"Запоёт школа, запоёт народ!"
Проект
Автор: Павлова Антонина Афанасьевна, учитель музыки, МОБУ НПСОШ №2, г. Якутск
В раздел основное общее образование
Содержание
1.Проектное портфолио…………………………………………………………………..3 2.Пояснительная записка……………………………………………………………….6 3.Содержание проекта…………………………………………………………………..14 3.1.Этапы реализации проекта……………………………………………………21 3.2.Критерии результативности………………………………………………….25 3.3.Критерии успешности реализации проекта………………………….25 4.Заключение…………………………………………………………………………………26 5.Список литературы………………………………………………………………………27 2
1.Проектное портфолио
Наименование
учреждения
МОБУ НПСОШ №2 г. Якутска; Республика Саха (Якутия), 677000, Г. Якутск, ул. Ярославского, 8/1, р.т. 8(4112)34-39-89
Руководитель
учреждения
Семенов Алексей Климентьевич
Тип и наименование
проекта
Творческий проект «Запоет школа – запоет народ»
Предметно-
содержательная
область
Моно проект
Характер
координации
проекта
Непосредственный (гибкий)
Разработчик
проекта
Учитель музыки Павлова Антонина Афанасьевна
Характер
контактов
Количество
участников
Среди организаторов проекта и участников Образовательного процесса: 1.Дегтярева В.И., заместитель директора по УВР МОБУ НПСОШ №2 (координатор проекта); 2.Николаева Е.И., заместитель директора по ВР, (ответственный за внедрение в МОБУ НПСОШ №2 проекта «Музыка для всех»); 3.Учащиеся 2-4 классов учителя музыки Павловой А.А. (140 человек); 4.Учащиеся 5-8 классов учителя музыки Павловой А.А. (60 человек).
Основные цели
Приобщение современных школьников к музыке, 3
проекта
к хоровому пению; Создание условий для развития творческой активности учащихся через метод проекта; Теоретически обосновать и практически проверить влияние организационно-педагогических условий работы хорового коллектива на нравственное воспитание детей.
Основные задачи
проекта
Обучающие:
-Формировать интерес к хоровому пению; -Обучить учащихся умению слушать и слышать; -Формировать навык хорового пения;
Развивающие:
-Знакомство с историей возникновения и развития жанра хоровой песни; -Развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как юные артисты. -Подготовка к успешной социализации в обществе.
Воспитательные:
-воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской и мировой культуры (в т.ч. якутской песни); -Воспитание посредством изучения произведений композиторов-классиков, лучших образцов мирового наследия классической культуры; -Воспитание уважения к традициям своей страны, умения работать в творческой группе.
Практические:
4
-определить эффективность организационно- педагогических условий работы хорового коллектива; -Подбор материала и подготовка репертуара по проекту «Хоровое пение»; -Подготовка музыкальных номеров.
Сроки реализации
проекта
Долгосрочный
Место проведения
МОБУ НПСОШ №2 г. Якутска
Ожидаемые
результаты
реализации проекта
-Создание конкурентоспособных детских хоровых коллективов в школе; -Создание условий для творческой социализации детей и подростков; -Приобщение детей и подростков к отечественному культурному наследию- музыке и пению.
Рефлексия
деятельности
Оценивание степени достижения поставленных целей, качества результата, Приобретенные знания, умения, навыки. Проведение постоянного мониторинга по количеству и качеству участников проекта.
