Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Экспертная лаборатория "Стиль", урок развития речи, 7 класс

Методическая разработка

Автор: Нагорная Наталия Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №45", город Братск Иркутской области

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




Урок по русскому языку на тему: «Стили речи».

Цели урока:
1. Образовательные: 1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей. 2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи. 3. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку. 2. Развивающие: 1. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; 2. Закрепить умение определять стиль речи,составлять текст заданной тематики и стилевой принадлежности.
3. Воспитательные:
1.Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Оборудование
: на доске схема , мультимедиапроектор, раздаточный материал, презентация.
Тип урока
: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы. Не владея топором, и дерева не срубишь, а ведь язык - тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. Максим Горький.
Ход урока:
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в экспертную лабораторию, но не на экскурсию, а на работу. Знаете ли вы, чем занимаются эксперты? Конечно, и делают аргументированные выводы. Посмотрите, наша лаборатория называется «Стиль». Как вы думаете, в какой области экспертами мы сегодня будем? СТИЛИСТИКА А сейчас, ребята, послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):
Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать - Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявление на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Не к чему же нам гадать, Чтоб не мучила делема, - Нужно стили речи знать!
Какова главная мысль стихотворения?

Ученики:
Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой - либо текст.
Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики:
Для того, чтобы написать заявление или научную работу, написать статью или письмо, нужно знать, в каком стиле его оформлять.
Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила

употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при

работе с каким - либо текстом.

Актуализация знаний и самоопределение

Но так как вы еще не имеете специального образования, то мне необходимо провести экспресс-

мониторинг ваших знаний.

Можно ли назвать это текстом? Определите стиль каждого предложения.
1)Знаете, я вот как-то раз в степи побывал…2) Степями принято называть равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата.3) Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…4) Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?..5) Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения.
Возьмите папку эксперта, достаньте лист актуализации знаний и самоопределения, укажите стиль каждого предложения. Проверьте себя и по результатам определите , в качестве кого вы сегодня будете выступать: эксперта или помощника эксперта. Итак, к работе! У каждого из вас есть экспертный лист с текстом, в течение 5 мин. Вы работаете, записывая свои выводы. Затем заполняете экспертное заключение, обобщая работу всех экспертов. Далее, выбираете представителя, который в течение 2-3 мин, выступает с выводами особенностям предложенного вам стилю речи. За работу! Желаю удачи!
1 группа.
Лист экспертизы
Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста
________________________________________________ Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________ Функция (Зачем?)___________________________________________________________ Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________ Языковые средства___________________________________________________________ Жанры_____________________________________________________________
2 группа

Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста________________________________________________
- Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва. - Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.
Выводы по данному тексту
: Сфера применения (где?)___________________________________________________________ Функция (Зачем?)___________________________________________________________ Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________ Языковые средства___________________________________________________________
Жанры_____________________________________________________________
3 группа

Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста________________________________________________
Пропал пудель по кличке Маркиз. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста - кисточка. Особая примета: слева на морде шрам. Видевших собаку просим позвонить по телефону: 43-12-56
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________ Функция (Зачем?)___________________________________________________________ Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________ Языковые средства___________________________________________________________ Жанры_____________________________________________________________
4 группа

Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста
________________________________________________ Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, черный, серый, коричневый.
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________ Функция (Зачем?)___________________________________________________________ Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________ Языковые средства___________________________________________________________ Жанры_____________________________________________________________
5 группа

Лист экспертизы


Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста
________________________________________________ Очень часто приходится наблюдать какую картину: бродячие собаки целыми стаями атакуют городские свалки. Ввалившиеся бока, грязная, скатавшаяся шерсть, а в глазах -тоска. Как они оказались на улице? Ответ прост: собаки стали не нужны своим прежним хозяевам, их выгнали из дома. Люди, вспомните слова классика: «Мы в ответе за тех, кого приучили»!
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________ Функция (Зачем?)___________________________________________________________ Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________ Языковые средства___________________________________________________________ Жанры_______________________________________________________ Сфера применения (где?) Функция (Зачем?) Ведущая стилевая черта Языковые средства Жанры
Итоги работы в группах - определение общих стилевых признаков

Афиширование результатов
Приглашаю представителей групп, а все остальные эксперты внимательно следят за выводами и обобщениями, сравнивают работу коллег с нормами классической стилистики, оценивание производится путем выставления + и – в листе оценивания результатов.
Задание:
Используя полученные на уроке знания, создайте текст из 4-6 предложений на тему «Зима». Стиль текста - ваш выбор
.

Работаем 3-5 мин

Афиширование результатов

Рефлексия


3-5минут
Сегодня я узнал… Для меня стало полезным… Я смогу применить… Я желаю…
Домашнее задание:
повторить те сведения о стилях речи, которые, на ваш взгляд, нужно восстановить в памяти.


В раздел основное общее образование