"Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
методическая разработка
Автор: Лаврентьева Любовь Николаевна, учитель истории, МАОУ "Савинская ООШ", деревня Савино Новгородский район
В раздел основное общее образование
Технология развития критического мышления на уроках истории и
обществознания.
Выполнила:
Лаврентьева Любовь Николаевна
учитель истории
и обществознания
Технология разработана в конце 20 века в США (Ч.Темпл, Д.Стил,К.Мередит).
В Росси стала известна благодаря деятельности Л.С .Выгодского .Цель данной
образовательной технологии- развитие мыслительных навыков учащихся
,необходимых не только в учебе ,но и в обычной жизни. Развитие критического
мышления приводит к следующим результатам: высокая мотивация учащихся к
образовательному процессу, возрастание мыслительных возможностей
учащихся, подвергать авторскую информацию коррекции. Структура урока
включает три фазы : вызов, осмысление, рефлексию .Такая структура урока
соответствует этапам человеческого восприятия : сначала надо вспомнить,
затем познакомиться с новой информацией ,подумать как ее использовать.
Первый этап - « вызов»- направлен на актуализацию знаний и имеющегося
опыта, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Постановка учеником собственных целей обучения. Получение новой
информации .
Используемые приёмы:
1. прием – «понятийное колесо». В центре пишется ключевое понятие, а вокруг
него соединенные лучами слова, которые предлагают дети и действительно
получается колесо.
2. прием – ЗХУ используется для чтения и прослушивания лекции. Часто она
применяется с использованием таблицы; знаем, хотим узнать, узнали. Данный
прием помогает систематизировать материал, развивает умение определять
понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с
информацией.
3. прием - «верное или неверное утверждение»используется в форме игры
крестики- нолики. Ученикам на индивидуальных карточках даются
утверждения. Читая утверждение необходимо выразить свое согласие с
помощью значков; х -согласие, о- несогласие, в заранее приготовленную
таблицу. И подтверждают свое мнение из текста учебника.
4. прием – «перепутанные логические цепочки». Этот приём хорошо подходит
для «событийных» тем, таких, в которых рассматриваются войны, изменения в
жизни страны и людей, выявляются причины и следствия
Этап вызова состоит из того, что учащимся предлагается определить
последовательность происходящего.Для этого им раздаются карточки, где
указаны элементы события в перепутанном виде и они составляют цепочки
Потом называется правильный ответ и все проверяют.
Второй этап «осмысление» - непосредственная работа с содержанием материала, в ходе которой происходит осмысление собственного понимания материала, дискуссия и осознание альтернативных подходов. Стадия «осмысления» содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя, или видеофильм .Используемые приёмы: 1. Приём «толстые и тонкие вопросы».Тонким считается тот вопрос ,на который можно дать точный краткий ответ, а толстый вопрос требует размышления и развёрнутого ответа. Формировать умение надо начинать с тонких вопросов, а потом учить составлять толстые вопросы. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами ,документами, картами, с учебником. 2. Применяется приём «инсерт». Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и ставить их на полях распечатанного текста, при чтении. Пометки могут быть следующие: знаком (v)-отмечается в тексте информация, которая уже известна ученикам.Знаком плюс (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком минус (-) -о чём он думал иначе. Знаком- ?– нужны дополнительные сведения. Данный приём требует не пассивного чтения, а активного. Важно чтобы отмеченные вопросы не остались без ответа Третий этап – «рефлексия» - размышление. На этом этапе обучающийся структурирует новое знание в системе собственных представлений ,формирует личностное отношение к информации. Происходит осмысление собственного способа мышления и изменения собственной позиции в связи с новым знанием. Обучающемуся необходимо разобраться с содержанием материала, выработать собственное мнение, уметь его высказать. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала .Модели , рисунки, схемы отражают степень понимания и логику рассуждения . Процесс мышления скрытый от глаз становится наглядным . Эта стадия позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить первичное представление об изучаемом материале . Используемые приёмы: 1. Приём - «синквейн» - распространённый способ рефлексивной деятельности, позволяющий научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления; 2. Приём- «кластер» - графический способ организации учебного материала. Развивается умение систематизировать материал, отслеживание самого процесса познания, оценивание учениками себя. Другие приёмы: резюме (я поняла, что…), дискуссии, написание творческих работ, устный круглый стол и др. Использование технологии критического мышления на уроках истории, обществознания позволяет сформировать следующие умении я и навыки работы с информацией: находить ,осмысливать новую информацию; систематизировать; анализировать, представлять информацию в виде
графиков ,схем, таблиц; сравнивать исторические явлении я и объекты; определять пути решения, выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Второй этап «осмысление» - непосредственная работа с содержанием материала, в ходе которой происходит осмысление собственного понимания материала, дискуссия и осознание альтернативных подходов. Стадия «осмысления» содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя, или видеофильм .Используемые приёмы: 1. Приём «толстые и тонкие вопросы».Тонким считается тот вопрос ,на который можно дать точный краткий ответ, а толстый вопрос требует размышления и развёрнутого ответа. Формировать умение надо начинать с тонких вопросов, а потом учить составлять толстые вопросы. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами ,документами, картами, с учебником. 2. Применяется приём «инсерт». Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и ставить их на полях распечатанного текста, при чтении. Пометки могут быть следующие: знаком (v)-отмечается в тексте информация, которая уже известна ученикам.Знаком плюс (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком минус (-) -о чём он думал иначе. Знаком- ?– нужны дополнительные сведения. Данный приём требует не пассивного чтения, а активного. Важно чтобы отмеченные вопросы не остались без ответа Третий этап – «рефлексия» - размышление. На этом этапе обучающийся структурирует новое знание в системе собственных представлений ,формирует личностное отношение к информации. Происходит осмысление собственного способа мышления и изменения собственной позиции в связи с новым знанием. Обучающемуся необходимо разобраться с содержанием материала, выработать собственное мнение, уметь его высказать. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала .Модели , рисунки, схемы отражают степень понимания и логику рассуждения . Процесс мышления скрытый от глаз становится наглядным . Эта стадия позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить первичное представление об изучаемом материале . Используемые приёмы: 1. Приём - «синквейн» - распространённый способ рефлексивной деятельности, позволяющий научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления; 2. Приём- «кластер» - графический способ организации учебного материала. Развивается умение систематизировать материал, отслеживание самого процесса познания, оценивание учениками себя. Другие приёмы: резюме (я поняла, что…), дискуссии, написание творческих работ, устный круглый стол и др. Использование технологии критического мышления на уроках истории, обществознания позволяет сформировать следующие умении я и навыки работы с информацией: находить ,осмысливать новую информацию; систематизировать; анализировать, представлять информацию в виде
графиков ,схем, таблиц; сравнивать исторические явлении я и объекты; определять пути решения, выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
В раздел основное общее образование