Программа сопровождения
методическая разработка
Автор: Бородавко Михаил Владимирович, учитель физической культуры, МБОУ ХМР СОШ п. Луговской, Ханты-Мансийский район п. Луговской
В раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского
района средняя общеобразовательная школа п. Луговской
«Одаренные дети «Грани таланта»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В школе разработаны и определены формы и направления деятельности по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, в соответствии с которой проводятся спортивные соревнования, обеспечивается поддержка участия одаренных детей в муниципалных, окружных, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях, смотрах, олимпиадах и фестивалях. Программа деятельности содержит систему мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей. В современных условиях школа ориентирована не на формирование какого-то определённого типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребёнка, его творческих способностей, подготовке профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни. В связи с этим ведется поиск таких психологических или психолого-педагогических условий в педагогическом процессе, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их физическом, интеллектуальном и личностном развитии.
Основной идеей
работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Актуальность
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности. Детская одарённость – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна и для современного российского общества. Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, одаренных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Но в тоже время выдающиеся умственные и физические проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта и физических качеств, подъёмом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей. Необходимо раннее выявление, диагностирование, поддержка, сопровождение и социализация одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества и является приоритетной задачей в современном обществе совершенствования системы образования. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Основные идеи работы с одаренными детьми
способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления; одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий; одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей; - Объединение усилий учителей, родителей, с целью создания благоприятных условий для совершенствования способностей у детей;
- в процессе обучения выявление индивидуальных и личностных особенностей детей, выстраивание траектории их развития, оказание педагогической поддержки и помощи тем, кто имеет признаки одаренности.
Система выявления и развития талантливых спортсменов строится на
следующих базовых принципах:
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся). Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Принцип доступности и открытости. Принцип развивающего обучения. Принцип добровольности. Принцип гуманизма, равноправия. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Принцип свободного развития личности. Принцип защиты прав.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Организация индивидуальной работы на учебно-тренировочных занятиях (задания повышенной сложности, организация самостоятельной работы). 2. Тестирование, выявление уровня развития психомоторных качеств. 3. Индивидуальная работа тренеров-преподавателей с одарёнными и мотивированными к обучению детьми по их подготовке к соревнованиям разного уровня. 4. Мониторинг образовательных потребностей учащихся. 5. Участие в общешкольных мероприятиях, обеспечивающих проявление творческих и интеллектуальных способностей учащихся. 6. Вовлечение учащихся в инструкторско-судейскую деятельность на отделении по виду спорта с целью развития их способностей. 7. Организация встреч учащихся с выпускниками – студентами высших и средних специальных учебных заведений; 8. Формирование портфолио учащегося (результаты участия в соревнованиях, результаты освоения образовательной программы, программы выступлений учащегося в спортивно-массовых мероприятиях с показательными выступлениями).
9. Проведение диагностики одарённых и мотивированных учащихся, создание банка данных «Одарённые дети».
Способы стимулирования
1. Награждение дипломами (или грамотами), ценными подарками учащихся и премирование преподавателей. 2. Размещение фотографий в школе на стенде. 3. Размещение статей о достижениях учащихся в на школьном сайте 4. Направление Благодарственных писем родителям учащихся, занявшим призовые места в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. 5. Проведение ежегодного конкурса на лучшего спортсмена года.
Формы и методы работы с одарёнными
и мотивированными к обучению учащимися
Первая ступень обучения - выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по развитию способностей на учебных занятиях и внеурочное время; - осуществление индивидуального подхода на учебных занятиях и внеурочное время; - составление преподавателями индивидуальных разноуровневых заданий на учебно-тренировочных занятиях и на дом; - индивидуальная работа с родителями одарённых и мотивированных детей и привлечение их к совместной работе с учащимся; - проведение конкурсов, соревнований, показательных выступлений; - поддерживание тесной связи с родителями учащихся. Вторая ступень обучения - выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на учебных занятиях и внеурочное время; - широкое привлечение учащихся к работе во внеучебно- тренировочное время (соревновательная деятельность, показательные выступления); - развитие инициативы и самостоятельности; - формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации; - проведение внутришкольных олимпиад, конкурсов, соревнований, участие в зональных, муниципальных, окружных конкурсах и соревнованиях; - обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;
- работа по созданию системы профессиональной ориентации учащихся. Третья ступень обучения - индивидуальная работа в учебное и во внеучебно-тренировочное время с одарёнными и мотивированными к обучению детьми; - оказание помощи в выборе профессии; - участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня; - формирование умений добывать и обрабатывать необходимую информацию; - включение учащихся в инструкторско-судейскую практику ; - индивидуальная работа с родителями учащихся.
