"Формирование УУД на уроках истории и обществознания"
Инновационный проект
Автор: Будагян Элла Александровна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №6, город Георгиевск, Ставропольский край
В раздел основное общее образование
Педагогический проект
Формирование
универсальных учебных действий
на уроках истории и обществознания
через философию и межпредметность
Автор – Будагя Э.А,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 6 г. Георгиевска
Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии
В.В. Путин
•
Сегодня нельзя быть
педагогически грамотным
специалистом без изучения
всего обширного арсенала
образовательных технологий
•
Учителю необходимо
ориентироваться в широком
спектре современных
инновационных технологий,
идей, школ, направлений.
Аннотация проекта
Актуальность проекта
Современная школа,
оперирующая в будущее должна
стать ядром общества, центром,
транслирующим российские
традиции в культуре и
образовании через интеграцию и
межпредметность
Показать практическое применение
межпредметной интеграции
в процессе преподавания истории
и обществознания
Цель проекта
Формирование активной, самостоятельной и
инициативной позиции учащихся в учении,
направленной на развитие познавательного
интереса;
Максимальное содействие развитию
потенциальных возможностей личности;
Воспитание гражданина своего Отечества,
умеющего принимать рациональные решения
и нести ответственность за свои поступки;
Реализация принципа связи обучения с
жизнью.
Задачи проекта
Гипотеза проекта
Ясперс говорил, что философия начинается
с детских вопросов, что именно ребенок способен
задать философский вопрос.
И если раньше взрослый только отвечал на этот вопрос, то задача образования сегодня – помочь ребенку найти ответ на этот вопрос самостоятельно
Company Logo
Интерактивный
метод
Формирование ключевых
компетентностей
у учащихся
Проектный
метод
Интегративная
технология
Технология развивающего
обучения
Инновационные методы и технологии, применяемые в системе работы
Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные Основные виды универсальных учебных действий:
Интегративная технология
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом.
Далай Лама
С
А
М
О
С
Т
О
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Р
Е
З
У
Л
Ь
Т
А
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
Индивидуальные
Телекоммуникационные
Групповые
Локальные
Виды проектов
план подготовки и проведения
проектов
Этап
Содержание деятельности
Необходимое
время
Введение в тему Осознание проблемы, определение целей, задач и методов реализации проекта. Формулировка основополагающего вопроса. Формулировка проблемных вопросов. 1 урок Организация групп Распределение участников по группам. Определение индивидуальных тем исследования учащимися. 1 урок Самостоятельная деятельность Проведение эксперимента, самостоятельная работа с большими объектами информации: поиск, анализ и сопоставление полученной информации. Зависит от характера проекта Оформление результатов Создание презентации, публикации Дома + консультации учителя Подведение итогов Защита участниками проекта своих работ. Оценка результатов. 1 урок
Понятийная (источником интеграции являются общие для
нескольких предметов понятия);
предметно-образная (формирование целостных
представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);
проблемная (разные предметы связываются общими
проблемами);
методический тип (интеграция осуществляется
посредством общих методов, приемов и подходов к
процессу обучения);
деятельностная (интеграция происходит при помощи
общих видов, способов деятельности);
методологическая (объединение разных фактов,
явлений, теорий, концепций единым образом и картиной
мира).
Типы интеграции
умение составлять связное устное высказывание; умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; умение использовать различные средства наглядности; умение выражать свое мнение и аргументировать его; умение оформлять научно-исследовательские работы; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение вести дискуссию. Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения: Формируются коммуникативные, метапредметные умения:
М
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
а
я
ц
е
л
ь
:
Создание на уроке условий
для проявления
познавательной активности учеников
Развивающее обучение
ЦЕЛЬ ДОСТИГАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПУТЯМИ
учитель создает проблемные
ситуации, коллизии
составляет и обсуждает план
урока вместе с учащимися
создает атмосферу
заинтересованности каждого
ученика в работе класса
стимулирует учащихся
к высказываниям, использованию
различных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться
оценивает не только
конечный результат, но и
процесс деятельности
ученика
Реформация – это движение
за переустройство церкви.
Реформация – революция
в сфере сознания.
