Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Актуальность воспитания культуры здоровья в отдельно взятой школе"

статья

Автор: Зюзюкина Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ "Томаровская СОШ №1", п.Томаровка, Белгородская область



В раздел основное общее образование




Актуальность воспитания культуры здоровья в отдельно взятой школе

Зюзюкина И.А.

учитель начальных классов

«Томаровская СОШ №1»,

Аннотация на русском языке
В статье представлен анализ причин, ограничивающих сохранение здоровья детей в условиях образовательного процесса; рассмотрена специфика понятий, отражающих различные направления в решении проблемы здоровья участников образовательного процесса в современной образовательной теории и практике: намечены пути по воспитанию культуры здоровья.
Ключевые слова на русском языке:
образование, учебная деятельность, здоровьесбережение, компетентность педагогов, культура здоровья, инновации, участники образовательного процесса В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности. Новая модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности. В этих условиях, на наш взгляд, особенно возрастает социальная, психологическая и педагогическая значимость формирования у учащихся в процессе образовательной деятельности ценностного отношения к здоровью как к ресурсу, определяющему в дальнейшем полноту реализации жизненных целей и смыслов, качество их будущей жизни. В процессе реформ, осуществляемых на современном этапе развития страны, создаются правовые, экономические, организационные основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях. Вместе с тем отсутствие надежных механизмов реализации принятых государственных решений и сколько- нибудь значимой межведомственной интеграции в сфере обеспечения здоровья не дает возможности сегодня кардинально изменить ситуацию. По данным научных исследований на сегодняшний день около 25–30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Подобную статистику может предоставить любая школа и наше учебное учреждение также не является исключением. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и собственно система образования. К числу причин, ограничивающих процесс сохранения здоровья детей в условиях образовательной среды, можно отнести следующие:
1)несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; 2) инновационное развитие образовательной системы, сопровождающееся повышенными требованиями к участникам образовательного процесса и вызывающее интеллектуальное перенапряжение, неустойчивость эмоционально-волевой сферы личности; 3) недостаточный уровень разработанности технологий актуализации, сохраняющих здоровье ребёнка. Иными словами нет достаточной компетенции в образовательном учреждении по воспитанию культуры здоровья. На примере нашего образовательного учреждения, как сегмента всего образования в целом, можно выделить следующие сложившиеся направления работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса: гигиено-профилактическое, ориентированное на сохранение и восстановление здоровья детей через рациональную организацию учебного процесса; физкультурно-оздоровительное, которое характеризуется использованием средств физической культуры в целях оздоровления и развития (как физического, так и нравственного) детей; эколого- сохраняющее, обеспечивающее сохранение здоровья учащихся через формирование экологически целесообразных отношений подрастающего поколения с окружающей средой; учебно-воспитательное, когда особое внимание уделяется созданию условий по формированию и развитию личного опыта ребенка в деятельности, ориентированной на сохранение его здоровья, согласование формируемых у школьников мотивов данной деятельности с актуальными потребностями его возраста. Сегодня мы, педагоги, определяем «здоровьесбережение» как учет особенностей нервной системы учащихся, создание благоприятного психологического фона, предупреждение переутомления, перегрузки учащихся, использование приемов, способствующих появлению интереса к учебе, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразной деятельности. Например, в нашей школе, предложена система поздоровьесбережению, которая представлена следующими взаимосвязанными компонентами: у нас разработаны методы сбережения здоровья; средства, организационные формы и, также, вздоровьесберегающие технологии.Педагоги нашей школы всегда придерживались принципов здоровьесберегающей педагогики, т.е. ненанесения вреда; приоритет действенной заботы о здоровье учащихся; соответствие содержания и
организации обучения возрастным особенностям учащихся; медико- психологическая компетентность учителя; гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Каждый ребенок приходит в школу со своим индивидуальным уровнем здоровья и жизненным опытом, поэтому мы глубоко убеждены, что вся работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка должна проводиться только с ориентацией на уровень индивидуального здоровья. Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются: 1) целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования; 2) здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»; Таким образом, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают: формирование в образовательном учрежденииздоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги — учащиеся — родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения и укрепления здоровья; воспитание у всех участников образовательного процесса культуры здоровья, т.е. потребности в здоровом образе и стиле жизни. Литература 1. Гафнер В.В. Педагогика безопасности – новое научное направление современной педагогики // Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / Под ред. В.В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – С. 6–12. 2.Система образования: новое измерение, газета «Первое сентября» №1, 2014


В раздел основное общее образование