"Я - учитель"
статья
Автор: Тропина Ольга Владимировна, учитель английского языка, МАОУ СОШ № 58, город Томск, Томская область
В раздел основное общее образование
Я – учитель
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех,
кому преподаешь…»
(В.Ключевский)
Работа учителя – творческий по своей природе труд. Она требует от него
определенного заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального
напряжения, которые стимулируются и поддерживаются его контактом с учащимися,
ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям.
Одновременно задача учителя – воспитать поколение, для которого труд обязательно
станет творчеством. Учителю, как ни какому другому специалисту, нельзя останавливаться
на месте: он должен быть исследователем, творцом. Каждый, кто приходит работать в
школу, должен помочь стать ребенку творческой личностью. Главная задача учителя –
научить ребенка мыслить, формировать потребность учиться, умение самому добывать
знания. Образование формирует человеческое сознание, миропонимание, личность
человека. И главная роль в образовательном процессе принадлежит учителю.
Чтобы справиться с задачами, которые стоят перед школой, учитель должен обладать
многими качествами. Одно из них – умение выработать в учениках привычку размышлять,
искать новое. Учитель должен поощрять любознательность, побуждать к
изобретательству, открывать ученикам путь в большой окружающий их мир, вызывающий
жажду знаний.
Учитель – это, скорее, образ жизни. Эту профессию должны выбирать люди, любящие
детей. Дети ценят педагогов не за имя, а за человечность и мастерство. Действительно, в
какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое
оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребёнок всегда
остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность
общения и восприятие его как личности. И для меня, в каких бы условиях и по каким бы
стандартам я не работала, главное – дать детям знания. И главный показатель работы
учителя, – это объём и качество знаний, которым обладают мои ученики.
Ни разу в жизни я не пожалела о том, что стала учителем. У меня есть любимая работа,
семья. И мне, как учителю и классному руководителю, очень хочется, чтобы дети росли
здоровыми и счастливыми, и стали в жизни успешными и всё, о чём они мечтают,
непременно сбылось.
Но настоящим учителем, я считаю, может стать лишь тот, кто не просто получил
диплом и пришёл работать, учить детей, а кто на собственных примерах способен
воспитать в них высокие качества.
Учитель… Каким ему быть? Для него важны не только профессиональные качества, но
и человеческие – нравственный облик. Он воспитывает собой, так как нравственные устои
не столько передаются в словесной форме, сколько создаются в результате совместной
учительско-ученической деятельности. Учащийся, как губка, впитывает морально-
этическое поведение учителя, а затем копирует его. В учителе важно всё: как он говорит,
как он ест, как ходит, какие у него привычки, как одевается и т. д. Вот почему моральный
облик учителя, его поведение, его общий интеллектуальный кругозор, а также его внешние
качества не являются его частным делом. Это профессиональные ценности.
А что для меня значит быть учителем? Это каждый день общаться с детьми, открывая
для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир их
глазами и находить в этом радость и удовлетворение. В моем представлении учитель – это
друг и советчик детей, не дающий готовой истины, а сопровождающий и направляющий
их в ее поиске.
