чтения необходимо проводить с помощью текста межпредметного содержания. Только система
работы школы по формированию читательской грамотности позволит решить обозначенную проблему. Следующий этап работы над обозначенной проблемой я вижу в координации действий учителей-предметников работающих на одной параллели и выборе диагностики, позволяющей определить уровни сформированности навыков смыслового чтения у учащихся. Проделанная работа позволила по-новому взглянуть на свою педагогическую и методическую деятельность. Считаю, что полученный опыт будет интересен не только учителям истории, но и других предметов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе/Г.И.Бондаренко//Начальная школа плюс: до и после//Электронный ресурс www/school2100 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Учим детей мыслить критически. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003г. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011г. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010г. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2012г. 6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов и др. - М.: Просвещение, 2011г.
В раздел основное общее образование