.
Революция – крутой поворот,
перелом в жизни людей.
Индульгенция – папская
грамота на прощение
грехов.
Активный мыслительно-познавательный поиск
учащихся под руководством учителя,
самостоятельный подход к выводам.
Тренировочные упражнения, применение знаний в
новых условиях с целью возбуждения мышления.
Творческое самостоятельное овладение знаниями, а
также способами активной познавательной
деятельности, интенсивное умственное развитие.
Создание проблемной ситуации и определение
познавательной задачи.
Схему применения проблемного обучения можно выстроить следующим образом: Схема применения проблемного обучения
ПРОБЛЕМНЫЕ
СИТУАЦИИ
?
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
К
О
Н
Ф
Л
И
К
Т
А
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
Н
Е
О
П
Р
Е
Д
Е
Л
Ё
Н
Н
О
С
Т
И
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
П
Р
Е
Д
П
О
Л
О
Ж
Е
Н
И
Я
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
В
Ы
Б
О
Р
А
"ПРОВОКАЦИЯ СИТУАЦИИ"
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
У
Д
И
В
Л
Е
Н
И
Я
Царский скифский курган
Котел с орнаментом
на тулове. Бронза. IV
в. до н.э.
Топор бронза
VII в. до н.э.
Навершие. Бронза.
VII в. до н.э.
Археология курганов
Технологическая компетентность;
готовность к самообразованию;
информационная компетентность;
готовность к социальному
взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Ключевые компетентности
Положительные стороны
Отрицательные стороны
1. Стимул.
Вы, как юрист должны уметь давать оценку юридическим документам, которые используются в судебной практике.
2. Задачная формулировка:
Прочитайте документ и выпишите номера тех статей, где указаны положительные или отрицательные стороны судебной реформы.
3. Источник:
«Учреждение судебных установлений 1864 г.» 4.
Модельный ответ с подсчетом
баллов
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Ст.6. Ст.153. Ст.5. Ст.3. Ст.2. Ст.1. КОЗ Либеральные реформы 1860 – 1870 - х гг.
Урок "Восстание декабристов" 8 класс
Решает следующие задачи:
развивает коммуникативные умения и
навыки, помогает установлению эмоциональных
контактов между учениками;
решает информационную задачу,
обеспечивает учащихся необходимой
информацией;
развивает метапредметные умения и навыки,
адаптирует учащихся к новым реалиям развития
общества;
формирует умение работать в команде;
дает возможность заочного обучения.
Интерактивное обучение
Творческие задания
Работа в малых группах
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые
игры и образовательные игры)
Использование общественных ресурсов (приглашение
специалиста, экскурсии)
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы
обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты,
фильмы, спектакли, выставки)
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная
лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и
аудиоматериалами)
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и
проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные
техники, «Один— вдвоем— все вместе», «Смени позицию»,
«Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты,
симпозиум)
Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой
штурм», «Анализ казусов», «Лестницы и змейки»)
Интерактивные подходы
Олимпиады в режиме Online
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
"От Парфенона до Интернета"
В. В. Давыдов
" Культура
античности"
«Средневековый
замок "
" Всемирная
история войн"
"Галерея исторических
портретов "
Зал №1 Зал №2 Зал №3 Зал №4
создают условия для формирования
теоретического мышления учащихся;
повышают мотивацию изучения
предмета истории;
позволяют изучать историю в школе как
проблемный, а не как репродуктивный курс;
повышают качество освоения предмета;
совершенствуют воспитательный
потенциал образовательного процесса.
В. В. Давыдов Практическая значимость инновационных методов
высокая степень загруженности учащихся; необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации; не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок или проектную деятельность Возможные риски реализации проекта
•
При подготовке к уроку необходимо
учитывать не только новые
методики обучения, но и форму
организации урока
•
Обучение должно быть личностно
ориентированным
Минимизация рисков
19.12.16 Исследовательский проект "Дорогами войны" Подготовлен учащимися 11 А класса МОУ СОШ № 6 г. Георгиевска
Всё в мире связано невидимыми
нитями,
Что собраны в руках одних –
Закона, управляющего жизнями,
Связующего воедино их.