План программы
: «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»
Цель:
гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
1. Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми. 2. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми. 3. Достижение детьми более высоких результатов.
Информационный этап:
подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап:
обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Организационный этап:
планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля:
осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.
Информационный этап:
рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей, пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим
физическую одаренность. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Организационный этап:
разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап:
развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Родители Развивающий этап: развитие физических способностей одарённых детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций учителей физической культуры и психолога в домашних условиях.
КАРТА
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 7 класс 2016/2017учебный год Ф.И.О. педагога: Бородавко Михаил Владимирович Ф.И.школьника(ов): Иванов сергей, Козарь Григорий, Филатов Давид, Дорохин Данил Класс: ___7___________________ Цели индивидуального сопровождения: I. Создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию. II. Развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности к выполнению сложных заданий по физической культуре, способности мыслить творчески, а также развивать в них уверенность в своих силах Задачи педагогического сопровождения:
1. Выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету физическая культура; 2. Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках физической культуры и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; 3. Развивать физические, творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу. Образовательный продукт: проект, соревновательная деятельность на различных уровнях в течении года, опережающий рост физических покозателей. Анализ педагогического сопровождения (анализ результатов работы): _________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________. Задачи на следующий учебный год: ______________________________________________ __________________________________________________________________ ______________ Подпись педагога ______________ Бородавко М.В.. Подпись ответственного за работу с ОД в школе:_______________Глазырина А.В.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 7 класс 2016/2017учебный год
№ тема занятия кол. час. Деятельность сопровождаемого образовательный продукт 7 класс
I. Гимнастика
1.1. Специализирова нные упражнения 4 Подводящие элементы. Снаряжение. Правила безопасности Выполнение силовых и гимнастических подводящих элементов (скакалка, перекладина, силовые упражнения ) 1.2 Снаряжения для выполнения гимнастических упражнений 1 Работа со снаряжением Выполнение заданий, направленных на умение пользоваться гимнастическим снаряжением. 1.3. Прыжок назад через голову 7 Работа с видео материалами. Подводящие упражнения. Практический опыт. Умение выполнять упражнение повышенной сложности. 1.4 Практическая работа 4 Консультации Проектная работа
II волейбол
2.1 Специальная физическая подготовка. 1 Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад- вперед и влево-вправо.) Пас предплечьями в движении. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 2.2 Общая физическая подготовка. 3 Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. Подвижные игры и эстафета. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
2.3 Тактика защиты. 2 Умение взаимодействии с другими игроками. Пас из неудобного положения. Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх 2.4 Техника нападения. 4 Высокая прострельная передача. Короткий пас, пас назад, длинный пас. Выполнять технические приёмы и тактические действия; играть в волейбол с соблюдением основных правил; 2.5 Специальная физическая подготовка. 3 Упражнения с набивными и теннисными мячами. Пас предплечьями на точность. Выполнять физические упражнения для развития физических навыков; Заботиться о своём здоровье. 2.6. Общая физическая подготовка. 1 Упражнения для мышц ног и таза. Подвижные игры и эстафета. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 2.6. Техническая подготовка. 4 Передача сверху. Пас- отскок мяча-пас. Боковая подача. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники подачи и приема мяча. 2.7 Контрольные игры и испытания. 2 Оценка игровых достижений. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу.
Подпись учителя ________________ Бородавко М.В. Подпись ответственного за работу с ОД______________Глазырина А.В.