2.Пояснительная записка
Сегодня в образовании нашей республики объявлен масштабный проект «Музыка для всех», инициатором которого стал Первый президент 5
республики Саха-Якутия, ныне депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михаил Николаев. Официальный старт проекта, основной целью которого является воспитание гармонично развитой личности, состоялся в конце августа прошедшего года на Международном конгрессе «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества». В Совете Федерации проект «Музыка для всех» отмечен как один из самых приоритетных и перспективных в рамках проведения Года культуры в Российской Федерации. Первоначально суть проекта сводилась к тому, чтобы в каждой общеобразовательной школе при выпуске ученик получал сертификат о владении одним из классических музыкальных инструментов. В ходе дальнейшего обсуждения реализации проекта пришли к выводу, что необходимо сосредоточиться на трех основных моментах: развитии системы образования коллективного музицирования через систему общего образования, расширении и развитии системы выявления талантов и широкой популяризации музыкального искусства во всех сферах социальной деятельности. Действительно, среда, в которой растут дети, представляет хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная и русская культура, а именно песня. Песня – хранилище души народной, а без души и народа не будет. Поэтому в настоящее время особенно актуальным является включение в образовательный процесс многовековых традиций богатейшего культурного наследия, в частности, хоровой песни. Репертуар учащихся обязательно должен включать в себя не только произведений композиторов, но обработки русских и якутских народных мелодий и песен. Это и явилось основанием для разработки проекта «Влияние организационно – педагогических условий работы хорового коллектива на нравственное воспитание детей среднего школьного возраста». По свидетельству известного методиста И.А. Ильина, 6
ребенок должен слышать родную песню еще в колыбели. Песни несут ему первый душевный вздох и первый духовный стон…”Русская песня,- писал он, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения”. Проблема морали и нравственности необходимы и важны для воспитания подрастающего поколения. Ведь их нравственные становления и самоопределения реализуется в сложных социально – экономических условиях. Особую тревогу вызывает в стране безнадзорность детей, повышение уровня преступности, распространения наркомании среди молодежи, что во многом происходит из-за недостаточности взаимодействия государства и общества в нравственном воспитании и развитии детей. Актуальность проблемы, и ее недостаточная разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы нашего исследования. Хоровое пение, из-за специфики эмоционального содержания музыки, играет важную роль в деле воспитания детей и подростков. Музыка более всего требует эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности, поэтому она может стать основой нравственного воспитания.
Основная цель данного проекта:
Теоретически обосновать и практически проверить влияние организационно – педагогических условий работы хорового коллектива на нравственное воспитание детей.
Задачи проектного исследования:
Обучающие:
- Формировать интерес к хоровому пению; - Обучить учащихся умению слушать и слышать; - Формировать навык хорового пения;
Развивающие:
7
- Знакомство с историей возникновения и развития жанра хоровой песни; - Развитие коммуникативных навыков и совершенствования ввести себя на публике, как юные артисты. - Подготовка к успешной социализации в обществе.
Воспитательные:
- Воспитание через открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской и мировой культуры (в т.ч. якуткой песни). - Воспитание посредством изучения произведений композиторов – классиков, лучших образцов мирового наследия классической культуры. - Воспитание уважения к традициям своей страны, к умение работать в творческой группе.
Практические:
- Определить эффективность организационно – педагогических условий работы хорового коллектива; - Подбор материала и подготовка репертуара по проекту «Хоровое пение»; - Подготовка музыкальных номеров. - Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу; - Определить эффективность организационно – педагогических условий работы хорового коллектива.
Гипотеза исследования.
Нравственное воспитание детей среднего школьного возраста возможно при условии целенаправленного создания организационно – педагогических условий работы хорового коллектива.
Объектом исследования
является организационно – педагогические условия работы хорового коллектива.
Предмет исследования.
Нравственное воспитание детей среднего школьного возраста.
Методологическая основа исследования.
В ходе работы над дипломной работой мы опирались на личностноориентированный подход к системе воспитания А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого. 8
Теоретические аспекты проблемы исследования музыкально- эстетического воспитания представлены методическими разработками З.Кодая, С.П.Виноградовой, Д.Б.Кабалевского, К.Орфа.
Новизна и практическая значимость исследования.
Научная новизна дипломной работы заключается в выявлении и разработке возможностей перспективной формы нравственного воспитания и просвещении учащихся общеобразовательных школ, оптимизирующий процесс формирования нравственных качеств школьников через хоровое пение.
Практической значимостью исследования
является то, что апробированная программа работы хорового коллектива по нравственному воспитанию может быть использована учителями-практиками общеобразовательных школ и педагогами дополнительного образования.
Для проверки гипотезы,
нами проведена экспериментальная работа на базе школы среди учащихся основной ступени. В нем учувствовали учащиеся 6 класса, в количестве 49 детей. Опытная экспериментальная работа проведена в 3 этапа: констатирующая, формирующая, контрольная.
