Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

""Приют спокойствия, трудов и вдохновения" И.Е. Репина"

Литературоведческая работа

Автор: Давутова Алсу Рафаиловна, ученик, МБОУ СОШ №128, Самара

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №128 имени Героя Советского Союза А.А. Тимофеевой-Егоровой» городского округа Самара «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» И.Е.Репина (история создания картины Бурлаки на Волге) Выполнила: ученица 6«А» Давутова Алсу Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Сенчева Л.С. Самара, 2016
2
Содержание:
Введение.........................................................................................................................................2 Глава1. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».....................................................................4 1.1. Из истории создания картины........................................................................................4 1.2. Основные образы картины.............................................................................................6 Глава 2. Память самарцев о художнике.....................................................................................10 Заключение...................................................................................................................................12 Список использованных источников:........................................................................................13
3
Введение
Я родилась и живу в г. Самара, расположенном на берегу реки Волга. Мне кажется, что самарцам очень повезло, потому что они могут найти в родном городе всё, что душе угодно: могут знакомиться с местными достопримечательностями, которых в городе и области достаточно, могут посещать театры, музеи, храмы, могут путешествовать по живописным окрестностям, прогуливаться по самой протяжённой набережной в России и, конечно, любоваться красавицей Волгой. Самара – город с богатыми культурными традициями. С ним связаны имена многих русских писателей, начиная с И.И. Дмитриева, который родился в селе Богородское в 1760 году. В детском возрасте в Ставрополе жил Г.Р. Державин. Бывал он в этих краях и в зрелом возрасте. В селе Верхняя Маза (бывший Сызранский уезд, ныне Ульяновская область) с 1832 по 1839 год жил поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов. Из села он выезжал в Сызрань и в Самару. В 1833 году через Самарское Заволжье проезжает в оренбургские степи собирать материал для «Истории Пугачева» А.С. Пушкин. Был связан с нашим краем и Сергей Тимофеевич Аксаков. Его детство, отрочество, юность прошли в селе Аксаково (ныне Оренбургская область). Самарские впечатления «питали» многие произведения Н.Г. Гарина-Михайловского. В 1895 году в Самару по рекомендации В.Г. Короленко для работы в «Самарской газете» приезжает М. Горький. В 1900 годы начинают свой творческий путь самарские писатели А. Неверов, А. Ширяев, С.Г. Петров-Скиталец и А.Н. Толстой. После путешествия по Волге А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». Известный театральный деятель С. А. Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал... «Грозу» Волга написала». Стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге» посвящено детским воспоминаниям поэта, выросшего в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Читая стихотворение Н.А. Некрасова, я увидела репродукцию картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» и захотела узнать, как картина связана с произведением Некрасова. Тема работы: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» И.Е. Репина (Работа над картиной «Бурлаки на Волге»). Актуальность темы: при изучении стихотворения Н.А. Некрасова школьники рассматривают репродукцию картины И.Е. Репина. Мы считаем, что важно знать о том, связаны ли эти произведения между собой. Цель работы: узнать историю создания картины «Бурлаки на Волге», проанализировать её композицию, собрать материал о музее Репина и скульптурной композиции «Бурлаки на Волге».
4 Задачи работы: знакомство с историей написания картины, описание композиционных частей картины, сопоставление картины и текста стихотворения Н.А. Некрасова. Проблема: связаны ли между собой два произведения: стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге» и картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Гипотеза: художник написал данную картину после прочтения стихотворения. Методы работы: поисковый (информационно-отборочный), исследовательский, наглядный. Объект исследования: создание картины «Бурлаки на Волге». Предмет исследования: картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».
5
Глава1. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

1.1.