КАРТА
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 6 класс 2016/2017учебный год Ф.И.О. педагога: Бородавко Михаил Владимирович Ф.И.школьника(ов): Вебер Максим, Соколков Максим, Дорохин Виталий, Иванов Дмитрий, Тимофеева Кристина, Ульянова Искрина, Пуртова Юлия Класс: ___6___________________ Цели индивидуального сопровождения: III. Создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию. IV. Развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности к выполнению сложных заданий по физической культуре, способности мыслить творчески, а также развивать в них уверенность в своих силах Задачи педагогического сопровождения: 4. Выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету физическая культура; 5. Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках физической культуры и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6. Развивать физические, творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу. Образовательный продукт: проект, соревновательная деятельность на различных уровнях в течении года, опережающий рост физических покозателей. Анализ педагогического сопровождения (анализ результатов работы): _________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________. Задачи на следующий учебный год: ______________________________________________ __________________________________________________________________ ______________ Подпись педагога ______________ Бородавко М.В.. Подпись ответственного за работу с ОД в школе:_______________Глазырина А.В.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 6 класс 2016/2017учебный год № тема занятия кол. час. Деятельность сопровождаемого образовательный продукт 7 класс
Гимнастика
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1. Ходьба, Беговые перемещения, Прыжковые упражнения 2 Ходьба с различными наклонами туловища и поворотами, с высоким подниманием бедра, скрестным и приставным шагом, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы, формирование навыков здорового образа жизни; способствовать достижению пропорциональной массы тела; способствовать развитию в
отдельности каждой мышцы, группы мышц, части тела; откорректировать отстающие группы мышц. 1.2 Строевые упражнения, Подвижные игры 2 Игры типа эстафет с бегом, переноской предметов, и преодолеванием препятствий. Игры на задания «кто лучше», «быстрее», «точнее», «сильнее» и др.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1. Упражнения для развития силы 4 Подтягивание в висе лежа на низкой жерди или перекладине. Лежа на животе прогнувшись., руки вверх («качалка»),на правом и левом боку. Угол в висе на гимн. стенке (держать) Приобретают умение самостоятельно решать некоторые вопросы своей физической подготовленности (составить план тренировки, комплекс упражнений утренней зарядки и т.д.). Технично выполнять упражнения из атлетической гимнастики. Проектная работа. 1.2 Упражнения для развития гибкости 4 Наклоны вперед. Шпагаты. Махи ногами. Выкруты и вкруты в плечевых суставах. 1.3. Упражнения для развития прыгучести 4 Через гимн. Скамейку. На поролоновом кубе или горке из 4 матов. На обеих ногах с продвижением вперед, назад. 1.4 Упражнения для развития быстроты 4 Пробегание отрезков на скорость. Смена направления в беге, остановки в заданных положениях на обусловленный сигнал 1.5. Упражнения для развития выносливости 4 Равновесие на одной ноге. Стойка на голове, держать
II волейбол
2.1 Специальная физическая подготовка. 1 Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад- вперед и влево-вправо.) Пас предплечьями в Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям
движении. волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 2.2 Общая физическая подготовка. 3 Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. Подвижные игры и эстафета. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, 2.3 Тактика защиты. 2 Умение взаимодействии с другими игроками. Пас из неудобного положения. Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх 2.4 Техника нападения. 4 Высокая прострельная передача. Короткий пас, пас назад, длинный пас. Выполнять технические приёмы и тактические действия; играть в волейбол с соблюдением основных правил; 2.5 Специальная физическая подготовка. 3 Упражнения с набивными и теннисными мячами. Пас предплечьями на точность. Выполнять физические упражнения для развития физических навыков; Заботиться о своём здоровье. 2.6. Общая физическая подготовка. 1 Упражнения для мышц ног и таза. Подвижные игры и эстафета. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 2.6. Техническая подготовка. 4 Передача сверху. Пас- отскок мяча-пас. Боковая подача. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники подачи и приема мяча.
2.7 Контрольные игры и испытания. 2 Оценка игровых достижений. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу. Подпись учителя ________________ Бородавко М.В. Подпись ответственного за работу с ОД______________Глазырина А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В школе разработаны и определены формы и направления деятельности по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, в соответствии с которой проводятся спортивные соревнования, обеспечивается поддержка участия одаренных детей в муниципалных, окружных, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях, смотрах, олимпиадах и фестивалях. Программа деятельности содержит систему мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей. В современных условиях школа ориентирована не на формирование какого-то определённого типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребёнка, его творческих способностей, подготовке профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни. В связи с этим ведется поиск таких психологических или психолого-педагогических условий в педагогическом процессе, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их физическом, интеллектуальном и личностном развитии.