Цель констатирующего этапа:
Выявить уровень нравственного воспитания детей среднего школьного возраста. Исходя из цели, мы определили следующие задачи: 1) Определить уровень нравственного сознания и самосознания школьников; 2) выявить уровень сплоченности коллектива; 3) выявить степень реализации формирования нравственных качеств в организационно-педагогической работе хорового коллектива. На первом этапе констатирующего эксперимента учащимся 6 класса были предложены такие задания – им предлагалось ответить на вопросы:
1.
Какого человека называют хорошим, а какого плохим? Вся выборка в экспериментальном и контрольном классе разделяется на три группы – с низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта. 9
Школьников с низким уровнем нравственного опыта оказалось15% в экспериментальном классе, и 10% в контрольном классе; со средним уровнем 45% в экспериментальном и 40% в контрольном; и с высоким уровнем соответственно 40% и 50%. Также для выявления уровня музыкальных способностей нами было проведено анкетирование по музыке и хорового пения на уроках. 2. Любишь ли ты уроки музыки? В результате проведенного анкетирования выясняется, что учащийся хорового кружка достаточно уверенно и достоверно дают ответы по определению выбора в музыке. Так, при обсуждении о песне, среди ответов часто встречались такие суждения: «Песня помогает нам жить, выражает наши чувства и настроения, верить и надеяться». Таким образом, с помощью анкеты мы выявили общий уровень нравственного сознания учащихся в экспериментальном и контрольном классе. Результат показывает, что в экспериментальном классе понятие нравственного поведения чуть ниже чем в контрольном, а развитие и знание в хоровом пении выше. Одним из этапов развития в нравственном воспитании является развитие ученического коллектива. Для диагностики уровня коллективизма и сплоченности нами было проведено «социометрия» по методу психолога Джона Морено в экспериментальном классе. Для диагностики учащимся предлагалось вопрос в устном виде, где они должны письменно ответить на карточке, выбирая тех или иных членов данной группы. Им предлагалось выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 26 человек каждому предлагалось выбрать лишь 3 человек. Вначале построили простейшую социометрию. В данный период сплоченность коллектива составляет 35,4%, т.е. показатель ниже среднего, что в свою очередь позволяет задуматься над решением этой проблемы. В конце сделали диаграмму уровня взаимоотношений: I – «звёзды»; II – «популярные»; 10
III – «оттеснённые»; IV – «аутсаудеры». На I уровень с высокими баллами вошли два человека, на II уровень 8 человек, на III уровень 16 человек, на IV уровень никого нет. Таким образом, если на IV уровне никого нет значит общий показатель сплоченности неплохой. Даже презентующих в группу «звёзд» оказалось много. При усиленной совместной работе могут показать хороший уровень сплоченности.
Цель формирующего этапа:
Выявить основные методы эффективности работы по формированию нравственных качеств, развивать музыкальный слух, привить художественный вкус и навык хорового пения. В задачи формирующего этапа эксперимента входило: 1) Формирование и развитие способности воспринимать и оценивать музыкальное произведение, правильный подбор песенного репертуара способствующий нравственному воспитанию; 2) формирование чувства коллективизма и сплоченности в хоровом пении; 3) участие в различных конкурсах для развития исполнительского мастерства, самовыражения, творческих способностей и стремления к достигнутой цели. 11 I II III IV
Для освоения детьми фольклорного наследия, приняли активное участие в «Славянском базаре» на семинаре учителей русского языка и литературы. Дети пели, танцевали и рассказывали изучения быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов. Детям самим было очень интересно узнать многое о традициях русского народа, ведь они являются чисто якутским классом. От выступления этого мероприятия они получили большое удовольствие проделанного. Для формирования чувства патриотизма была проведена литературно- музыкальная композиция «Россия, Родина – наш дом!». Сценарий составлен с учетом художественности и доступности литературного и песенного репертуара. Для ознакомления детей с чувством патриотизма провели классный час посвященный ко дню защитников Отечества. Пригласили пап отслуживших в ряды российской армии. Они рассказали мальчикам о службе в армии, как принимали присягу и что им дала армия в жизни. Затем мальчики участвовали в конкурсе «Лучшая косманда». В конце мероприятия девочки раздали мальчикам подарки. Итогом этого праздника стал «смотр песни и строя», который в нашей школе проводится каждый год, где завоевали I место с песней Г.Эйслера «Песня Единого Фронта». Для развития чувства заботы и внимания к окружающим людям ездили в Центр социальной реабилитации детей сирот с концертными номерами. Многие дети впервые увидели и узнали о социальном положении детей- сирот. Уехали с большим чувством сопереживания и быть более внимательным к окружающим людям. Для формирования чувства коллективизма и сплоченности в занятии хорового пения завели журнал учёта и посещаемости учащихся. Выбрали старосту и их помощников по группам, которые несут ответственность за не посещения занятия. В последствии староста сама стала следить за 12
дисциплинированностью и порядком во время занятия. Это привело к слаженному единому строю исполнения песен. По результатом «социометрии» из групп «оттеснённых» детей находили индивидуальный подход для личностного развития ученика. Во всех проводимых мероприятиях они были ответственными и ведущими, что привело к не плохому результату. Также в репертуар хорового занятия включили песни о дружбе, о родном крае, о мире и гражданского долга. Действие педагога по осуществлению поддержки детей может стать эффективным тогда, когда учитель будет знать личность каждого ребенка. Для достоверности этого убеждения, с помощью классного руководителя, сделали психолого – педагогическую диагностику каждого ученика. Учувствовали в различных городских вокально – хоровых конкурсах и фестивалях. Таким образом, выбирая произведения для разусивания, стрались думать об их культурной ценности, или проведя различные мероприятия думали о влиянии воспитания на нравственные стороны формирования личности.