Из истории создания картины.
Знаменитую картину «Бурлаки на Волге» художник написал в течение 1870-1873 г. К написанию картины Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году. Насладившись красотами природы, художник был тронут сценами жизни простых людей, бурлаков, тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные, в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали с богатой и пышно разодетой публикой, стоящей обычно неподалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. «А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте»,- подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более что замысел картины мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным людям. Так оно и вышло. Такой сюжет сразу был раскритикован Федором Васильевым как искусственно подделанная и бессмысленная работа. Конечно, Репин осознавал: композиция картины шла вразрез с мировоззрением как в академических, так и в светских кругах, поэтому в дальнейшем Репин отказался от прямого обличительства, сделав упор именно на бурлаков, стараясь показать непростую жизнь этих людей в своей будущей картине «Бурлаки на Волге», показав тем самым характеры этих людей и не более. В эти времена как раз набирало силу новое движение «Товарищество передвижников». Их идеология шла вразрез с академическими устоями. Репину предложили постажироваться за границей, оплатив ему также турне по Волге от города Тверь до Саратова. Во время путешествия по Волге вместе со своими коллегами, в числе которых был и Федор Васильев, в 1870 году в селе Ширяево, что в полутора десятках километров от Самары, Репин создает небольшой карандашный эскиз, с помощью которого пишет маслом также первую версию картины, небольшого размера около 23 на 50 см. Первая экспозиция картины Репина с бурлаками была продемонстрирована в Санкт- Петербурге и награждена призом. Три года были отданы «Бурлакам». Весной 1872 года Репин получает Большую золотую медаль, шестилетнее заграничное пенсионерство, венчается в скромной церкви с Верочкой Шевцовой. Однако отправляется не на запад, а на восток. Снова едет на Волгу продолжать работу над «Бурлаками». Поселились молодожены в Самаре «на набережной, в небольшом домике окнами на Волгу». И Репин «рисовал и писал этюды с бурлаков на барках, подолгу оставаясь в их обществе». Хотя его картина была завершена в 1871 году, он переписывает весь холст наново после
6 бесконечной этюдной работы. Одним из вариантов картины о бурлаках стало полотно «Бурлаки, идущие вброд», работа над которым была закончена в 1872 году. 1 1 Репин. Бурлаки на Волге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: art-portretsburlaki-na- volge.html
7
1.2.