Основной идеей
работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Актуальность
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности. Детская одарённость – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна и для современного российского общества. Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, одаренных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей и педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Но в тоже время выдающиеся умственные и физические проявления ребёнка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта и физических качеств, подъёмом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей. Необходимо раннее выявление, диагностирование, поддержка, сопровождение и социализация одарённых детей потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны. Именно поэтому проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества и является приоритетной задачей в современном обществе совершенствования системы образования. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Основные идеи работы с одаренными детьми
способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления; одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий; одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей; - Объединение усилий учителей, родителей, с целью создания благоприятных условий для совершенствования способностей у детей;
- в процессе обучения выявление индивидуальных и личностных особенностей детей, выстраивание траектории их развития, оказание педагогической поддержки и помощи тем, кто имеет признаки одаренности.
Система выявления и развития талантливых спортсменов строится на
следующих базовых принципах:
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся). Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Принцип доступности и открытости. Принцип развивающего обучения. Принцип добровольности. Принцип гуманизма, равноправия. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Принцип свободного развития личности. Принцип защиты прав.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Организация индивидуальной работы на учебно-тренировочных занятиях (задания повышенной сложности, организация самостоятельной работы). 2. Тестирование, выявление уровня развития психомоторных качеств. 3. Индивидуальная работа тренеров-преподавателей с одарёнными и мотивированными к обучению детьми по их подготовке к соревнованиям разного уровня. 4. Мониторинг образовательных потребностей учащихся. 5. Участие в общешкольных мероприятиях, обеспечивающих проявление творческих и интеллектуальных способностей учащихся. 6. Вовлечение учащихся в инструкторско-судейскую деятельность на отделении по виду спорта с целью развития их способностей. 7. Организация встреч учащихся с выпускниками – студентами высших и средних специальных учебных заведений; 8. Формирование портфолио учащегося (результаты участия в соревнованиях, результаты освоения образовательной программы, программы выступлений учащегося в спортивно-массовых мероприятиях с показательными выступлениями).
9. Проведение диагностики одарённых и мотивированных учащихся, создание банка данных «Одарённые дети».
Способы стимулирования
1. Награждение дипломами (или грамотами), ценными подарками учащихся и премирование преподавателей. 2. Размещение фотографий в школе на стенде. 3. Размещение статей о достижениях учащихся в на школьном сайте 4. Направление Благодарственных писем родителям учащихся, занявшим призовые места в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. 5. Проведение ежегодного конкурса на лучшего спортсмена года.
Формы и методы работы с одарёнными
и мотивированными к обучению учащимися
Первая ступень обучения - выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними по развитию способностей на учебных занятиях и внеурочное время; - осуществление индивидуального подхода на учебных занятиях и внеурочное время; - составление преподавателями индивидуальных разноуровневых заданий на учебно-тренировочных занятиях и на дом; - индивидуальная работа с родителями одарённых и мотивированных детей и привлечение их к совместной работе с учащимся; - проведение конкурсов, соревнований, показательных выступлений; - поддерживание тесной связи с родителями учащихся. Вторая ступень обучения - выявление одарённых и мотивированных детей и работа с ними на учебных занятиях и внеурочное время; - широкое привлечение учащихся к работе во внеучебно- тренировочное время (соревновательная деятельность, показательные выступления); - развитие инициативы и самостоятельности; - формирование навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации; - проведение внутришкольных олимпиад, конкурсов, соревнований, участие в зональных, муниципальных, окружных конкурсах и соревнованиях; - обучение самооценке, самоанализу и самоконтролю;
- работа по созданию системы профессиональной ориентации учащихся. Третья ступень обучения - индивидуальная работа в учебное и во внеучебно-тренировочное время с одарёнными и мотивированными к обучению детьми; - оказание помощи в выборе профессии; - участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня; - формирование умений добывать и обрабатывать необходимую информацию; - включение учащихся в инструкторско-судейскую практику ; - индивидуальная работа с родителями учащихся.
План программы
: «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»
Цель:
гармонизация и развитие ярко выраженных спортивных способностей одаренного ребенка.
Задачи:
1. Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми. 2. Привлечение специалистов по физической культуре для работы с этими детьми. 3. Достижение детьми более высоких результатов.