Ольга Васина
учитель физики
«Всеобщий закон»
Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии
В.В. Путин
•
Сегодня нельзя быть
педагогически грамотным
специалистом без изучения
всего обширного арсенала
образовательных технологий
•
Учителю необходимо
ориентироваться в широком
спектре современных
инновационных технологий,
идей, школ, направлений.
Аннотация проекта
Актуальность проекта
Современная школа,
оперирующая в будущее должна
стать ядром общества, центром,
транслирующим российские
традиции в культуре и
образовании через интеграцию и
межпредметность
Показать практическое применение
межпредметной интеграции
в процессе преподавания истории
и обществознания
Цель проекта
Формирование активной, самостоятельной и
инициативной позиции учащихся в учении,
направленной на развитие познавательного
интереса;
Максимальное содействие развитию
потенциальных возможностей личности;
Воспитание гражданина своего Отечества,
умеющего принимать рациональные решения
и нести ответственность за свои поступки;
Реализация принципа связи обучения с
жизнью.
Задачи проекта
Гипотеза проекта
Ясперс говорил, что философия начинается
с детских вопросов, что именно ребенок способен
задать философский вопрос.
И если раньше взрослый только отвечал на этот вопрос, то задача образования сегодня – помочь ребенку найти ответ на этот вопрос самостоятельно
Company Logo
Интерактивный
метод
Формирование ключевых
компетентностей
у учащихся
Проектный
метод
Интегративная
технология
Технология развивающего
обучения
Инновационные методы и технологии, применяемые в системе работы
Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные Основные виды универсальных учебных действий:
Интегративная технология
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом.
Далай Лама
С
А
М
О
С
Т
О
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Д
Е
Я
Т
Е
Л
Ь
Н
О
С
Т
Ь
Р
Е
З
У
Л
Ь
Т
А
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
Индивидуальные
Телекоммуникационные
Групповые
Локальные
Виды проектов
план подготовки и проведения
проектов
Этап
Содержание деятельности
Необходимое
время
Введение в тему Осознание проблемы, определение целей, задач и методов реализации проекта. Формулировка основополагающего вопроса. Формулировка проблемных вопросов. 1 урок Организация групп Распределение участников по группам. Определение индивидуальных тем исследования учащимися. 1 урок Самостоятельная деятельность Проведение эксперимента, самостоятельная работа с большими объектами информации: поиск, анализ и сопоставление полученной информации. Зависит от характера проекта Оформление результатов Создание презентации, публикации Дома + консультации учителя Подведение итогов Защита участниками проекта своих работ. Оценка результатов. 1 урок
Понятийная (источником интеграции являются общие для
нескольких предметов понятия);
предметно-образная (формирование целостных
представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);
проблемная (разные предметы связываются общими
проблемами);
методический тип (интеграция осуществляется
посредством общих методов, приемов и подходов к
процессу обучения);
деятельностная (интеграция происходит при помощи
общих видов, способов деятельности);
методологическая (объединение разных фактов,
явлений, теорий, концепций единым образом и картиной
мира).
Типы интеграции
умение составлять связное устное высказывание; умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; умение использовать различные средства наглядности; умение выражать свое мнение и аргументировать его; умение оформлять научно-исследовательские работы; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение вести дискуссию. Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения: Формируются коммуникативные, метапредметные умения:
М
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
а
я
ц
е
л
ь
:
Создание на уроке условий
для проявления
познавательной активности учеников
Развивающее обучение
ЦЕЛЬ ДОСТИГАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПУТЯМИ
учитель создает проблемные
ситуации, коллизии
составляет и обсуждает план
урока вместе с учащимися
создает атмосферу
заинтересованности каждого
ученика в работе класса
стимулирует учащихся
к высказываниям, использованию
различных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться
оценивает не только
конечный результат, но и
процесс деятельности
ученика
Реформация – это движение
за переустройство церкви.
Реформация – революция
в сфере сознания.
.
Революция – крутой поворот,
перелом в жизни людей.
Индульгенция – папская
грамота на прощение
грехов.
Активный мыслительно-познавательный поиск
учащихся под руководством учителя,
самостоятельный подход к выводам.