Основные образы картины.
Обратимся к картине «Бурлаки на Волге» и попробуем сравнить со стихотворением «На Волге». На картине мы видим, как по берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Кажется, бесконечен путь этой ватаги. В стихотворении Н.А. Некрасова эта картина передана так: Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой. Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки… В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить судно. У Некрасова есть такие слова, характеризующие одного из бурлаков: Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И выражающий укор Спокойно-безнадежный взор... Кто шел в бурлаки? Безработные и голодные – «зимогоры», как говорили тогда. «Крючники» (грузчики) с волжских пристаней. «Мальчиши-оторвы» – подростки, оторвавшиеся от своих бедных многодетных семейств. Работа бурлака очень тяжёлая, поэтому не всем удавалось пройти назначенный заказчиком путь. В тех местах до сей поры существует множество небольших бугорков вдоль волжского берега. Иные обозначены камнем, иные нет. Это бурлацкие могилы вдоль старых троп по-над Волгой. «Хомутайсь!» – командовал коренник, и оставшиеся, только что закопавшие товарища, брели дальше, пополняя свои ряды в городах и селах. 2 В стихотворении Некрасова этому факту созвучны слова: — Когда-то в Нижний попадем? Один сказал: — Когда б попасть Хоть на Илью...— Авось придем, — 2 Илья Репин. Бурлаки на Волге. Описание картины. Шедевры русской живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: tanais/art/en/node/607
8 Другой, с болезненным лицом, Ему ответил: — Эх, напасть! Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть — Так лучше было бы еще... Последняя реплика диалога выражает крайнюю степень усталости и отчаяния. Обратимся к картине. В ватаге бурлаков Репин собрал характеры разных типов людей, разделяя их на несколько групп: от самых сильных духом и мудрых по возрасту до измождённых и слабых, которые, похоже, не совсем способны исполнять такую тяжелую работу, в этом, конечно, и состоит весь колорит и контраст характеров бурлаков. Остановимся подробнее на некоторых героях картины. В первом ряду невысокого роста человек как бы возглавляет ватагу и принимает нагрузку на свои плечи. Вот как И.Е. Репин написал в книге «Далёкое близкое»: «Против чистой золотой косы-отмели… мне слышен всякий звук и хорошо видны все фигуры и лица бурлаков… Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да, что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное – цвет его лица! (…) Рубаха без пояса, порты отрепались у босых черных ног!» Так Репин встретил одного из любимейших своих героев – Канина. «…Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. И все больше и больше нравится он мне; я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи…». Целую неделю я бредил Каниным и часто выбегал на берег Волги. Много проходило угрюмых групп бурлаков; из них особенно один, в плисовых шароварах, поразил меня… Но Канина, Канина не видно… Ах, если бы мне встретить Канина!...» Наконец, Васильев предлагает догнать бурлаков, с которыми идет Канин. Друзья садятся в лодку, идут по течению и поют «Вниз по матушке, по Волге», догоняют ватагу бурлаков в селе Царевщина. Находят Канина, Репин сговаривается с ним о портрете. «И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал, наконец, этюд с Канина! Это было большим моим праздником». «Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды… Канин с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова… был похож на святого…». Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник - со временем сложился его замечательный Канин –
9 «вершина бурлацкой эпопеи», как называл его сам Репин. «Что-то в нем было восточное, древнее, – говорил мастер. – А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак». 3 Канин – расстриженный священник, человек необычной судьбы – олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос, с заметно озлобленным видом смотрящий прямо на зрителя, очень усердно тянет лямку. Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Есть персонажи, не очень усердно выполняющие работу. Позади Канина выделяется в полсилы тянущий свою лямку высокий мужик с курительной трубкой и старичок, на ходу набивающий трубку. Из всей ватаги бурлаков значительно отличаются первые три персонажа, на которых висит самая значительная тяговая сила относительно нехотя тянущих свои лямки. В образах бурлаков Репин старался показать разные характеры людей, в которых есть и покорность своей непростой судьбе, жизненный протест, озлобленность и простодушие людей с непростой судьбой. 4 В финале стихотворения Н.А. Некрасов, наоборот, даёт обобщающую характеристику бурлакам: Так заметается песком Твой след на этих берегах, Где ты шагаешь под ярмом Не краше узника в цепях, Твердя постылые слова, От века те же «раз да два!» С болезненным припевом «ой!» И в такт мотая головой… Таким образом, объединённые темой два произведения отличаются идеей: И.Е. Репин показывает индивидуальный характер в каждом из бурлаков, избегая 3 Репин, И.Е. Далекое и близкое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: thelibbooks/repin_i/dalekoe_blizkoe-read.html 4 Илья Репин «Бурлаки на Волге» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: liveinternetcommunity/3299606/post155241192/
10 обличительства, подчёркивая силу, упорство, умение выжить в тяжелейших условиях; Н.А. Некрасов, подчёркивая общую для народа черту - долготерпение, заканчивает стихотворение вопросом: «Чем был бы хуже твой удел, когда б ты менее терпел?»
11
Глава 2. Память самарцев о художнике.
