Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Основные подходы к созданию системы мониторинга в школе"

статья

Автор: Грищенко Тамара Владимировна, учитель английского языка, МОУ Школа №8 г.Черемхово, город Черемхово, Иркутская область



В раздел основное общее образование



Грищенко Тамара Владимировна, учитель английского языка муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г.Черемхово», Иркутская область
Основные подходы к созданию системы мониторинга в школе
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что «…термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения». Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Согласно ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании» «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». В компетенцию образовательного учреждения входит: «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения». В нашей школе создано Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. Результаты учебной деятельности оцениваются как педагогом, так и самими учащимися. Цель учителя не только проверить учеников, но и научить их проводить рефлексию и оценку своих знаний. Помимо всего, цель оценивания – улучшать результаты, а не только измерять их. Новая система оценивания строится на основаниях:  оценивание – постоянный процесс;  оценивание должно быть критериальным, критерии – планируемые результаты;  критерии оценивания заранее известны педагогам и ученикам, вырабатываются ими совместно;  включение ребёнка в контрольно- оценочную деятельность, самооценка. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда. Согласно данного Положения, каждый учитель отслеживает индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, эффективность образовательной программы. Инструменты оценивания: шкалы, линеечки, оценочные листы, дневники школьника и т.д.
Текущий контроль
успеваемости предусматривает выявление индивидуальной динамики качества достижения планируемых результатов освоения ООП и позволяет: - отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, - отслеживать эффективность образовательной программы. По окончании изучения тем курсов, а также в начале года и в конце 1 полугодия проводится тематическая контрольная работа, тест, диктант, творческая работа, групповая проектная работа и др . Все виды контрольно-оценочных работ (стартовая, тематическая, итоговая) по учебным предметам анализируются с использованием таблицы требований в соответствии с уровнями успешности:
- высокий уровень – 85-100%; - повышенный – 75-84%; - базовый уровень – 65-74%; - пониженный – 50-64%; - недостаточный – менее 50%. Для перевода баллов в проценты используется таблица соотношения баллов и процентов выполнения заданий ( рис.1.). Рис.1.Таблица соотношения баллов и процентов. Например, учащийся набирает 11 баллов из 14 заданий, это составляет 79 % (повышенный уровень). При переходе учащихся в другую школу учитель по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик, выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители: Качество усвоения предмета Отметка в 5-тибалльной системе  85-100% - 5  75-84% - 4  50-74% - 3  менее 50% - 2 Какие инструменты оценивания я считаю наиболее эффективными для осуществления оценочной деятельности? Одним из таких инструментов являются оценочные листы. После проведения каждой контрольно-оценочной работы выполняется анализ. Результаты работ каждого учащегося оформляются на оценочном листе и доводятся до сведения родителей учащихся через дневник и листы оценивания. Пографику мониторинговых исследований школы проводятся следующие работы.
Тематическаяпроверочная работа
проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы
Баллы

задания

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15
9 67 78 87 100 10 60 70 80 90 100 11 55 64 73 82 91 10 0 12 60 58 67 75 83 92 100 13 46 54 62 69 77 85 92 100 14 43 50 57 64 71 79 86 93 100 15 40 47 53 60 67 73 80 87 93 100
заносятся учителем в классный журнал, а учащимися в оценочные листы. Результат фиксируется в классных журналах количественной отметкой (%) ( рис.2). ФИ ___________________________ Оценочный лист. Тематическая работа Английский язык Дата:______ Итоговый балл Я смогу Я достиг Процент от максимального балла за всю работу 24 % выполнения заданий базового уровня (65 - 100%) 100% % выполнения заданий повышенного уровня (50- 100%) 100% Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.2. Оценочный лист. Английский язык. Тематическая работа. Для оценивания изученных тем, разделов я провожу диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы. Привожу примеры оценочных листов.( рис.3,4,5,6,7). Оценочный лист. Английский язык. Лексический диктант «Досуг» Дата: __________ ФИ ученика:_____________ Критерии Я смогу Я достиг Учитель Переводить слова с английского на русский 5б Переводить слова с русского на английский 5б Итого : 10 б Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.3.Оценочный лист. Английский язык. Лексический диктант «Досуг». Оценочный лист. Английский язык. Орфографический диктант «Дом» Дата: __________ ФИ ученика:_____________ Критерии Я смогу Я достиг Учитель Писать слова без ошибок 10б Итого : 10 б Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.4.Оценочный лист. Английский язык. Орфографический диктант «Дом». Оценочный лист. Английский язык. Самостоятельная работа «Употребление прилагательных в
сравнительной и превосходной степени» Дата: ________ ФИ ученика:_____________ Критерии Я смогу Я достиг Учитель Образовывать сравнительную и превосходную степень прилагательных 5б Вставлять в предложение прилагательное в правильной форме 5б Итого : 10 б Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.5.Оценочный лист. Английский язык. Самостоятельная работа «Употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степени». Оценочный лист. Английский язык. Контрольная работа «Местоимения» Дата: ________ ФИ ученика:_____________ Критерии Я смогу Я достиг Учитель Заменять существительные местоимениями соответствующего лица и числа. 2б Вставлять в предложения личные местоимения по смыслу 2б Различать личные и притяжательные местоимения. 2б Образовывать притяжательные местоимения от личных.2б Вставлять в предложения притяжательные местоимения по смыслу.2б Итого : 10 б Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.6.Оценочный лист. Английский язык. Контрольная работа «Местоимения». Оценочный лист. Английский язык. Контрольная работа «Раздел 3» Дата: ________ ФИ ученика:_____________ Критерии Я смогу Я достиг Учитель
Извлекать информацию из текста на слух 2б Извлекать информацию из печатного текста 2б Употреблять глаголы в правильной видо- временной форме 2б Восстанавливать диалог, используя изученные фразы 2б Итого : 8 б Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.7. Оценочный лист. Английский язык. Контрольная работа «Раздел 3»
Промежуточная
аттестацияпредусматривает выявление индивидуальной динамики качества достижения планируемых результатов освоения ООП. Для отслеживания уровня достижения планируемых результатов используются:  стартовые и итоговые диагностические работы;  групповые проектные работы  портфолио ученика.
Стартовая работа
(проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний» (рис.8.). ФИ ___________________________ Оценочный лист. Стартовая работа Английский язык Дата:______ Итоговый балл Я смогу Я достиг Процент от максимального балла за всю работу 24 % выполнения заданий базового уровня (65 - 100%) 100% % выполнения заданий повышенного уровня (50- 100%) 100% Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.8.Оценочный лист. Английский язык. Стартовая работа.

