"Формирование толерантности в процессе воспитательной работы и на уроках литературы"
Статья
Автор: Романова Любовь Константиновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №94 имени Лизюкова А.И., город Воронеж
В раздел основное общее образование
Формирование толерантности в процессе воспитательной работы и на
уроках литературы
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 94
г. Воронежа имени генерала Лизюкова А. И.)
Воспитанные люди уважают человеческую личность,
а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
А. П. Чехов
В связи с ускорением темпа социальных изменений, с усилением
интеграционных и миграционных процессов перед современным обществом
необычайно остро встаёт проблема воспитания толерантной личности. К
сожалению, школьники могут наблюдать преступления на почве национальной и
расовой несовместимости, а иногда и сами принимают в них участие. Но ведь если
подростки живут в обстановке нетерпимости, а подчас и ненависти к
представителям других национальностей и этнических групп, то, в большинстве
своём, став взрослым, они будут и дальше сохранять это негативное состояние.
Поэтому на первый план выдвигается проблема приобщения детей к различным
культурам, где немаловажную роль играет толерантность по отношению к
представителям разных народностей.
В нашей школе проводится большая работа, направленная на формирование
позитивного отношения к людям разных национальностей. У нас разработана
программа «Экстремизму – нет!», целью которой является профилактика
экстремизма в подростковой среде и воспитание толерантного отношения к
окружающим у учащихся школы. Реализация программы осуществляется
деятельностью педагогов и классных руководителей, социального педагога,
работников правоохранительных органов и прокуратуры, родительской
общественности, детской организации «Данко».
В рамках программы предполагается профилактика агрессивного поведения,
преступлений и правонарушений, употребления ПАВ. Это осуществляется за счёт
занятости детей во внеурочное время (кружки, творческие объединения, секции),
развития детского коллектива (классные часы на тему дружбы, взаимоотношений в
классе), развития самоуправления (детская организация «Данко», участие в
деятельности районной организации «Содружество юных»), акций милосердия,
классных часов по этикету, реализации программы «Здоровая школа», уроков
толерантности.
1 сентября в школе проводятся «Уроки мира и дружбы», акции «Вспоминаем
жертв Беслана». По традиции, 16 ноября, в Международный день толерантности,
ученики принимают участие в «Карнавале дружбы». Регулярно совместно с
инспекторами ПДН по параллелям проходят лекции об опасности ведения
антиобщественного образа жизни в составе неформальных молодёжных
группировок, по профилактике преступлений на почве национальной, расовой и религиозной розни. Ученики участвуют в благотворительной акции «Белые цветы». Школьная команда «Содружество» - участник районного и городского конкурсов агитбригад, победитель в номинации «Актуально сегодня». Ученики нашей школы участвовали в захоронении жертв политического террора в п. Дубовка, а ребята старшего звена посещают центр временного содержания несовершеннолетних. На уроках толерантности проходят встречи с представителями различных национальностей и вероисповеданий. Почти в каждом классе учатся дети, приехавшие из Донбасса. В школе многое сделано для того, чтобы они не чувствовали себя обездоленными. Мы регулярно участвуем в акциях «Дети Воронежа – детям Донбасса». Помимо вещей, продуктов и гостинцев к праздникам, ученики пишут письма со словами поддержки, вкладывают в посылки свои рисунки. В методической копилке классных руководителей собрано много мероприятий на тему толерантности: «Если бы дети всей Земли…», «Толерантность как условие существования», «Профилактика проявления экстремизма у школьников младшего звена», «Терроризм как крайняя форма экстремизма», «Мы все разные, но дружно живём», «Что такое экстремизм?», «Сто вопросов к взрослому», «Давайте жить дружно!», «Традиции моего народа», конкурс на лучшее национальное блюдо, ток -шоу «За и против». На уроках учителя используют интересные находки. Я как учитель – словесник в целях воспитания толерантности привлекаю художественную литературу. Для этого обращаюсь к лучшим образцам классики и современности. Например, к произведениям Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». С большим интересом ребята рассуждают о прочитанном, спорят о том, что их волнует. Очень полезным стал урок по повести В. Железнякова «Чучело». Ученики анализировали сложную ситуацию, в которую попала главная героиня Лена Бессольцева, и вместе с ней искали выход из неё. Итогом нескольких подобных уроков явился «Нравственный кодекс чести школьника», который дети составили сами. Иногда я провожу игру «Трио», которая показывает, насколько хорошо ребята взаимодействуют друг с другом. Частенько рекомендую учащимся обратиться к толковому словарю для выяснения значений слов «толерантность, экстремизм, конфликт, дискриминация, остракизм». Китайская притча «Ладная семья» очень нравится детям среднего звена. Услышав её, они понимают, что в основу всего надо ставить любовь, прощение, терпение, милосердие, и тогда будет мир между людьми. Ученики 5-6 классов вместо пятиминутки с удовольствием участвуют в игре «Дружба»: Ну-ка, дружно стали вместе, Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза, Подмигнули правым глазом, Левой топнули ногой, А потом ещё другой. Закричали все: «Ура! Наша дружба навсегда!!!» Всё это благоприятствует созданию тёплой атмосферы, поддерживающей каждого ребёнка, ведь только в этом случае дети могут вести себя естественно, воспринимать всех такими, какие они есть, и это помогает им развиваться, вселяет уверенность в своих силах, воспитывает чувство собственного достоинства и, как результат, толерантность.