Тренировочные упражнения, применение знаний в
новых условиях с целью возбуждения мышления.
Творческое самостоятельное овладение знаниями, а
также способами активной познавательной
деятельности, интенсивное умственное развитие.
Создание проблемной ситуации и определение
познавательной задачи.
Схему применения проблемного обучения можно выстроить следующим образом: Схема применения проблемного обучения
ПРОБЛЕМНЫЕ
СИТУАЦИИ
?
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
К
О
Н
Ф
Л
И
К
Т
А
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
Н
Е
О
П
Р
Е
Д
Е
Л
Ё
Н
Н
О
С
Т
И
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
П
Р
Е
Д
П
О
Л
О
Ж
Е
Н
И
Я
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
В
Ы
Б
О
Р
А
"ПРОВОКАЦИЯ СИТУАЦИИ"
С
И
Т
У
А
Ц
И
Я
У
Д
И
В
Л
Е
Н
И
Я
Царский скифский курган
Котел с орнаментом
на тулове. Бронза. IV
в. до н.э.
Топор бронза
VII в. до н.э.
Навершие. Бронза.
VII в. до н.э.
Археология курганов
Технологическая компетентность;
готовность к самообразованию;
информационная компетентность;
готовность к социальному
взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Ключевые компетентности
Положительные стороны
Отрицательные стороны
1. Стимул.
Вы, как юрист должны уметь давать оценку юридическим документам, которые используются в судебной практике.
2. Задачная формулировка:
Прочитайте документ и выпишите номера тех статей, где указаны положительные или отрицательные стороны судебной реформы.
3. Источник:
«Учреждение судебных установлений 1864 г.» 4.
Модельный ответ с подсчетом
баллов
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Ст.6. Ст.153. Ст.5. Ст.3. Ст.2. Ст.1. КОЗ Либеральные реформы 1860 – 1870 - х гг.
Урок "Восстание декабристов" 8 класс
Решает следующие задачи:
развивает коммуникативные умения и
навыки, помогает установлению эмоциональных
контактов между учениками;
решает информационную задачу,
обеспечивает учащихся необходимой
информацией;
развивает метапредметные умения и навыки,
адаптирует учащихся к новым реалиям развития
общества;
формирует умение работать в команде;
дает возможность заочного обучения.
Интерактивное обучение
Творческие задания
Работа в малых группах
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые
игры и образовательные игры)
Использование общественных ресурсов (приглашение
специалиста, экскурсии)
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы
обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты,
фильмы, спектакли, выставки)
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная
лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и
аудиоматериалами)
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и
проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные
техники, «Один— вдвоем— все вместе», «Смени позицию»,
«Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты,
симпозиум)
Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой
штурм», «Анализ казусов», «Лестницы и змейки»)
Интерактивные подходы
Олимпиады в режиме Online
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
"От Парфенона до Интернета"
В. В. Давыдов
" Культура
античности"
«Средневековый
замок "
" Всемирная
история войн"
"Галерея исторических
портретов "
Зал №1 Зал №2 Зал №3 Зал №4
создают условия для формирования
теоретического мышления учащихся;
повышают мотивацию изучения
предмета истории;
позволяют изучать историю в школе как
проблемный, а не как репродуктивный курс;
повышают качество освоения предмета;
совершенствуют воспитательный
потенциал образовательного процесса.
В. В. Давыдов Практическая значимость инновационных методов
высокая степень загруженности учащихся; необходимость большого количества учебного времени на единицу учебной информации; не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок или проектную деятельность Возможные риски реализации проекта
•
При подготовке к уроку необходимо
учитывать не только новые
методики обучения, но и форму
организации урока
•
Обучение должно быть личностно
ориентированным
Минимизация рисков
19.12.16 Исследовательский проект "Дорогами войны" Подготовлен учащимися 11 А класса МОУ СОШ № 6 г. Георгиевска
Всё в мире связано невидимыми
нитями,
Что собраны в руках одних –
Закона, управляющего жизнями,
Связующего воедино их.
Ольга Васина
учитель физики
«Всеобщий закон»
В раздел основное общее образование