3.Содержания проекта.
Воспитание – это целенаправленное воспитание каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Изучение нравственного воспитания детей представляет особо важную проблему, в решении которой заинтересованы не только психологи, педагоги, но и все общество в целом. Сейчас увеличивается число работ, посвящённых проблеме нравственных ценностей, особенностям нравственного поведения. Через искусство музыкальное творчество происходит передачи духовного опыта народа способствующего восстановлению связей между поколениями. Незаменима роль нравственного воспитания в духовном становлении личности ребенка. Необходимо в полной мере удовлетворить 13
запросы родителей по нравственно - музыкальному воспитанию, предлагая широкий спектр услуг учреждений культуры и образования. Создание хорового коллектива учащихся в системе общего образования отличается богатством содержания, форм и методов воспитательной деятельности. Хоровые коллективы существуют в объединениях, кружках, секциях, клубах, организуемых в общеобразовательных школах. Чтобы повысить результативность влияния кружков и студий необходимо обеспечить нравственное направленность всех сторон образовательно - воспитательного процесса, общественная работа учащихся, эстетизацию жизни коллектива воспитанников, педагогов, семьи, практическое участие подростков в преобразовании жизни «по законам красоты». Для укрепления сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важна сформировать коллектив, представляющий единое целое, который сплачивается и интересно живет только в том случае, если организовано совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Например, воспитательный центр Национальной политехнической средней общеобразовательной школы №2 г. Якутска успешна апробировала экспериментальную тему «Развитие поликультурной личности в условиях городской национальной политехнической школы». Сегодня активно включилась в проект «Музыка для всех». Воспитательный центр школы состоит из 7 объединений: «Семья», «Досуг», «Интеллект», «Подросток», «Дружбы и мира», «Здоровье», эстетический. Эти Центры взаимодействуют со ступенями развития учащихся «Детство» (начальные классы), «Отрочество» (5-8 классы), «Юность» (9-11 классы). Эстетически центр работает над эстетическим воспитанием учащихся. Именно через эстетическое воспитание можно прийти к высокой нравственности школьников. Работают в 1-6 классах – музыкальной салон, в 7-8 и 9-11 классах –«Любите эти песни, в которых школьники знакомятся с 14
мировой культурой учатся петь песни. Работают такие кружки: бального танца «Искорка», хоровое пение, бумагопластика, изделие из бересты. Все участники кружков занимают призовые места в различных городских и республиканских конкурсах. Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно – интеллигентными и нравственно воспитанными. И в этом плане роль создания хорового коллектива поистине незаменима. Любовь к большой музыке, как известно, не врожденное чувство. Слушать музыку учатся. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки, к пению, игре на музыкальном инструменте, когда деятельность в музыкальной сфере становится радостно –привычной, она перестает в потребность, нередко очень сильную. Возрастная особенность дает педагогу – музыканту важную нить для организации и проведения занятия, при всем разнообразии применяемых форм и методов работы основа занятия, его структура, как правило, остается неизменной. Учащиеся должны точно знать, что распевание проводится перед началом разучивания песни, индивидуальный вопрос по пению предваряет повторение знакомых песен, импровизация на музыкальных инструментах, если она включена в план занятия, занимает не более 5 минут и т.д. И еще, самое главное: все содержания занятия должно быть обращено к эмоциональной сфере подростка, вызывать его интерес, затрагивать струны его струны. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений классиков, и советских, зарубежных композиторов, а также 15
современных композиторов, и народных песен) способствует воспитания у детей чувств патриотизма интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности: в коллективно хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить; Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие; Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальны способности и умения с пользой для себя и для хора; Для проверки эффективности гипотезы нашего исследования, был проведен контрольный этап исследования.