Одной из важных и обсуждаемых тем сегодня выступает взаимодействие школы и семьи. Нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы будущее своего ребенка. Мне родители доверили своих детей. И от меня во многом зависит, насколько они станут успешными! Очень важно сформировать свой стиль взаимодействия с учениками, родителями, людьми, меня окружающими, на основе творческого сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Какое счастье, какая неописуемая радость и гордость в душе. Да, я счастливый человек, потому что утром с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с моими учениками, коллегами – моими единомышленниками, живущими со мной в одном ритме жизни. Школа – это мой мир и смысл жизни. Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи. Настоящий учитель поддерживает творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ученику. Главное в уроке, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом. Любовь и доброта – лучшие качества учителя в общении с детьми. Ведь у каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь хвалить ученика даже тогда, когда его успехи более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, пробуждает интерес к знаниям. Если учитель стремится только давать знания, не интересуется внутренним миром своих учеников, их эмоциями, то учащиеся не смогут понимать своего учителя. Труд надо начинать с любви, и любовь должна быть взаимной. Без нее не может быть воспитания, без нее не может быть ничего. Есть у учителя одна замечательная возможность: наблюдать за своими питомцами на протяжении многих лет, быть свидетелем становления характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб, проходит перед нами за время работы в школе. Сколько неразгаданных тайн, необъяснимых поступков…. И тогда начинаешь словно прокручивать назад киноленту, на которой шаг за шагом запечатлелись лучшие моменты этих лет. Профессию учителя нельзя назвать лёгкой. Она требует от человека много душевных сил, терпения и энергии. Все люди вкладывают разный смысл в слово «учитель». Для кого-то учитель – это преподаватель учебного предмета, а для меня учитель – это, прежде всего, воспитатель, наставник подрастающего поколения, способный всегда прийти на помощь своему ученику. Неизмеримо велика роль учителя в нашей жизни и в жизни всего общества. Именно учитель вводит нас в мир знаний, дарит нам первую встречу с прекрасным! По моему мнению, быть педагогом — это не просто быть хорошим учителем и воспитателем. Это значит быть человеком. Человеком, способным увлечь других людей своими идеями, способным побудить их к получению знаний, то есть к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Сейчас важна информационно-технологическая компетенция учителя. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь правилом, что учитель должен научить учиться. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством. В этом также заключена моя педагогическая философия – я стремлюсь стать мастером своего дела. Великое счастье встретить учителя, который воспитывает доброту, справедливость, честность, ответственность. Великое счастье – стать учителем… Учитель английского языка и литературы МАОУ СОШ 58 города Томска Тропина Ольга Владимировна
Одной из важных и обсуждаемых тем сегодня выступает взаимодействие школы и семьи. Нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы будущее своего ребенка. Мне родители доверили своих детей. И от меня во многом зависит, насколько они станут успешными! Очень важно сформировать свой стиль взаимодействия с учениками, родителями, людьми, меня окружающими, на основе творческого сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Какое счастье, какая неописуемая радость и гордость в душе. Да, я счастливый человек, потому что утром с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с моими учениками, коллегами – моими единомышленниками, живущими со мной в одном ритме жизни. Школа – это мой мир и смысл жизни. Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи. Настоящий учитель поддерживает творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ученику. Главное в уроке, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом. Любовь и доброта – лучшие качества учителя в общении с детьми. Ведь у каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь хвалить ученика даже тогда, когда его успехи более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, пробуждает интерес к знаниям. Если учитель стремится только давать знания, не интересуется внутренним миром своих учеников, их эмоциями, то учащиеся не смогут понимать своего учителя. Труд надо начинать с любви, и любовь должна быть взаимной. Без нее не может быть воспитания, без нее не может быть ничего. Есть у учителя одна замечательная возможность: наблюдать за своими питомцами на протяжении многих лет, быть свидетелем становления характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб, проходит перед нами за время работы в школе. Сколько неразгаданных тайн, необъяснимых поступков…. И тогда начинаешь словно прокручивать назад киноленту, на которой шаг за шагом запечатлелись лучшие моменты этих лет. Профессию учителя нельзя назвать лёгкой. Она требует от человека много душевных сил, терпения и энергии. Все люди вкладывают разный смысл в слово «учитель». Для кого-то учитель – это преподаватель учебного предмета, а для меня учитель – это, прежде всего, воспитатель, наставник подрастающего поколения, способный всегда прийти на помощь своему ученику. Неизмеримо велика роль учителя в нашей жизни и в жизни всего общества. Именно учитель вводит нас в мир знаний, дарит нам первую встречу с прекрасным! По моему мнению, быть педагогом — это не просто быть хорошим учителем и воспитателем. Это значит быть человеком. Человеком, способным увлечь других людей своими идеями, способным побудить их к получению знаний, то есть к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Сейчас важна информационно-технологическая компетенция учителя. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь правилом, что учитель должен научить учиться. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством. В этом также заключена моя педагогическая философия – я стремлюсь стать мастером своего дела. Великое счастье встретить учителя, который воспитывает доброту, справедливость, честность, ответственность. Великое счастье – стать учителем… Учитель английского языка и литературы МАОУ СОШ 58 города Томска Тропина Ольга Владимировна
В раздел основное общее образование