Информационный этап:
подбор методических материалов и литературы по данной тематике. Консультирование родителей и воспитателей.
Развивающий этап:
обеспечение работы по гармонизации личности и интеллекта физически одаренного ребенка.
Организационный этап:
планирование работы руководителя по физическому воспитанию. Разработка методических рекомендаций. Обеспечение помощи руководителя по физическому воспитанию (методики, оснащение спортивным инвентарем и др.).
Этап контроля:
осуществление контроля за качеством и сроками работы с детьми.
Информационный этап:
рекомендации по взаимодействию с ребенком для родителей, пропаганда здоровье сберегающего образа жизни среди родителей. Пропаганда лучшего опыта работы с ребенком, имеющим
физическую одаренность. Информирование родителей о способностях и достижениях их ребенка.
Организационный этап:
разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком. Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей. Мониторинг динамики физического развития ребенка. Профессиональное общение со специалистами из спортивных школ с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную секцию.
Развивающий этап:
развитие физических параметров на индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Родители Развивающий этап: развитие физических способностей одарённых детей посредством определения их в специализированные секции и спортивные кружки, либо выполнение рекомендаций учителей физической культуры и психолога в домашних условиях.
КАРТА
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 7 класс 2016/2017учебный год Ф.И.О. педагога: Бородавко Михаил Владимирович Ф.И.школьника(ов): Иванов сергей, Козарь Григорий, Филатов Давид, Дорохин Данил Класс: ___7___________________ Цели индивидуального сопровождения: I. Создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию. II. Развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности к выполнению сложных заданий по физической культуре, способности мыслить творчески, а также развивать в них уверенность в своих силах Задачи педагогического сопровождения:
1. Выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету физическая культура; 2. Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках физической культуры и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; 3. Развивать физические, творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу. Образовательный продукт: проект, соревновательная деятельность на различных уровнях в течении года, опережающий рост физических покозателей. Анализ педагогического сопровождения (анализ результатов работы): _________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________. Задачи на следующий учебный год: ______________________________________________ __________________________________________________________________ ______________ Подпись педагога ______________ Бородавко М.В.. Подпись ответственного за работу с ОД в школе:_______________Глазырина А.В.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 7 класс 2016/2017учебный год
№ тема занятия кол. час. Деятельность сопровождаемого образовательный продукт 7 класс
I. Гимнастика
1.1. Специализирова нные упражнения 4 Подводящие элементы. Снаряжение. Правила безопасности Выполнение силовых и гимнастических подводящих элементов (скакалка, перекладина, силовые упражнения ) 1.2 Снаряжения для выполнения гимнастических упражнений 1 Работа со снаряжением Выполнение заданий, направленных на умение пользоваться гимнастическим снаряжением. 1.3. Прыжок назад через голову 7 Работа с видео материалами. Подводящие упражнения. Практический опыт. Умение выполнять упражнение повышенной сложности. 1.4 Практическая работа 4 Консультации Проектная работа
II волейбол
2.1 Специальная физическая подготовка. 1 Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад- вперед и влево-вправо.) Пас предплечьями в движении. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 2.2 Общая физическая подготовка. 3 Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. Подвижные игры и эстафета. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
2.3 Тактика защиты. 2 Умение взаимодействии с другими игроками. Пас из неудобного положения. Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх 2.4 Техника нападения. 4 Высокая прострельная передача. Короткий пас, пас назад, длинный пас. Выполнять технические приёмы и тактические действия; играть в волейбол с соблюдением основных правил; 2.5 Специальная физическая подготовка. 3 Упражнения с набивными и теннисными мячами. Пас предплечьями на точность. Выполнять физические упражнения для развития физических навыков; Заботиться о своём здоровье. 2.6. Общая физическая подготовка. 1 Упражнения для мышц ног и таза. Подвижные игры и эстафета. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 2.6. Техническая подготовка. 4 Передача сверху. Пас- отскок мяча-пас. Боковая подача. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники подачи и приема мяча. 2.7 Контрольные игры и испытания. 2 Оценка игровых достижений. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу.
Подпись учителя ________________ Бородавко М.В. Подпись ответственного за работу с ОД______________Глазырина А.В.