Целью контрольного этапа исследования
является выявление качественных изменений уровня нравственности и сплоченности детей хорового коллектива. 16
Задачи контрольного этапа исследования: 1. Выявить динамику развития нравственных качеств школьников; 2. определить эффективность системы работы хорового коллектива по нравственному воспитанию; 3. разработать методические рекомендации. В результате проверки в экспериментальном классе уровень нравственного сознания и самосознания стала выше, чем в контрольном. Ведь им особое внимание уделялось формированию нравственных качеств и привычек. Также, в экспериментальном классе, остается повышенным чувства самостоятельности и ответственности. На вопрос: «какие жизненные правила ты выработал для себя за время школьной жизни?» - многие ответили, что научились оценивать свою жизнь и главное для этого надо быть самостоятельным и ответственным. Ответственность, по их мнению это как обязательство заложенная в воспитании человека, т.е. трудолюбивый, умный, самостоятельный, воспитанный, решительный. Одним из этапов развития воспитательной системы являлось развитие ученического коллектива и это дало положительный результат в анализе. Вся выборка в экспериментальном и контрольном классе, как и в предыдущем эксперименте, разделяется на три группы – с низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта. В результате, с низким уровнем нравственного опыта оказалось 5% в экспериментальном и контрольном классе; со средним уровнем 25% в экспериментальном и 40% в контрольном; и с высоким уровнем 50% в экспериментальном, 45% в контрольном. Ещё увеличился уровень взаимоотношений в группе. О развитии коллектива можно судить по проведённой диагностике уровня сплоченности и взаимоотношений в группе. В последний период экспериментального исследования сплоченность коллектива составляет 41%, т.е. на 6% повысился от предыдущего наблюдения. В лидирующую группу I уровня «звёзд» вошли 17
4 человека, в II уровень «популярность» 11 человек, в III уровень «оттеснённых» 12 человек, в группу «аутсаудеров» 2 человека. Значит, данная диагностика уровня сплочённости показывает на средний уровень сплочённости коллектива, что позволила убедится в правильности подхода. Также была проведена анкета по музыке. Учащиеся экспериментального класса более конкретны в своих суждениях. Они грамотно разбираются в музыке, считают себя искренними любителями и знатоками хорового пения. Например, были такие суждения: «песня – это радость, украшения жизни», «песня – часть моей жизни», «через песню человек излагает свои мысли, чувства, эмоции, переживания», «без песни жить скучно», «только через музыку выражаю всё», «песня – это пробуждение, искренность, самовыражение и вера в будущее!». Полученные результаты позволяют предполагать, что дети занимающийся определенной досуговой деятельностью более самодостаточны в нравственных ориентациях. Они склонны к доброте, ответственности, дружбе и сплоченности. Таким образом, рассмотрев результат анализа ответов и высказываний в контрольном и экспериментальном классе пришли к выводу, что уровень нравственного сознания в экспериментальном классе увеличился на 30%, а в контрольном классе на 10%. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа свидетельствует о том, что поставленные в ходе исследования цели и задачи были выполнены. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работе данные позволили определить условия для создания воспитательной системы. Итак, мы выяснили, что влияние организационно-педагогических условий работы хорового коллектива на нравственное воспитание детей носит прежде всего развивающий характер. Хоровое пение может оказывать положительное влияние на формирование нравственных качеств, способствовать становлению характера и норм поведения. 18