Итоговая диагностическая (контрольная) работа
включает все основные темы учебного периода и проводится в конце учебного года (рис.9.) ФИ ___________________________ Оценочный лист. Итоговая работа Английский язык Дата:______ Итоговый балл Я смогу Я достиг Процент от максимального балла за всю работу 24 % выполнения заданий базового уровня (65 - 100%) 100% % выполнения заданий повышенного уровня (50- 100%) 100% Уровень успешности: высокий, повышенный, базовый, пониженный, недостаточный Рис.9.Оценочный лист. Английский язык. Итоговая работа. Результат фиксируется в классных журналах отметкой (%): выставляется % выполнения заданий базового уровня, % выполнения заданий повышенного уровня, в нижней части страницы журнала делается соответствующая запись. При выставлении итоговой отметки за четверть учитывается базовый уровень выполнения работы, выполнение повышенного уровня выполнения работы фиксируется в электронном блокноте и служит для отслеживания индивидуального продвижения ученика к планируемым результатам освоения ООП на повышенном уровне. Результаты обучения я фиксирую в карте « Оценка индивидуальных достижений обучающихся по английскому языку», что позволяет получить информации о степени соответствия достигнутых результатов планируемым результата м освоения программы на определённом этапе обучения и в перспективе(рис.10.).
Оценка индивидуальных достижений учащихся по английскому языку

Фамилия, имя:

_________________________________________________Класс_______________

Критерии

2 класс

3 класс
Старт 1 полуг Год Старт 1 полуг Год Процент от максимального балла за всю работу % выполнения заданий базового уровня Уровень базовой подготовки. Критерий - 50 % и более - % выполнения заданий повышенного уровня Уровень повышенной подготовки. Критерий –
65% и более
Вывод (за год)
Обучающийся выполнил работу на _________________________ _______ уровне и овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования в следующем классе, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. (результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня Обучающийся выполнил работу на __________________________ ______ уровне и овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования в следующем классе, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. (результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня Уровни успешности: - высокий уровень – 85-100%; - повышенный – 75-84%; - базовый уровень – - 65-74%; - пониженный – 50-64%; - недостаточный – - менее 50%. Обучающийся выполнил работу на _________________________ _______ уровне и овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования в следующем классе, и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно- практических задач средствами данного предмета(результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня Обучающийся выполнил работу на __________________________ ______ уровне иовладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования в следующем классе, и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно- практических задач средствами данного предмета(результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня Обучающийся выполнил работу на _________________________ _______ уровне и не овладел опорной системой знаний и учебными Обучающийся выполнил работу на __________________________ ______ уровне и не овладел опорной системой знаний и учебными
действиями, необходимыми для продолжения образования в следующем классе (результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня) действиями, необходимыми для продолжения образования в следующем классе (результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня) Рис.10. Оценка индивидуальных достижений учащихся по английскому языку. Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование обучающегося к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке,а не на сокрытие своего незнания и неумения. Литература 1.Логинова О.А., Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов» : лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012. — 100 c.; 2. Пинская М.А., Иванов А.В. Формирующий подход: критериальное оценивание в действии // Народное образование. 2010. № 5.C. 192—201.; 3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе.Учебное пособие. М.: Логос, 2010.; 4. Пинская, М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013 г., 96с.; 5. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»; 6.Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Примерные программы по иностранным языкам. М., Дрофа, 2009.; 7.Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: standart.educatalog.aspx?CatalogId=2588.


В раздел основное общее образование