КАРТА
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 6 класс 2016/2017учебный год Ф.И.О. педагога: Бородавко Михаил Владимирович Ф.И.школьника(ов): Вебер Максим, Соколков Максим, Дорохин Виталий, Иванов Дмитрий, Тимофеева Кристина, Ульянова Искрина, Пуртова Юлия Класс: ___6___________________ Цели индивидуального сопровождения: III. Создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию. IV. Развитие у учащихся интереса к проектной дельности, склонности к выполнению сложных заданий по физической культуре, способности мыслить творчески, а также развивать в них уверенность в своих силах Задачи педагогического сопровождения: 4. Выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету физическая культура; 5. Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках физической культуры и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6. Развивать физические, творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу. Образовательный продукт: проект, соревновательная деятельность на различных уровнях в течении года, опережающий рост физических покозателей. Анализ педагогического сопровождения (анализ результатов работы): _________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________. Задачи на следующий учебный год: ______________________________________________ __________________________________________________________________ ______________ Подпись педагога ______________ Бородавко М.В.. Подпись ответственного за работу с ОД в школе:_______________Глазырина А.В.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Групповое сопровождение одарённых детей по физической культуре на уроках и внеурочной деятельности 6 класс 2016/2017учебный год № тема занятия кол. час. Деятельность сопровождаемого образовательный продукт 7 класс
Гимнастика
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1. Ходьба, Беговые перемещения, Прыжковые упражнения 2 Ходьба с различными наклонами туловища и поворотами, с высоким подниманием бедра, скрестным и приставным шагом, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы, формирование навыков здорового образа жизни; способствовать достижению пропорциональной массы тела; способствовать развитию в
отдельности каждой мышцы, группы мышц, части тела; откорректировать отстающие группы мышц. 1.2 Строевые упражнения, Подвижные игры 2 Игры типа эстафет с бегом, переноской предметов, и преодолеванием препятствий. Игры на задания «кто лучше», «быстрее», «точнее», «сильнее» и др.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.1. Упражнения для развития силы 4 Подтягивание в висе лежа на низкой жерди или перекладине. Лежа на животе прогнувшись., руки вверх («качалка»),на правом и левом боку. Угол в висе на гимн. стенке (держать) Приобретают умение самостоятельно решать некоторые вопросы своей физической подготовленности (составить план тренировки, комплекс упражнений утренней зарядки и т.д.). Технично выполнять упражнения из атлетической гимнастики. Проектная работа. 1.2 Упражнения для развития гибкости 4 Наклоны вперед. Шпагаты. Махи ногами. Выкруты и вкруты в плечевых суставах. 1.3. Упражнения для развития прыгучести 4 Через гимн. Скамейку. На поролоновом кубе или горке из 4 матов. На обеих ногах с продвижением вперед, назад. 1.4 Упражнения для развития быстроты 4 Пробегание отрезков на скорость. Смена направления в беге, остановки в заданных положениях на обусловленный сигнал 1.5. Упражнения для развития выносливости 4 Равновесие на одной ноге. Стойка на голове, держать
II волейбол
2.1 Специальная физическая подготовка. 1 Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад- вперед и влево-вправо.) Пас предплечьями в Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям
движении. волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 2.2 Общая физическая подготовка. 3 Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. Подвижные игры и эстафета. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, 2.3 Тактика защиты. 2 Умение взаимодействии с другими игроками. Пас из неудобного положения. Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх 2.4 Техника нападения. 4 Высокая прострельная передача. Короткий пас, пас назад, длинный пас. Выполнять технические приёмы и тактические действия; играть в волейбол с соблюдением основных правил; 2.5 Специальная физическая подготовка. 3 Упражнения с набивными и теннисными мячами. Пас предплечьями на точность. Выполнять физические упражнения для развития физических навыков; Заботиться о своём здоровье. 2.6. Общая физическая подготовка. 1 Упражнения для мышц ног и таза. Подвижные игры и эстафета. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь 2.6. Техническая подготовка. 4 Передача сверху. Пас- отскок мяча-пас. Боковая подача. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники подачи и приема мяча.
2.7 Контрольные игры и испытания. 2 Оценка игровых достижений. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу. Подпись учителя ________________ Бородавко М.В. Подпись ответственного за работу с ОД______________Глазырина А.В.
В раздел основное общее образование