Анализ результатов исследования показал, что дети экспериментального класса имеют более высокие взгляды нравственной ориентации. Они склонны к доброте, ответственности, дружбе и сплоченности. Данный способ хорового обучения школьников может использоваться для определения эффективности коррекции нравственного воспитания. Различия между экспериментальным и контрольным классом обнаружились в изучении уровня сплоченности. Наша идея влияние хорового коллектива на нравственное воспитание детей вполне совместима в учебно-воспитательном процессе школы и доступно в практической деятельности каждого педагога-музыканта. Чем шире представляешь себе всю систему музыкального воспитания, тем лучше владеешь методикой отдельных ее компонентов, и тем эффективнее будет результат нашей работы, и тем большее удовлетворение испытывает от своей деятельности педагог-музыкант. На основании анализа работ известных педагогов-музыкантов (Д.Б.Кабалевского, В.Н.Шацкой, Б.Асафьева и др.), личного опыта работы можно сделать заключение о том, что хоровое пение украшает нашу жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируются нравственные взгляды, эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. В данном проекте последовательно рассматривается влияние организационно-педагогических условий работы хорового коллектива на нравственное воспитание детей среднего школьного возраста. Делается вывод о том, что нравственное воспитание школьников – это механизм адаптации каждого ребенка к миру. Таким образом, в результате проведенного исследования были получены сведения по уровне сформированности нравственного поведения учащихся экспериментального и контрольного класса. В конце, более высокий уровень 19
обнаружен у экспериментального класса, что обусловлено большим разнообразием работ хорового коллектива. Выявлены и экспериментально обоснованы условия занятий хорового колектива. В связи с вышеизложанным нам хочется отметить, что гипотеза выдвинутая в ходе работы подтвердилась, поставленные цели и задачи выполнены и интегрированы в работу хорового коллектива.
Задачи для учителя музыки:
- Максимальное вовлечение детей в творческий процесс. - Развивать коммуникативные поведения детей, обеспечить взаимопонимание между всеми участниками. - Познакомить детей с алгоритмом хорового пения. - Выявить творческие способности детей. - Подготовить творческие номера. - Сплотить коллектив детей и подростков. - Развить у детей музыкальный, эстетический вкус, творческое мышление.
Результат проекта:
- создание конкурентоспособных детских хоровых коллективов в школе; - Создание условий для творческой социализации детей и подростков; - Приобщение детей и подростков к отечественному культурному наследию – музыке и пению.
Место проведения:
МОБУ НПСОШ №2
Ресурсное обеспечение:
Материально – техническое: - Музыкальный инструмент баян; -музыкальный инструмент фортепиано; -синтезатор; -музыкальный центр; -акустическая гитара; -кабинет №215, актовый зал со сценой (МОБУ НПСОШ №2); -нотные партитуры для учителя музыки; 20
Кадровое обеспечение:
1. Учитель музыки Павлова А.А. 2. Учащиеся 2-4 классов учителя музыки Павловой А.А.(140 человек); 3. Учащиеся 5-7 классов учителя музыки Павловой А.А.(60 человек).
Срок реализации проекта:
долгосрочный
Слушатели:
ученический и педагогический коллектив школы, родители учащихся;
Уровень:
Школьный
3.1.Этапы реализации проекта
Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:
Работа над проектом включает совместную деятельность учителя музыки и всех участников эстетического центра школы – учителей и учащихся 2-8 классов. Работа распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта
Деятельность учителя
Деятельность детей
Iэтап (подготовительный) 1. Формулирует проблему (цель), ( при постановки цели определяется и продукт проекта); 2.