Поездка на Волгу великого русского художника И.Е. Репина была совершена в 1870 году в связи с замыслом картины «Бурлаки на Волге». Репин проехал по Волге от города Рыбинска до города Саратова, решив остановиться в самых живописных местах - в Жигулях. Репин с товарищами выбрал село Ширяево (тогда Ширяев буерак) и жил в крестьянской избе Алексеевых. Илья Репин очень точно описывает жизнь в Ширяево, не упуская ни одной мелочи. По его воспоминаниям установлено, как размещались в избе художники. На лавке у двери спал Репин, подкладывая цветную восточную ткань, привезенную для этюдов. Из окна сбоку хорошо видна Волга. Фёдор Васильев устроился напротив, в переднем углу избы. Ночами он рисовал за столом при свете керосиновой лампы, а Репин с восторгом следил, как рождались великолепные рисунки молодого талантливого художника, в которых передавались яркие впечатления прошедшего дня. Около стола Васильева - папка и альбомчик для рисунков, копия альбома И.Е. Репина и Ф.А. Васильева из Государственной Третьяковской галереи. B 1870 году передняя часть избы Алексеевых делилась на две части перегородкой, которая была восстановлена во время реставрации. Рядом с ней около окна поставили мольберт и копию картины «Шторм на Волге», написанной той осенью в Ширяево. При таком положении совпали линия горизонта на картине и в пейзаже за окном, подтвердилось, что именно с этого места Репин писал своё знаменитое произведение. За перегородкой у печки стоит деревянная кровать с кружевным подзором, на небольшом столике, покрытом кружевной скатертью, - самовар и посуда городского типа, которую художники могли привести с собой или купить в самарских магазинах. Дорожное зеркало, обтянутое крокодиловой кожей, французские флакончики для духов контрастируют с предметами крестьянского быта - чугунами, утюгами... Непременными атрибутами дома, в котором обосновались художники, являются кисти и подрамники, этюдник и множество горных трав и цветов в деревенских горшках. В 1970-х годах ширяевская пенсионерка, бывшая учительница Александра Фёдоровна Португальская решила найти, как она называла, "репинский домик". Она провела поиск среди самых старых жителей села Ширяево. Все они "показывали на домик по Советской улице". И в 1983 году начались работы по исследованию усадьбы и проектированию будущего музея. В процессе реставрации была восстановлена крестьянская усадьба с хозяйственными постройками и крытым двором. 26 августа 1990 года состоялось открытие дома-музея Ильи Ефимовича Репина в селе Ширяево. Музей представлял собой маленький бревенчатый домик в три окна, обращенных к Волге.
12 Экспозиция в помещении хлева раскрывает творческую историю создания произведений И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» и Ф.А. Васильева "Барки на Волге" (1870). Центральным местом экспозиции усадьбы является мемориальная часть избы, сени и комната. B сенях остались необходимые в быту вещи хозяев: сундуки, прялки, весы, ковши, одежда, детская люлька. Все они составляют своеобразную этнографическую выставку. Существует традиция: 5 августа, в день рождения живописца, к музею собираются жители села, приплывают на теплоходах гости из Самары, на автобусах и машинах приезжают ценители творчества художника из Жигулёвска и Тольятти. Здесь в доме Алексеевых в 1870 году Илье Репину исполнилось двадцать шесть лет. Он и его друзья были молоды, любили музыку, пели сами и слушали пение крестьян, смотрели на танцы ширяевцев. В последние годы день рождения Репина - народный праздник для множества поклонников художника. На улицах перед музеем звучат русские народные песни, выступают солисты и хоры, играют на гармони и флейте (Василий Репин был флейтист), танцуют. Первого сентября 2000 года в дом-музей И.Е. Репина прибыл необычный гость – Президент России Владимир Путин. Это был первый визит президента в провинциальный музей России. 5 В 2014 году исполнилось 170 лет со дня рождения великого русского художника- передвижника Ильи Репина, который писал свой будущий шедевр "Бурлаки на Волге" именно на Самарской земле (в селе Ширяево). Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. А скульптура, которую разместили на Ленинградском спуске набережной, представляет собой отлитую в бронзе копию персонажей картины, тянущих лямку в багете на мольберте. При этом за спиной у бурлаков живой, реальный пейзаж. Автор скульптуры Николай Куклев обыграл близость Волги. Композиция установлена таким образом, чтобы самарцы и гости областной столицы увидели бронзовых бурлаков на той самой Волге, которую когда-то запечатлел на картине Илья Репин. Таким образом, пейзаж за скульптурой будет меняться в зависимости от погоды или времени года. Еще одно оригинальное решение композиции – лодка с парусом установлена чуть дальше мольберта с картиной и создает пространственную перспективу. 6 5 Дом-музей Репина И.Е. в селе Ширяево [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 6Независимое информационное агентство "Самара" (НИА "Самара") [Электронный ресурс].
13
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1) цель работы достигнута, задачи решены – мы отобрали материал об истории написания картины «Бурлаки на Волге», рассмотрели основные образы картины, сравнили с текстом стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге»; 2) подтвердили актуальность темы – каждому школьнику нужно знать, как связаны два этих произведения, чтобы понять содержание каждого; 3) разрешили проблему – картина и стихотворение связаны темой, но созданы независимо друг от друга; 4) опровергли гипотезу – несмотря на то, что стихотворение было написано в 1860 году и И.Е. Репин мог быть с ним знаком до начала работы над картиной, никакой информации об этой связи не обнаружено; 5) самарцы хранят память о художнике, создав музей в селе Ширяево и установив на набережной Волги скульптурную композицию «Бурлаки на Волге».
14


В раздел основное общее образование