группировок, по профилактике преступлений на почве национальной, расовой и религиозной розни. Ученики участвуют в благотворительной акции «Белые цветы». Школьная команда «Содружество» - участник районного и городского конкурсов агитбригад, победитель в номинации «Актуально сегодня». Ученики нашей школы участвовали в захоронении жертв политического террора в п. Дубовка, а ребята старшего звена посещают центр временного содержания несовершеннолетних. На уроках толерантности проходят встречи с представителями различных национальностей и вероисповеданий. Почти в каждом классе учатся дети, приехавшие из Донбасса. В школе многое сделано для того, чтобы они не чувствовали себя обездоленными. Мы регулярно участвуем в акциях «Дети Воронежа – детям Донбасса». Помимо вещей, продуктов и гостинцев к праздникам, ученики пишут письма со словами поддержки, вкладывают в посылки свои рисунки. В методической копилке классных руководителей собрано много мероприятий на тему толерантности: «Если бы дети всей Земли…», «Толерантность как условие существования», «Профилактика проявления экстремизма у школьников младшего звена», «Терроризм как крайняя форма экстремизма», «Мы все разные, но дружно живём», «Что такое экстремизм?», «Сто вопросов к взрослому», «Давайте жить дружно!», «Традиции моего народа», конкурс на лучшее национальное блюдо, ток -шоу «За и против». На уроках учителя используют интересные находки. Я как учитель – словесник в целях воспитания толерантности привлекаю художественную литературу. Для этого обращаюсь к лучшим образцам классики и современности. Например, к произведениям Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». С большим интересом ребята рассуждают о прочитанном, спорят о том, что их волнует. Очень полезным стал урок по повести В. Железнякова «Чучело». Ученики анализировали сложную ситуацию, в которую попала главная героиня Лена Бессольцева, и вместе с ней искали выход из неё. Итогом нескольких подобных уроков явился «Нравственный кодекс чести школьника», который дети составили сами. Иногда я провожу игру «Трио», которая показывает, насколько хорошо ребята взаимодействуют друг с другом. Частенько рекомендую учащимся обратиться к толковому словарю для выяснения значений слов «толерантность, экстремизм, конфликт, дискриминация, остракизм». Китайская притча «Ладная семья» очень нравится детям среднего звена. Услышав её, они понимают, что в основу всего надо ставить любовь, прощение, терпение, милосердие, и тогда будет мир между людьми. Ученики 5-6 классов вместо пятиминутки с удовольствием участвуют в игре «Дружба»: Ну-ка, дружно стали вместе, Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза, Подмигнули правым глазом, Левой топнули ногой, А потом ещё другой. Закричали все: «Ура! Наша дружба навсегда!!!» Всё это благоприятствует созданию тёплой атмосферы, поддерживающей каждого ребёнка, ведь только в этом случае дети могут вести себя естественно, воспринимать всех такими, какие они есть, и это помогает им развиваться, вселяет уверенность в своих силах, воспитывает чувство собственного достоинства и, как результат, толерантность.
В раздел основное общее образование