Пр;
3. Формулирует задачу, проводит подготовительную работу; 1. Вхождение в состав коллектива хоров; 2. Вживание в ситуацию; 3. Принятие задачи; II этап (основной) 4. Помогает в решении задачи; 5. Организует деятельность; 6. Готовит учащимися музыкальные 4. Объединение учащихся в хоровую группу; 5. Распределение голосов; 6. Формирование специфических 21
номера; 7. Оказывает индивидуальную практическую помощь; 8. Направляет и контролирует осуществление проекта; знаний, умений, навыков; 7. Разучивание песен народных и произведений композиторов; III этап (итоговый) 9.Создает хоровые коллективы; 8. Представляют зрителям продукт деятельности;
I этап (подготовительный)
1. Создание творческой группы. Среди организаторов проекта и участников образовательного процесса: 1. Дегтярева В.И.., заместитель директора по УВР МОБУ НПСОШ№2 (координатор проекта); 2. Николаева Е.И., заместитель директора во ВР, (ответственный за внедрение в МОБУ НПСОШ №2 проекта «Музыка для всех»); 3. Учащиеся 2-4 классов учителя музыки Павловой А.А. (40 22
человек) 4. Учащиеся 5-7 классов учителя музыки Павловой А.А. (60 человек). 2. Задача учителя музыки Павловой – автора проекта: создать условия, совместно сучащимися сформировать цель и задачи проекта: - Приобщение современных школьников к музыке, к хоровому пению; - Создание условий для развития творческой активности учащихся через метод проекта; - Теоретически обосновать и практически проверить влияние организационно – педагогических условий работы хорового коллектива на нравственное воспитание детей. 3. Разработка организационного плана проекта. Изучение литературы. Оценка масштаба предстоящего мероприятия. Выбор репертуара песен для учащихся 2-8 классов, учитывая возрастные и технические возможности учащихся, наличие нотной литературы.
II
этап (основной) 1. Распределение обязанностей между участниками проекта 2. Утверждение репертуара для детского хора. 3. Подготовка концертных номеров. 4. Подготовка костюмов. 5. Оформление сцены, подготовка материально – технического оснащения для выступления хоровых коллективов.
III этап (итоговый)
На данном этапе происходит проведение конкурса хоров среди 23
учащихся младших классов. Проводится рефлексия: 1. Проведение опроса участниками проекта среди зрителей о впечатлениях, о выступлении хора детей и подростков 2. Самоанализ выступления хора учащихся.
3.2.Критерии результативности
- уровень исполнения изученных песен учащимися 2-8 классов. - эмоциональность и образность, музыкальность исполнения. - культура проведения учащихся во время выступления ( внешний вид, собранность, отношение к слушателям). - участие коллектива хора в различных смотрах и конкурсах.
3.3.Критерии успешности реализации проекта
В процессе реализации у учащихся формируются новые навыки и качества.
Творческие навыки
– способность почувствовать и создать музыкальный образ, предложенный в названии песни ( название песни, слова, темп, штрихи, динамика).
Коммуникативные навыки
– способность к работе в творческой группе с разновозрастным составом. Укрепление связей учащихся, учителя и родителей.
Толерантность
– способность к восприятию полярного мнения. Уважительное отношение к творческим возможностям и способностям товарищей.
Патриотизм
– приобщение к жанру песни, воспитание характера, становление потребности в исполнительской культуре. Воспитание чувства патриотизма.
Заключение.
Проект «Запоет школа – запоет народ» имеет практическую направленность и может планироваться к применению для работы в образовательном учреждении на внутриклассном, школьном, городском и региональном уровне. 24
В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся, соприкасаются с великим пластом культуры – песней. Становятся ближе к истокам отечественной культуры. Непосредственные участники конкурса – учащиеся 2-8 классов обогащают свой репертуар якутской и русской песней, учатся тонко передавать настроение, динамику и характер песни. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность реализовать свои творческие способности, формируется навык умения работы в группе, в коллективе. Воспитывается интерес и позитивное отношение к самостоятельной работе, появляется чувство ответственности за общий результат. Создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления. Происходит накопление эмоционально – слуховых ощущений, основанных на изучении песни, появляется мотивация к дальнейшему творчеству, формируется чувство патриотизма, любви к Родине.
Используемая литература.
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.,1993. 2. Критская Е.Д. Уроки музыки. 7 класс: Поурочные разработки [Текст]/ Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева. – М.: Просвещение, 2012 3. Копалов В.И. 1150 – летие России: от истоков до современности(862- 2012). – Екатеринбург, 2012. 4. Попонов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. – М.,1984. 5. Примерные программы основного общего образования. Искусство [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). 6. Рапацкая, Л.А. Русская музыка в школе [Текст]/Л.А. Рапацкая, Г.С. Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Владос, 2003. 25
7. Ригина, Г.С. Музыка. Книги для учителя [Текст]/Г.С.Ригина/М.: Учебная литература,2000. 8. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М., 2001. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]/М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения). 10.Щербакова С.Г. Организация проектной деятеьности в школе: система работы. – Волгоград, 2009. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т.Шацкого. С.П. Виноградова, Д.Б. Кабалевский, К.Орфа. 26
В раздел основное общее образование